Файл: Особенности муниципальной службы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленные на примере закона Челябинской области требования представляют собой условия, которые должны удовлетворять граждане для того чтобы находиться на муниципальной службе. Данные ограничения несут определенный характер, так как лицо, вступившее на муниципальную службу несет определенную ношу ответственности. Муниципальный служащий не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность. Иным основание для отказа в приеме по другим основанием для отказа в приеме на муниципальную службу (либо увольнения с муниципальной службы) является осуждение лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Интересно, что в отношении с гражданской службой аналогичное ограничение предполагает еще и наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Как нам представляется, законодатель вполне обоснованно отказался от такой жесткой нормы. Нужно сказать, что аналогичное положение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 части 6 статьи 36). Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Закон о муниципальной службе предусматривает, что Правительством Российской Федерации должен быть установлен порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения. Нужно заметить, что аналогичная норма закрепляется в отношении гражданских служащих Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако в настоящее время перечень заболеваний, препятствующих прохождению как гражданской, так и муниципальной службы, отсутствует. По нашему мнению, такой перечень вряд ли может быть утвержден по всем должностям государственной или муниципальной службы. Так, в настоящее время подобные перечни устанавливаются в отношении узких категорий работников или служащих. В качестве примера можно привести Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).


Например, п. 6 Закона в качестве ограничения называет (в том числе) приобретение гражданства иностранного государства, а в пункте 7 говорится о наличии гражданства иностранного государства. Если проанализировать обстоятельства, названные в п. 6 статьи 13 Закона, то напрашивается вывод, что они относятся скорее к запретам, чем к ограничениям. Действительно, все указанные обстоятельства (приобретение гражданства иностранного государства, утрата российского гражданства, оформление вида на жительство и т. п.) относятся не к лицам, поступающим на муниципальную службу, а исключительно к муниципальным служащим. Выше мы уже указывали, что это принципиальное отличие запретов от ограничений. Кроме того, наличие данных обстоятельств, статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» прямо относится к дополнительным основаниям расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Однако нарушение ограничений, установленных статьей 13, также представляет собой основание для увольнения с муниципальной службы. В этой связи на практике возникает проблема: по какому из этих оснований должен расторгаться трудовой договор с муниципальным служащим, например в случае приобретения им гражданства иностранного государства? В этой связи мы предлагаем исключить из содержания статьи 13 подпункт 6, поскольку предусмотренные им обстоятельства так или иначе будут являться основанием расторжения трудового договора с муниципальным служащим в силу указаний статьи 19 Закона.

Подобное мнение уже высказывалось С. В. Наймушиним, в котором указывается, что при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и прочие. Кроме того, предоставление подложных документов является основанием для расторжения трудового договора в силу статьи 81 Трудового кодекса.


2.2 Институт кадрового резерва
Эффективная система продвижения кадров требует не только понимания возможностей сотрудника, но и четкое представление о требуемом от них уровне компетенций на каждой ступени управления. Предполагается, что работодатель обладает развернутыми профессиограммами должностей, в которых описывается базовый уровень выраженности всех компетенций на ступенях.

Кадровый резерв - значимый элемент системы муниципального управления, позволяющий реализовать конституционное право граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Формирование кадрового состава муниципальной службы осуществляется с учетом положений стати 32 Закона.

В соответствии с п. 2 и п. 3 комментируемой статьи кадровые службы (управления) органов местного самоуправления участвуют в правотворческой деятельности муниципального органа.

Трудовые книжки в муниципальном органе ведутся кадровой службой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках», утвержденными этим же Постановлением Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

В обязанности кадровой службы государственного органа входит ведение личных дел гражданских служащих. Более подробно о порядке ведения личных дел говорится в статье 30 Закона и в комментарии к ней.

Реестр муниципальных служащих представляет собой перечень работающих в муниципальном органе муниципальных служащих с указанием занимаемой должности и сведений из личного дела, зафиксированный на электронном носителе

На кадровые службы также возлагается обязанность вести оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих. Под служебным удостоверением муниципального служащего понимается официальный документ, подтверждающий должностные полномочия лица, замещающего должность муниципальной службы. Порядок оформления и выдачи служебных удостоверений устанавливается нормативным актом самого органа местного самоуправления.

На кадровые службы (управления) возлагается обеспечение деятельности конкурсных комиссий. Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе.


Работа с кадровым резервом должна быть основана на следующих принципах:


  • равные условия доступа граждан в резерв кадров муниципальной службы в соответствии с их уровнем компетентности;

  • объективность оценки деловых качеств, результатов служебной деятельности лиц для зачисления в резерв;

  • добровольность зачисления в резерв;

  • соответствие квалификации кандидата требованиям, предусмотренным в резерве на замещение муниципальной должности;

  • создание условий для профессионального роста кандидатов на выдвижение, творческого исполнения ими должностных обязанностей;

  • плановость в работе с кадровым резервом.

Надо отметить, что законодательство о муниципальной службе не содержит, какие либо определения кадрового резерва.

Так, согласно статьи 17 Закона о муниципальной службе при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Таким образом, Закон предусматривает лишь абстрактную возможность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы. Как утверждает М. В. Пресняков, следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что подобный подход, вполне обоснованный применительно к трудовым отношениям, представляется совершенно неприемлемым в отношении публичной службы, разновидностью которой является служба муниципальная.

Личное дело муниципального служащего представляет собой совокупность документов муниципального служащего, связанных с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы.

По просьбе муниципального служащего ему предоставляются для ознакомления все материалы его личного дела. При ликвидации органа местного самоуправления, муниципального органа, в котором муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, муниципальный орган, которому переданы функции ликвидированного органа местного самоуправления, муниципального органа, или его правопреемнику. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления