ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 578
Скачиваний: 3
ь Среди принципов правосудия выделяют также и многие другие принципы: принцип языка судопроизводства, принцип обязательности судебных постановлений, принцип свидетельского иммунитета и т.д.
18. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
РФ.СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ. СИСТЕМА
СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ.
Судебная власть
осуществляется только специальными
государственными органами - судами.
По
своему назначению, функциям, полномочиям,
формированию он кардинально отличается
от других государственных органов (в
том числе и правоохранительных). Особая
структура судебной системы - это также
отличительное свойство судебных
органов.
Судебная система Российской
Федерации - это совокупность действующих
в Российской Федерации судов, перечисленных
в Конституции РФ и ФКЗ "О Судебной
системе РФ" осуществляющих судебную
власть в форме конституционного,
уголовного, гражданского и административного
судопроизводства, организованная в
соответствии с компетенцией и задачами,
которые стоят перед конкретными судами.
Построение судебной системы РФ,
главным образом, регулируется следующими
нормативными актами:
1) Конституция
РФ;
2) Федеральный конституционный
закон "О судебной системе РФ";
3)
Федеральный конституционный закон "Об
арбитражных судах в РФ"
4) Федеральный
конституционный закон "О военных
судах РФ"
Это основные нормативные
акты. Они перечисляют суды Российской
Федерации, осуществляющие судебную
власть. Причем необходимо помнить, что
не все органы, имеющие название "суд"
- на самом деле входят в судебную систему
РФ и могут осуществлять судебную
власть.
Судебная система Российской
Федерации обладает основным весьма
важным свойством - единством. Единство
судебной системы обеспечивается тем,
что:
ь судебная система устанавливается
только Конституцией РФ и ФКЗ "О
судебной системе РФ";
ь федеральные
суды и мировые судьи обязаны соблюдать
правила судопроизводства, установленные
федеральным законодательством;
ь
все суды применяют единое законодательство;
ь
судебные постановления (акты) являются
обязательными не только в том регионе,
где действует суд, но на всей территории
Российской Федерации;
ь статус всех
судей является единым;
ь федеральные
суды и мировые судьи финансируются из
федерального бюджета.
ФКЗ "О
судебной системе РФ" относит к числу
федеральных судов:
Конституционный
Суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные
суды республик в составе РФ, краевые,
областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономных округов и
автономной области, районные суды,
военные и специализированные суды
(федеральные суды общей юрисдикции);
Высший
Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ.
К числу судов
субъектов Российской Федерации данный
закон относит:
конституционные
(уставные) суды субъектов РФ;
мировых
судей (суды общей юрисдикции субъектов
РФ).
Таким образом, можно сделать
вывод, что судебная система Российской
Федерации состоит из системы федеральных
судов и судебных систем субъектов
Российской Федерации. (Рис. 1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ
Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ
Окружные, флотские военные суды Суды областей, краев, автономных округов, автономной области, г.г. Москвы и С.-Петербурга и Верховные Суды республик в составе РФ федеральные арбитражные суды округов
гарнизонные военные суды районные и городские (городов без районного деления) суды арбитражные суды субъектов РФ
19.СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ
Конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды областей, краев, автономных округов, автономной области, г.г. Москвы и С.-Петербурга мировые судьи
Конституция РФ определяет место высших
судов в РФ. Это Конституционный Суд РФ.
Он занимает особое место среди судебных
органов: у него нет поднадзорных судов.
Также к высшим судебным органам относится
Верховный Суд РФ, которому поднадзорны
все суды общей юрисдикции; Высший
Арбитражный Суд РФ, которому поднадзорны
федеральные арбитражные суды.
Судебная
система федеральных судов, таким образом,
подразделяется на несколько самостоятельных
ветвей (подсистем). По числу высших судов
она подразделяется на три ветви
(подсистемы, иногда - системы). Каждая
из трех ветвей судебной системы, помимо
решения общих задач, выполняет собственные,
не свойственные другим функции.
