ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2232
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональная этика и
Под редакцией заслуженного работника высшей школы РФ, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора В.Я. Кикотя
Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»
СЛ
этикет
ю н и т и
UNITY
Закон и право • Москва «2012
УДК 172.2(075.8)
ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1 П84
Коллектив авторов:
В.Я. Кикоть, И. И. Аминов, А. А. Гришин, КГ. Дедюхин, JI.A. Казанцева,
Н.Л. Костиков, Л. В. Опаяев, С. С. Пылев, А. Р. Усиевич, А. В. Щеглов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2012. — 559 с.
ISBN 978-5-238-01984-0
Агентство CIP РГБ
Применительно к реалиям современного общества систематизиро- ванно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.
ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1
ISBN 978-5-238-01984-0 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011
Введение
Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и собственности приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
При этом особое значение приобретает четкая постановка обществом задач для правоохранительных органов, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам правоохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан — с использованием властных полномочий — налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности и сохранения границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в этом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике. Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела в последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов ? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок своего профессионального и гражданского долга? Какие социально-политические явления оказывают наиболее существенное
4
влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их социально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей? Это лишь часть того большого перечня вопросов, имеющих непосредственное нравственное содержание, которые ставит практика правоохранительной деятельности в настоящее и далеко не простое время.
При этом следует признать, что на государственную службу сейчас идут люди, многим из которых в так называемые «лихие 90-е» ни семья, ни школа по объективным причинам не смогли внушить базовые критерии, свойственные социальному общежитию. Многим молодым людям присуща вера в то, что учиться не надо, так как любые дипломы покупаются, получить престижную работу можно лишь за деньги или по знакомству. А жизненный лозунг большинства современных студентов-юристов — «финансовый успех любой ценой», ибо сегодня это единственная гарантия счастливого будущего. Общеизвестно и то, что государственный аппарат, особенно в последнее время, вынужденно черпает свое пополнение из тех слоев общества, которые не способны достичь высот в бизнесе, но желают жить богато. Если к этому добавить, что «поход» в правоохранительные органы за достойным легальным заработком — утопия, а в условиях безработицы любителю красивой жизни податься больше некуда, то остается доход, пусть нелегальный и в силу этого несколько опасный, но в то же время достаточно высокий. Естественно, для лиц, заброшенных таким образом «на поиск денег и чинов» на службу в органы правоохраны, высокий моральный облик — явление, мягко говоря, чуждое.
Поскольку понятие «правоохранительные органы» пока еще не получило ни единого определения, ни отражения в законодательстве (это относится также и к перечню органов), представляется необходимым также рассмотреть вопрос о том, что понимается под правоохранительными органами и какими качественно-правовыми характеристиками они обладают.
В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по- разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью
, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д.
Введение
5
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них). Некоторым журналистам и другим далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин «правоохранительные органы», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо, поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств. С их подачи среди правоохранительных органов иногда оказываются, например, воинские формирования, государственные учреждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений, и т.д. В некоторых изданиях среди правоохранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы, казачьи войсковые формирования и др.1
Вполне понятно, что такой «нестандартный» подход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым нельзя. В этом деле следует руководствоваться тем, что законодателем в качестве правоохранительного органа выделен специальный субъект правоохранительной деятельности с четко обозначенным его правовым положением, а соответственно:
-
определены способ и формы его деятельности, нарушение которых сотрудниками данного органа влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность; -
имеется специально изданный нормативный акт, определяющий место правоохранительного органа в правовом пространстве России и в системе иных государственных органов; -
он обладает хотя бы одной из правоохранительных функций и имеет право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;
1 См.: Гуненко К.Ф., Ковалев М.Л. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2005. С. 14—15.
6
-
имеется устав, положение или иной правовой акт, определяющий порядок организации функционирования, реорганизации такого органа, структуру и полномочия его членов; -
наличествует специальная символика, атрибутика и т.п., что отличает или выделяет его среди других организаций.
С учетом вышеупомянутых требований, специфики правоохранительной деятельности и ее функций (направлений) к таким органам можно отнести:
-
суды
учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);
прокуратуру,
следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль1);
органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний2;
1 Так сокращенно именуется названное учреждение в Указе Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624 // СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2198.
2 Наименования перечисленных министерств и федеральных служб даны так, как это сделано в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314, а также в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ // СЗ