Файл: Особенности муниципальной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Центральная власть заведомо не в состоянии эффективно управлять жизнью страны, если рядом с нею не создана система местного самоуправления. Без организации органов местного самоуправления, этих «кирпичиков государственности», невозможно нормальное функционирование никакого государства. В Российской империи статус муниципальных служащих отличался от статуса государственных служащих.

В СССР гражданские служащие, в отличие от военнослужащих и служащих ряда правоохранительных органов, законодательно не признавались обладателями особого административно-правового статуса, они пользовались единым статусом наравне со всеми другими работниками и служащими. Муниципальная служба по известным причинам политического свойства и вовсе не существовало, а значит, и не было речи об особом статусе муниципальных служащих. На местном уровне функции государственного управления в то время выполняли работники органов советской власти, деятельность которых регулировалась нормами трудового законодательства. Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статьи 12). Эта норма в совокупности с другими конституционными положениями о местном самоуправлении (статей 3, 130, 131, 132, 133) послужила основой для формирования модели местного самоуправления, которая существенно отличается от той, что была закреплена в Законе РСФСР о местном самоуправлении. Тем самым были заложены правовые основы для учреждения нового вида служебной деятельности в нашем обществе: муниципальной службы. Мнение Фадеева, раскрывает суть муниципальной службы, в общем, как отрасли самостоятельной, федерализм и устройство Российского государства обусловливает тенденции в развитии в указанном русле.

В настоящее время муниципальная служба, как и государственная гражданская служба, получает собственное правовое регулирование на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Следует обозначить следующие моменты муниципальной службы.

Муниципальная служба призвана содействовать реализации полномочий органов местного самоуправления.

Эта организационная форма деятельности направленная на формирование и правовое регулирование работы муниципальных служащих.


Согласно другому объективному мнению авторов Московского научного общественного фонда следует, что направление реформ местной власти в сторону самоуправления - наиболее распространенный способ создания такового в мире; это типично российский путь развития местной власти. Вместе с тем российская история местной власти убедительно показала, что если «двойное давление» не получает адекватного ответа со стороны государства, то эта ситуация чревата саморазрушением государства и местного сообщества.

Российская Федерация демонстрирует типичный образец прерывистости в развитии местного самоуправления: за реформой следовала контрреформа, за приливом в развитии местного самоуправления - отлив. Эта прерывистость, кажется, приводит к идее о том, что в случае реформ местная власть целиком и полностью зависит от воли центра к реформированию, однако это не вполне так. При «двойном давлении» все зависит от конкретно-исторических причин, от силы этого давления. Центр вынужден считаться с угрозой собственного саморазрушения, и в силу этого мириться с местным самоуправлением.

По мнению автора многих публикаций, член-корреспондента Международной академии сравнительного права, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Тихомирова Ю. А, в государстве длительное время к основным проявлениям публичности в обществе относили власть и государственное управление. Такое понимание было и остается вполне оправданным, ибо именно указанные феномены обладают наивысшей мерой официальности, нормативной концентрированности общих интересов, средствами обеспечения публичных интересов, включая разнообразные способы принуждения. Самоуправление рассматривалось как параллельно существующее явление, не обладающее признаками публичности.

Бесспорно, самоуправление приобретает свойства самоорганизованной публичной власти и самоосуществляемого управления, получая признание и в теории, и в законодательстве Российской Федерации.

Наряду с этим в середине 1990-х годов были проведены различные реформы определенных видов публичной службы, и прежде всего муниципальной службы. В настоящее время в теории публичной службы используются понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность» и др.


Вышеуказанные термины получили закрепление в нормативных актах и обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением определенных возложенных согласно трудовому договору или контракту функций по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления.

