Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Психология как профессия
11
лизма: мотивационная и операционально-технологическая. Подобное разделение представляется не только имеющим практическую значи- мость, но и выступающим основой для создания и развития технологии измерения профессионального опыта человека:
Мотивационная сфера профессионализма включает в себя:
– профессиональные ценности, идеалы, менталитет;
– понимание значимости профессии;
– профессиональное мировоззрение;
– владение этическими нормами в профессии;
– профессиональные мотивы (не только внешние – интерес к зара- ботку, но и внутренние – стремление к самореализации), наличие ре- ально действующих мотивов;
– профессиональные цели, сильное целеполагание;
– профессиональная интернальность как поиск в себе самом при- чины успеха – неуспеха;
– профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющие профессиональную устойчивость;
– позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, нахождение новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных моти- вов и целей в целостное самопрогнозирование), построение собствен- ного сценария профессиональной жизни;
– индивидуальность как самобытность профессионального миро- воззрения, системы оценок, отношений;
– позиция профессионала – признание себя как профессионала, стремление к профессиональному росту; мотивация к разным видам повышения квалификации;
– готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее;
– профессиональные межличностные отношения и позиции, про- фессиональные ожидания;
– удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уров- ня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.
Понятие «профессионализм деятельности» –качественная ха- рактеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональ- ную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных, профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и спосо-
Введение в профессию (Клиническая психология)
12
бами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Понятие «профессионализм личности» – качественная характе- ристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития про- фессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологиче- ских инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это категории, находящиеся в диалектическом единстве.
Понятие «профессиональное мастерство» – владение комплек- сом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании обладания профессионально важными личностными каче- ствами, обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к про- фессиональному самосовершенствованию.
1.2. Виды профессиональной деятельности психолога
В соответствии с родом психологической деятельности выделяют три подтипа психологической профессии: психолог-ученый, психо- лог-преподаватель и психолог-практик (рис. 2, табл. 2). Каждый из видов профессиональной деятельности – преподавание, научная и практическая деятельность – предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке, знаниям, умениям и навыкам специ- алиста, его личностным и профессиональным качествам. Расширение сферы профессиональной подготовки специалистов психологического профиля в значительной мере актуализирует целый ряд вопросов, связанных с профессионально важными качествами и профессиона- лизмом психологов. Н.П. Фетискин создал на основе исследований динамики представлений о психологических профессиях перцептив- но-метафорическую типологии современных психологов. Каркас этой типологии заключался в дифференциации всех психологов на две группы – «теоретиков» и «практиков».
В свою очередь каждая из двух групп дифференцировалась на две группы. Так, группа теоретиков включает два направления – «подлин-
Глава 1. Психология как профессия
13
но-научное» и «компиляционное». Первое направление олицетворяют:
«психологи-исследователи» (генераторы новых идей и подходов, со- здатели новых идей и подходов, создатели методов, методик и техноло- гий); «просветители» (методологи и преподаватели психологических дисциплин) и «эксперты». Второе направление олицетворяют «теоре- тики-компиляторы», «делающие карьеру» на использовании «готовых» идей, концепций и «не привносящие в науку ничего нового».
Т а б л и ц а 2
Особенности деятельности профессиональных психологов
Критерии
Деятельность
Научная
Преподавательская
Практическая
Цель деятельности
Проведение научных исследований, направленных на поиск новых психоло- гических знаний и их обобщение
Психологическое про- свещение и обучение психологическим знаниям
Оказание непосред- ственной психологи- ческой помощи лю- дям, которые в ней нуждаются
Психолог-ученый
Преподавательская деятельность
Виды
деятельности
Научная деятельность
Практическая деятельность
Психолог- преподаватель
Психолог-практик
Рис. 2. Основные виды профессиональной деятельности психолога
Введение в профессию (Клиническая психология)
14
П р о д о л ж е н и е т а б л. 2
Критерии
Деятельность
Научная
Преподавательская
Практическая
Основные функции
Исследовательская: объяснение психоло- гических феноменов; доказательство теоре- тических положений
(гипотез); прогнози- рование психологиче- ских фактов
Обучение: проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологи- ческим самообразовани- ем людей
Практическая: прове- дение психологиче- ской диагностики и консультирования, коррекционной и развивающей работы, психологической профилактики
Требования к специалисту
Умение работать с научной литературой, выявлять существу- ющие подходы к изу- чению психологиче- ских проблем, систе- матизировать науч- ные факты, получен- ные и описанные другими учеными.
