ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 577
Скачиваний: 3
51.ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
Одно из
основных мест в системе правоохранительных
органов РФ занимают органы внутренних
дел, которые обеспечивают охрану
общественного порядка, законность,
защиту прав и свобод человека и гражданина,
охрану законных интересов государственных
и негосударственных предприятий,
организаций различных форм собственности
и трудовых коллективов, по борьбе с
преступностью и иными правонарушениями.
Задачи
МВД РФ:
- разработка и принятие в
пределах своей компетенции мер по защите
прав и свобод человека и гражданина,
защите объектов независимо от форм
собственности, обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности;
-
организация и осуществление мер по
предупреждению и пресечению преступлений
и административных правонарушений,
выявлению,
раскрытию и расследованию преступлений;
-
руководство органами внутренних дел и
внутренними войсками, принятие мер по
совершенствованию их деятельности;
-
совершенствование нормативной правовой
основы деятельности органов внутренних
дел и внутренних войск, обеспечение
законности в их деятельности.
Система
органов внутренних дел МВД РФ
Систему
органов внутренних дел возглавляет
Министерство внутренних дел Российской
Федерации. Основными структурными
звеньями этой системы являются :
-
МВД республик в составе РФ;
- главные
управления внутренних дел (ГУВД);
-
управления внутренних дел (УВД) краев,
областейсубъектов РФ;
- управления
(отделы) внутренних дел на транспорте
(УВДТ, ОВДТ);
- городские, районные
органы внутренних дел (ГОВД, РОВД);
-
управления и отделы 8 Главного управления
внутренних дел ( на режимных объектах);
-
Главное управление государственной
противопожарной службы (ГУГПС);
-
окружные управления материально-технического
и военного снабжения (ОУМС и ВС);
-
учебные заведения (Академия, институты,
высшие школы, средние специальные
учебные заведения);
- научно-исследовательские
учреждения и иные подразделения,
предприятия, учреждения и организации,
созданные для осуществления задач,
возложенных на органы внутренних дел;
-
Внутренние войска.
Основными
принципами деятельности МВД РФ являются
:
- законность;
- гуманизм;
-
уважение прав человека;
- гласность.
Милиция
решает стоящие перед ней задачи во
взаимодействии с другими государственными
органами, органами местного самоуправления,
общественными объединениями, трудовыми
коллективами, гражданами, а также
муниципальными органами охраны
общественного порядка, деятельность
которых регулируется федеральным
законом, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МВД РФ
Министр внутренних дел РФ Коллегия МВД РФ
Заместители министра
Учебные
заведения Печатный орган Научные
учреждения
Главные управления
Управления Иные подразделения
-
аппарат министра- главный штаб-
командующего внутренними войсками-
уголовного розыска- следственный
комитет- по организованной преступности-
по экономическим преступлениям-
внутренних дел на транспорте- обеспечение
общественного порядка- государственной
противопожарной службы- обеспечение
безопасности дорожного движения- и
другие - собственной безопасности-
контрольно-ревизионное- информации и
общественных связей- по незаконному
обороту наркотиков- национальное
центральное бюро Интерпола- паспортно-визовое
- медицинское - и другие - оперативно-поисковое
управление- главное управление
вневедомственной охраны- главный
информационный центр- экспертно-криминалистический
центр- и другие
Министр назначается и освобождается
от должности Президентом РФ.
Заместители
министра - назначаются Президентом РФ
по представлению Председателя
Правительства РФ.
Милиция - одно из
основных структурных подразделений
органов внутренних дел, осуществляющее
охрану общественного порядка и борьбу
с преступностью в РФ.
Правовой основой
ее деятельности является Закон РСФСР
"О милиции" от 18 апреля 1991 года и
Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"
от 8 апреля 1999 года.
Задачи милиции
(ст.2 Закона):
- обеспечение безопасности
личности;
- предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений;
- выявление и раскрытие
преступлений;
- охрана общественного
порядка и обеспечение общественной
безопасности;
- защита частной,
государственной, муниципальной и иных
форм собственности;
- оказание помощи
физическим и юридическим лицам в защите
их прав и законных интересов в пределах,
установленных настоящим Законом.
В
соответствии с Законом о милиции она
подразделяется на криминальную милицию
и милицию общественной безопасности
(местную милицию).
Основными задачами
криминальной милиции являются выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, по делам; о которых
производство предварительного следствия
обязательно, организация и осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся
от исполнения уголовного наказания,
без вести пропавших и иных лиц в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Начальники
криминальной милиции районов, городов
и иных муниципальных образований
назначаются на должность
и освобождается
от должности министрами внутренних
дел, начальниками управлений (главных
управлений) внутренних дел субъектов
Российской Федерации и являются
заместителями начальников соответствующих
органов внутренних дел.
