Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К характеристике также можно отнести и продвижение по службе
.
Кадровая служба муниципального органа консультирует муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы и способствует оптимальному прохождению муниципальной службы, связанному с профессиональным развитием кадров. Труд в органах управления муниципальными образованиями требует соответствующих профессиональных способностей, профессиональной специализации. Соответственно профессиональное развитие имеет две составляющие - профессионально квалификационную и профессионально должностную.
Профессионально квалификационное развитие связано с накоплением профессионального опыта и знаний для качественного исполнения должностных служебных обязанностей в рамках замещаемой должности в органе местного самоуправления. Структура профессионального опыта должна соответствовать структуре задач и функций, выполняемых на конкретной должности. Профессионально должностное развитие связано со служебной карьерой муниципального служащего. Профессионально должностное развитие кадров тесно связано с явлениями трудовой самореализации, социального признания и материального благополучия.
Руководители органов местного самоуправления, кадровые службы должны планировать должностной рост персонала, помогать в служебном росте, управлять служебной карьерой, ибо не каждый муниципальный служащий, даже обладая способностями и мотивацией, может легко двигаться по иерархической лестнице. Профессиональное развитие кадров неразрывно связано с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой муниципальных служащих.
Возможно также повышение квалификации муниципальных служащих.альный служба аттестация кадровый
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, является одной из основных обязанностей муниципального служащего. Одновременно с этим повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета является правом муниципального служащего.
Цель повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями социально экономического развития муниципальных образований. Система требований, предъявляемых к муниципальным служащим в зависимости от замещаемых должностей, определяет виды их обучения. Это может быть подготовка, переподготовка и повышение квалификации в образовательных учреждениях: академиях, институтах, на факультетах, семинарах, в профессиональных школах и учебно деловых центрах. Кроме того, возможно повышение деловой квалификации в процессе исполнения служебных обязанностей, то есть на рабочем месте. Немаловажную роль играет такая форма обучения муниципальных служащих, как самостоятельная подготовка.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров - это сеть лицензированных государственных и негосударственных учебных заведений, работающих по профессионально образовательным программам, рассчитанным на обучение государственных и муниципальных служащих.
Сложились основные специальности для обучения кадров органов местного самоуправления: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Социология», «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Экономика труда».
Не мене важным является также создание кадрового резерва и его эффективное использование.
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. По отношению к аппарату органов местного самоуправления под кадровым резервом понимается специально сформированная на основе индивидуального отбора группа перспективных работников, обладающая необходимыми деловыми, личностными, морально этическими качествами, прошедшая необходимую подготовку и предназначенная для замещения определенных должностей муниципальной службы.
Институт резерва кадров можно рассматривать как одну из первоочередных и эффективных мер повышения качества персонала муниципальной службы. Социальной базой, внутренними и внешними источниками резерва кадров является все население муниципальных образований, выпускники специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку муниципальных кадров, а также персонал предпринимательских структур.
Особенно актуальна работа с кадровым резервом для руководящих должностей высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы. При подборе кандидатур решающее значение должны иметь компетентность, опыт работы, организаторские, деловые, нравственные качества работника, а также его возможности карьерного роста, высокая ответственность за порученное дело, целеустремленность, инициативность, умение обосновывать и принимать самостоятельные решения.
Обязательным элементом также является оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации.
Один раз в три года в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности проводится аттестация. По ее результатам аттестационная комиссия выносит решение, соответствует ли муниципальный служащий замещаемой должности. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении муниципальных служащих за достигнутые успехи в работе, в т. ч. о повышении в должности, а в случае необходимости - об улучшении деятельности аттестуемого муниципального служащего или о направлении его на повышение квалификации.
В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Вопрос о задачах кадровой работы в органах местного самоуправления был и остается одним из актуальных. Содержанием кадровой работы является практическая реализация совокупности целей, задач и принципов кадровой политики муниципального органа, подбор соответствующих форм, методов и технологий работы с кадрами. Перечень задач, решаемых в процессе кадровой работы и отмеченных в Законе о муниципальной службе, показывает, что в понятие кадровой работы входят не только традиционно кадровые вопросы - формирование кадрового состава муниципальной службы, ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих, всего кадрового делопроизводства, проведение конкурса на замещение вакантной должности, аттестации и работа с кадровым резервом, но и другие задачи. К кадровой работе также отнесены следующие:
-
вопросы организации муниципальной службы - подготовка предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение этих предложений представителю нанимателя (работодателю); -
вопросы контроля и надзора за муниципальными служащими - организация проверки достоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении граждан на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну. Организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений; юридические вопросы - консультирование муниципальных служащих по правовым вопросам муниципальной службы, решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта Российской Федерации. При столь широком толковании кадровая работа совершенно объективно буквально пронизывает всю деятельность органов муниципальной власти. Данный аспект предполагает необходимость активизации и интенсификации целевой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
В этой связи целесообразно использовать подготовку муниципальных управленцев как на рабочем месте (эта форма обучения особенно популярна в зарубежных странах - Японии, Германии, Швеции и др.), так и во внешних образовательных учреждениях. В частности, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, этой работой профессионально и в приоритетном порядке занимаются правовые, экономические, социальные и другие кафедры; в образовательных программах этих кафедр ключевое значение уделяется технологиям и механизмам кадрового обеспечения, эффективной реализации муниципальными служащими задач и функций с учетом выполнения Закона о муниципальной службе.
Муниципальная служба как институт публичного права формируется и реализуется в установленных для нее осуществляется в интересах жителей муниципального образования, для организации и предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных услуг и обеспечения охраны правопорядка. Она является институтом, который, опираясь на гражданскую культуру, профессиональные знания и квалификацию муниципальных служащих, обеспечивает эффективное управление делами муниципального образования. В широком смысле термин «муниципальная служба» обозначает совокупность людей, находящихся на службе муниципальных образований (органов и учреждений - юридических лиц публичного права), в узком смысле - сотрудников аппарата органов местного самоуправления, наделенных соответствующим статусом. В законодательстве под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными.
Таким образом, муниципальную службу можно определить в двух значениях: объективном и субъективном.
В объективном смысле муниципальная служба представляет собой комплексный правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на муниципальную должность, прохождением, отставкой и т. д.
Правовые нормы, составляющие в своей совокупности институт муниципальной службы, содержатся в федеральном законодательстве, региональном законодательстве, а также в уставах муниципальных образований.
В субъективном смысле под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.