Файл: Вопросы итогового теста по истории русской литературы (ирл).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел лексикологии, изучающий составление словарей:
A) семантика
B) этимология
C) лексикография
D) ономастика
Неологизмы – это:
A) новые слова, недавно появившиеся в русском языке
B) заимствованные слова
C) слова, появившиеся в русском языке в последнее столетие
D) исконно русские слова
Синонимы – это:
A) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
B) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
C) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
D) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
Антонимы – это:
A) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
B) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
C) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
D) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
Лексика – это:
A) словарный запас человека
B) словарный состав языка с фразеологией включительно
C) словарный состав слов
D) грамматически правильное написание слов
В какой из строк приведены синонимы:
A) погода, климат, температура
B) лебедь, ворона, скворец
C) родина, отчизна, отечество
D) часы, пояс, гребень
В какой строке приведены антонимы:
A) чистый, свежий
B) высокий, низкий
C) адресат, адресант
D) умный, мудрый
В какой строке приведены омонимы:
A) кран, перо, лук
B) город, село, поселок
C) подозрительно, неспроста, недаром
D) листья, яблоня, мята
Сколько слов содержит современный словарь русского языка:
A) более 120 тысяч слов
B) более 100 тысяч слов
C) более 92 тысяч слов
D) более 87 тысяч слов
В каком предложении одно из слов употреблено в переносном значении:
A) желтые листья медленно падали на землю
B) яркое солнце быстро съело тонкий ледок
C) и редкий солнца луч, и первые морозы
D) утром бухта наполнилась плавучим льдом
В каком из примеров слово «свежий» употреблено в прямом смысле:
A) свежий вид
B) свежая рубашка
C) свежий хлеб
D) свежий взгляд
Какие из перечисленных слов устарели:
A) суффикс, сокол, лазурь, рейтинг
B) лексика, модальность, мрамор, раковина
C) лето, комедиант, форель, фонетика
D) писарь, пахарь, свичода, рекрут
Какое из перечисленных слов является диалектным:
A) какаду
B) телефон
C) комедия
D) петух
В какой из фраз слово «золотой» употреблено в переносном значении:
A) золотая осень
B) золотое кольцо
C) золотая корона
D) золотой слиток
В каком словаре необходимо смотреть значения слов:
A) орфографическом
B) словообразовательном
C) толковом
D) энциклопедическом
Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»:
A) во весь опор
B) задать жару
C) нога за ногу
D) душа в душу
Какие из слов не являются антонимами:
A) типичный – уникальный
B) альянс – союз
C) сытый – голодный
D) хитрый – простодушный
В каком словаре необходимо смотреть правильное написание слов:
A) орфографическом
B) словообразовательном
C) толковом
D) энциклопедическом
Определите признаки сложного предложения.
A) полипропозитивность, лексико-тематическое единство частей сложного предложения, что влечет за собой их логическую совместимость, единая интонационный рисунок; наличие специфических средств связи.
B) полипредикативность; наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова, соотносительные слова (указательные словA), частицы, интонация; наличие общих членов предложения; структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложения части (обычно второй).
C) монопредикативность; наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова; наличие общих членовпредложения; структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложения части (обычновторой)
D) наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова; наличие общих членов предложения; полипропозитивность
Кто из лингвистов характеризуя ССП, выделяет открытую и закрытую структуру, однотипные/ разнотипные отношения, а также подробно анализирует семантические отношения ?
A) Розенталь Д. Э.
B) Валгина Н.С.
C) Лекант П.А.
D) Белошапкова В.А.
Каким образом классифицируются все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов?
A) союзные, бессоюзные
B) бессоюзные и сложноподчинённые
C) сложносочиненные и сложноподчиненные
D) главные и придаточные
В каком предложении одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее?
A) БСП
B) СПП
C) ССП
D) ССЦ
Какие союзы используются в предложениях с соединительными отношениями?
A) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
B) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
C) и , да, ни…ни, также, тоже
D) однако, же, зато, или, либо, не только, но и, так как
Какие союзы используются в предложениях с разделительными отношениями?
A) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
B) и , да, ни…ни, также, тоже
C) так что, же, зато, или, то есть, не только, но и, так как
D) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
Какие союзы используются в предложениях с противительными отношениями?
A) и , да, ни…ни, также, тоже
B) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
C) так что, же, зато, или, то есть, не только, но и, так как
D) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли }
В каких предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A) соединительных
B) разделительных
C) противительных
D) градационных
В каких предложениях одно явление противопоставлено другому?
A) соединительных
B) пояснительных
C) градационных
D) противительных
Определите типы сложного предложения. Укажите наиболее полный ответ.
A) ССП, СПП, БСП
B) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧССП
C) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧССП, МЧ БСП, МЧ СП с различными видами связи)
D) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧ БСП
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточной частью образа действия?
A) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
B) Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали
C) Невидимая, посредине реки плывет лодка.
D) Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть}
Укажите сложносочинённое предложение.
A) Состав прошел, и мальчик обернулся к месту, где был его фонарь. (Платонов А.)
B) В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. (Астафьев В.)
C) Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведённый с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана. (Бунин И.)
D) Наступал рассвет, небо над головой серело, и в серый сумрак уползала куда-то дорога. (Иванов А.)
Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
A) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
B) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
C) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В начале XX века утверждается новый подход к изучению сложного предложения, который учитывает и структуру, и семантику сложного предложения - структурно-семантический. Назовите лингвистов, которые стояли во главе этого подхода? Они отметили, что для славянской грамматической традиции характерно различение среди сложносочиненных предложений открытых и закрытых структур.
A) Розенталь Д. Э., В.А. Белошапкова.
B) Н.С. Поспелов и впоследствии В.А. Белошапкова.
C) Валгина Н.С., В.А. Белошапкова.
D) Лекант П.А., В.А. Белошапкова.
Каской разряд структуры составляют ССП с присоединительными, градационными и противительными отношениями?
A) ССП с открытой структурой
B) ССП с закрытой структурой
C) ССП и открытой и закрытой структурой
D) Особый разряд
Сколько частей может быть ССП с открытой структурой?
A) У ССП с открытой структурой может быть только 2-3 части
B) У ССП с открытой структурой может быть только 2 части
C) У ССП с открытой структурой может быть только 3 части
D) У ССП с открытой структурой может быть столько частей, сколько потребуется для в ыражения мысли.
Какие виды связи между предложениями в тексте (ССЦ)
A) цепная связь, параллельная связь, присоединение.
B) цепная связь, параллельная связь.
C) параллельная связь, присоединение.
D) цепная связ, присоединение.
Определите бессоюзное сложное предложение
A) То солнце светит, то идёт дождь.
B) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
C) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
B) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
C) Май холодный - год хлебородный.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
B) Где любовь и совет, там и горя нет.
C) Наступила ночь, но было светло
D) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Где любовь и совет, там и горя нет.
B) Наступила ночь, но было светло.
C) Труд человека кормит - лень портит.
D) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт
Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.
A) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
B) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
C) Время красит, безвременье старит
D) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Время красит, безвременье старит.
C) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
D) Мир строит - война разрушает
Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
C) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны
D) Время красит, безвременье старит.
Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Время красит, безвременье старит.
C) Мир строит - война разрушает
D) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
Морфология – это раздел науки о языке, изучающий …
A) звуковой строй языка и закономерности звуковой организации
B) морфемный состав слова и основные способы образования новых слов
C) грамматические категории и грамматические формы слова
D) способы соединения слов в словосочетания и предложения
Что такое грамматическая парадигма слова?
