Файл: Курс лекций по дисциплине Теория организации для студентов ВлГУ, обучающихся по направлениям 38. 03. 02 Менеджмент, 38. 03. 03 Управление персоналом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 7. Человек склонен, отбирая удобную для себя информацию, недооценивать и оста- влять без внимания нежелательную.
8. В организации существует тенденция роста желательной информации и сокраще- ния, иногда до полного исчезновения, нежелательной. Многие руководители призывают подчиненных сообщать им плохие новости, но лишь некоторые из этих руководителей создают атмосферу, в которой это было бы возможно.
9. Избыток информации бывает так же вреден, как и ее недостаток, – необходим отбор.
Нужно выработать систему упорядочения и использования информации.
10. Свою истинную ценность информация проявляет тогда, когда попадает к людям, ее понимающим и использующим.
11. Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей целью построение целостного коллек- тива на основе обладания информацией всеми работниками компании. Выигрыш от этого гораздо больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки информа- ции.
12. Приобретение информации происходит по принципу «брать и давать». Тому, напри- мер, кто во время учебы все выспрашивает о других компаниях, а когда доходит дело до своей – рот на замок, информации не собрать. Информация собирается пропорционально ее передаче».
Закон единства анализа и синтеза. Анализ и синтез не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевают их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.
Анализ и синтез являются основными методами познания.
Анализ – исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рас- сматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы
(признаки, свойства, отношения и т. п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявле- ния их роли и места в системе.
Синтез – исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.
Закон звучит следующим образом: каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим функци- онирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение – преобразование – объединение – преобразование.
С помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит струк- турная оптимизация системы; система избавляется от неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Таким образом, сочетание анализа и синтеза обеспечивают стре- мление системы к оптимальной самореализации.
Закон композиции и пропорциональности. Гармония в организации предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорционально- сти).
Закон гласит: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).
Проявлением сохранения пропорциональности и композиции является стремление к оптимальному сочетанию в организациях общих, частных и индивидуальных целей.
Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. Этот закон относится к объективным законам организации.
28
Закон гармонии (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – один из основ- ных законов природы. У специалистов в области управления стремление к гармонии ассо- циируется со стремлением к оптимальной и эффективной организации. Гармония при этом понимается как согласованность, стройность, соразмерность в сочетании чего-либо.
Использование закона композиции и пропорциональности на практике помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр.
Руководитель организации с помощью рассматриваемого закона стремится создать команду единомышленников и гармоничное предприятие.
Закон композиции и пропорциональности в организации отражает необходимость учета целей всех субъектов целеполагания в организации, с одной стороны, а с другой – потребность в формировании целей структурных подразделений исходя из стратегической цели развития организации.
Как утверждают специалисты, достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повы- шению уровня самосохранения системы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение закона.
2. Дайте определение зависимости.
3. Назовите типы зависимостей.
4. Чем отличаются законы от закономерностей?
5. Приведите определение закона синергии.
6. Приведите пример проявления закона синергии.
7. Дайте определение закона самосохранения систем.
8. Какие стратегии самосохранения могут использовать организации?
9. Дайте определение закона развития систем.
10. Опишите этапы жизненного цикла системы.
11. В чем заключается принцип инерции системы?
12. Охарактеризуйте принцип эластичности потенциала системы.
13. В чем заключается принцип непрерывности изменения потенциала системы?
14. В чем заключается принцип стабилизации системы?
15. Дайте определение закона информированности-упорядоченности.
16. В чем состоит связь закона информированности-упорядоченности с устойчивостью организации?
17. Дайте определение закона единства анализа и синтеза.
18. Приведите определение закона композиции и пропорциональности.
29
1 2 3 4 5 6
Глава 8
Организационные структуры управления
8.1. Системный подход к анализу организации
Организационные системы постоянно развиваются как в силу того, что в них возни- кают новые потребности, так и потому, что меняются внутренние и внешние условия функ- ционирования. Это приводит к изменению не только связей между элементами организации, но и характеристик организационной системы в целом и самого субъекта управления в част- ности, поскольку в системе с развитой иерархической структурой различия между субъек- том и объектом управления условны. При этом выделяют обычно следующие управленче- ские функции:
• определение целей управления развитием;
• разработка и принятие управленческих решений;
• контроль реализации решений.
Основная функция управления организацией заключается в обеспечении взаимодей- ствия различных элементов и подсистем.
Различные организационно-экономические системы отличаются составом входящих элементов, типом межэлементных связей, характером и уровнем обмена с внешней средой.
Но общим является активное взаимодействие с внешней средой в части как получения из нее необходимых ресурсов, так и передачи во внешнюю среду продуктов своей жизнедея- тельности.
Системный подход в отношении организации заключается в рассмотрении организа- ции как единого целого, обособленного от остального мира и состоящего из взаимосвязан- ных между собой частей.