Криминальная
милиция финансируется за счет средств
федерального бюджета.
Основными
задачами милиции общественной безопасности
являются обеспечение безопасности
личности, общественной безопасности,
охрана собственности, общественного
порядка, выявление, предупреждение и
пресечение преступлений и административных
правонарушений, раскрытие преступлений
по делам, о которых производство
предварительного следствия не обязательно,
розыск отдельных категорий лиц,
установление места нахождения которых
отнесено к компетенции милиции
общественной безопасности.
Начальники
милиции общественной безопасности
районов, городов и иных муниципальных
образований назначаются на должность
и освобождаются от должности министрами
внутренних дел, начальниками управлений
(главных управлений) внутренних дел
субъектов Российской Федерации по
согласованию с соответствующими органами
местного самоуправления и являются по
должности заместителями начальников
органов внутренних дел районов, городов
и иных муниципальных образований.
СТРУКТУРА МИЛИЦИИ
Милиция
Криминальная милиция Милиция общественной
безопасности
Начальникподразделения
Начальникподразделения
- уголовного
розыска- по борьбе с преступностью в
сфере экономики- экспертно-
криминалистические- по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков- криминального
(оперативного) поиска - дежурные части-
государтвенной инспекции безопасности
дорожного движения- патрульно-постовой
службы- ОМОН (отряды милиции особого
назначения)- участковые инспектора
милиции- охраны объектов по договорам-по
предупреждению правонарушений
несовершеннолетн.-специализированные
одразделения дознания- ИВС- и другие
Сотрудниками милиции в Российской
Федерации являются граждане Российской
Федерации, состоящие на должностях
рядового или начальствующего состава
органов внутренних дел, которым в
установленном порядке присвоены
специальные звания рядового или
начальствующего состава милиции:
рядовой милиции
младший сержант
милиции
сержант милиции
старший
сержант милиции
старшина милиции
прапорщик
милиции
старший прапорщик милиции
младший лейтенант милиции
лейтенант
милиции
старший лейтенант милиции
капитан
милиции
майор милиции
подполковник
милиции
полковник милиции
генерал-майор
милиции
генерал-лейтенант
милиции
генерал-полковник милиции
Прохождение службы в милиции регулируется
действующим законом о милиции и Положением
о службе в органах внутренних дел в
части ему не противоречащей.
Внутренние
войска РФ
Федеральный закон "О
внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации",
вступивший в силу с 12 февраля 1997 года,
определяет назначение, правовые
основы,
принципы деятельности,
полномочия внутренних войск МВД
РФ,
порядок выполнения ими возложенных
задач. Согласно ст.1 вышеназванного
закона Внутренние войска МВД РФ входят
в систему Министерства внутренних дел
РФ и предназначены для обеспечения
безопасности личности, общества и
государства, защиты прав и свобод
человека и гражданина от преступных и
иных противоправных посягательств.
На
внутренние войска возлагаются следующие
задачи:
- участие совместно с органами
внутренних дел РФ в охране общественного
порядка, обеспечении общественной
безопасности и режима чрезвычайного
положения;
- охрана государственных
объектов и специальных грузов;
-
конвоирование осужденных и лиц,
заключенных под стражу;
- участие в
территориальной обороне РФ;
- оказание
содействия Пограничным войскам
Федеральной пограничной службы РФ в
охране государственной границы РФ.
Иные
задачи могут быть возложены на внутренние
войска федеральными законами.
Выполнение
задач, возложенных на внутренние войска,
осуществляются:
- органами управления
внутренними войсками;
- соединениями
и воинскими частями оперативного
назначения;
- специальными моторизованными
соединениями и воинскими частями;
-
соединениями и воинскими частями по
охране важных государственных объектов
и специальных грузов;
- воинскими
частями (подразделениями) по конвоированию;
-
авиационными воинскими частями;
-
морскими воинскими частями;
- военными
образовательными учреждениями высшего
профессионального образования;
-
разведывательными воинскими частями
(подразделениями);
- воинскими частями
(подразделениями) специального
назначения;
- учреждениями
(медицинскими,научными и другими) и
воинскими частями обеспечения деятельности
внутренних войск
(учебными, связи и
другими).
Раздел 4 вышеназванного
закона регламентирует задачи соединений,
воинских частей, права и обязанности
военнослужащих внутренних войск.
