ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 581

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОСУДИЯ
Правосудие одна из функций государственной власти, в частности одной из ветвей этой власти - судебной. Понятие "правосудие" не совпадает с понятием "судопроизводство". Судопроизводство- с одной стороны, понятие более широкое, чем правосудие. Так, уголовное судопроизводство традиционно в России включает в себя не только деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел, но и досудебную деятельность органов предварительного расследования. Во-вторых, деятельность суда кроме правосудия, включает в себя и другие судебные функции.
К сожалению, в настоящее время в российском законодательстве не имеется четкого, отвечающего современным условиям определения правосудия. В юридической науке сложилось несколько точек зрения на сущность и содержание правосудия, рассмотрим одну из них.
Правосудие - это деятельность суда по рассмотрению и разрешению конституционных, гражданских, уголовных, административных дел с соблюдением установленного законом особого порядка и вынесением общеобязательных судебных актов.
Как и любое правовое явление, правосудие обладает рядом специфических признаков, помогающих отличить и обособить его от других правовых явлений.
ПРИЗНАКИ ПРАВОСУДИЯ:

1. При осуществлении правосудия принимаются решения по самым важным вопросам жизни человека, общества и государства.
Например, осуществляя правосудие по уголовным делам, суд признает человека виновным или не виновным в совершении преступления и в соответствии с этим назначает меру уголовного наказания или реабилитирует его (в случае невиновности). Осуществляя правосудие по гражданским делам, суд определяет правовые последствия разрешаемых споров между гражданами, предприятиями и организациями (имущественных, семейных и т.п.).
2. В процессе осуществления правосудия суд выносит судебные акты, которые обладают особым юридическим значением: они обязательны на всей территории РФ, для всех лиц (юридических, физических, государственных органов), они имеют особое содержание, связанное с характером рассмотренных судом вопросов.
Судебные акты могут быть итоговыми, выносимыми по существу рассмотренных вопросов: приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам, постановления по административным и конституционным делам. В некоторых случаях, по процедурным вопросам, а также в случаях, когда судебное заседание не закончилось вынесением итогового судебного акта, а также в других, предусмотренных законом случаях, суд выносит определения или постановления. Примером такого судебного акта может служить, постановление судьи о направлении уголовного дела на дополнительное расследование.
3. Правосудие может осуществляться только определенными способами. Согласно ст. 4 Закона РСФСР "О судоустройстве в РСФСР" правосудие в России может осуществляться:
ь во-первых, путем рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения к виновным мер уголовного наказания или оправдания невиновных.
ь во-вторых, путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, организаций и предприятий.
Однако в настоящее время данный закон существенно устарел, и перечень способов осуществления правосудия нуждается в уточнении. Поэтому, данный перечень можно дополнить следующим:
ь в-третьих, путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
ь в-четвертых, путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях дел, отнесенных законодательством к ведению конституционных (уставных) судов в Российской Федерации.
4. Правосудие всегда осуществляется с соблюдением особого порядка (судебной процедуры), который четко регламентируется законом.
Особенности судебной процедуры по уголовным делам закрепляется в действующем сегодня Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, по гражданским делам - в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, по экономическим спорам - в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ закрепляется в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", порядок рассмотрение дел в уставных (конституционных) судах субъектов РФ устанавливается соответствующими законами субъектов. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, который действует до принятия нового Административного кодекса РФ.
Следует отметить, что главный элемент любой из вышеуказанных судебных процедур - это рассмотрение и разрешение дел в судебном заседании, как правило, в присутствии публики, с участием всех заинтересованных лиц, при соблюдении конституционных принципов осуществления правосудия (состязательность, равноправие сторон, независимость суда и т.д.)
5. Правосудие может осуществляться только судом. Статья 118 Конституции РФ говорит об этом "Правосудие в РФ осуществляется только судом". Нельзя образовывать чрезвычайные суды. Никакой иной орган не может осуществлять правосудие (ни милиции, ни правительство и т.д.).
Рассматривая данный признак необходимо учитывать, что здесь имеется в виду суд как особый государственный орган, который выступает при рассмотрении конкретного дела в лице определенных судей. Состав суда при рассмотрении конкретного дела определяется в соответствующем процессуальном законе и может быть различным: возможно как коллегиальное, так и единоличное рассмотрение дела.
6. Правосудие осуществляется в соответствии с демократическими принципами, которые закреплены в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией, Конституции РФ и федеральных законах.


7. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ
Правосудие должно осуществляться в соответствии с принципами, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ.
Принципы правосудия - это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием.
Именно такими основными положениями должен руководствоваться законодатель, создавая юридические нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия. Принципы - это общие положения, на основе которых создаются, действуют все другие правовые нормы.
Они закрепляются в нормативных источниках с наибольшей юридической силой (международные договоры, Конституция РФ, кодексы, федеральные законы). В частности в Конституции Российской Федерации принципы правосудия в основном закрепляются в главе 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ; главе 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА; главе 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Различные ученые, занимающиеся изучением правоохранительных и судебных органов, предлагают различные (количественно) перечни принципов правосудия. Рассмотрим, основные принципы, которые иногда называют "конституционные принципы правосудия".

8.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ ТОЛЬКО СУДОМ

Этот принцип в первую очередь закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Немного о содержании этого принципа мы говорили ранее. В настоящее время Конституция РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" закрепляют исчерпывающий перечень органов (судов), которые наделены правом осуществлять правосудие. Так, ст. 4 ФКЗ " О судебной системе РФ" гласит: "Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом". В РФ действуют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды) и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи).

9.НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЕ ИХ ТОЛЬКО ЗАКОНУ

Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе федерального закона.
Независимым должен быть как сам государственный орган - суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия. Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами - судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юридическими и физическими лицами.
Сложно реализовать этот принцип на практике, однако законодатель предусматривает ряд гарантий независимости судей (ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в РФ"):
- специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом;
- запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности;
- определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- неприкосновенность судьи;
- право судьи на отставку;
- система органов судейского сообщества;
- особый порядок предоставления материального и социального обеспечения.
Это далеко не полный перечень гарантий. Данный закон, а также ряд иных нормативных актов устанавливают и другие гарантии (например, ФЗ "О государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов").


10.РАВЕНСТВО ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
Данный принцип закреплен в ст. 19 Конституции РФ.
Все равны перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств. Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям.
Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

11.СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И РАВОНОПРАВИЕ СТОРОН
Данный принцип закрепляется в ст. 123 Конституции РФ.
Этот принцип часто называют кратко "состязательность". Он означает, что лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Принцип "состязательности" похож по своему содержанию на принцип "равенства всех перед законом и судом". Но:
- принцип "всеобщего равенства" касается всех, кто каким-либо образом "сталкивается" с законом и судом (например, свидетель, переводчик).
- содержание принципа "состязательности" несколько уже: он непосредственно касается только сторон в судебном разбирательстве (т.е. лиц, отстаивающих противоположные интересы в суде): стороны обвинения и защиты - по уголовным; сторону истца и сторону ответчика - по гражданским делам.
Стороны в судебном разбирательстве могут доказывать свою правоту, спорить, представлять доказательства, по-своему их интерпретировать. Этими возможностями они наделяются в одинаковой степени.
Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере - то суд должен играть роль арбитра. То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен.
Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

12.ПРЕЗУМЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ
Этот чрезвычайно важный принцип закреплен в ст. 49 Конституции РФ в своей наиболее полной форме. Данный принцип действует только при осуществлении правосудия по уголовным делам, и является основополагающим принципом современного российского уголовного судопроизводства.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В том случае, когда виновность обвиняемого в совершении преступления не доказана, считается доказанной его невиновность.
Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.


