Файл: Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выполнение задач стоящих перед отделением легкой атлетики групп предусматривает систематическое проведение теоретических и практических занятий, обязательное выполнение тренировочного и индивидуального плана, выполнение норматива в соответствии с нормами по виду спорта «легкая атлетика», выполнения вступительных нормативов по общей и специальной физической подготовке и контрольно-переводных нормативов, регулярное участие в соревнованиях и демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях различных рангов, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий, а так же осуществление восстановительно-профилактических мероприятий, прохождения инструкторской и судейской практики.

Зачисление на указанные этапы спортивной подготовки, перевод лиц, проходящих спортивную подготовку на следующий этап, производится с учётом результатов спортивной подготовки, которые должны соответствовать требованиям, установленным ФССП. Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки повторно по решению тренерского совета. Спортсмены, не достигшие установленного программой возраста для перевода в группу следующего года обучения, могут быть переведены раньше срока на основании решения тренерского совета при разрешении врача.

3.4 Принципы спортивной тренировки
В основу спортивной тренировки спортсмена положены две группы принципов. Первая группа охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относятся научность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы. Вторая группа -- специфические принципы спортивной тренировки, отражающие закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией на них организма спортсмена, а также между различными составляющими содержания учебно-тренировочного процесса. Это - направленность к высшим достижениям, углубленная специализация, единство общей и специальной подготовки, непрерывность учебно-тренировочного процесса, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок, цикличность учебно-тренировочного процесса.


Для спортивной тренировки характерна направленность к достижению максимально доступных спортсмену результатов в избранном виде спорта, этим предопределяются все отличительные черты учебно-тренировочного процесса: его целевая направленность, состав средств и методов, особенности планирования, величина и характер применяемых нагрузок, особенности соревновательной деятельности.

Устремленность к высшим достижениям требует использования более эффективных приемов тренировок, вариантов дозирования учебно-тренировочного процесса, применение очень высоких по объему, особенностям и интенсивности тренировочных нагрузок, специальной системы отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Опыт показывает, что лишь в этом случае, возможно, добиться результатов, отвечающих современному уровню, а они в настоящее время исключительно высоки.

Необходимость гармонического физического развития личности обуславливает закономерную связь общей и специальной подготовки, их единство. Односторонняя специальная подготовка может привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности или однобокому развитию отдельных сторон подготовленности в ущерб другим. Общая подготовленность должна быть направлена, с одной стороны, на развитие качеств и совершенствование навыков и умений, которые опосредованно влияют на спортивную специализацию, а с другой стороны, разносторонняя подготовленность требует такой организации специальной тренировки, которая позволила бы «увязать» имеющийся функциональный потенциал со спецификой конкретного вида легкой атлетики.

Соотношение общей и специальной подготовленности определяется особенностями построения многолетних и круглогодичных тренировок, обуславливается также возрастом спортсмена, уровнем его спортивного мастерства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика, и она прежде всего служит задачам укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств и функциональных возможностей применительно к разнообразным формам мышечной деятельности. В дальнейшем, по мере роста мастерства спортсмена это соотношение изменяется в сторону

увеличения средств специальной подготовки, а сама общая подготовка все более приобретает вспомогательный характер. Колебания в соотношении и направлении общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спланировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена.

3.5 Соотношение объемов спортивной подготовки в структуре учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки по легкой атлетике

Разделы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

76 - 79

73 - 78

29 - 38

18 - 27

Специальная физическая подготовка (%)







22 - 28

26 - 33

Техническая подготовка (%)

15 - 17

15 - 17

24 - 30

25 - 31

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5 - 6

6 - 7

7 - 9

9 - 11

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6

Общая физическая подготовка (%)

76 - 79

73 - 78

50 - 60

41 - 48

Специальная физическая подготовка (%)







12 - 15

15 - 18

Техническая подготовка (%)

15 - 17

15 - 17

18 - 22

20 - 24

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5 - 6

6 - 7

7 - 9

9 - 11

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6

Общая физическая подготовка (%)

76 - 79

73 - 78

50 - 60

41 - 48

Специальная физическая подготовка (%)







12 - 15

15 - 18

Техническая подготовка (%)

15 - 17

15 - 17

18 - 22

20 - 24

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5 - 6

6 - 7

7 - 9

9 - 11

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6

Общая физическая подготовка (%)

76 - 79

73 - 78

29 - 38

19 - 27

Специальная физическая подготовка (%)







22 - 28

26 - 33

Техническая подготовка (%)

15 - 17

15 - 17

24 - 30

25 - 31

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5 - 6

6 - 7

7 - 9

9 - 11

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6

Общая физическая подготовка (%)

76 - 79

73 - 78

29 - 38

19 - 27

Специальная физическая подготовка (%)







22 - 28

26 - 33

Техническая подготовка (%)

15 - 17

15 - 17

24 - 30

25 - 31

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5 - 6

6 - 7

7 - 9

9 - 11

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6

Общая физическая подготовка (%)

75 - 87

73 - 82

61 - 66

33 - 39

Специальная физическая подготовка (%)

10 - 20

15 - 20

20 - 30

40 - 61

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

2 - 4

2 - 4

3 - 5

3 - 6

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5 - 1

1 - 3

3 - 4

5 - 6



3.6 Программный материал для проведения учебно-тренировочных занятий на этапе спортивной подготовки

3.6.1Физическая подготовка
Рекомендуемый программный материал для этапов спортивной подготовки (НП, ТСС, ССМ) включает перечень основных тренировочных средств, методов и режимов их выполнения.

Целостная структура спортивной тренировки юных спортсменов характеризуется:

1. Определенным соотношениям различных разделов подготовки (физической, технической, психологической).

2. Оптимальным соотношениям величины нагрузки (объем, интенсивность, направленность, координационная сложность).

3. Рациональной организацией ведущих звеньев тренировки (периоды, этапы, циклы).

Многолетний учебно-тренировочный процесс включает следующие структурные элементы:

1. Учебно-тренировочные занятия и их части.

2. Микроциклы.

3. Мезоциклы.

4. Макроциклы.

5. Этапы многолетней подготовки.

Исходным элементом структуры тренировки является тренировочное задание, где определенным образом сочетаются варианты работы и отдыха, решающие конкретные педагогические задачи.

Тренировочное задание строится с учетом физической направленности упражнения, направлено на достижение долговременной приспособительской морфофункциональной перестройки организма. Построение учебно-тренировочного процесса на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить дифференцированное воздействие на организм спортсмена при воспитании физических качеств, вариативный подход при формировании и совершенствовании технических навыков, избежать монотонности тренировочных воздействий на этапах многолетней подготовки, учесть индивидуальные особенности спортсмена.

Использование блоков тренировочных заданий, направленного воздействия в форме комплексов упражнений, является перспективным направлением в планировании и организации учебно-тренировочного процесса.
3.6.1.1 Общая физическая подготовка
Программа рассчитана на 2 года обучения

Количество обучающихся в учебной группе – 12-15 человек.

Режим организации занятий:

Группы 1 и 2 года обучения занимаются 3 раза в неделю по 2 академических часа.