Для
выполнения поставленных задач
военнослужащие внутренних войск имеют
право применять физическую силу,
специальные средства, оружие, боевую и
специальную технику.
52. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ
Таможенные органы РФ являются органами
исполнительной власти, звеном системы
государственного управления. Исполнительная
деятельность этих органов состоит в
повседневной практической организации
и осуществлении таможенного дела.
Таможенные органы, используя разнообразные
формы и методы, осуществляют свои функции
и полномочия в области организации
перемещения через таможенную границу
товаров и транспортных средств; взимание
таможенных платежей; таможенного
оформления и контроля и т.д. Это основные
направления деятельности таможенных
органов. В этих сферах деятельности
таможенные органы выступают в качестве
административно-исполнительных
органов.
Таможенные органы осуществляют
как распорядительную, так и
исполнительно-организационную
деятельность. Оба эти вида деятельности
тесно взаимосвязаны и в совокупности
составляют единое целое. При этом
распорядительная деятельность таможенных
органов имеет свои особенности, важнейшей
из которых является ее нормативный
характер, который проявляется в принятии
таможенными органами соответствующих
правовых актов.
Важной отличительной
чертой и особенностью таможенных органов
является то, что действующим
законодательством они отнесены к числу
правоохранительных органов.
Правоохранительный
характер деятельности таможенных
органов во многом обусловлен самой
структурой таможенного дела, а также
тем, что все основные задачи и полномочия
в сфере таможенного дела таможенные
органы осуществляют с учетом интересов
Российской Федерации, укрепления ее
экономического суверенитета и
экономической безопасности.
Поскольку
и общие, и конкретные задачи и функции
таможенных органов определяются в
таможенном законодательстве, стержнем
которого является ТК РФ, уместно в этом
случае сослаться на его Преамбулу:
"Кодекс направлен на защиту
экономического суверенитета и
экономической безопасности РФ...
обеспечение защиты прав граждан,
хозяйствующих субъектов и государственных
органов и соблюдение ими обязанностей
в области таможенного дела". Можно
сделать вывод, что само таможенное дело
и таможенные органы изначально в силу
специфической природы и структуры
таможенного дела являются правоохранительными
по своему характеру и в большинстве
случаев выступают именно в таком
качестве. Комплексный характер таможенного
дела предопределяет наличие в нем
неоднородных элементов, в том числе
правоохранительных.
Таможенные
органы являются органами дознания по
делам о контрабанде и по ряду других
преступлений в сфере таможенного дела
и осуществляют оперативно-розыскную
деятельность.
О правоохранительном
характере таможенных органов
свидетельствует также возможность
обжалования решений, действий или
бездействия таможенных органов и их
должностных лиц.
Теперь рассмотрим
функции таможенных органов. Согласно
ст.10 ТК РФ таможенные органы выполняют
следующие функции:
- участвуют в
разработке таможенной политики и
реализуют эту политику;
- обеспечивают
соблюдение законодательства, контроль
за исполнением которого возложен на
таможенные органы РФ;
- принимают
меры по защите прав и интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций
при осуществлении таможенного дела;
-
обеспечивают в пределах своей компетенции
экономическую безопасность РФ, являющуюся
экономической основой суверенитета
РФ;
- защищают экономические интересы
РФ;
- применяют средства таможенного
регулирования торгово-экономических
отношений;
- взимают таможенные
пошлины, налоги и иные таможенные
платежи;
- участвуют в разработке
мер экономической политики в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную
границу РФ, реализуют эти меры;
-
обеспечивают соблюдение разрешительного
порядка перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу РФ;
- ведут борьбу с контрабандой,
нарушениями таможенных правил и
налогового законодательства, относящегося
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу РФ, пресекают незаконный оборот
через таможенную границу РФ наркотических
средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического
достояния народов РФ и зарубежных стран,
объектов интеллектуальной собственности,
видов животных и растений, находящихся
под угрозой исчезновения, других товаров,
а также оказывают содействие в борьбе
с международным терроризмом и пресечении
незаконного вмешательства в аэропортах
РФ в деятельность международной
гражданской авиации;
- осуществляют
и совершенствуют таможенный контроль
и таможенное оформление, создают условия,
способствующие ускорению товарооборота
через таможенную границу РФ;
- ведут
таможенную статистику внешней торговли
и специальную таможенную статистику
РФ;
- ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической деятельности;
-
содействуют развитию внешнеэкономических
связей республик в составе РФ, автономной
области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
а также предприятий, учреждений,
организаций и граждан;
- содействуют
осуществлению мер по защите государственной
безопасности, общественного порядка,
нравственности населения, жизни и
здоровья человека, защите животных и
растений, охране окружающей природной
среды; осуществляют контроль за вывозом
стратегических и других жизненно важных
для интересов РФ материалов;
-
осуществляют валютный контроль в
пределах своей компетенции;
-
обеспечивают выполнение международных
обязательств РФ в части, касающейся
таможенного дела;
- участвуют в
разработке международных договоров
РФ, затрагивающих таможенное дело;
-
осуществляют сотрудничество с таможенными
и иными компетентными органами иностранных
государств, международными организациями,
занимающимися вопросами таможенного
дела;
- проводят научно-исследовательские
работы и консультирование в области
таможенного дела;
- осуществляют
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации специалистов в этой области
для государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций, обеспечивают
в установленном порядке Президента РФ
и Правительство РФ, иные государственные
органы, предприятия, учреждения,
организации и граждан информацией по
таможенным вопросам;
- реализуют
единую финансово-хозяйственную политику,
развивают материально-техническую и
социальную базу таможенных органов,
создают необходимые условия труда для
работников этих органов.
Приведенный
перечень основных функций показывает,
какой многообразной является деятельность
таможенных органов.
Таможенный орган
- это орган исполнительной власти,
являющийся по своему характеру
правоохранительным, действующий от
имени государства и наделенный властными
полномочиями, выполняющий свои задачи
и функции в сфере таможенного дела и в
других связанных с ним областях и
участках управления с помощью присущих
ему форм и методов деятельности.
То,
что таможенные органы выполняют функции
уголовно-процессуального характера
(дознание) и административно-процессуального
характера (производство и рассмотрение
дел о нарушении таможенных правил), не
изменяет их природы и характера как
исполнительно-распорядительных,
административных органов, но одновременно
сближает их с другими правоохранительными
органами, в частности с органами
внутренних дел.
Таможенные органы
как единая система государственных
органов. В таможенном кодексе
подчеркивается, что эти органы составляют
единую систему, в которую входят ГТК,
региональные таможенные управления,
таможни, таможенные посты. Взятые в
совокупности они придают характер
внутренней органической взаимосвязи
составным частям данной системы.
Централизация
и подчинение нижестоящих таможенных
органов вышестоящим, независимость
таможен от краевых и областных
администраций являются характерными
отличительными чертами построения
данной системы.
Вертикальное управление
и отсутствие административного подчинения
по горизонтали характерны как для
системы таможенных органов в целом, так
и для каждой из ее составных частей.
Сказанное не означает, что звенья системы
таможенных органов действуют изолированно
от краевых, областных властей и местной
администрации. Их взаимосвязи достаточно
многообразны.
В общем виде систему
таможенных органов можно определить
как обусловленную функциональной
общностью совокупность
таможенных
органов, характеризующуюся едиными
целями и задачами а также иерархическим
строением и подчиненностью нижестоящих
органов вышестоящим.
Важно рассмотреть
статус каждого из таможенных органов,
являющихся самостоятельным субъектом
таможенного права.
Государственный
таможенный комитет Российской Федерации
(ГТК РФ)
Таможенный кодекс определяет
его как центральный орган федеральной
исполнительной власти, осуществляющий
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ. Указом Президента РФ от 10
января 1994 года ГТК РФ отнесен к числу
иных федеральных органов исполнительной
власти, каковыми являются государственные
комитеты, федеральные службы, органы
федерального надзора и другие
органы.
Отнесение органа исполнительной
власти к числу государственных комитетов
означает признание того факта, что он
осуществляет межотраслевое регулирование.
Более подробно статус ГТК РФ, его функции,
полномочия и частично структура
определяются
в ТК РФ, Положении о ГТК РФ, а также в
других
нормативных актах.
В своей
деятельности ГТК РФ руководствуется
Конституцией РФ, федеральными законами,
нормативными актами Президента и
Правительства, а также международно-правовыми
договорами и соглашениями РФ.
Функции
и полномочия ГТК РФ обусловлены целями
таможенной политики РФ, сформулированными
в статье 2 ТК РФ. Ст.10 ТК РФ посвящена
основным функциям таможенных органов.
К
числу главных задач ГТК РФ законом
отнесены: обеспечение соблюдения
законодательства о таможенном деле;
обеспечение в пределах его компетенции
надежной экономической безопасности
РФ; совершенствование средств таможенного
регулирования внешнеэкономических
отношений и связей; учет и обеспечение
экономических приоритетов РФ и создание
благоприятных условий для ее участия
в международном разделении труда;
своевременное и полное взимание
таможенных платежей, а также налогов и
других обязательных платежей; борьба
с контрабандой, нарушениями таможенных
правил и законодательства о налогах в
части, относящейся к компетенции
таможенных органов; ведение таможенной
статистики; создание и обеспечение
благоприятного таможенного режима для
выполнения международных договоров в
области торгово-экономических,
валютно-финансовых, научно-технических,
гуманитарных и иных межгосударственных
отношений. Как видим, функции ГТК РФ
весьма сложны и обширны.
Одним из
направлений ГТК РФ является организация
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов для
государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций.
Одно из
актуальных направлений деятельности
ГТК РФ- обеспечение участия РФ в
международно-правовом регулировании
и сотрудничестве в области таможенного
дела.
Функции ГТК РФ :
- разрабатывает
экономический, организационный и
правовой механизмы реализации единой
таможенной политики, обеспечивает их
практическое применение;
- обеспечивает
применение средств таможенного
регулирования, включая таможенно-тарифный
механизм. К ведению ГТК РФ относится
обеспечение лицензионно-разрешительного
порядка ввоза и вывоза товаров и иных
предметов;
- обеспечивает своевременное
и полное внесение в бюджет таможенных
платежей и иных сумм, поступающих в
результате деятельности таможенных
органов;
- организует и ведет таможенную
статистику, обеспечивает ее полноту и
гласность;
- разрабатывает и принимает
меры по предупреждению и пресечению
контрабанды, иных преступлений в сфере
таможенного дела;
- оказывает другим
правоохранительным органам содействие
в борьбе с международным терроризмом,
издает методические указания и
рекомендации по проведению таможенными
органами дознания по делам о контрабанде;
-
контролирует соблюдение должностными
лицами таможенных органов законности
в ходе производства по делам о контрабанде,
о нарушениях таможенных правил и
налогового законодательства;
-
рассматривает жалобы и протесты на
постановление таможенных органов,
обеспечивает своевременное и правильное
рассмотрение обращений предприятий,
учреждений , организаций и граждан по
вопросам деятельности таможенных
органов РФ.
Возложенные на него
функции ГТК РФ выполняет во взаимодействии
с федеральными министерствами и иными
федеральными органами исполнительной
власти РФ, правительствами республик
и других субъектов в составе РФ, а также
с органами местного самоуправления и
местной администрации.
Структура
ГТК РФ
Организационная структура
ГТК РФ призвана способствовать
эффективному осуществлению его
функций.
ГТК РФ возглавляет председатель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от нее Президентом РФ. Председатель ГТК
РФ несет персональную ответственность
за выполнение данным органом возложенных
на него задач и осуществление своих
функций. Заместители председателя, в
том числе первый заместитель, назначаются
на должность и освобождаются от нее
Правительством РФ по представлению
председателя ГТК РФ. Обязанности между
заместителями распределяются председателем
ГТК РФ.
Председатель ГТК РФ осуществляет
общее руководство системой таможенных
органов и непосредственно курирует
инспекцию при председателе ГТК РФ
дежурную службу, руководит работой
коллегии ГТК РФ, обеспечивает взаимодействие
с правоохранительными органами.
В
ГТК РФ образуется коллегия в составе
председателя (председатель коллегии)
и его заместителей, а также других
руководящих работников системы ГТК РФ.
Члены коллегии ГТК РФ утверждаются и
освобождаются от выполнения обязанностей
Правительством РФ по представлению
председателя ГТК РФ.
Заседания
коллегии ГТК РФ проводятся регулярно.
На них рассматриваются вопросы,
относящиеся к компетенции ГТК РФ, а
также заслушиваются отчеты руководителей
структурных подразделений центрального
аппарата ГТК РФ, других таможенных
органов, предприятий и организаций,
подведомственных ГТК РФ.
Решения
коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами председателя ГТК РФ.
При
ГТК России действует Консультативный
совет по таможенной политике. Персональный
состав этого совета и положение о нем
утверждаются председателем ГТК
России.
Численность работников
центрального аппарата ГТК РФ и размер
ассигнований из республиканского
бюджета РФ на его содержание утверждается
Правительством РФ.
Председатель ГТК
РФ имеет право вносить изменения в
структуру центрального аппарата ГТК
РФ, утверждать его штатное расписание
и положения о структуре подразделений
ГТК РФ.
ГТК РФ является юридическим
лицом, имеет печать с изображением герба
РФ и со своим наименованием.
