Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 468
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
235
экспериментальное исследование возникновения чувствительности, кото- рое практически без изменений вошло во все издания книги «Проблемы развития психики». Самое интересное, что, как сегодня отчетливо видно, это исследование является парапсихологическим – оно посвящено обуче- нию воспринимать свет руками! Конечно, Леонтьев подавал это исследо- вание иначе, наводя материалистический лоск и говоря о перерождении определенных клеток в эпидермисе ладоней, но это квазифизиологическое истолкование четко доказанных им фактов развития способности воспри- нимать световые сигналы пальцами ничуть не более убедительно, чем до- пущение экстрасенсорной природы этого феномена. Второй том был по- священ развитию психики в животном мире. В «Проблемы развития пси- хики» вошли сравнительно небольшие отрывки этой части диссертации, а наиболее интересные фрагменты, оставшиеся за рамками хрестоматийных текстов, были опубликованы посмертно в сборнике научного наследия
Леонтьева «Философия психологии» (1994).
Еще одна работа, которая относится примерно к этому же периоду
(1938–1942 гг.), – это его «Методологические тетради», заметки для себя, которые в довольно полном виде вошли в книгу «Философия психоло- гии». Они посвящены самым разным проблемам. Характерно, что очень многие вещи, прописанные здесь тезисно, были впервые обнародованы спустя десятилетия либо не опубликованы вовсе. Например, первая пуб- ликация Леонтьева по проблемам личности относится к 1968 г. В закон- ченном виде его взгляды на личность, образовавшие последнюю главу книги «Деятельность. Сознание. Личность», опубликованы в 1974 г.. Но практически все, что вошло в эту главу, прописано и обосновано в «Ме- тодологических тетрадях» около 1940 г., т.е. одновременно с выходом первых западных обобщающих монографий по проблеме личности
К. Левина (1935), Г. Оллпорта (1937), Г. Мюррея (1938). В нашей стране проблему личности в этом ключе (через понятие личностного смысла) рассматривать было невозможно. Понятие «личность» встречается в ра- ботах ряда психологов – Рубинштейна, Ананьева и других (с конца
40-х гг. в единственном значении) как обозначающее социально- типичное в человеке, «совокупность общественных отношений», в отли- чие от характера, выражающего индивидуально-своеобразное. Если по- вернуть эту формулу немного иначе, учитывая социальный контекст, об- нажается идеологическая подоплека такого понимания: индивидуально- своеобразное в человеке допустимо только на уровне характера, на уровне же личности все советские люди обязаны быть социально-
235
экспериментальное исследование возникновения чувствительности, кото- рое практически без изменений вошло во все издания книги «Проблемы развития психики». Самое интересное, что, как сегодня отчетливо видно, это исследование является парапсихологическим – оно посвящено обуче- нию воспринимать свет руками! Конечно, Леонтьев подавал это исследо- вание иначе, наводя материалистический лоск и говоря о перерождении определенных клеток в эпидермисе ладоней, но это квазифизиологическое истолкование четко доказанных им фактов развития способности воспри- нимать световые сигналы пальцами ничуть не более убедительно, чем до- пущение экстрасенсорной природы этого феномена. Второй том был по- священ развитию психики в животном мире. В «Проблемы развития пси- хики» вошли сравнительно небольшие отрывки этой части диссертации, а наиболее интересные фрагменты, оставшиеся за рамками хрестоматийных текстов, были опубликованы посмертно в сборнике научного наследия
Леонтьева «Философия психологии» (1994).
Еще одна работа, которая относится примерно к этому же периоду
(1938–1942 гг.), – это его «Методологические тетради», заметки для себя, которые в довольно полном виде вошли в книгу «Философия психоло- гии». Они посвящены самым разным проблемам. Характерно, что очень многие вещи, прописанные здесь тезисно, были впервые обнародованы спустя десятилетия либо не опубликованы вовсе. Например, первая пуб- ликация Леонтьева по проблемам личности относится к 1968 г. В закон- ченном виде его взгляды на личность, образовавшие последнюю главу книги «Деятельность. Сознание. Личность», опубликованы в 1974 г.. Но практически все, что вошло в эту главу, прописано и обосновано в «Ме- тодологических тетрадях» около 1940 г., т.е. одновременно с выходом первых западных обобщающих монографий по проблеме личности
К. Левина (1935), Г. Оллпорта (1937), Г. Мюррея (1938). В нашей стране проблему личности в этом ключе (через понятие личностного смысла) рассматривать было невозможно. Понятие «личность» встречается в ра- ботах ряда психологов – Рубинштейна, Ананьева и других (с конца
40-х гг. в единственном значении) как обозначающее социально- типичное в человеке, «совокупность общественных отношений», в отли- чие от характера, выражающего индивидуально-своеобразное. Если по- вернуть эту формулу немного иначе, учитывая социальный контекст, об- нажается идеологическая подоплека такого понимания: индивидуально- своеобразное в человеке допустимо только на уровне характера, на уровне же личности все советские люди обязаны быть социально-
Введение в профессию (Клиническая психология)
236 типичными. Всерьез говорить о личности тогда было невозможно. По- этому теория личности Леонтьева «выдерживалась» три десятилетия.