20. ЗВЕНО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Ветви
судебной системы подразделяются на
звенья. Иногда звено судебной системы
называют уровнем.
Звено судебной
системы - это суды, имеющие одинаковую
компетенцию и полномочия.
ь
Конституционный Суд РФ не имеет
поднадзорных судов, поэтому в данной
ветви судебной системы нет звеньев.
ь
Федеральные суды общей юрисдикции
состоят из следующих звеньев: Верховный
Суд РФ -высшее звено; среднее (или 2 -е)
звено составляют верховные суды республик
в составе РФ, суды городов федерального
значения, краев, областей, суды автономных
округов и автономной области; районные
суды составляют основное звено системы
федеральных судов общей юрисдикции.
Военные суды также входят в систему
федеральных судов общей юрисдикции.
Высшим звеном для них является, также
как и для всех судов общей юрисдикции,
- Верховный Суд РФ (Военная Коллегия в
его составе). К судам среднего звена
относятся военные суды военных округов
и флотов; к судам основного звена -
военные суды гарнизонов.
1) Высший
Арбитражный Суд РФ - высшее звено
подсистемы арбитражных судов; федеральные
суды арбитражных округов составляют
среднее звено; арбитражные суды республик,
областей, краев, автономных округов,
городов федерального значения относятся
к судам основного звена.
21. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ
СУДЕБНАЯ
ИНСТАНЦИЯ - это суд (или его подразделение),
который выполняет определенную функцию,
связанную с разрешением дела.
Наименование,
количество и сущность инстанций в судах
общей юрисдикции и арбитражных судах
несколько различаются.
Обычно, с
разрешением дела в суде общей юрисдикции
связано три функции. Это разрешение
дела по существу, проверка законности
и обоснованности вынесенного решения,
не вступившего в законную силу (кассация
и апелляция), а также проверка законности
и обоснованности решения, вступившего
в законную силу (судебный надзор). В
зависимости от этих функции выделяют
и судебные инстанции.
В судах общей
юрисдикции в настоящее время существует
три инстанции: первая, кассационная и
надзорная. (Рис. 2)
СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
- это суд, который рассматривает и
отвечает на основные вопросы конкретного
дела, т.е. имеет право принимать решение
по существу дела.
Рис. 2
Инстанции в судах общей
юрисдикции
Верховный Суд РФ- суд первой, кассационной, надзорной инстанции
Окружные, флотские военные суды - суды первой, кассационной, надзорной (президиумы данных судов) инстанции Суды областей, краев, автономных округов, автономной области, г.г. Москвы и С.-Петербурга и Верховные Суды республик в составе РФ - суды первой, кассационной, надзорной (президиумы данных судов) инстанции
Гарнизонные военные суды - суды первой инстанции районные и городские (городов без районного деления) суды - суды первой (а также апелляционной для мировых судей) инстанции
мировые судьи - суды первой инстанции
По гражданским делам основные вопросы
- это доказанность или недоказанность
заявленных требований, а также последствия,
которые должны наступить в случае
доказанности или недоказанности этих
требований.
По уголовным делам
основными вопросами являются вопрос о
виновности или невиновности подсудимого
в преступлении, в котором его обвиняют;
если лицо признается виновным, то вопрос
о применении или неприменении к нему
уголовного наказания, а также вопрос о
конкретной мере уголовного наказания.
В
качестве суда I инстанции может выступать
любой суд общей юрисдикции.
СУД
КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ в системе судов
общей юрисдикции - это суд (или его
подразделение), который может проверять
решение (приговор, решение, постановление,
определение) суда с точки зрения
законности и обоснованности, если это
решение не вступило в законную силу.
Решение по гражданскому делу вступает
в законную силу через десять дней, если
в этот срок не была подана кассационная
жалоба или принесен кассационный
протест, или после рассмотрения его в
кассационном порядке. Приговор по
уголовному делу вступает в законную
силу через семь дней, если в этот срок
не была подана кассационная жалоба или
принесен кассационный протест, или
после рассмотрения его в кассационном
порядке.
