Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2
225
так много известных филологов. Кроме Льва Семеновича, это его сестры
Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей «русского формализма» (где-то в начале 1920-х гг. он стал публиковаться, а поскольку оба они занимались поэтикой, есте- ственно стремление «размежеваться», чтобы их не путали, и поэтому Лев
Семенович Выгодский букву «д» в своей фамилии заменил на «т»).
Юный Лев увлекался литературой и философией. Его любимым фило- софом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза. Выготский учился в основном дома. Лишь два последних класса он проучился в част- ной гомельской гимназии Ратнера. По всем предметам он проявлял неза- урядные способности. Изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский.
Окончив гимназию, Л.С. Выготский поступил в Московский универси- тет, где обучался на юридическом факультете в период Первой мировой войны (1914–1917 гг.). Тогда же он увлекся литературной критикой, и в не- скольких журналах появились его рецензии на книги писателей- символистов – властителей душ тогдашней интеллигенции – А. Белого,
В. Иванова, Д. Мережковского. В эти студенческие годы он пишет свое пер- вое произведение – трактат «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира».
После революции Выготский возвратился в Гомель и принял активное участие в строительстве новой школы. В этот период начинается его научная карьера в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал зани- маться исследовательской работой и организовал психологический каби- нет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922–1923 гг. он провел пять исследований, три из которых позднее доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Это были: «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», «Как надо сейчас пре- подавать психологию» и «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.».
В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее пси- хологии – в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых – в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Вы- готского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда – А.Р. Лурия. Новый директор Московского института психологии
Н.К. Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в
Москву. Так, в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества
Выготского. Это десятилетие может быть разделено на три периода.


Введение в профессию (Клиническая психология)
226
Первый период (1924–1927 гг.). Только-только приехав в Москву и сдав экзамены на звание научного сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами. В плане дальнейшего развития за- думанной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие речевой реакции. Термин
«реакция» вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в это понятие признаки, позволяющие со- отнести регулируемое сознанием поведение организма с формами куль- туры – языком и искусством.
С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефек- тами. По существу, весь его первый (московский) год можно назвать де- фектологическим. Занятия в Институте психологии он совмещает с ак- тивной деятельностью в Народном комиссариате просвещения. Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектоло- гической службы и в дальнейшем стал научным руководителем суще- ствующего поныне специального научно-практического института. Важ- нейшим направлением исследований Выготского в первые годы москов- ского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевио- ризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции. Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не раз ввергали его в «пограничную ситуацию» между жизнью и смер- тью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце
1926 г. Попав в больницу, принялся за важнейшее исследование, которо- му дал имя «Смысл психологического кризиса». Эпиграфом к трактату стояли библейские слова: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла». Этим камнем он назвал практику и философию.
Второй период творчества Выготского (1927–1931 гг.) в его москов- ское десятилетие – инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, примене- ние которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в куль- турную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъектив- ной, так и объективной психологией дидактическая схема «стимул – ре- акция». Она заменялась триадической «стимул – стимул – реакция», где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным


1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

Приложение 2
227
действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул – знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при опери- ровании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокуль- турного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функци- ями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись «История развития выс- ших психических функций». Среди публикаций, предваривших указан- ную обобщающую рукопись, отметим «Инструментальный метод в педо- логии» (1928), «Проблему культурного развития ребенка» (1928), «Ин- струментальный метод в психологии» (1930), «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931). Во всех работах в центре была проблема развития дет- ской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного «материала» новых культурных форм.
Выготский становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати «Педология школьного возраста» (1928), «Педология юноше- ского возраста» (1929), «Педология подростка» (1930–1931). Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в ум- ственной жизни ребенка.
Новая исследовательская программа стала главной в его третьем, по- следнем, московском периоде (1931–1934 гг.). Итоги ее разработки запе- чатлены в монографии «Мышление и речь». Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о «зоне ближайшего развития», согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала про- блема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены лекциями, клинической и лабораторной рабо- той. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками.
Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой

Введение в профессию (Клиническая психология)
228 любимого «Гамлета». В одной из записей о шекспировской трагедии бы- ло помечено, что главное состояние Гамлета – это готовность. «Я го- тов» – таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть (1934 г.) не позволила Выготско- му реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывав- шие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования лич- ности. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу.
Его идеи получили широкий резонанс во всех науках, исследующих че- ловека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии.
Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.
Блюма Вульфовна Зейгарник (Bluma
Zeigarnik) – одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патоп- сихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зей- гарник в разработку психологических про- блем был оценен Американской психологи- ческой ассоциацией, присудившей ей пре- мию имени Курта Левина (1983 г.). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия
I степени (1978 г.); Прены Ковенской губер- нии – 24 февраля 1988 г., Москва) – совет- ский психолог, основатель отечественной патопсихологии.
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в Пренах Ковен- ской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 г. пере- ехала в Берлин, поступила в Берлинский университет (на филологический факультет), где под влиянием лекций Макса Вартхаймера заинтересовалась психологией. В 1924 г. начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих моти- вов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотреб- ностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновремен- но с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у
К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике
М. Дессуара.