Файл: Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под отбором к занятиям легкой атлетикой по программам спортивной подготовки понимается комплекс мер организационного и методического характера, посредством которых оценивается индивидуальная предрасположенность к спортивным достижениям, и в составе привлекаемых или привлеченных к занятиям лиц выявляются обладающие наиболее высоким спортивным потенциалом для создания предпочтительных условий к дальнейшему спортивному совершенствованию, в том числе с учетом легкоатлетической специализации.
При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ни о каком ограничении доступа к занятиям легкой атлетикой в процессе спортивного отбора речь идти не должна. В ходе спортивного отбора ограничивается состав групп спортивной подготовки, в которых должны оставаться только представители спортивного резерва – лица, обладающие необходимым спортивным потенциалом для вхождения в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации». Спортсменам, не включенным в группы спортивной подготовки очередного этапа, может быть рекомендовано продолжить занятия легкой атлетикой вне организационной системы спортивной подготовки.
Поскольку ФССП устанавливает 4 этапа многолетней спортивной подготовки, на каждом из которых наполняемость групп планомерно сокращается, признается целесообразным организационное сопряжение этапности спортивного отбора (последовательной оценки спортивной перспективности занимающихся) с этапностью спортивной подготовки.
Установлено, что надежность долгосрочного прогнозирования спортивных достижений возрастает, если приоритетно ориентироваться на темпы роста значимых показателей двигательной подготовленности, а не на их исходный уровень. Важно оценить «реактивность» организма спортсмена – степень адаптационного ответа на физические нагрузки. Считается, что удовлетворительный прогноз может быть осуществлен по темпам прироста значимых показателей подготовленности лишь через первые 1,5 – 2 года спортивных занятий с адекватными физическими нагрузками и при одновременном учете типа биологического созревания спортсмена или спортсменки. У так называемых акселератов (детей и подростков с ускоренным биологическим созреванием) исходный уровень показателей может быть выше, и темпы их прироста вначале могут быть высокими, однако затем они, как правило, существенно снижаются. У ретардантов (лиц, для которых характерно отсроченное биологическое созревание) физическое развитие поначалу несколько запаздывает, однако со временем часто оказывается выше, чем у акселератов.
С позиции прогностической значимости выстраивается следующая иерархия факторов, подлежащих учету при долгосрочной оценке потенциальных возможностей юных легкоатлетов:
1. Наследственность (генетическая предрасположенность в целом).
2. Антропометрические данные.
3. Координационные предпосылки.
4. Функциональные и физические задатки.
5. Особенности психики (в том числе психологическая настроенность на занятия легкой атлетикой)
6. Динамика спортивных результатов.
По мере взросления спортсменов и перехода их на очередные этапы спортивной подготовки оценка прогностической значимости перечисленных выше факторов принципиально изменяется. Все более значимыми для дальнейшего отбора становятся критерии, связанные с теми факторами, которые прежде имели относительно невысокую прогностическую значимость.
Первоочередные действия при формировании контингента лиц, приглашаемых к участию во вступительных испытаниях для зачисления (перевода) на ТЭ, целесообразнее всего связать со знакомством с родителями и другими членами семей кандидатов на зачисление в группу спортивной подготовки. Признается оправданным вести отбор детей к занятиям легкой атлетикой в первую очередь по значимым антропометрическим, координационным, физическим, функциональным, психологическим признакам ближайших родственников. Еще более оправдано формирование контингента по высоким достижениям родственников отбираемых детей в легкой атлетике или близких по специфике моторных проявлений видах спорта, поскольку такие достижения с высокой вероятностью свидетельствуют о наличии генетических предпосылок к высокому спортивному потенциалу отбираемых кандидатов на зачисление в группы ТЭ.
Каждая легкоатлетическая специализация предъявляет определенные требования к тотальным размерам тела и (особенно) конституциональным пропорциям сильнейших спортсменов. Поэтому при оценке спортивной перспективности один из значимых критериев – выявление соответствия телосложения кандидата возможности достижения высоких результатов при определенной последующей легкоатлетической специализации.
Применительно к каждой из легкоатлетических специализаций существует антропометрический эталон, к которому следует стремиться в отборе. Чем выше уровень мастерства – тем больше похожи спортсмены друг на друга по ключевым для данной специализации антропометрическим признакам, причем речь идет о консервативных признаках, слабо подверженных средовому влиянию.
