Файл: Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под отбором к занятиям легкой атлетикой по программам спортивной подготовки понимается комплекс мер организационного и методического характера, посредством которых оценивается индивидуальная предрасположенность к спортивным достижениям, и в составе привлекаемых или привлеченных к занятиям лиц выявляются обладающие наиболее высоким спортивным потенциалом для создания предпочтительных условий к дальнейшему спортивному совершенствованию, в том числе с учетом легкоатлетической специализации.

При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ни о каком ограничении доступа к занятиям легкой атлетикой в процессе спортивного отбора речь идти не должна. В ходе спортивного отбора ограничивается состав групп спортивной подготовки, в которых должны оставаться только представители спортивного резерва – лица, обладающие необходимым спортивным потенциалом для вхождения в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации». Спортсменам, не включенным в группы спортивной подготовки очередного этапа, может быть рекомендовано продолжить занятия легкой атлетикой вне организационной системы спортивной подготовки.

Поскольку ФССП устанавливает 4 этапа многолетней спортивной подготовки, на каждом из которых наполняемость групп планомерно сокращается, признается целесообразным организационное сопряжение этапности спортивного отбора (последовательной оценки спортивной перспективности занимающихся) с этапностью спортивной подготовки.

Установлено, что надежность долгосрочного прогнозирования спортивных достижений возрастает, если приоритетно ориентироваться на темпы роста значимых показателей двигательной подготовленности, а не на их исходный уровень. Важно оценить «реактивность» организма спортсмена – степень адаптационного ответа на физические нагрузки. Считается, что удовлетворительный прогноз может быть осуществлен по темпам прироста значимых показателей подготовленности лишь через первые 1,5 – 2 года спортивных занятий с адекватными физическими нагрузками и при одновременном учете типа биологического созревания спортсмена или спортсменки. У так называемых акселератов (детей и подростков с ускоренным биологическим созреванием) исходный уровень показателей может быть выше, и темпы их прироста вначале могут быть высокими, однако затем они, как правило, существенно снижаются. У ретардантов (лиц, для которых характерно отсроченное биологическое созревание) физическое развитие поначалу несколько запаздывает, однако со временем часто оказывается выше, чем у акселератов.


С позиции прогностической значимости выстраивается следующая иерархия факторов, подлежащих учету при долгосрочной оценке потенциальных возможностей юных легкоатлетов:

1. Наследственность (генетическая предрасположенность в целом).

2. Антропометрические данные.

3. Координационные предпосылки.

4. Функциональные и физические задатки.

5. Особенности психики (в том числе психологическая настроенность на занятия легкой атлетикой)

6. Динамика спортивных результатов.

По мере взросления спортсменов и перехода их на очередные этапы спортивной подготовки оценка прогностической значимости перечисленных выше факторов принципиально изменяется. Все более значимыми для дальнейшего отбора становятся критерии, связанные с теми факторами, которые прежде имели относительно невысокую прогностическую значимость.

Первоочередные действия при формировании контингента лиц, приглашаемых к участию во вступительных испытаниях для зачисления (перевода) на ТЭ, целесообразнее всего связать со знакомством с родителями и другими членами семей кандидатов на зачисление в группу спортивной подготовки. Признается оправданным вести отбор детей к занятиям легкой атлетикой в первую очередь по значимым антропометрическим, координационным, физическим, функциональным, психологическим признакам ближайших родственников. Еще более оправдано формирование контингента по высоким достижениям родственников отбираемых детей в легкой атлетике или близких по специфике моторных проявлений видах спорта, поскольку такие достижения с высокой вероятностью свидетельствуют о наличии генетических предпосылок к высокому спортивному потенциалу отбираемых кандидатов на зачисление в группы ТЭ.

Каждая легкоатлетическая специализация предъявляет определенные требования к тотальным размерам тела и (особенно) конституциональным пропорциям сильнейших спортсменов. Поэтому при оценке спортивной перспективности один из значимых критериев – выявление соответствия телосложения кандидата возможности достижения высоких результатов при определенной последующей легкоатлетической специализации.

Применительно к каждой из легкоатлетических специализаций существует антропометрический эталон, к которому следует стремиться в отборе. Чем выше уровень мастерства – тем больше похожи спортсмены друг на друга по ключевым для данной специализации антропометрическим признакам, причем речь идет о консервативных признаках, слабо подверженных средовому влиянию.



Вместе с тем существуют и общие положения, к которым для легкой атлетики в целом следует отнести:

- относительно длинные конечности (особенно нижние);

- относительно узкий таз;

- специфический для определенной соревновательной дисциплины ростовой параметр и росто-весовой индекс;

- так называемое «тонкое колено» (в поперечном измерении);

- высокие своды стопы;

- низкий удельный вес жировой ткани;

- крепкое и длинное ахиллово сухожилие.

Поскольку большинство из перечисленных признаков относится к морфологии костной ткани, именно скелетные особенности при изучении антропометрических данных юного легкоатлета оцениваются в приоритетном порядке.

Природная предрасположенность к выполнению специфических для определенного вида соревновательной деятельности движений, их экономичность, внешняя легкость, умение расслаблять мышцы в нужных фазах двигательного акта, быстрое овладение новыми двигательными умениями и навыками – все это подлежит учету при спортивном отборе.

При оценке координационных способностей легкоатлетов использование инструментальных методик затруднено. Оценка осуществляется специалистами в основном путем наблюдения за двигательными проявлениями спортсменов.

Один из подходов к оценке координационной предрасположенности к занятиям легкой атлетикой состоит в следующем.

Поскольку бегуну, прыгуну, метателю исключительно важно обладать согласованностью движений маховыми и опорными звеньями в локомоторных или бросковых движениях, оценивается умение кандидатов использовать в движениях так называемые «реактивные» и внешние силы, а не только энергию мышечного напряжения. Для этого выполняются следующие действия:

а) измеряется результативность броска, прыжка или времени преодоления отрезка дистанции в условиях, когда юный спортсмен может выполнять движения только или преимущественно за счет активных мышечных усилий («выключая» маховые движения, изменяя условия опорного взаимодействия и инерционные проявления, уменьшая длину разбега перед прыжком или убирая его вовсе перед выполнением финального движения в метаниях);

б) измеряется результативность в обычных (привычных) условиях выполнения того же упражнения;

в) определяется разница в результатах, величина которой прямо пропорционально отражает умение использовать «внешние» силы.


Характеристики различных сторон функциональной и физической подготовленности, несмотря на относительно невысокую прогностическую значимость на начальных этапах занятий, используются при спортивном отборе легкоатлетов, прежде всего – к занятиям на ТЭ. При этом следует внимательно относиться к выбору индикаторных показателей именно тех качеств, которые важны для сильнейших взрослых представителей избранного вида легкой атлетики, а не для успешной соревновательной конкуренции со сверстниками.

Оценке типа нервной деятельности, особенностей характера, преобладающей мотивации, волевых качеств также следует уделять должное внимание на всех этапах спортивного отбора. Как и показатели состояние здоровья, психологические показатели могут иметь лимитирующий характер.

Психологическая оценка проводится по психолого-педагогическому, психическому и психофизиологическому направлениям контроля. В первом случае речь идет о фиксированных наблюдениях, использовании опросников и тестов самооценки, во втором – о методах диагностики быстроты и точности реакций, устойчивости внимания, точности двигательных восприятий, в третьем – о методах оценки психофизиологических состояний занимающихся в тренировочных занятиях или на соревнованиях.

Наряду с этим, существует общий критерий, по которому можно установить пригодность к занятиям спортом с психологической точки зрения – это отношение занимающихся к состязательной деятельности. Тем, кто проявляет активный и стойкий интерес к соревновательному соперничеству, должно уделяться приоритетное внимание.

Уровень и динамика соревновательной результативности приобретают наибольшее прогностическое значение с началом занятий на ЭССМ и ЭВСМ. Напротив, на ТЭ эти критерии следует использовать весьма осторожно, поскольку разница в спортивных результатах, показанных юными легкоатлетами-одногодками на начальных этапах многолетнего совершенствования, в значительной степени обусловлена темпами биологического созревания, а также характером освоенных тренирующих воздействий. Однако при адекватности тренирующих воздействий, корректном учете типа биологического созревания и тренировочного стажа спортсмена возрастная динамика соревновательной результативности информативна и для долгосрочной оценки спортивного потенциала.


4. Система контроля и зачетные требования