Умение разрабаты- вать, организовывать и проводить психоло- гические исследова- ния, направленные на сбор эмпирического материала.
Владение методами квалифицированной обработки эмпириче- ских данных.
Умение анализиро- вать, систематизиро- вать и интерпретиро- вать полученные и обработанные дан- ные.
Владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения ре- зультатов исследова- ния
Широкая образован- ность, осведомленность в различных областях психологических зна- ний.
Фундаментальное зна- ние преподаваемого предмета.
Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артисти- ческими способностями.
Умение доступно объ- яснять учебный матери- ал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами.
Обладание наблюда- тельностью, требова- тельностью и умением понять студента.
Умение создавать и поддерживать мотива- цию студентов.
Владение педагогиче- ским тактом.
Изучение психологи- ческих проблем жиз- ни и деятельности клиентов и выявле- ние их причин.
Оказание помощи в преодолении крити- ческих ситуаций, трудностей, развитии личности и совер- шенствовании про- фессиональной дея- тельности клиентов.
Умение организовы- вать и лично прово- дить социально- психологическую работу (диагностика, консультирование, коррекция, развива- ющая работа, про- свещение и т.д.).
Оказание содействия различным организа- циям в эффективном использовании пси- хологического фак- тора при решении практических задач.
Осуществление соци- ально-психологи- ческого сопровожде- ния труда и жизни клиентов.
Глава 1. Психология как профессия
15
О к о н ч а н и е т а б л. 2
Критерии
Деятельность
Научная
Преподавательская
Практическая
Учитывание возраст- ных, социально- психологических осо- бенностей аудитории
Оптимизация систе- мы психологической работы и повышение собственной профес- сиональной компе- тентности
Место работы
Научные институты и центры; психологиче- ские лаборатории университетов и ин- ститутов; отделы прикладной психоло- гии отраслевых науч- но-исследовательских институтов и универ- ситетов
Типы учебных заведе- ний:
– психологические фа- культеты вузов;
– вузы, осуществляю- щие подготовку специа- листов, работающих с людьми;
– общеобразовательные учебные заведения
(школы, гимназии, ли- цеи и т.д.)
Социально- психологические службы в различных организациях и на предприятиях; пси- хологические кон- сультации; социаль- но-психологи-ческие и реабилитационные центры и т.д.
Психологи-практики дифференцировались на «групповиков» и
«консультантов». Среди «групповиков» выделены следующие нега- тивные типы: «психологи по диплому», характеризующиеся дефици- том способностей к работе с группами и практической психологии в целом. «Квазипсихолог» – в работе проявляет собственные комплек- сы и допускает перенос на собственные проблемы или используемы- ми средствами заводит клиента в тупик. «Психиатр» – без должного основания и образования излишне погружает клиента в его проблему и тем самым усугубляет его положение. «Дрессировщик» – не учиты- вая барьеры клиента, пытается сформировать у него те особенности, которые считает для себя наиболее важными. «Квазидруг» – легко переступает дистанцию «психолог-клиент», стремится стать другом клиента, опускаясь, затем, до уровня сплетен.
Среди ролей психолога-консультанта выделено больше позитивных типов, чем негативных. К ним будущие психологи отнесли: «исполни- тель» – качественно выполняет заказы клиента, действует в рамках од- ной из психокоррекционных программ; «тренер» – совместно с клиентом формирует новые поведенческие стратегии; «новатор» – способен изме-
Введение в профессию (Клиническая психология)
16
нить структуру отлаженной программы в адекватном направлении;
«друг» – характеризуется развитой эмпатией, может работать сверхнор- мативно в целях достижения желаемого результата.
