Файл: Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся первого года обучения должны знать:
- правила безопасного поведения на занятиях легкой атлетикой;
- правила организации вводной части учебно-тренировочного занятия (разминка);
- основы личной гигиены.
Уметь:
- выполнять приемы закаливания;
- владеть техникой выполнения заданного упражнения (гладкого бега, метания мяча, прыжка в длину с места и т.д.);
- выполнять нормативные требования по общей физической подготовке.
Обучающиеся второго года обучения должны знать:
- правила проведения соревнований по основным видам легкой атлетики;
- дозировку физической нагрузки с использованием показателей ЧСС (частоты сердечного сокращения);
- причины травм и их профилактику.
Уметь:
- демонстрировать технику основных видов легкой атлетики;
- применять средства восстановления;
- выполнять нормативные требования по общей физической подготовке.
Первый год обучения
№ | Физические способности | Контроль-ные тесты | Воз- Раст лет | Уровень | |||||
Мальчики | девочки | ||||||||
низкий «3» | средний «4» | высокий «5» | низкий «3» | средний «4» | высокий «5» | ||||
1 | скоростные | Бег 30 м,с. | 9 10 | 6,8 6,6 | 6,7-5,7 6,5-5,6 | 5,1 5,1 | 7,0 6,6 | 6,9-6,0 6,5-5,6 | 5,3 5,2 |
2 | координационные | Челночный бег 3 по 10 м,с | 9 10 | 10,2 9,9 | 9,9-9,3 9,5-9,0 | 8,8 8,6 | 10,8 10,4 | 10,3-9,7 10,0-9,5 | 9,3 9,1 |
3 | скоростно-силовые | Прыжки в дл.с места см | 9 10 | 120 130 | 130-150 140-160 | 175 185 | 110 120 | 135-150 140-150 | 160 170 |
4 | силовые | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | 9 10 | 10 12 | 12 14 | 14 16 | 8 10 | 10 12 | 12 14 |
Второй год обучения
| Физические способности | Контроль-ные тесты | Воз- растлет | Уровень | |||||
Мальчики | девочки | ||||||||
низкий «3» | средний «4» | высокий «5» | низкий «3» | средний «4» | высокий «5» | ||||
1 | скоростные | Бег 30 м,с. | 11 12 | 6,3 6,0 | 6,1-5,5 5,8-5,4 | 5,0 4,9 | 6,4 6,2 | 6,3-5,7 6,0-5,4 | 5,1 5,0 |
2 | координационные | Челночный бег 3 по 10 м,с | 11 12 | 9,7 9,3 | 9,3-8,8 9,0-8,6 | 8,5 8,3 | 10,1 10,0 | 9,7-9,3 9,6-9,1 | 8,9 8,8 |
3 | скоростно-силовые | Прыжки в дл.с места см | 11 12 | 140 145 | 160-180 165-180 | 195 200 | 130 135 | 150-175 155-175 | 185 190 |
4 | силовые | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | 11 12 | 14 16 | 16 18 | 18 20 | 12 14 | 14 16 | 16 |
3.6.1.2 Специальная физическая подготовка
К концу этапа предварительной спортивной подготовки (11 – 12) при переводе занимающихся в учебно – тренировочные группы уровень показателей в обязательных тестах должен быть следующим (по Ю.Г. Травину, Ф.П.Суслову):
Для спринтеров, барьеристов – бег на 60 метров со старта: мальчики – 8,0с., девочки – 8,4с.; тройной прыжок с места: мальчики – 670-690см., девочки – 610-630см.
Для прыгунов в высоту: бег на 60 м. со старта: мальчики – 8,2с., девочки – 8,6с., тройной прыжок с места: мальчики – 680-700см., девочки – 640-650см.
Для бегунов на средние и длинные дистанции. Бег 800м: мальчики – 2.14,0.,девочки – 2.40,0.: бег на 60 м. со старта: 8,2-8,4с., девочки – 8,6-8,8с.,тройной прыжок с места: мальчики – 650-680см., девочки – 600-620см.
Для прыгунов в длину, тройной и с шестом: бег на 60 м со старта: мальчики – 8,0-8,2с., 8,4-8,5с., тройной прыжок с места: мальчики – 680-700см., девочки – 620-630см.
Для метателей: бросок ядра через голову: мальчики (6 кг.) – 12-14м., девочки (4 кг.) – 10-11м., тройной прыжок с места: мальчики – 660-680см., девочки – 580-600см., бег на 60м. со старта: мальчики – 8,2-8,5с., девочки – 8,7-9,0с. Для копьеметателей: метание мяча (150г.) мальчики – 80м., девочки – 60м.
3.6.2 Техническая подготовка
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменов своих психофизических возможностей.
Задачи: обучение технике легкоатлетических упражнений: бега, прыжков, ходьбе, метания.
Средства технической подготовки:
Бег: свободный по прямой, по виражу, с наращиванием скорости и последующим движением вперед по инерции; отталкивание как основная фаза бега, вынос бедра, постановка стопы; техника высокого старта; техника низкого старта; техника приема и передачи эстафетной палочки; техника финиширования.
Прыжки: с места в длину, тройной, в высоту; определение толчковой ноги; ритм последних шагов разбега; отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание».
Ходьба: общее ознакомление с техникой спортивной ходьбы; постановка стопы; движения ног ,движения таза при спортивной ходьбе; движения рук и плеч;
Метания: общее ознакомление с техникой метания; держание снаряда; исходное положение для метания; скрестный шаг; метание с 2 – 4 – 8 шагов разбега; метание с полного разбега.
Содержание технической подготовки
3.6.3 Тактическая подготовка
Спортивная тактика — искусство ведения соревнования с противником. Ее главная задача — наиболее целесообразное использование физических и психических возможностей легкоатлета для победы над противником.
Тактика необходима во всех видах легкой атлетики: наибольшую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, наименьшую — там, где соревнование происходит без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания).
Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффективнее использовать свою спортивную технику, физическую и морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. При прочих равных условиях победа на соревнованиях в конечном счете зависит от уровня тактического мастерства.
Тактическая подготовка складывается из теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требованиям своего вида легкой атлетики. В специальную тактическую подготовку входит также разработка целесообразных способов и приемов ведения состязания, составление планов, вариантов, графиков с учетом своих сил и сил противников.
3.6.4 Теоретическая подготовка
Программа теоретической подготовки включает в себя следующие вопросы:
- общие понятия о советской системе физического воспитания;
- перспективы развития физической культуры и спорта;
- воспитание моральных качеств спортсменов;
- научное обоснование, а также анализ техники и тактики в специализируемом виде легкой атлетики (в том числе и самостоятельное изучение).
Спортсменов нужно ознакомить с методикой обучения спортивной технике и путями ее совершенствования, с принципами советской системы спортивной тренировки.
1 год: 1. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. (2час)
2. Личная гигиена, закаливание организма.(1час)
3. Физкультура как средство укрепления здоровья.(1час)
4. Режим питания, витаминизация.(1час)
5. Знакомство с правилами соревнований по легкой атлетике.(1час)
2 год: 1. Причины травм, их профилактика.(1час)
2. Правильная осанка, ее влияние на здоровье человека.(1час)
3. Возникновение легкоатлетических упражнений.(1час)
4. Легкая атлетика как наиболее доступный вид спорта, имеющий прикладное значение.(1час)
5. Физические качества, понятие о быстроте, силе, ловкости, гибкости, выносливости.(1час)
Правила организации и провидения соревнований.(1час)
3.6.5 Психологическая подготовка
Психологическая подготовка направлена также на развитие способности спортсмена владеть собой, своими чувствами, переживаниями, способности отвлекаться от всех посторонних раздражителей, сознательно затормаживать неблагоприятные формы психологических состояний, возникающих в условиях соревнований, осуществлять в любых внешних условиях максимальные усилия без нарушения координации и динамики движений, быть готовым к борьбе с более сильными противниками. Психологическая подготовка осуществляется через воспитание волевых качеств спортсмена, приучение его к условиям состязания и к борьбе с противником. Особо важную роль играет самовоспитание легкоатлета, настраивающегося на бескомпромиссную борьбу, на проявление всех своих сил и возможностей.
Цель: формирование психологически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.
Задачи: формирование личности учащихся и межличностных отношений; развитие интеллекта обучающихся, специальных психических и психомоторных качеств.
В процессе психологической подготовки у обучающихся формируется морально – психические качества: устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность, чувство долга перед коллективом, ответственность за подготовку и выступления в соревнованиях, общительность, доброжелательность, требовательность, самокритичность, спортивное самолюбие, стремление к совершенству, трудолюбие.
Средства психологической подготовки:
- разъяснение содержания тренировки;
- приобретение навыков самоконтроля эмоционального состояния;
- проведение занятий при любых погодных условиях;
- выполнение требования регулярного посещения занятий;
- преодоление трудностей в процессе тренировочного занятия;
- преодоление трудностей в процессе соревнований, приобретение соревновательного опыта;
- приобретение навыков нервно – психического восстановления;
- использование соревновательного метода в тренировке;
- организация совместных тренировочных занятий, менее подготовленных занимающихся с сильнейшими спортсменами школы.
3.7 Рекомендации по проведению отбора лиц для их спортивной подготовки, включающие мероприятия по просмотру, тестированию кандидатов для зачисления на спортивную подготовку