Судом кассационной инстанции
обычно бывают суды вышестоящего звена
по отношению к тому суду, который вынес
первоначальное проверяемое судебное
решение. В судах общей юрисдикции это:
суды среднего звена (в том числе и
военные) - по отношению к судам основного
звена, Верховный Суд РФ - по отношению
к судам среднего звена. Решения Верховного
Суда РФ, не вступившие в законную силу,
в кассационном порядке проверяет
специально созданная в Верховном Суде
РФ Кассационная коллегия.
Планировалось,
что районные суды (суды основного звена)
будут являться кассационной инстанцией
для мировых судей. Однако летом 2000 года
были приняты несколько федеральных
законов, внесших изменения и дополнения
в УПК РСФСР и ГПК РСФСР. Согласно этим
законам введена апелляционная инстанция
для мировых судей. Судом апелляционной
инстанции по отношению к мировым судьям
будут являться районные суды.
СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ в системе судов
общей юрисдикции - это районный суд,
который проверяет законность и
обоснованность не вступивших в законную
силу судебных актов (приговоров по
уголовным делам, решений по гражданским
делам, постановлений и определений) по
правилам, предусмотренным в суде первой
инстанции (то есть пересматривает дело
по существу).
По отношению к иным
судам общей юрисдикции (районным,
федеральным судам субъектов РФ, Верховному
Суду РФ) апелляционная инстанция не
образована.
СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
- это суд, который проверяет законность
и обоснованность решений суда (приговоров
по уголовным делам, решений по гражданским
делам, постановлений и определений),
которые вступили в законную силу.
Решения
судов, вступившие в законную силу,
проверяются в исключительных случаях.
Исключительность такого пересмотра
обуславливается особым юридическим
значением судебных решений: их
исключительностью, особой юридической
силой. Такой пересмотр называется
надзорным. Надзорную инстанцию нельзя
называть третьей, так как это исключительное
производство, осуществляется по
относительно небольшому количеству
дел. Для того, чтобы решение было проверено
в надзорной инстанции, не требуется
обязательной проверки в кассационном
порядке, главное - чтобы решение вступило
в законную силу. Также особенностью
надзорного производства является то,
что оно начинается не по жалобе
заинтересованных субъектов, а только
по протесту определенных федеральным
законом должностных лиц: прокурора
субъекта РФ, Генерального Прокурора РФ
и его заместителя; председателя суда
среднего звена, Председателя Верховного
Суда РФ и его заместителя.
Судом
надзорной инстанции в системе судов
общей юрисдикции могут быть: президиумы
судов среднего звена (в том числе и
военных), судебные коллегии Верховного
Суда РФ, Президиум Верховного Суда
РФ.
Необходимо отметить, что суды
могут осуществлять такую функцию как
возобновление дел по вновь открывшимся
обстоятельствам. Однако данное
производство не относится к самостоятельной
судебной инстанции, так как суд в данном
случае, как правило, не может разрешить
дело, после возобновления дело направляется
для соответствующего рассмотрения.
Гражданские дела по вновь открывшимся
обстоятельствам рассматривают те суды,
которые вынесли первоначальное решение,
уголовные дела - суды (их подразделения),
которые наделены правом надзорного
пересмотра. Уголовные дела по вновь
открывшимся обстоятельствам, первоначально
рассмотренные мировым судьей, будут
пересматриваться районным судом.
В
системе федеральных арбитражных судов
в настоящее время существуют: первая,
апелляционная, кассационная и надзорная
инстанции. (Рис. 3)
Рис. 3
Судебные
инстанции в системе федеральных
арбитражных судов
Высший Арбитражный
Суд РФ - суд первой и надзорной инстанции
федеральные арбитражные суды округов - суды кассационной инстанции
арбитражные суды субъектов РФ - суды первой и апелляционной инстанции
Судом первой инстанции в системе
федеральных арбитражных судов могут
быть суды основного звена (арбитражные
суды субъектов РФ) и Высший Арбитражный
Суд РФ.