Данные термины вошли в оборот вместе с развитием законодательства о государственной службе и законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории конституционного, административного и муниципального права. Нормативное содержание этих понятий федеральное законодательство и т. п. Тогда в зависимости от природы и характера правового отношения в системе публичной гражданской служебной деятельности можно выделить государственно-служебное и муниципально-служебное отношение (публичное право, административное право), отличные от частноправового трудового отношения (частное право, трудовое право). Так же разграничиваются не только отношения, возникающие в сфере осуществления государственной гражданской и муниципальной служб, но и в других видах публичной гражданской службы. При этом другие публичные юридические лица не являются государственными или муниципальными, а потому имеют собственный аппарат управления, состоящий из лиц, не наделяемых соответствующим статусом государственного или муниципального служащего (например, негосударственные, частные, коммерческие, общественные, международные, неправительственные и определяет в соответствующих дефинитивных статьях. В данном случае можем считать, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Вместе с тем российским законодательством не применяется понятие «публичная служба», которое широко используется в научной литературе, так как является более емким, объединяющим не только государственную и муниципальную службы, но и другие виды служебной деятельности в публичных организациях, учреждениях. К таким служащим относятся лица, находящиеся на публичной службе или на службе у юридического лица публичного права. Публичная служба включает в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных субъектов права: федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образуемых ими органов
, а также публичных объединений, фондов, учреждений, организаций и прочие организации. Действующее российское законодательство вполне определенно устанавливает организационно-правовые формы, в которых фактически осуществляются муниципальная службы, и соответственно ограничивает круг лиц, которые обладают статусом муниципальных служащих. Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления или муниципальные органы - лица со статусом муниципальных служащих. Отсюда выводится общий сущностный признак, объединяющий правовое положение муниципальных служащих. Им выступает форма публичной власти, содержательно обрамляющая социально-правовое единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. Отличия проистекают не только из территориального масштаба, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, обеспечиваемой институтами государственной либо муниципальной службы, из функциональной специфики, особенностей компетенции и полномочий государственных органов либо органов местного самоуправления. Отличия во многом обусловливаются также и тем, какая правовая доктрина господствует при создании законодательной базы и осуществлении нормотворчества в данной сфере общественных отношений. Следовательно, далее резонно обобщить конституционные основы статуса муниципальных служащих единую систему государственной службы Российской Федерации.

Именно здесь заключена суть одного из важнейших доктринальных положений.

Согласно статье Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а значит, и муниципальная служба не входит в определяющих конституционные основы осуществления местного самоуправления (наряду со статьями 130 - 133) и принципы его правового обеспечения в современной России, которые сформулированы с учетом Европейской хартии местного самоуправления. По этой причине законодательство о муниципальной службе становится раздельным. Вместе с тем муниципальная службы базируются в части правового регулирования на общих принципах и основаниях, исходя из которых она получает нормативное закрепление. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, а также утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Предусмотрено деление должностей муниципальной службы на 5 групп по аналогии с должностями государственной гражданской службы. Должности муниципальной службы замещаются на конкурсной основе. Приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются следующие:


Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Назначение на должности муниципальной службы квалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности.

Замещение должностей муниципальной службы может осуществляться на условиях конкурса и путем назначения.

В ходе конкурса проводится оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. К правовой характеристике следует отнести и квалификационные требования:

  • к уровню профессионального образования;

  • к стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности;

  • профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования устанавливаются муниципальным правовым актом на основе типовых квалификационных требований для замещения групп должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации.

С учетом квалификационных требований региональным законом также определяется соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации.

Порядок проведения конкурса и порядок формирования конкурсной комиссии определяется муниципальным правовым актом.

Конкурсная комиссия вместе с кадровой службой органа местного самоуправления проверяет наличие ограничений, по которым гражданин не может быть принят на муниципальную службу. Список ограничений, связанных с муниципальной службой, приведен в Законе о муниципальной службе и является исчерпывающим, т. е. не может быть расширен никаким нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При поступлении на муниципальную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Право на участие в конкурсе имеют и находящиеся уже на муниципальной службе граждане, независимо от того, какую должность они замещают на момент его проведения. Замещение должностей муниципальной службы и на условиях конкурса, и при назначении осуществляется заключением трудового договора (контракта).