Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2233

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РФ. 2004. №11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.



Введение


7


  1. дежурные части, патрульно-постовая служба, участковые упол­номоченные, государственная инспекция безопасности дорожного движе­ния, дорожно-патрульная служба
и др. в структуре органов внутрен­них дел, применяющие в борьбе с правонарушителями администра­тивно-правовые, организационные, воспитательные и иные профи­лактические меры воздействия и др.

Перечисленные органы (учреждения, должностные лица) наде­ляются государством соответствующими полномочиями, содержат­ся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом. В силу этого их нередко именуют право­охранительными органами государства или государственными право­охранительными органами. Они и несут ответственность за осуще­ствление:

  • конституционного контроля;

  • правосудия;

  • организационного обеспечения деятельности судов;

  • прокурорского надзора;

  • выявления и расследования преступлений;

  • охраны общественного порядка.

Что касается функции оказания юридической помощи, то она осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензия­ми) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.

Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том чис­ле защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений госу­дарственных учреждений и должностных лиц.

В системе всех правоохранительных органов (как государствен­ных, так негосударственных) в силу специфики их деятельности, как известно,
правовые средства воздействия, оценки, управления преобладают, а нравственные зачастую присутствуют как сопутст­вующие. Однако мораль редко бывает нейтральной и находится в этом состоянии весьма ограниченное время. На практике она ак­





тивно «вмешивается» в повседневную службу, стимулируя ее либо препятствуя ее осуществлению. Стимулирующая роль морали про­является в тех случаях, когда между ею и правовыми нормами нет каких-либо противоречий, когда служебные задачи решаются в со­ответствии с теми этическими нормами, которые одобряются всеми или большинством членов коллектива. Но мораль может и препят­ствовать выполнению задач, если при ее постановке не учитывается морально-психологическое состояние личного состава, если со­трудники не представляют моральный смысл предстоящих действий либо предвидят негативные с точки зрения морали их последствия, если руководитель не обладает моральным авторитетом, а коллек­тив — чувством здоровой солидарности и т.д.

Нельзя не отметить, что моралью руководствуются не только высоконравственные люди, но их антиподы — люди с низкой нрав­ственной культурой и преступники с их ущербной и извращенной моралью. Человек, совершающий противоправные действия или преступления, как правило, морально оправдывает их. Такая по­зиция создает подобным субъектам условия морального комфорта в тех ситуациях, где морально здорового человека одолевали бы раскаяние, сожаление, стыд. Эту особенность морали преступных элементов также нельзя не учитывать в профилактической работе и борьбе с преступностью.

Предлагаемый учебник ставит своей целью дать систематизиро­ванное изложение нравственных основ правоохранительной дея­тельности, а также специфики деятельности некоторых правоохра­нительных служб и учреждений.



Часть



Глава 1 Глава 2 Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9


Теоретические вопросы профессиональной этики


Научные основы этики

Мораль в системе социальной регуляции

Нравственное содержание правоохранительной

деятельности

История этических установок в деятельности правоохранительных органов Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование Моральный фактор в правоохранительной деятельности

Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов Этика делового общения



Глава 1 Научные основы этики


  1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль

Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.

Этика
(от греч. ethos, лат. ethica обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.

Мораль (от лат. mores характер, нрав, проявляющийся в обще­нии) — форма общественного сознания и его реализации на практи­ке, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предостав­ляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фикси­руются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и об­щепринятых представлений.

Нравственность —
практическая воплощенность моральных идеа­лов, целей и установок в различных формах социальной жизнедея­тельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними1.

Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских катего­рий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принци­пы базируются на философской методологии.

Главной составляющей философской основы этики является диа­лектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение.


1 Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.



1. Научные основы этики


И


Диалектический метод отличается от так называемого «обыден-
ного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объ-
ект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во-
вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаи-
мовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во
внимание следующие положения диалектики, сформулированные
еще Г. Гегелем:

  • абстрактной истины нет, истина — конкретна; и процесс по-
    знания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного —
    к конкретному»;

  • одноплановьгх явлений не существует, всякое явление пред-
    ставляет собой единство противоположностей (и их борьбу),
    причем иногда может осуществиться их взаимопереход; при-
    менительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось
    как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот;

  • всякое количественное изменение, перейдя определенную
    границу, называемую мерой, придает явлению новое качество1.

Как известно, процесс познания, так же как и его результат —
знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них явля-

ется постижение
и усвоение свойств и харак-
теристик (в конечном счете сущности) объ-
ектов; т.е. предметов и явлений, а также
связей между ними, другим — их оценка, т.е.

определение их важности, значимости с
точки зрения познающего субъекта. Поэто-
му объект познания предстает для познаю-
щего субъекта, с одной стороны, как поня-
тие, а с другой — как ценность. Совокуп-
ность понятий и связей между ними являет
собой содержание знания, а совокупность
оценок — систему ценностей. Коренное от-
личие этики от других сфер философской

науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д.
носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиоло-
гический
характер (аксиология — наука о ценностях).

Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного





Г. Гегель


1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 264.



12


I. Теоретические вопросы профессиональной этики


и безнравственного. Такая оценка формируется как обществом, со­циальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в филосо­фии определяется как субъективный аспект познания.

Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей.
Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий харак­тер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоз­зренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индиви­дуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, кол­лективного и