A) семантика
B) этимология
C) лексикография
D) ономастика
Неологизмы – это:
A) новые слова, недавно появившиеся в русском языке
B) заимствованные слова
C) слова, появившиеся в русском языке в последнее столетие
D) исконно русские слова
Синонимы – это:
A) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
B) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
C) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
D) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
Антонимы – это:
A) слова, совпадающие по звукобуквенному составу, но различающие по
значению
B) слова, разные по своему звукобуквенному составу, но близкие или
одинаковые по значению
C) слова, разные по своему звукобуквенному составу и противоположные
по значению
D) слова, близкие или одинаковые по звукобуквенному составу, но разные
по значению
Лексика – это:
A) словарный запас человека
B) словарный состав языка с фразеологией включительно
C) словарный состав слов
D) грамматически правильное написание слов
В какой из строк приведены синонимы:
A) погода, климат, температура
B) лебедь, ворона, скворец
C) родина, отчизна, отечество
D) часы, пояс, гребень
В какой строке приведены антонимы:
A) чистый, свежий
B) высокий, низкий
C) адресат, адресант
D) умный, мудрый
В какой строке приведены омонимы:
A) кран, перо, лук
B) город, село, поселок
C) подозрительно, неспроста, недаром
D) листья, яблоня, мята
Сколько слов содержит современный словарь русского языка:
A) более 120 тысяч слов
B) более 100 тысяч слов
C) более 92 тысяч слов
D) более 87 тысяч слов
В каком предложении одно из слов употреблено в переносном значении:
A) желтые листья медленно падали на землю
B) яркое солнце быстро съело тонкий ледок
C) и редкий солнца луч, и первые морозы
D) утром бухта наполнилась плавучим льдом
В каком из примеров слово «свежий» употреблено в прямом смысле:
A) свежий вид
B) свежая рубашка
C) свежий хлеб
D) свежий взгляд
Какие из перечисленных слов устарели:
A) суффикс, сокол, лазурь, рейтинг
B) лексика, модальность, мрамор, раковина
C) лето, комедиант, форель, фонетика
D) писарь, пахарь, свичода, рекрут
Какое из перечисленных слов является диалектным:
A) какаду
B) телефон
C) комедия
D) петух
В какой из фраз слово «золотой» употреблено в переносном значении:
A) золотая осень
B) золотое кольцо
C) золотая корона
D) золотой слиток
В каком словаре необходимо смотреть значения слов:
A) орфографическом
B) словообразовательном
C) толковом
D) энциклопедическом
Какой из фразеологизмов имеет значение «очень быстро»:
A) во весь опор
B) задать жару
C) нога за ногу
D) душа в душу
Какие из слов не являются антонимами:
A) типичный – уникальный
B) альянс – союз
C) сытый – голодный
D) хитрый – простодушный
В каком словаре необходимо смотреть правильное написание слов:
A) орфографическом
B) словообразовательном
C) толковом
D) энциклопедическом
Определите признаки сложного предложения.
A) полипропозитивность, лексико-тематическое единство частей сложного предложения, что влечет за собой их логическую совместимость, единая интонационный рисунок; наличие специфических средств связи.
B) полипредикативность; наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова, соотносительные слова (указательные словA), частицы, интонация; наличие общих членов предложения; структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложения части (обычно второй).
C) монопредикативность; наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова; наличие общих членовпредложения; структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложения части (обычновторой)
D) наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова; наличие общих членов предложения; полипропозитивность
Кто из лингвистов характеризуя ССП, выделяет открытую и закрытую структуру, однотипные/ разнотипные отношения, а также подробно анализирует семантические отношения ?
A) Розенталь Д. Э.
B) Валгина Н.С.
C) Лекант П.А.
D) Белошапкова В.А.
Каким образом классифицируются все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов?
A) союзные, бессоюзные
B) бессоюзные и сложноподчинённые
C) сложносочиненные и сложноподчиненные
D) главные и придаточные
В каком предложении одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее?
A) БСП
B) СПП
C) ССП
D) ССЦ
Какие союзы используются в предложениях с соединительными отношениями?
A) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
B) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
C) и , да, ни…ни, также, тоже
D) однако, же, зато, или, либо, не только, но и, так как
Какие союзы используются в предложениях с разделительными отношениями?
A) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
B) и , да, ни…ни, также, тоже
C) так что, же, зато, или, то есть, не только, но и, так как
D) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
Какие союзы используются в предложениях с противительными отношениями?
A) и , да, ни…ни, также, тоже
B) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
C) так что, же, зато, или, то есть, не только, но и, так как
D) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли }
В каких предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A) соединительных
B) разделительных
C) противительных
D) градационных
В каких предложениях одно явление противопоставлено другому?
A) соединительных
B) пояснительных
C) градационных
D) противительных
Определите типы сложного предложения. Укажите наиболее полный ответ.
A) ССП, СПП, БСП
B) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧССП
C) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧССП, МЧ БСП, МЧ СП с различными видами связи)
D) ССП, СПП, БСП, МЧ СП (МЧ СПП, МЧ БСП
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточной частью образа действия?
A) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
B) Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали
C) Невидимая, посредине реки плывет лодка.
D) Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть}
Укажите сложносочинённое предложение.
A) Состав прошел, и мальчик обернулся к месту, где был его фонарь. (Платонов А.)
B) В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. (Астафьев В.)
C) Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведённый с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана. (Бунин И.)
D) Наступал рассвет, небо над головой серело, и в серый сумрак уползала куда-то дорога. (Иванов А.)
Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
A) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
B) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
C) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В начале XX века утверждается новый подход к изучению сложного предложения, который учитывает и структуру, и семантику сложного предложения - структурно-семантический. Назовите лингвистов, которые стояли во главе этого подхода? Они отметили, что для славянской грамматической традиции характерно различение среди сложносочиненных предложений открытых и закрытых структур.
A) Розенталь Д. Э., В.А. Белошапкова.
B) Н.С. Поспелов и впоследствии В.А. Белошапкова.
C) Валгина Н.С., В.А. Белошапкова.
D) Лекант П.А., В.А. Белошапкова.
Каской разряд структуры составляют ССП с присоединительными, градационными и противительными отношениями?
A) ССП с открытой структурой
B) ССП с закрытой структурой
C) ССП и открытой и закрытой структурой
D) Особый разряд
Сколько частей может быть ССП с открытой структурой?
A) У ССП с открытой структурой может быть только 2-3 части
B) У ССП с открытой структурой может быть только 2 части
C) У ССП с открытой структурой может быть только 3 части
D) У ССП с открытой структурой может быть столько частей, сколько потребуется для в ыражения мысли.
Какие виды связи между предложениями в тексте (ССЦ)
A) цепная связь, параллельная связь, присоединение.
B) цепная связь, параллельная связь.
C) параллельная связь, присоединение.
D) цепная связ, присоединение.
Определите бессоюзное сложное предложение
A) То солнце светит, то идёт дождь.
B) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
C) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
D) Там счастье не диво, где трудятся красиво
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
B) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
C) Май холодный - год хлебородный.
D) То солнце светит, то идёт дождь
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
B) Где любовь и совет, там и горя нет.
C) Наступила ночь, но было светло
D) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
Определите бессоюзное сложное предложение
A) Где любовь и совет, там и горя нет.
B) Наступила ночь, но было светло.
C) Труд человека кормит - лень портит.
D) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт
Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.
A) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
B) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
C) Время красит, безвременье старит
D) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Время красит, безвременье старит.
C) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
D) Мир строит - война разрушает
Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
C) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны
D) Время красит, безвременье старит.
Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия
A) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
B) Время красит, безвременье старит.
C) Мир строит - война разрушает
D) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
Морфология – это раздел науки о языке, изучающий …
A) звуковой строй языка и закономерности звуковой организации
B) морфемный состав слова и основные способы образования новых слов
C) грамматические категории и грамматические формы слова
D) способы соединения слов в словосочетания и предложения
Что такое грамматическая парадигма слова?