Вместе с тем существуют и общие положения, к которым для легкой атлетики в целом следует отнести:
- относительно длинные конечности (особенно нижние);
- относительно узкий таз;
- специфический для определенной соревновательной дисциплины ростовой параметр и росто-весовой индекс;
- так называемое «тонкое колено» (в поперечном измерении);
- высокие своды стопы;
- низкий удельный вес жировой ткани;
- крепкое и длинное ахиллово сухожилие.
Поскольку большинство из перечисленных признаков относится к морфологии костной ткани, именно скелетные особенности при изучении антропометрических данных юного легкоатлета оцениваются в приоритетном порядке.
Природная предрасположенность к выполнению специфических для определенного вида соревновательной деятельности движений, их экономичность, внешняя легкость, умение расслаблять мышцы в нужных фазах двигательного акта, быстрое овладение новыми двигательными умениями и навыками – все это подлежит учету при спортивном отборе.
При оценке координационных способностей легкоатлетов использование инструментальных методик затруднено. Оценка осуществляется специалистами в основном путем наблюдения за двигательными проявлениями спортсменов.
Один из подходов к оценке координационной предрасположенности к занятиям легкой атлетикой состоит в следующем.
Поскольку бегуну, прыгуну, метателю исключительно важно обладать согласованностью движений маховыми и опорными звеньями в локомоторных или бросковых движениях, оценивается умение кандидатов использовать в движениях так называемые «реактивные» и внешние силы, а не только энергию мышечного напряжения. Для этого выполняются следующие действия:
а) измеряется результативность броска, прыжка или времени преодоления отрезка дистанции в условиях, когда юный спортсмен может выполнять движения только или преимущественно за счет активных мышечных усилий («выключая» маховые движения, изменяя условия опорного взаимодействия и инерционные проявления, уменьшая длину разбега перед прыжком или убирая его вовсе перед выполнением финального движения в метаниях);
б) измеряется результативность в обычных (привычных) условиях выполнения того же упражнения;
в) определяется разница в результатах, величина которой прямо пропорционально отражает умение использовать «внешние» силы.
Характеристики различных сторон функциональной и физической подготовленности, несмотря на относительно невысокую прогностическую значимость на начальных этапах занятий, используются при спортивном отборе легкоатлетов, прежде всего – к занятиям на ТЭ. При этом следует внимательно относиться к выбору индикаторных показателей именно тех качеств, которые важны для сильнейших взрослых представителей избранного вида легкой атлетики, а не для успешной соревновательной конкуренции со сверстниками.
Оценке типа нервной деятельности, особенностей характера, преобладающей мотивации, волевых качеств также следует уделять должное внимание на всех этапах спортивного отбора. Как и показатели состояние здоровья, психологические показатели могут иметь лимитирующий характер.
Психологическая оценка проводится по психолого-педагогическому, психическому и психофизиологическому направлениям контроля. В первом случае речь идет о фиксированных наблюдениях, использовании опросников и тестов самооценки, во втором – о методах диагностики быстроты и точности реакций, устойчивости внимания, точности двигательных восприятий, в третьем – о методах оценки психофизиологических состояний занимающихся в тренировочных занятиях или на соревнованиях.
Наряду с этим, существует общий критерий, по которому можно установить пригодность к занятиям спортом с психологической точки зрения – это отношение занимающихся к состязательной деятельности. Тем, кто проявляет активный и стойкий интерес к соревновательному соперничеству, должно уделяться приоритетное внимание.
Уровень и динамика соревновательной результативности приобретают наибольшее прогностическое значение с началом занятий на ЭССМ и ЭВСМ. Напротив, на ТЭ эти критерии следует использовать весьма осторожно, поскольку разница в спортивных результатах, показанных юными легкоатлетами-одногодками на начальных этапах многолетнего совершенствования, в значительной степени обусловлена темпами биологического созревания, а также характером освоенных тренирующих воздействий. Однако при адекватности тренирующих воздействий, корректном учете типа биологического созревания и тренировочного стажа спортсмена возрастная динамика соревновательной результативности информативна и для долгосрочной оценки спортивного потенциала.
4. Система контроля и зачетные требования