Следует отметить, что выделенные перцептивные типы отражают не только уровень развития практической психологии и их готовность к выполнению профессионально-ролевых позиций, но и состояние вузовской подготовки в целом.
Особенности деятельности практического психолога
Психологическое просвещение – вид деятельности психолога, основными задачами которого являются распространение психологи- ческих знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности (рис. 3).
Психологическая профилактика – работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения (см. рис. 3).
Психодиагностика – наука и практика, связанная с разработкой раз- нообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека / группы людей и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза; деятельность психолога, направ- ленная на количественную (измерение) и качественную (анализ) оценку психических функций и психологических особенностей человека.
Психологическая профилактика
Психологическая диагностика
Психологическая реабилитация
Психологическое просвещение
Коррекционная и развивающая работа
Психологическое консультирование
Основные виды деятельности
практического психолога
Рис. 3. Виды деятельности практических психологов
Глава 1. Психология как профессия
17
Психологическое консультирование – вид деятельности практи- ческого психолога, целью которой является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоя- тельствах жизни; беседа, построенная определенным образом, в про- цессе которой оказывается психологическая помощь клиенту.
Коррекционная работа –целенаправленное, длительное, глубо- кое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоле- ние отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.
Развивающая работа – вид деятельности практического психоло- га, направленной на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека.
Психологическая реабилитация – проведение комплекса меро- приятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособно- сти, личного и социального статуса, социальных связей личности с ограниченными физическими и психическими возможностями, воз- никшими в результате заболевания или травмы.
Основные сферы деятельности практического психолога
Основные социальные сферы деятельности практического психо- лога – образование, производство, медицина, право (рис. 4, табл. 3).
Образование
Производство
Право
Медицина
Основные социальные сферы
Рис. 4. Социальные сферы деятельности практического психолога
Введение в профессию (Клиническая психология)
18
Т а б л и ц а 3
Основные сферы деятельности практического психолога
Критерии
Социальная сфера
Образование
Производство
Медицина
Право
Общая об- ласть знаний
Общая психология; психология личности; психология общения; пси- ходиагностика; консультативная психология; психокоррекция; соци- альная психология
Специфиче- ская область знаний
Педагогическая психология; пси- хология развития и возрастная психология; ме- тодика препода- вания психоло- гии; психологи- ческие основы профориентации
Психология труда; инженер- ная психология; экономическая психология; психология управления; психология маркетинга; психологиче- ские основы профориента- ции и профот- бора; психоло- гия рекламы.
Организацион- ная психология
Медицинская психология; кли- ническая психо- логия; нейропси- хология; сомато- психология; пси- хология развития и возрастная психология; пси- хология девиант- ного поведения; специальная психология
Юридическая психология; криминологиче- ская психоло- гия; судебная психология; пенитенциарная
(исправитель- ная) психология; психология девиантного поведения; кли- ническая психо- логия
Психологиче- ское подраз- деление
Школьная психо- логическая служ- ба (ШПС)
Социально- психологиче- ская служба
(СПС)
Медико- психологическая служба
Психологиче- ская служба в юридической практике
Виды дея- тельности психолога
Психологическое просвещение и психопрофилак- тика; психологи- ческая диагно- стика; психоло- гическое кон- сультирование; психокоррекци- онная и развива- ющая работа
Социально- психологиче- ское просвеще- ние; психодиа- гностика; ис- следовательская деятельность; рекламная дея- тельность; пси- хологическое консультирова- ние и коррекция
Психогигиена; психопрофилак- тика; психодиа- гностика; психо- терапия; психо- логическая и социальная реа- билитация
Профилактика противоправно- го поведения; судебно- психологическая экспертиза; психологиче- ское консульти- рование; испра- вительная дея- тельность; реа- билитационная работа
Для успешного труда по профессии «психолог» нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей,