Файл: Особенности муниципальной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяются следующие признаки муниципальной службы: профессиональная деятельность осуществляется на постоянной основе, осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальная служба осуществляется в порядке, урегулированном правовыми нормами.

Муниципальная служба может быть рассмотрена в разных аспектах.

В социальном аспекте - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

В политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижения целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

В правовом аспекте - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений.
1.2 Принципы и законодательная основа муниципальной службы
Новый федеральный закон «О муниципальной службе» в Российской Федерации, так же как и утративший силу Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» закрепляет иные основные принципы муниципальной службы. Здесь нужно отметь следующее: в принятых за последнее время многочисленных нормативно правовых актах очень большое значение отдается принципам. По мнению В. С. Нечипоренко значение «принцип» представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития муниципальной службы. Направление ее целей и функций. Органы местного самоуправления - автономная часть профессионального публично-властного аппарата страны. Это накладывает характерный отпечаток на деятельность людей занятых на муниципальной службе.

На основе закона «О Муниципальной службе» устанавливаются основные (принципы) которые несут в себе исходные понятия основ муниципальной службы, к которым относятся:

  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

  • стабильность муниципальной службы;

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;

  • равный доступ граждан владеющих государственным языком. Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения и имущественного и должностного положения, места жительства, религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональным и деловыми качествами муниципального служащего:

  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  • внепартийность муниципальной службы.


Согласно Фадееву, общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации устанавливает Закон об основах муниципальной службы. В соответствии с ним муниципальная служба осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными.

Муниципальной службе присущи следующие отличительные черты и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия.

Как и любая наука, муниципальная служба содержит ряд существенных принципов, которые ее характеризуют.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Законодательно закрепленные принципы приобретают значение императивных требований. Конкретных правил и обязанностей и обязывают правоприменителей к определенным конкретным правилам. По мнению Лившица «принципы охватывают все правовую идею и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность, освобождая от конкретики и частностей» Согласно федеральному закону «О Муниципальной службе в Российской Федерации» принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями. Он вытекает из части 2 статьи 4 Конституции России и является общим для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в нашем государстве, таковыми являются следующие.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, а именно согласно Российской Конституции человек его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (стати 18 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления, должностные лица, муниципальные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.



Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности. По мнению А. М. Володина принципы муниципальной службы это отправные и основные начала, руководящие идеи и требования, лежащие в основе формирования и функционирования муниципальной службы.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободой человека, прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация - тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика, как государства, так и других участников политического процесса.

Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, данный принцип имеет четкое определение. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе» одним из основополагающих принципов муниципальной службы является данный принцип. Норма равного доступа к муниципальной службе конкретизирует право граждан на личное участие в исполнении власти не только путем исполнения избирательных процедур, но также и путем личного поступления на муниципальную службу.


Реализация права граждан на равный доступ к муниципальной службе возможна: при обеспечении открытой для всех граждан процедуры замещения вакантных должностей муниципальной службы;

Следует отметить что если требования, предъявляемые к муниципальным служащим, будут едиными для всех кандидатов на должность, и соответствие кандидатов этим требованиям будет устанавливаться с использованием общей для всех процедуры;

Так, к примеру, Фабричный С. Ю. приводит следующие доводы в пользу Конституции Российской Федерации в части прав граждан Российской Федерации на равный доступ не только к государственной службе, но и к муниципальной тоже. Гарантированное конституционное право на равный доступ к муниципальной службе наряду с государственной должно является конституционной основой концепции муниципальной службы.

Прозрачность системы установления пригодности гражданина для исполнения вакантной должности муниципальной службы и независимость от предпочтений (желаний) должностного лица либо органа, назначающего на должность. Данный принцип раскрывает смысл государства в противодействии сфере борьбы с коррупцией в органах муниципальной власти. В целях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе при замещении вакантных должностей муниципальной службы рекомендуем активнее применять конкурсные процедуры, в том числе конкурсный отбор кандидатов, использовать кадровый резерв, сформированный на конкурсной основе. Так как конституционные гаранты здесь имеют прямую силу и именно, граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к муниципальной службе на условиях и в порядке, устанавливаемых законом.

Ограничение права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законном и лишь в той степени, в какой это связано с обеспечением цели и задач муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности.

Право на равный доступ к муниципальной службе, основанный на Конституции Российской Федерации, вполне может базироваться на законодательных положениях. В части 2 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывается, что, при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.


Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Наконец, помимо условий поступления на муниципальную службу комментируемый Закон содержит перечень обстоятельств, препятствующих замещению должности муниципальной службы, - ограничения, связанные с муниципальной службой (статьи13 Закона). При наличии таких обстоятельств гражданину должно быть отказано в приеме на муниципальную службу.

Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, как степень владения «социальными» знаниями, то есть знаниями, ориентированными на основные социальные сферы, внутреннюю и внешнюю среды их профессиональной деятельности. Законом о Муниципальной службе установлено, что муниципальная служба является профессиональной деятельность. Муниципальный служащий это носитель интеллектуальных знаний, позволяющие ему производит интеллектуальный труд. Можно заключить из сказанного, что социально компетентных муниципальных чиновников обладают весьма высоким уровнем компетентности.

Стабильность муниципальной службы. Данный принцип определяется правовыми, организационными, финансово-экономическими, социальными факторами. Данный принцип ориентирует муниципальных служащих и лиц, претендующих на должности муниципальной службы, на стабильную работу в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования на муниципальной должности с четко определенным кругом профессиональных прав и обязанностей, социальных гарантий, с регулярно выплачиваемой заработной платой, четкой системой повышения квалификации и переподготовки кадров, установленными критериями для профессионального роста и другими составляющими, характерными для муниципальной службы. Следует отметить, что стабильность муниципальной службы напрямую связанна с заключением срочного трудового договора или контракта Изменение трудового договора. Трудовой Кодекс Российской Федерации содержит только два исключения: