Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2232

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональная этика и


Под редакцией заслуженного работника высшей школы РФ, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора В.Я. Кикотя


Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебника для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России

Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»

Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»


СЛ





этикет





ю н и т и

UNITY

Закон и право • Москва «2012





УДК 172.2(075.8)

ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1 П84

Коллектив авторов:

В.Я. Кикоть, И. И. Аминов, А. А. Гришин, КГ. Дедюхин, JI.A. Казанцева,

Н.Л. Костиков, Л. В. Опаяев, С. С. Пылев, А. Р. Усиевич, А. В. Щеглов


Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники


Профессиональная этика и служебный этикет: учебник П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2012. — 559 с.

ISBN 978-5-238-01984-0

Агентство CIP РГБ

Применительно к реалиям современного общества систематизиро- ванно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональ­ной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

ББК 87.75я73-1+ 67.7п5я73-1



ISBN 978-5-238-01984-0 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2011

Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.).

Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.

© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2011



Введение


Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопас­ности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со мно­жеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и собственности приходится с использова­нием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает комплекс противоречий как в общественном, так и в индивиду­альном сознании.

При этом особое значение приобретает четкая постановка об­ществом задач для правоохранительных органов, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам пра­воохранительных органов не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан — с использованием властных полномочий — налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности и сохранения границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в этом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профес­сиональной этике. Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела в последние годы особое значение. Как в усло­виях роста преступности сохранить и повысить нравственный потен­циал сотрудников этих органов ? Как на фоне сложных процессов, про­исходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за право­порядок своего профессионального и гражданского долга? Какие социально-политические явления оказывают наиболее существенное





4


влияние на поведение этих сотрудников? Каким должно быть их соци­ально и профессионально детерминированное поведение при выполнении своих служебных обязанностей?
Это лишь часть того большого пе­речня вопросов, имеющих непосредственное нравственное содер­жание, которые ставит практика правоохранительной деятельности в настоящее и далеко не простое время.

При этом следует признать, что на государственную службу сей­час идут люди, многим из которых в так называемые «лихие 90-е» ни семья, ни школа по объективным причинам не смогли внушить базовые критерии, свойственные социальному общежитию. Многим молодым людям присуща вера в то, что учиться не надо, так как любые дипломы покупаются, получить престижную работу можно лишь за деньги или по знакомству. А жизненный лозунг большин­ства современных студентов-юристов — «финансовый успех любой ценой», ибо сегодня это единственная гарантия счастливого буду­щего. Общеизвестно и то, что государственный аппарат, особенно в последнее время, вынужденно черпает свое пополнение из тех слоев общества, которые не способны достичь высот в бизнесе, но желают жить богато. Если к этому добавить, что «поход» в правоохрани­тельные органы за достойным легальным заработком — утопия, а в условиях безработицы любителю красивой жизни податься больше некуда, то остается доход, пусть нелегальный и в силу этого несколь­ко опасный, но в то же время достаточно высокий. Естественно, для лиц, заброшенных таким образом «на поиск денег и чинов» на службу в органы правоохраны, высокий моральный облик — явле­ние, мягко говоря, чуждое.

Поскольку понятие «правоохранительные органы» пока еще не получило ни единого определения, ни отражения в законодательст­ве (это относится также и к перечню органов), представляется не­обходимым также рассмотреть вопрос о том, что понимается под правоохранительными органами и какими качественно-правовыми характеристиками они обладают.

В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по- разному: одни относят к ним большее количество, а другие — мень­шее. Для одних, соответственно их пониманию содержания рас­сматриваемого вида государственной деятельности, правоохрани­тельными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью
, для других — те, которые искореняют пре­ступления и иные посягательства, для третьих — те, которые под­держивают порядок в общественных местах, и т.д.



Введение


5


Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — так назы­ваемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них). Некоторым журналистам и другим далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин «правоохранительные органы», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо, поэтому они порой склонны считать такими органами по­просту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств. С их подачи среди правоохранительных органов иногда оказываются, например, воинские формирования, государственные учреждения или структу­ры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, не­обходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений, и т.д. В некоторых изда­ниях среди правоохранительных органов упоминаются даже част­ные охранные фирмы, казачьи войсковые формирования и др.1

Вполне понятно, что такой «нестандартный» подход к опреде­лению круга правоохранительных органов признать приемлемым нельзя. В этом деле следует руководствоваться тем, что законодате­лем в качестве правоохранительного органа выделен специальный субъект правоохранительной деятельности с четко обозначенным его правовым положением, а соответственно:

  • определены способ и формы его деятельности, нарушение которых сотрудниками данного органа влечет дисциплинар­ную, административную, материальную или уголовную ответ­ственность;

  • имеется специально изданный нормативный акт, определяю­щий место правоохранительного органа в правовом простран­стве России и в системе иных государственных органов;

  • он обладает хотя бы одной из правоохранительных функций и имеет право применять меры государственного принужде­ния к лицам, допустившим правонарушение;



1 См.: Гуненко К.Ф., Ковалев М.Л. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2005. С. 14—15.



6


  • имеется устав, положение или иной правовой акт, опреде­ляющий порядок организации функционирования, реоргани­зации такого органа, структуру и полномочия его членов;

  • наличествует специальная символика, атрибутика и т.п., что отличает или выделяет его среди других организаций.

С учетом вышеупомянутых требований, специфики правоохра­нительной деятельности и ее функций (направлений) к таким орга­нам можно отнести:

  1. суды
(Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, феде­ральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

  • учреждения, осуществляющие организационное обеспечение дея­тельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Ми­нистерства, а также другие органы и должностные лица);

  • прокуратуру,

  • следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль1);

  • органы и должностные лица, уполномоченные вести дозна­ние и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники орга­нов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Госу­дарственной противопожарной службы Министерства РФ по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполне­ния наказаний2;


    1 Так сокращенно именуется названное учреждение в Указе Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624 // СЗ
    РФ. 2003. № 23. Ст. 2198.


    2 Наименования перечисленных министерств и федеральных служб даны так, как это сделано в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314, а также в Федераль­ном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствова­нию государственного управления» от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ // СЗ