СТРУКТУРА ГТК РФ
Председатель
Заместители
Консультативный совет
Коллегия
ЦТЛ ГНИВЦ Печатный
орган
Управления-организации
таможенного контроляпо борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных
правил- правовое- таможенно-тарифное-
федеральных таможенных доходов-
таможенной статистики и анализа-
финансовое- социального развития-
материально-технического снабжения-
техническое- кадров и учебных заведений-
управление делами- другие Отделы- по
связям со средствами массовой информации
и общественностью- внешних связей-
валютного контроля- собственной
безопасности- другие
Управление организации таможенного
контроля - одно из основных подразделений
в структуре ГТК РФ. Его задачи и функции
определяются характером и содержанием
таможенного контроля, которые
сформулированы в ТК РФ и в других
нормативных актах. Организует проведение
таможенно-контрольной деятельности,
осуществляет методическое руководство
ею в пределах своей компетенции. Оно
планирует деятельность таможенных
учреждений по осуществлению таможенного
контроля, разрабатывает схемы
технологического контроля, участвует
в организации взаимодействия с
погранслужбами, санитарно-карантиннными,
ветеринарными и другими государственными
органами при осуществлении контроля
за перемещением через границу товаров,
личной клади и багажа физических лиц,
транспортных средств, грузов и иного
имущества. Руководит таможенным контролем
за автотранспортными средствами,
воздушными, морскими и речными судами,
железнодорожными перевозками и
перевозимыми этими видами транспорта
грузами; за перемещением через границу
литературы, печатных, аудиовизуальных
материалов и культурных ценностей. В
состав управления входят следующие
отделы: создания и развития таможенной
инфраструктуры; организации таможенного
контроля в неторговом обороте; контроля
за грузами в торговом обороте. Руководство
управления - начальник и его
заместители.
Управление по борьбе с
контрабандой и нарушением таможенных
правил
- одно из ведущих подразделений
ГТК РФ. Оно организует мероприятия по
борьбе с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового
законодательства.
Возглавляет
управление руководство (начальник и
заместитель); в состав управления входят
отделы; организации борьбы с таможенными
правонарушениями в торговом обороте;
по борьбе с котрабандой наркотиков и
организации кинологической службы;
организации борьбы с таможенными
правонарушениями в неторговом обороте;
контроля за соблюдением законности в
производстве по делам о нарушениях
таможенных правил; организации дознания
по делам о контрабанде.
Правовое
управление играет большую роль при
подготовке нормативных актов, дает
заключения по проектам законов и
подзаконных актов в части, касающейся
таможенного дела, по запросам министерств
и ведомств, по поступаемым заявлениям
и жалобам. Правовое управление выступает
не только в качестве объединяющего и
координирующего центра, но в качестве
консультативного подразделения по
правовым вопросам, проводит работу по
систематизации и кодификации таможенного
законодательства. Эти задачи непосредственно
возложены на одноименный отдел,
действующий в составе
управления.
Таможенно-тарифное
управление. Одна из главных задач
управления - обеспечение введения
гармонизированной системы описания и
кодирования товаров и внедрения ее в
практику таможенного тарифа. В составе
управления имеются следующие отделы:
отдел таможенно-тарифного регулирования,
который разрабатывает предложения по
таможенному тарифу, участвует в подготовке
нормативных актов по таможенному
обложению; отдел номенклатуры; отдел
экономических таможенных режимов.
Управление
федеральных таможенных доходов.
Разрабатывает концепции и технологии
взимания таможенных платежей, осуществляет
контроль за декларированием товаров и
за деятельностью таможенных органов в
свободных экономических зонах.
Управление
таможенной статистики и анализа.
Организует и объединяет деятельность
по ведению таможенными органами
таможенной статистики. В ТК РФ закреплено,
что таможенные органы ведут сбор и
обработку сведений о перемещении товаров
через таможенную границу, а также
представляют и публикуют данные
таможенной статистики.
Финансовое
управление. Взаимодействует со всеми
структурными подразделениями ГТК РФ,
контролирует финансовую деятельность
нижестоящих таможенных органов. В его
состав входят финансово-экономический
отдел; контрольно-ревизионный отдел;
отдел бухгалтерского учета и
отчетности.
Управление социального
развития. Создано для решения задач
развития социальной инфраструктуры,
материально-бытового обеспечения и
социальной защиты сотрудников таможенных
органов, предприятий, учреждений и
организаций, подведомственных ГТК
РФ.