Указанные системы относятся к числу организационных, поскольку, кроме техниче- ских систем, в их состав входят группы людей.
Основные свойства организационных систем – целенаправленность и достаточная упорядоченность. Особенностью организационных систем является также многофактор- ность происходящих в них процессов, что не всегда позволяет составить описание системы с требуемой степенью полноты. Это проявляется в том, что часть информации, циркули- рующая внутри организационных систем, теряется, как бы ни были надежны связи между частями систем.
Вертикальные связи, как известно, формируют структуру системы и отражают участие в процессе функционирования системы и информированность элементов. Горизонтальные связи обеспечивают обмен информацией не только внутри системы, но и с внешней сре- дой, а также устойчивость материальных потоков и производственных процессов. Графи- чески структурная схема материальных потоков напоминает сетевой граф: вершины графа образуют рассматриваемые элементы, а дуги (имитирующие связи) показывают направле- ние материальных потоков между элементами.
Структуризация или классификация организационных систем могут производиться по иерархическому или административному признаку, а также по информационному, террито- риальному, функциональному признакам и др. Например, классификация по функциональ- ному признаку выглядит следующим образом:
1) производственные структуры (производственные цехи и участки, передаточные устройства, склады и т. д.);
30 2) технологические структуры (строение материально-технических процессов, состав и соотношение оборудования, взаимосвязь основного и вспомогательного производства, специализация и загрузка производственных мощностей и т. д.);
3) экономические структуры (основные фонды, оборотные средства, структура баланса и т. д.);
4) социально-кадровая структура (профессионально-квалификационный состав, поло- возрастной состав, национальный состав, уровень образования, семейное положение и т. д.);
5) информационная структура (источники и получатели сообщений, состав и взаимо- связь источников информации, направленность и конфигурация коммуникационных сетей и т. д.);
6) организационные структуры управления (взаимоотношения подразделений и долж- ностей; распределение ролей, полномочий и ответственности между ними; порядок функ- ционирования связей и т. д.).
Как видим, конфигуратор, характеризующий структуру организации, весьма разно- образен.
Рассмотрим несколько способов классификации организаций. Исходя из сущности системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими критериями (принципами построения и функционирования, характером и целями деятель- ности и т. д.). Так, по принципу построения их можно разделить на формальные и нефор- мальные организации (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Классификация организаций по принципу их построения
Формальные организации характеризуются рамками, правилами, нормами, регламен- тирующими поведение как самой организации, так и ее членов. То есть системообразующие признаки формальной организации – это заданность, запрограммированность и определен- ность организационных норм и действий.
Неформальные организации представляют собой систему не-предписанных этиче- ских норм, социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и привычками, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. В рамках любой формальной организации можно наблюдать присутствие неформальных социальных групп, которые играют важную роль в их деятельности.
На стыке названных двух типов организаций находятся такие разновидности органи- зационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».
Поведенческая модель основана на одновременном функционирование двух систем в рамках одной организации: технической, производящей продукцию или услуги, и социаль- ной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техни- ческую систему.
Органическаямодель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил, за исключением правил по технике безопасности; полная децентрализация; коллеги- альное принятие решений; широкая сфера ответственности сотрудников; наличие несколь-
31 ких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Эта модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменение внешней среды.
Модель «организационной туманности» проявляется в способности к самоконструи- рованию. Она постоянно пребывает в поиске стратегии своего развития.
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества, можно выделить совокупность государственных организаций и организаций, составляющих структуру гражданского общества и подразделяемых в зависимости от характера и целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации определяются ГК РФ как организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской дея- тельности и подразделяются по виду и характеру хозяйственной деятельности, по принад- лежности капитала и контролю, характеру собственности, правовому положению, масшта- бам и сфере деятельности (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Классификация коммерческих организаций
По виду и характеру хозяйственной деятельности коммерческие организации разде- ляются на промышленные, сельскохозяйственные, финансово-кредитные, торговые, строи- тельные, транспортные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, научно-исследова- тельские, туристские и др.
Промышленные фирмы осуществляют производство товаров (обычно к промышлен- ным фирмам относятся те, более 50 % оборота которых приходится на производство про- мышленной продукции).
Кредитно-финансовые учреждения (организации) – это банки, осуществляющие все банковские операции в соответствии с законом, и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка РФ лицен- зию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слово «банк».
Торговые фирмы осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров.
Транспортные фирмы занимаются перевозкой грузов и пассажиров и подразделяются на судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные.
Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на доставке товаров покупа- телю, выполняя поручения промышленных, торговых и иных фирм.
Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при морских, авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозках и перегрузке, играют существенную роль на национальном и мировом рынках.
Системный подход к анализу организаций заключается в выполнении совокупности указаний: