Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2
229
Приблизительно в это время (1925 г.) после проведения ряда экспери- ментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Экспери- мент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за опре- деленное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали за- вершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемо- му предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предпола- галось, что в случае прерывания решения задачи возникает определен- ный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе шко- лы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Бы- ло показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. В 1927 г. Б.В. Зей- гарник окончила Берлинский университет и в 1931 г. вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психонев- рологической клинике Института экспериментальной медицины.
В 1940 г. был арестован и осужден на 10 лет без права переписки муж
Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыном эва- куировались из Москвы. В эвакуации работала в нейрохирургическом госпитале на Урале. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглав- ляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на сты- ке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии – экспериментальная патопсихология. Блюма Зейгарник – автор книг «Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Па- тология мышления» (1962), «Введение в психопатологию» (1969), «Ос- новы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976). Умерла
Б.В Зейгарник 24 февраля 1988 г. в Москве.
Лурия Александр Романович (1902–1977), профессор (1944 г.), док- тор педагогических наук (1937 г.), доктор медицинских наук (1943 г.), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947 г.), действительный член АПН СССР (1967 г.), принадлежит к числу выдаю- щихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В тече- ние более чем 50-летней научной работы внес важный вклад в развитие


Введение в профессию (Клиническая психология)
230 различных областей психологии. А.Р. Лурия родился в г. Казани в семье известного врача- терапевта Р.А. Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский меди- цинский институт. В 1920-х гг., как ученик
Л.С. Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в раз- работке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А.Р. Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психи- ческих процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Лурии по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 1930-е гг., была посвящена про- блеме конфликтов.
Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных пораже- ниях мозга (в годы Великой Отечественной войны – в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ эксперименталь- ной медицины в г. Кисегаче, а после войны – в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР) Лурия создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теорети- ческое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Спе- циальная серия работ Лурии и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга.
На основании системных исследований мозговых коррелятов высших пси- хических функций Лурия разработал методы нейропсихологической диа- гностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

Приложение 2
231
Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Круп- ской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, а с
1945 г. – в Московском университете (на кафедре психологии философ- ского факультета); с 1968 по 1977 г. заведовал кафедрой нейро- и патоп- сихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейро- психологии, ряд спецкурсов. Под руководством Лурии защищено более
50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность Лурия был награжден орденом В.И. Ленина, орденом «Знак почета» и медалями
Советского Союза.
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии
Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почет- ным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным док- тором ряда университетов: городов Лейстера (Англия), Люблина (Поль- ша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др.
А.Р. Лурия – автор более 500 научных работ, многие из которых пере- ведены на различные языки, среди них основные сочинения: «Речь и ин- теллект в развитии ребенка»; «Этюды по истории поведения» (в соавт. с
Л.С. Выготским); «Учение об афазии в свете мозговой патологии»;
«Травматическая афазия»; «Восстановление функций после военной трав- мы»; «Умственно отсталый ребенок»; «Мозг и психические процессы»;
«Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга»; «Основы нейропсихологии»; «Нейропсихология памяти»; «Основ- ные проблемы нейролингвистики»; «Язык и сознание» и ряд других.
В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу
«Лобные доли и регуляция психических процессов», Лурия был удостоен
Ломоносовской премии 1-й степени.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979), советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Его заслуги перед отечественной наукой велики и разносторонни. В Московском универси- тете он создал сначала отделение психологии на философском факульте- те, а затем и факультет психологии, который возглавлял в течение мно- гих лет, был одним из руководителей Академии педагогических наук
РСФСР и СССР, написал множество научных работ, в том числе не-


Введение в профессию (Клиническая психология)
232 сколько книг, каждая из которых была пере- ведена на десятки иностранных языков, а одна из них, «Проблемы развития психики», через четыре года после выхода в свет была отмечена Ленинской премией. Почти все университетские психологи среднего и старшего поколения – его непосредственные ученики и сотрудники.
Алексей Николаевич Леонтьев родился в
Москве 5 февраля 1903 года в семье служа- щего. После окончания реального училища поступил на факультет общественных наук
Московского университета, который по официальной версии закончил в 1924 г. Однако, как о том пишут
А.А. Леонтьев и Д.А. Леонтьев (сын и внук ученого, также психологи) в комментариях к его биографии, на самом деле окончить университет ему не удалось, он был исключен.
О причинах этого существуют две версии. Более интересная: будучи студентом, он в 1923 г. заполнял какую-то анкету и на вопрос «как вы относитесь к Советской власти?» якобы ответил: «Считаю исторически необходимой». Так рассказывал он сам своему сыну. Вторая версия: все- ми нелюбимому лектору по истории философии Леонтьев прилюдно за- дал вопрос, как следует относиться к буржуазному философу Уоллесу, биологизатору и вообще антимарксисту. Не очень образованный лектор, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убеди- тельно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого буржуазного философа, выдуманного студентами накануне лекции. Эта версия тоже восходит к устным мемуарам А.Н. Леонтьева.
В университете Леонтьев слушал лекции самых разных ученых. Сре- ди них были философ и психолог Г.Г. Шпет, филолог П.С. Преображен- ский, историки М.Н. Покровский и Д.М. Петрушевский, историк социа- лизма В.П. Волгин. В Коммунистической аудитории МГУ тогда впервые читал курс исторического материализма Н.И. Бухарин. Довелось Леонть- еву послушать и лекции И.В. Сталина по национальному вопросу, о ко- торых, впрочем, через полвека он отзывался более чем сдержанно. Пер- воначально Леонтьева привлекала философия. Сказывалась потребность мировоззренчески осмыслить все происходившее в стране на его глазах.
Своим обращением к психологии он обязан Г.И. Челпанову, по инициативе