Управление материально-технического
снабжения. Играет большую роль в
обеспечении деятельности всей системы
таможенных органов, а также таможенных
учреждений и организаций. Оно состоит
из следующих отделов: комплектации
оборудованием объектов капитального
строительства, материально-технического
снабжения таможен, планирование и
реализации материальных ресурсов,
строительных материалов, групп: по
организации учета и реализации
конфискатов, хозяйственного обслуживания
центрального аппарата.
Техническое
управление. Его деятельность направлена
на обеспечение таможенного контроля
техническими средствами и внедрение в
таможенно-контрольный процесс
информационных технологий. Управление
состоит из отделов: технических средств
таможенного контроля, информационных
технологий, связей.
Управление кадров
и учебных заведений. Названное управление
объединяет и координирует кадровую
работу, а также деятельность подчиненных
учебных заведений. Имеет следующую
структуру: отдел руководящих кадров и
организационно-методической работы;
отдел подготовки кадров и учебных
заведений; отдел профилактики
правонарушений среди личного состава;
группа (сектор) делопроизводства, учета,
оформления кадров центрального
аппарата.
Управление делами ГТК РФ.
Ведает организационно-техническим
обеспечением и обслуживанием ГТК РФ в
целом и его структурных подразделений.
Отдел
по связям со средствами массовой
информации и общественностью. Проводит
работу по пропаганде и разъяснению
таможенного законодательства , обобщению
практики таможенного дела, выпускает
"Таможенный вестник" и другие
издания.
Отдел валютного контроля.
Разрабатывает и реализует меры по
контролю за ведением экспортно-импортных
операций; взаимодействует с участниками
внешне-экономической деятельности,
банками, другими учреждениями в сфере
валютного контроля, в том числе с органами
валютного контроля РФ; ведет картотеку
участников внешне-экономических связей;
информирует руководство ГТК РФ о
нарушениях валютного законодательства,
подготавливает по этим вопросам
методические документы и информационные
материалы.
Отдел собственной
безопасности. Его основными задачами
являются предупреждение, выявление и
пресечение фактов коррупции, других
должностных преступлений и проступков,
совершенных таможенными служащими.
Главный
научно-информационный вычислительный
центр. Это государственное предприятие,
действующее на основе устава о нем,
утвержденного председателем ГТК РФ.
Основная цель ГНИВЦ повышение эффективности
работы таможенных органов России путем
создания, внедрения и эксплуатации
Единой автоматизированной системы
(ЕАС) таможенных органов, а также
обеспечение ее жизнедеятельности. ГНИВЦ
обладает правами юридического лица,
имеет самостоятельный баланс, расчетный
счет, гербовую печать со своим
наименованием. Имеет право создавать
собственные структурные подразделения
(отделы , отделения, филиалы) с правом
открытия текущих и расчетных счетов.
ГНИВЦ возглавляет директор, назначаемый
ГТК РФ и утверждаемый его коллегией. С
ним заключается контракт, в котором
определяются права , обязанности и
ответственность директора ГНИВЦ перед
ГТК РФ и трудовым коллективом. Ему
предоставляется право разрабатывать,
утверждать и изменять структуру и
штатное расписание, принимать на работу
и увольнять сотрудников, распоряжаться
имуществом и средствами.
Центральная
таможенная лаборатория. Является
головным экспертно-исследовательским
учреждением ГТК РФ. Она имеет статус
юридического лица. Основные функции:
проведение материаловедческих и
товароведческих экспертиз и оформление
официальных документов в виде экспертного
заключения , протокола, справки и т.д.;
привлечение к экспертизе товаров ведущих
специалистов других ведомств; методическое
руководство и координация работ по
созданию и развитию таможенных лабораторий
и др.
Структура ЦТЛ такова: экспертный
отдел; исследовательский отдел ;
технический отдел. В состав всех этих
отделов входят сектора и группы. Начальник
ЦТЛ и его заместители назначаются на
должность и освобождаются от нее
председателем ГТК РФ. Структура и
численность ЦТЛ утверждается председателем
ГТК РФ.
Служба таможенной охраны и
таможенных органов РФ - специализированная
служба таможенных органов. В ее задачи
входят : обеспечение необходимых мер в
интересах охраны таможенной границы
РФ; выявление, предупреждение и пресечение
таможенных правонарушений; обеспечение
режима зоны таможенного контроля,
безопасности работы таможенных органов,
защиты должностных лиц таможенных
органов и членов их семей, охраны объектов
ГТК РФ и материальных ценностей;
таможенный надзор и др. Эта служба
состоит из Управления таможенной охраны
ГТК РФ (в региональных таможенных
управлениях - отделов таможенной охраны);
отрядов быстрого реагирования, групп
оперативно-дежурной службы; в таможнях
- отделов таможенной охраны; в таможенных
постах - групп таможенной охраны. Служба
таможенной охраны решает поставленные
перед нею задачи во взаимодействии с
другими государственными органами; она
вооружается огнестрельным оружием и
специальными средствами в случаях и
порядке, предусмотренных ТК РФ, иными
нормативными актами ГТК РФ.