13.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБВИНЯЕМОМУ И ПОДОЗРЕВАЕМОМУ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗАЩИТУ
Данный принцип действует при осуществлении правосудия по уголовным делам и закреплен, в первую очередь, в ст. ст. 45 и 48 Конституции РФ.
Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения.
ь Каждый подозреваемый, обвиняемый в совершении преступления может осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом.
ь Подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью специалиста - защитника.
До судебного разбирательства и, как правило, в суде, защитником выступает квалифицированный юрист-адвокат, однако с разрешения суда защитниками могут быть и иные лица, например, близкие родственники. Право пользоваться помощью защитника - адвоката возникает с момента задержания по подозрению в совершении преступления, с момента заключения под стражу либо с момента предъявления обвинения.
ь Обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно.
ь Обвиняемый, подозреваемый, подсудимый могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться. К таким случаям относятся дела по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые другие случаи, установленные в УПК РСФСР.
В гражданском судопроизводстве у сторон в споре также есть право пользоваться квалифицированной юридической помощью. Лицо, которое обладает квалифицированными юридическими знаниями и, оказывая помощь, выступает в судебном разбирательстве называется представитель.

14.ПРИНЦИП ОТКРЫТОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В СУДЕ
Иногда данный принцип называют принципом гласности. Он закреплен в ст. 123 Конституции.
Разбирательство в судах производится открыто. На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители средств массовой информации. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса.
Федеральное законодательство предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании:
- во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны,
- в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.
Но в любом случае, даже если дело слушалось в закрытом заседании, провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения производится открыто).


15.ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы". Безусловно, что обязанность соблюдать законы и Конституцию РФ возлагается и на суд, и на лиц, участвующих в судебном разбирательстве.
В сфере осуществления правосудия (по отношению к деятельности суда) принцип законности наиболее ярко проявляется в двух аспектах:
- во-первых, все действия суда должны точно соответствовать предписанной в законе процедуре (вспомните один из отличительных признаков - жесткая регламентация и детальная процедура),
- во-вторых, решение суда всегда должно основываться на конкретной норме закона. Например, постановляя приговор по уголовному делу, судья должен сослаться на статью Уголовного кодекса, которой предусмотрено данное преступление и наказание за него.
Следует отметить, что нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

16.УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
Одним из судоустройственных принципов правосудия является принцип, закрепляющий возможность участие представителей народа в его отправлении.
Наиболее ярко этот принцип выражается в том, что к разбирательству в суде гражданских и уголовных дел допускаются "представители народа" - "непрофессиональные судьи".
В этой роли в настоящее время выступают:
во-первых, народные заседатели;
во-вторых, присяжные заседатели;
в-третьих, арбитражные заседатели.
Они выполняют обязанности на временной основе, могут принимать участие в рассмотрении дел только в суде первой инстанции (по существу) обладают независимостью, как и профессиональные судьи.
Народные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в федеральных судах общей юрисдикции всех звеньев. Они могут участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел, в случаях, предусмотренных УПК РСФСР И ГПК РСФСР.


17.ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ

могут участвовать в рассмотрении исключительно уголовных дел, причем рассмотрение дела с участием присяжных возможно только в суде общей юрисдикции среднего (областного) звена. В настоящее время в РФ осуществляется поэтапное введение суда присяжных, с участием присяжных рассматриваются уголовные дела в девяти регионах РФ.
АРБИТРАЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ могут принимать участие в рассмотрении дел в арбитражных судах субъектов РФ, в случаях предусмотренных законодательством. В настоящее время проводится эксперимент, целью которого является проверка целесообразности участия арбитражных заседателей в рассмотрении судебных дел, поэтому арбитражные заседатели существуют не в каждом арбитражном суде субъектов РФ.
НАРОДНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ в судебном процессе имеют права равные правам профессиональных судей, участвуют в коллегиальном разрешении всех вопросов по делу. Круг их полномочий шире, чем у присяжных заседателей.
Присяжные заседатели образуют на судебном разбирательстве самостоятельную коллегию. Они называются иначе "судьями факта" и решают вопросы, перед ними поставленные. Круг их не схож с вопросами, стоящими перед профессиональным судьей, независимо от мнения судьи они разрешают главный вопрос по уголовному делу о виновности или невиновности подсудимого.
Порядок комплектования корпуса народных заседателей устанавливается Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 17.11.99
Порядок производства эксперимента по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей устанавливается Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденное постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5.09.96 ( Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1996, № 11)
Порядок формирования списков присяжных устанавливается Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Порядок комплектования "скамьи присяжных" для рассмотрения конкретного уголовного дела устанавливается УПК РСФСР.