В начале июля 1941 г., как и многие другие московские ученые, Леон- тьев вступил в ряды народного ополчения. Однако уже в сентябре Гене- ральный штаб отзывает его для выполнения специальных оборонных за- даний. В самом конце 1941 г. Московский университет, включая входив- ший в то время в его состав Институт психологии, был эвакуирован сна- чала в Ашхабад, затем в Свердловск. Близ Свердловска, в Кисегаче и Ка- уровске, были образованы два экспериментальных госпиталя. Первый в качестве научного руководителя возглавил Лурия, второй – Леонтьев.
Там работали А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн и мно- гие другие. Это был реабилитационный госпиталь, который занимался восстановлением движений после ранения. На этом материале была бле- стяще продемонстрирована не только практическая значимость теории деятельности, но и абсолютная адекватность и плодотворность физиоло- гической теории Н.А. Бернштейна, который через несколько лет, в конце сороковых, был совершенно отлучен от науки, и неизвестно, что с ним было бы, если бы Леонтьев не взял его к себе сотрудником на отделение психологии. Практическим результатом работы экспериментальных гос- питалей было то, что время возвращения раненых в строй сокращалось в несколько раз за счет использования техник, разработанных на базе дея- тельностного подхода и теории Бернштейна.
По окончании войны, уже будучи доктором наук и заведующим лабора- торией в Институте психологии, Леонтьев опубликовал на основе своей дис- сертации небольшую книжку «Очерк развития психики». Тут же, в 1948 г., вышла разгромная рецензия на нее, и осенью была организована очередная
«дискуссия». В ней выступили многие ныне широко известные психологи, обвиняя автора книги в идеализме. Но соратники Леонтьева встали на его защиту, и дискуссия последствий для него не имела. Более того – его приня- ли в партию. Вот что об этом пишут его сын и внук, самые сведущие био- графы: «Едва ли он это сделал по соображениям карьеры – скорее это был акт самосохранения. Но факт остается фактом. Нельзя забывать и того, что
Алексей Николаевич, как и его учитель Выготский, был убежденным марк- систом, хотя и отнюдь не ортодоксальным... Членство в партии, конечно, способствовало тому, что с начала 50-х годов Леонтьев становится академи- ком-секретарем Отделения психологии АПН, затем академиком-секретарем всей академии, позже ее вице-президентом...».
Приложение 2
237
В 1955 г. начал выходить журнал «Вопросы психологии». В эти годы
Леонтьев много публикуется, а в 1959 г. выходят первым изданием
«Проблемы развития психики». Если судить по количеству публикаций, конец 1950-х – начало 1960-х – самый продуктивный для него период.
С 1954 г. началось восстановление международных связей советских психологов. Впервые после длительного перерыва в очередном Между- народном психологическом конгрессе в Монреале приняла участие до- вольно представительная делегация советских психологов. В нее входили
Леонтьев, Теплов, Запорожец, Асратян, Соколов и Костюк. Начиная с этого времени Леонтьев много сил и времени уделяет международным связям. Кульминацией этой деятельности явился организованный им в
1966 г. Международный психологический конгресс в Москве, президен- том которого он был.
В конце жизни Леонтьев много раз обращался к истории советской (а от- части и мировой) психологической науки. Наверное, это прежде всего было связано с мотивами личного характера. С одной стороны, всегда верный па- мяти своего учителя Выготского, он стремился популяризировать его твор- чество и в то же время – выявить в нем наиболее перспективные идеи, а так- же показать преемственность идей Выготского и его школы. С другой сто- роны, естественно стремление к рефлексии над своей научной деятельно- стью. Так или иначе, Леонтьеву – частично в соавторстве с Лурия – принад- лежит целый ряд историко-психологических публикаций, имеющих и вполне самостоятельную теоретическую ценность. Сегодня исторические работы пишутся уже о нем (например, «Леонтьев и современная психоло- гия», 1983; «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психоло- гии. Школа А.Н. Леонтьева», 1999). Его труды по сей день систематически переиздаются за рубежом, а иногда даже и у нас, вопреки повальному увле- чению псевдопсихологическими манипуляциями. В телеграмме, присланной на смерть Леонтьева, Жан Пиаже назвал его «великим». А, как известно, мудрый швейцарец не бросал слов на ветер.
Борис Дмитриевич Карвасарский (родился 3 февраля 1931 г., Де- ражня, ныне Хмельницкая обл., Украина), известный российский психи- атр и психотерапевт, медицинский психолог, ученик В.Н. Мясищева.
Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения неврозов и психотерапии института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РФ. Главный психотерапевт Министерства здравоохранения РФ, возглавляет Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ.
Введение в профессию (Клиническая психология)
238
В 1954 г. окончил Военно-морскую медицин- скую академию. В 1957 г. поступил в аспирантуру
Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бех- терева, в 1961 г. успешно окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Далее рабо- тает в НИИ им. В.М. Бехтерева. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию, в 1971 г. ему присвоено звание профессора, а в 1996 г. – звание заслужен- ного деятеля науки РФ.
Б.Д. Карвасарский – ученик и последователь известного психиатра, психотерапевта и меди- цинского психолога В.Н. Мясищева. В настоя- щее время Б.Д. Карвасарский является ведущим в стране ученым в обла- сти неврозов, психотерапии и медицинской психологии.
С 1965 по 1975 г. Б.Д. Карвасарский одновременно преподавал в Ленин- градском государственном университете, занимал должность профессора факультета психологии (с 1970 по 1975 г.). С 1982 по 1993 г. одновременно работал в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Организовал кафедру психотерапии, ставшую ведущей в Рос- сии; на базе этой кафедры были созданы четыре новых кафедры (психотера- пии, медицинской психологии, сексологии и детско-подростковой психоте- рапии), причем кафедра медицинской психологии является первой самостоя- тельной кафедрой в системе учреждений последипломного образования. Три из этих четырех кафедр МАПО возглавляются его учениками.
В настоящий момент выполняет большую общественную работу: в качестве главного психотерапевта, руководителя Федерального научно- методического центра по психотерапии и медицинской психологии (за- нимает этот пост с 1986 г.), президента созданной им профессиональной
Российской психотерапевтической ассоциации, председателя Проблем- ной комиссии «Медицинская психология» Российской академии меди- цинских наук. Положил начало созданию широкой инфраструктуры пси- хотерапевтической и медико-психологической службы в России.
Являясь главным психотерапевтом МЗ РФ, заложил основы широкой со- временной инфраструктуры психотерапевтической помощи населению; создал институт главных психотерапевтов в регионах РФ, организовал их подготовку и усовершенствование; являлся руководителем ряда международных психоте- рапевтических программ, в том числе с участием ученых Германии, США.
Введение в профессию («Клиническая психология»)
239
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .............................................................................................................
3
Глава 1. Психология как профессия ......................................................................
5 1.1. Профессия и профессионализм: базовые категории ..............................
1.2. Виды прфессиональной деятельности психолога ...................................
1.3. Требования к профессиональной деятельности психолога ...................
1.4. Образ психолога в представлении общества ...........................................
1.5. Профессиональная эффективность психолога ........................................
1.6. Проблема профессиональной готовности специалистов психологического профиля ...........................................................................
1.7. Инварианты профессионализма психолога .............................................
1.8. Деструктивные тенденции в профессиональном развитии психолога .......................................................................................................
1.9. Этические стандарты профессиональной деятельности психолога .....
Контрольные вопросы и задания ................................................................
Практические задачи ...................................................................................
Литература ....................................................................................................
5 12 24 42 56 61 72 81 88 99 101 118
Глава 2. Клиническая психология как наука и практика .................................... 120 2.1. Специальность «клиническая психология» .............................................
2.1.1. Практические функции клинических психологов
(формы психологической помощи) ..........................................................
2.2. Практические сферы клинической психологии ......................................
2.3. Клиническая психология в системе других наук ....................................
2.4. Профессиограмма клинического психолога ...........................................
Контрольные вопросы и задания ................................................................
Практические задания .................................................................................
Литература ....................................................................................................
120 124 128 134 139 151 152 156
Глава 3. Профессиональное становление студента-психолога
(клинического психолога) ................................................................................... 157 3.1. Основные позиции обучения клинической психологии ........................
3.2. Активные формы обучения .......................................................................
157 162 3.3. Многообразие интеллектуальной деятельности в процессе психологического образования ................................................. 168
Контрольные вопросы и задания ................................................................
Практические задачи ...................................................................................
Литература ....................................................................................................
180 181 182
Приложения ............................................................................................................. 185
Учебное издание
Генрих Владиславович Залевский,
Юрий Петрович Зинченко, Наталья Викторовна Козлова
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
(КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Учебное пособие
Редактор Н.А. Афанасьева
Оригинал-макет А.И. Лелоюр
Дизайн обложки А.В. Бабенко
Подписано к печати 27.12.2012 г. Формат 60х84 1
/
16
Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Усл. печ. л. 13,9.
Тираж 100 экз. Заказ № 305.
Отпечатано на оборудовании редакционно-издательского отдела
Томского государственного университета
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36. Корп. 4. Оф. 011
Тел. 8+(382-2)–52-98-49