Региональные
таможенные управления
Они являются
важной составной частью системы
таможенных органов, промежуточным
звеном между ГТК РФ и таможнями.
РТУ
создаются, реорганизуются и ликвидируются
ГТК РФ. В оперативном управлении РТУ
находятся расположенные на территории
региона таможенные органы, а также
предприятия, учреждения и организации,
входящие в систему ГТК РФ. Структура
РТУ утверждается ГТК РФ. Возглавляет
его начальник, назначаемый на должность
и освобождаемый от нее приказом
председателя ГТК РФ. Заместители
начальника, главный бухгалтер назначаются
на должность и освобождаются от нее
приказами ГТК РФ по представлению
начальника РТУ. Начальники таможенных
постов назначаются на должность и
освобождаются от нее приказами РТУ.
Таможни РФ
Составляют организационный
фундамент системы таможенных органов.
Они условно подразделяются на внутренние
и внешние.
Таможни входят в единую
таможенную систему таможенных органов
РФ и осуществляет свою деятельность
под руководством ГТК РФ и регионального
таможенного управления.
Решениями
ГТК РФ отдельные таможни РФ могут быть
подчинены непосредственно ГТК РФ.
Регион
деятельности таможни определяет ГТК
РФ. Он же осуществляет их создание,
реорганизацию и ликвидацию.
В
оперативном подчинении таможни находятся
расположенные на территории ее региона
таможенные посты.
Таможня РФ является
юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба
РФ, текущие счета по учету бюджетных
средств, сумм по поручениям и другие
счета в банках и иных кредитных
учреждениях.
Структура таможни
утверждается РТУ, а структура таможни,
непосредственно подчиненной ГТК РФ -
этим органом.
Таможню возглавляет
начальник, назначаемый на должность и
освобождаемый от нее приказом ГТК
РФ.
Заместители начальника и главный
бухгалтер таможни назначаются на
должность и освобождаются от нее
приказами ГТК РФ по представлению
начальника РТУ.
Таможенные посты РФ
Первичным звеном системы таможенных
органов являются таможенные посты РФ.
Их правовой статус подробно определен
в ряде нормативных актов. Круг задач и
перечень функций таможенного поста
значительно уже, чем у таможни, что
обусловлено местом таможенного поста
в системе таможенных органов. Структура
таможенного поста утверждается РТУ
(ГТК РФ). Таможенный пост возглавляет
начальник, назначаемый на должность и
освобождаемый от нее приказом начальника
РТУ.
Государственные таможенные
служащие
Государственный таможенный
служащий- лицо, занимающее за вознаграждение
должность в таможенных органах,
учреждениях и организациях, участвующее
в осуществлении таможенного дела и
обладающее определенным объемом (кругом)
прав и обязанностей.
По характеру
труда таможенные служащие могут быть
подразделены на руководителей,
специалистов и технических
исполнителей.
Сотрудники таможенных
органов должны иметь соответствующие
деловые качества(профессионализм и
компетентность в сфере таможенного
дела, наличие практического опыта
работы, исполнительность и коммуникабельность,
умение четко и рационально организовать
свою собственную работу и деятельность
подчиненных сотрудников, способность
объединять их для решения стоящих перед
ними задач), моральные качества (честность,
добросовестность, внимательное, четкое
и своевременное реагирование на обращения
и жалобы граждан, а также юридических
лиц, их надлежащее рассмотрение и
решение).
В соответствии с Федеральным
законом от 21 июля 1997 года "О службе в
таможенных органах РФ" сотрудникам
таможенных органов присваиваются
следующие специальные звания:
прапорщик
таможенной службы;
старший прапорщик
таможенной службы;
младший лейтенант
таможенной службы;
лейтенант таможенной
службы;
старший лейтенант таможенной
службы;
капитан таможенной службы;
майор
таможенной службы;
подполковник
таможенной службы;
полковник таможенной
службы;
генерал-майор таможенной
службы;
генерал-лейтенант таможенной
службы;
генерал-полковник таможенной
службы;
действительный государственный
советник таможенной службы.
Порядок
и условия прохождения службы в таможенных
органах регламентируются вышеуказанным
законом.