Приложение 2
233
которого им были написаны первые научные работы – реферат «Учение
Джемса об идеомоторных актах» (он сохранился) и несохранившаяся рабо- та о Спенсере. Леонтьеву повезло: он попал на работу в Психологический институт, где даже после ухода Челпанова продолжали работать перво- классные ученые – Н.А. Бернштейн, М.А. Рейснер, П.П. Блонский, из мо- лодежи – А.Р. Лурия, а с 1924 г. – Л.С. Выготский. Существует хрестома- тийная версия: пришли к Выготскому молодые психологи Лурия и Леонть- ев, и началась школа Выготского. На самом деле пришли к Лурия молодые психологи Выготский и Леонтьев. Первое время этот кружок возглавлял
Лурия, старший по должности в институте, уже известный психолог, имевший к тому времени несколько опубликованных книг. Потом же про- изошла перегруппировка и лидером стал Выготский.
Самые первые публикации Леонтьева были в русле исследований Лу- рия. Эти работы, посвященные аффектам, сопряженной моторной мето- дике и т.д., были выполнены под руководством Лурия и в соавторстве с ним. Лишь после нескольких публикаций такого плана начинаются ис- следования в культурно-исторической парадигме Выготского (первая публикация Леонтьева на эту тему датирована 1929 г.).
К концу 1920-х гг. в науке стала складываться неблагоприятная ситу- ация. Леонтьев лишился работы, причем во всех московских учреждени- ях, с которыми он сотрудничал. Примерно в то же время Наркомздрав
Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом ин- ституте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической ака- демии (она находилась в Харькове, который тогда был столицей респуб- лики) сектор психологии.
Пост заведующего сектором был предложен Лурия, пост заведующего отделом детской и генетической психологии – Леонтьеву. Однако Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Леонтьев.
В Харькове он одновременно возглавил кафедру психологии в пединсти- туте и отдел психологии в НИИ педагогики. Возникла знаменитая Харь- ковская школа, которую одни исследователи считают ответвлением шко- лы Выготского, иные – относительно самостоятельным научным образо- ванием. Весной 1934 г., незадолго до смерти, Выготский предпринял не- сколько шагов к тому, чтобы собрать всех своих учеников – московских, харьковских и прочих – в одной лаборатории во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). Сам Выготский уже не смог ее возглавить (он умер в начале лета 1934 г.), и руководителем лаборатории стал Леонтьев, покинув для этого Харьков. Но продержался он там не-


Введение в профессию (Клиническая психология)
234 долго. После доклада на ученом совете этого института о психологиче- ском исследовании речи (текст доклада опубликован в первом томе его избранных трудов, и сегодня все желающие могут составить о нем не- предвзятое мнение) Леонтьев был обвинен во всех возможных методоло- гических грехах (дело дошло до горкома партии!), после чего лаборато- рию закрыли, а Леонтьева уволили.
Леонтьев снова остался без работы. Сотрудничал в небольшом науч- но-исследовательском институте при ВКИПе – Высшем коммунистиче- ском институте просвещения, занимался психологией восприятия искус- ства в ГИТИСе и во ВГИКе, где постоянно общался с
С.М. Эйзенштейном (они были знакомы и раньше, с конца 1920-х гг., когда Леонтьев преподавал во ВГИКе, пока последний не был объявлен гнездом идеалистов и троцкистов с понятными последствиями). В июле
1936 г. грянуло знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О педологиче- ских извращениях в системе наркомпросов». Это постановление означало полный разгром детской и педагогической психологии и «достойно» вен- чало серию постановлений ЦК начала 1930-х гг., повернувших вспять советскую школу, отменивших все инновации и эксперименты и сделав- ших былую демократическую школу авторитарной и милитаризованной.
Особенно досталось идеологам демократической школы – Выготско- му и Блонскому. Выготскому, правда, уже посмертно. И некоторые из тех, кто раньше объявлял себя учениками Выготского, начали с не мень- шим энтузиазмом осуждать его и свои ошибки.
Однако ни Лурия, ни Леонтьев, ни другие подлинные ученики Выгот- ского, как на них ни давили, не сказали ни одного дурного слова о Вы- готском ни устно, ни в печати, и вообще они никогда не меняли своих взглядов. Как ни странно, все они, тем не менее, уцелели. Но ВКИП был закрыт, и Леонтьев опять остался без работы.
Как раз в это время директором Института психологии вновь стал К.Н.
Корнилов, и он взял Леонтьева на работу. Конечно, ни о каких методоло- гических вопросах речи не могло быть. Леонтьев занимался темами сугубо конкретными: восприятием рисунка (продолжение исследований Харьков- ской школы) и фоточувствительностью кожи. Докторская диссертация
Леонтьева на тему «Развитие психики» была задумана им как грандиозный проект. Было написано два объемистых тома, третий, посвященный онто- генезу психики, был подготовлен частично. Но Б.М. Теплов убедил Леон- тьева, что для защиты достаточно и того, что есть. В 1940 г. диссертация в двух томах была защищена. Первый ее том составляло теоретическое и


1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27