Суд апелляционной инстанции
в системе арбитражных судов - это
арбитражный суд, который наделен
полномочиями пересматривать в полном
объеме решение арбитражного суда, не
вступившее в законную силу.
Сутью
апелляции является повторное рассмотрение
дела, по которому первоначальное решение
не отменено и не вступило в законную
силу, в полном объеме по имеющимся в
деле и дополнительно представленным
доказательствам. Суд апелляционной
инстанции по итогам рассмотрения дела
не может направить его для нового
рассмотрения по существу, как это делают
кассационная и надзорная инстанции. Он
может принять одно из следующих решений:
оставить первоначальное решение без
изменения; отменить решение полностью
или в части и принять новое решение;
изменить решение; отменить решение и
прекратить производство по делу или
оставить иск без удовлетворения.
Судом
апелляционной инстанции могут быть
только арбитражные суды основного звена
(арбитражные суды субъектов РФ).
Суд
кассационной инстанции в системе
федеральных арбитражных судов - это
суд, наделенный полномочиями пересматривать
с точки зрения законности и обоснованности
решения арбитражных судов, вступивших
в законную силу, если на данное решение
была подана кассационная жалоба или
принесен кассационный протест в течение
тридцати дней со дня вступления этого
решения в законную силу.
Решение
арбитражного суда вступает в законную
силу через 30 дней после его вынесения,
если не было подано апелляционной жалобы
или сразу после пересмотра дела в
апелляционном порядке.
Судом
кассационной инстанции в системе
федеральных арбитражных судов могут
быть только федеральные арбитражные
суды округов (арбитражные суды среднего
звена).
Судом надзорной инстанции в
системе федеральных арбитражных судов
может быть только Высший Арбитражный
Суд РФ (его Президиум).
22. ПОНЯТИЕ СТАТУСА СУДЕЙ
Судебная
власть в РФ принадлежит только судам в
лице судей и привлеченных в установленном
законом порядке народных, присяжных и
арбитражных заседателей, которые
осуществляют правосудие в случаях,
предусмотренных законом.
Судья - это
лицо, наделенное в соответствии с
Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной
системе РФ" полномочиями осуществлять
правосудие и исполняющее свои обязанности
на профессиональной основе.
Существенное
значение имеет и другое понятие - статус
судей в РФ.
Статус судей - это их
правовое положение, закрепленное в
Конституции РФ и законах Российской
Федерации.
Права и обязанности,
составляющие правовое положение, судьи
получают в силу занимаемого должностного
положения. Эти права и обязанности -
исключительны по своему характеру, они
даются судьям помимо общих гражданских
прав и обязанностей. Таких прав нет у
обычных граждан в повседневной
жизни.
Статус судей - единый для всех
судей вне зависимости от того, в каком
суде они работают. Единые требования к
судьям, установленные Конституцией РФ
и федеральным законодательством являются
важным условием единства судебной
системы России. Хотя судьи различных
ветвей судебной системы РФ имеют
различную компетенцию и полномочия.
Такие различия зависят от того, в каком
суде работает судья, какова его должность,
входит ли он в состав какого -либо органа
судейского сообщества. Особенности
правового положения по отношению к
отдельным категориям судей определяются
федеральным законами, а в случаях ими
предусмотренными - законами субъектов
РФ. Такие особенности предусмотрены в
настоящее время по отношению к судьям
военных судов, судьям Конституционного
Суда РФ и к некоторым другим категориям
судей.
Статус судей слагается из
нескольких элементов:
1. Требования
к кандидату на пост судьи и к лицу,
назначенному судьей.
2. Порядок
наделения судей полномочиями; порядок
приостановления полномочий судей и
освобождения их от должности.
3.
Правила о невмешательстве в судебную
деятельность.
4. Меры обеспечения
неприкосновенности судей.
5. Меры
материального и социального обспечения
судей.
23. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К
СУДЬЯМ
Требования, предъявляемые к
судьям можно условно разделить на две
группы.
= Требования, предъявляемые
к кандидату на должность судьи. Общие
требования закреплены в Конституции
РФ, Законе РФ "О статусе судей в
РФ"
Общие конституционные требования:
- гражданство РФ;
- высшее юридическое
образование;
- возраст - не менее 25
лет;
- стаж работы по юридической
специальности не менее пяти лет.
Помимо
данных требований, Закон РФ "О статусе
судей в РФ" закрепляет следующие
требования:
- сдача квалификационного
экзамена;
- получение рекомендации
соответствующей квалификационной
коллегии судей;
- кандидат на должность
судьи не должен совершать порочащих
его поступков.
По отношению к судьям
вышестоящих судов устанавливаются
более строгие требования по возрасту
и стажу работы по юридической специальности.
Соответственно: возраст - 30 (для судей
судов среднего звена) и 35 (для судей
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
- не менее 10 лет.
= Требования к судье
(к лицу назначенному судьей).
Разумеется,
все вышеперечисленные требования
относятся и к лицу, назначенному судьей,
однако судья как должностное лицо,
наделенное правом осуществлять правосудие
в РФ, должен исполнять также и следующие
требования:
- он должен соблюдать
Конституцию РФ и другие законы;
- он
не может быть депутатом;
- он не должен
принадлежать к политическим партиям и
движениям;
- он не должен осуществлять
предпринимательскую деятельность;
-
он не должен совмещать работу в должности
судьи с другой оплачиваемой работой
(это не касается научной, преподавательской
и творческой деятельности);
- он должен
избегать при исполнении обязанностей
и даже во внеслужебное время всего, что
могло бы умалить авторитет судебной
власти, достоинство судьи или вызвать
сомнение в объективности, справедливости
и беспристрастности судьи.
Для этого
последнего требования характерны
оценочные категории, скорее принадлежащие
области морали, чем права. "Умалить
авторитет…" означает, например,
желание угодить руководителю
исполнительного органа власти, положить
в основу судебного решения не закон, а
мнение общественности или коллег…
"Умалить достоинство судьи" может
означать, например, появление в нетрезвом
состоянии в общественном месте, вызывающая
одежда, посещение и игра в казино или
публичного дома, других подобных
заведений, поддержание отношений с
лицом, о котором известно, что он
занимается незаконной, преступной
деятельностью. "Необъективность…".
Это, например, неодинаковое обращение
к сторонам в процессе, которое выражается
в репликах, грубых замечаниях, явном
ущемлении законных интересов одной из
сторон в судебном заседании.
Требования
к отдельным категориям судей могут
содержаться в федеральных законах и
законах субъектов РФ. В настоящее время
особые требования предъявляются: к
судьям Конституционного Суда РФ, они
закреплены в ФКЗ "О Конституционном
Суде РФ"; к судьям уставных и
конституционных судов субъектов РФ,
такие требования закрепляются в
соответствующих законах субъектов РФ;
к судьям военных судов - в ФКЗ "О
военных судах в РФ".
3. ПОРЯДОК
НАДЕЛЕНИЯ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ И
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НИХ
Порядок наделения
судей полномочиями устанавливается
Конституцией РФ (ст. 128), а также федеральными
законами: ФКЗ "О Конституционном Суде
РФ", ФКЗ "О судебной системе РФ".
Законы субъектов РФ устанавливают
порядок наделения полномочиями мировых
судей и судей уставных и конституционных
судов.
Статья 13 ФКЗ "О судебной
системе РФ" устанавливает основные
принципы назначения судей на
должность.
Судьи, назначаемые на
должность впервые, должны сдать
квалификационный экзамен на должность
судьи.
Для всех судей федеральных
судов обязательным является получение
положительного заключения соответствующей
квалификационной коллегии судей (органа
судейского сообщества).
Помимо этого
судьи федеральных судов общей юрисдикции
(основного и среднего звена, кроме
военных), а также арбитражных судов
субъектов назначаются на должность по
согласованию с законодательным органом
субъекта РФ, на территории которого
расположен данный суд. Судьи федеральных
арбитражных судов округов назначаются
с учетом предложений законодательных
органов государственной власти
соответствующих субъектов РФ.
Судьи
федеральных судов общей юрисдикции
основного и среднего звена назначаются
на должность Президентом РФ по
представлению Председателя Верховного
Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных
судов основного и среднего звена
назначаются Президентом РФ по представлению
Председателя Высшего Арбитражного Суда
РФ. Его решение о назначении оформляется
Указом президента РФ.
Судьи Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
назначаются Советом Федерации Федерального
Собрания РФ по представлению Президента
РФ.
Мировые судьи и судьи конституционных
и уставных судов наделяются полномочиями
в порядке, который устанавливается
каждым субъектом Российской Федерации
самостоятельно.
Особенности назначения
судей Конституционного Суда РФ закреплены
в ФКЗ "О Конституционным Суде
РФ".
Вступая на должность впервые,
судья приносит присягу (ст. 8 Закона РФ
"О статусе судей"): "Торжественно
клянусь честно и добросовестно исполнять
свои обязанности, осуществлять правосудие,
подчиняясь только закону, быть
беспристрастным и справедливым, как
велят мне долг судьи и моя совесть".
Срок
полномочий судьи в РФ, как правило, не
ограничен. Исключения закрепляются в
законодательстве. В частности, судьи
Конституционного Суда РФ - до достижения
возраста 70 лет или не более 12 лет. Судьи
военных судов - пока находятся на
действительной военной службе. Срок
полномочий судей субъектов РФ может
быть урегулирован в соответствующем
законе субъекта РФ.
24. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ
Судья
несменяем. Полномочия судьи могут быть
прекращены или приостановлены только
по решению соответствующей квалификационной
коллегии судей по основаниям,
предусмотренным в законе.
Приостановление
полномочий судьи- это временное лишение
его властных полномочий, связанных с
занимаемой должностью, а также возможность
выполнить иные действия, вытекающие из
должностного положения судьи.
Приостановление
полномочий судьи, как правило, не влечет
за собой снижение уровня его материального
и социального обеспечения, не лишает
его гарантий неприкосновенности.
Исключением из этого правила является
приостановление полномочий в связи с
применением к судье меры пресечения в
виде заключения под стражу.
25.ОСНОВАНИЕМ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧЕЙ МОЖЕТ
БЫТЬ:
- вступление в законную силу
решения суда о признании судьи безвестно
отсутствующим;
- дача согласия
соответствующей квалификационной
коллегией судей на привлечение судьи
к уголовной ответственности или на
заключение его под стражу;
- участие
судьи в качестве кандидата в депутаты
в предвыборной кампании в законодательные
органы Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации;
- избрание
судьи депутатом законодательного органа
Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации.
Решение о
приостановлении полномочий судьи
принимает соответствующая квалификационная
коллегия судей, это решение может быть
обжаловано в Высшую квалификационную
коллегию судей, а решение Высшей
квалификационной коллегии - в Верховный
Суд РФ в порядке, предусмотренным
федеральным законодательством. В том
случае, когда основание приостановления
полномочий отпадает, квалификационная
коллегия, которая принимала решение о
приостановлении, возобновляет полномочия
судьи.
Прекращение полномочий
судей-это полное прекращение трудовых
отношений судьи с судом, в котором
работал и лишение его всех властных
полномочий, вытекающих из должностного
положения судьи.
Прекращение
полномочий может быть осуществлено по
основаниям, которые предполагают
отставку судьи.
26.ОТСТАВКА СУДЬИ