Файл: Совершенствование системы стимулирования персонала организации.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
организационные – установление порядка проведения работ, формулирование целей и задач, а также разграничение полномочий; -
материальные – определяют формы материального стимулирования (заработную плату, надбавки, доплаты и премии), а также их размер; -
технические – обеспечение персонала современными средствами производства и оргтехникой; -
правовые – обеспечение соответствия прав и обязанностей персонала в процессе труда с учетом возложенных на него функций, что необходимо для правильной организации производства и обеспечения справедливого стимулирования; -
социальные – благоприятствуют повышению заинтересованности персонала в собственном труде путем предоставления ему различных социальных льгот и выплат; -
моральные – предоставляют комплекс мероприятий, цель которых состоит в обеспечении положительного морально-нравственного климата в коллективе и на рабочем месте, включая правильный подбор и расстановку персонала, а также моральное поощрение; -
физиологические – комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение работоспособности персонала. Эти мероприятия проводятся в соответствии с санитарно-гигиентическими, эстетическими и эргономичесекими требованиями, которые включают в себя нормы по оснащению рабочих мест, установлению режимов труда и отдыха.
Все виды представленных факторов должны применяться в совокупности, что даст гарантию повышения эффективности и качества работы [6, с. 61-64].
2. Системность предполагает выявление и устранение противоречий между факторами, что дает возможность создания системы стимулирования, которая будет являться сбалансированной за счет взаимного согласования элементов, а следовательно эффективно работать на благо организации (примером может являться система материального и морального стимулирования наемного персонала, которая основана на результатах контроля качества и оценки вклада персонала, что является условием его последующего вознаграждения) [11, с. 66].
3. Регламентация заключается в установлении определенного порядка в виде инструкций, правил, нормативов и контроля за их выполнением.
Регламентация решает следующие задачи:
-
определение работ и операций, которые должны быть возложены на персонал; -
обеспечение персонала необходимой информацией исходя из его обязанностей; -
установление конкретных должностных обязанностей для каждого сотрудника в соответствии с его квалификацией и специализацией.
Целью регламентации в стимулировании является упорядочивание системы стимулирования персонала организации. Объектами регламентации могут являться конкретные обязанности персонала, результаты его деятельности и затраты труда.
4. Специализация является стимулом к повышению производительности и качеству работы, предполагает закрепление за подразделением и отдельными сотрудниками организации функциональных обязанностей в соответствии с принципом рационализации [12, с. 164].
5. Стабильность предполагает наличие сложившегося коллектива, отсутствие текучести кадров, что будет способствовать нормальному выполнению функциональных обязанностей персонала.
6. Целенаправленное творчество способствует проявлению творческого подхода у персонала (создание более совершенных изделий, технологий производства, поиск более эффективных решений в области организации и управления производством).
7. Доступность характеризуется тем, что любой стимул должен быть понятен и доступен для любой категории персонала, при этом стимулирование должно быть демократично.
8. Постепенность. Как известно материальные стимулы подвержены постоянному повышению, однако необходимо учитывать, что резкое повышение вознаграждения, которое в последствии не будет подтверждено, отрицательно скажется на персонале в следствие возникновения нового нижнего порога, который бы устраивал персонал.
9. Минимизация разрывов между результатом труда и его оплатой – учащение вознаграждения и его прямая связь с результатом является действующим стимулом для персонала [13, с. 314].
Рассмотрев основные принципы эффективной системы стимулирования персонала организации, необходимо выделить основные требования к ней:
-
ясность и конкретность системы стимулирования персонала организации в целом, положений о заработной плате и дополнительных выплатах; -
четкое изложение трудовых обязанностей персонала; -
создание системы объективной оценки персонала и исключение субъективности в оценке; -
зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы; -
возможность неограниченного роста заработной платы с ростом индивидуальных результатов персонала; -
учет в оплате труда уровня значимости тех или иных работ для организации; -
равная оплата персонала с одинаковой сложностью и ответственностью выполняемых работ в различных подразделениях организации (относится к базовой оплате без учета дополнительных выплат по результатам).
При формировании или совершенствовании системы стимулирования персонала организации важно учитывать наличие четырех основных категорий стимулов:
-
Принуждение – это использование административных методов принуждения, таких как замечание, выговор, перевод на другую должность, перенос отпуска, увольнение. -
Материальное поощрение – это стимулы, такие как заработная плата, вознаграждение по результатам работы, премии и компенсации. -
Моральное поощрение – это стимулы, которые направлены на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека, таких как благодарность, публикация в прессе и различные награды. -
Самоутверждение – это внутренние силы, которые побуждают человека к достижению определенных целей без прямого внешнего поощрения. Это может быть написание диссертации, публикация книги [14].
Управление стимулированием труда в организации охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, к которым относят:
-
выбор форм и систем заработной платы; -
построение в организации тарифной системы заработной платыявляется важнейшим этапом для организаций, в которых занят персонал различной квалификации и имеются существенные различия в сложности выполняемых работ; -
построение системы дополнительного стимулирования персонала организации предназначено для усиления трудовой мотивации персонала. Система дополнительного стимулирования персонала имеет различные формы: премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности и по итогам работы за год, различные единовременные выплаты за результаты труда, доплаты и надбавки [15, с. 79].
Следует отметить, что каждая премиальная система включает в себя следующие элементы:
-
показатели и условия стимулирования; -
размеры и шкалу стимулирования.
Что касается показателей, то они являются основой построения системы стимулирования персонала организации и выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности организации, характеризующих работу как одного, так и группы сотрудников. Выбор показателей требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном итоге зависит действенность системы стимулирования персонала организации. К выбору условий и показателей необходимо подходить взвешенно и после тщательного анализа последствий, к которым может привести их выполнение, невыполнение или перевыполнение в совокупности всем персоналом или отдельными подразделениями. Правильно подобранные условия и показатели премирования могут стать двигателем, резко ускоряющим развитие организации. Они могут крепко связать в один кулак энергию всего персонала организации и направить ее на достижение стратегической цели организации.
Условия и показатели имеют ту особенность, что к их выбору необходимо подходить, имея в виду два аспекта: мотивацию трудового поведения персонала (то есть учет их потребностей и интересов) и задачи, стоящие перед организацией (учет интересов организации) [17, с.111].
Специалисты выделяют четыре основные группы показателей, стимулирующих персонал за индивидуальные результаты труда. К ним относятся:
-
Количественные показатели: выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции и номенклатуре, процент выполнения норм выработки, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, соблюдение или сокращение плановых сроков проведения ремонтных работ, выполнение работ меньшей численностью по сравнению с нормативной, снижение трудоемкости продукции; -
Качественные показатели: повышение качества выпускаемой продукции, процент сдачи продукции с первого предъявления, снижение процента брака, повышение коэффициента сортности продукции. -
Экономия используемых ресурсов: экономное расходование сырья и материалов, экономия топлива и электроэнергии, сокращение затрат на обслуживание и ремонт оборудования. -
Рациональное использование техники: выполнение сроков освоения новой техники и прогрессивной технологии, соблюдение технологической дисциплины, повышение коэффициента загрузки оборудования [18, c. 48].
Таким образом, показатели стимулирования должны быть конкретными, полностью понятными для персонала и четко сформулированными.
Размеры и шкалы являются величиной стимулирования. Этим, прежде всего, определяется количественная характеристика или степень выполнения показателя стимулирования, начиная с которой начинается стимулирующая выплата. Шкала стимулирования устанавливает связь между степенью выполнения задания и размером стимулирования.
Резюмируя представленные в параграфе данные, можно сказать, что в основе процесса стимулирования персонала организации лежит система, включающая в себя принципы комплексности, системности, регламентации, специализации, стабильности, целенаправленного творчества. Кроме того, каждая система имеет требования, которые нужно учитывать при составлении положения о стимулировании.
1.3. Методы оценки эффективности системы стимулирования персоналом организации
Для того чтобы организация всегда оставалась конкурентоспособной на рынке, нужно постоянно побуждать ее персонал к трудовой деятельности, при этом использовать к разным категориям персонала различные методы и способы стимулирования, постоянно совершенствуя их и улучшая. Но для того, чтобы знать какие изменения и в какой области стимулирования осуществлять, в каком направлении двигаться, нужно регулярно проводить оценку действующей в организации системы стимулирования персонала [20, с. 161].
На сегодняшний день как таковых специальных методов оценки системы стимулирования персонала организации не существует, однако, учитывая тот факт, что система стимулирования персонала является составной частью системы управления персоналом в организации, поэтому методы оценки системы управления персоналом можно применять и для оценки эффективности системы стимулирования персонала организации. Рассматриваемые методы приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Классификация методов оценки стимулирования персонала организации
Наименование группы методов | Перечень методов оценки стимулирования |
Методы обследования |
|
Методы обоснования |
|
Методы анализа |
|
Первая группа методов, которая может быть использована для оценки системы стимулирования персонала организации это - методы обследования, которые включают в себя интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – личное общение с респондентом, при котором исследователь задает вопросы либо прямым способом, либо опосредованно. Следует заметить, что интервью - это не беседа или обмен мнениями, а получение информации от одного лица – респондента (опрашиваемого), который выступает в качестве объекта исследования, а роль субъекта выполняет исследователь [21, с. 27].
Суть интервью заключается в том, что вначале разрабатываются вопросы интервью для конкретной категории персонала, выступающего в роли опрашиваемых. Затем непосредственно проводится само интервью, после которого делаются выводы о системе стимулирования труда и ее воздействии.