ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2233
Скачиваний: 50
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РФ. 2004. №11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.
Введение
7
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица) наделяются государством соответствующими полномочиями, содержатся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом. В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами. Они и несут ответственность за осуществление:
Что касается функции оказания юридической помощи, то она осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
В системе всех правоохранительных органов (как государственных, так негосударственных) в силу специфики их деятельности, как известно,
правовые средства воздействия, оценки, управления преобладают, а нравственные зачастую присутствуют как сопутствующие. Однако мораль редко бывает нейтральной и находится в этом состоянии весьма ограниченное время. На практике она ак
тивно «вмешивается» в повседневную службу, стимулируя ее либо препятствуя ее осуществлению. Стимулирующая роль морали проявляется в тех случаях, когда между ею и правовыми нормами нет каких-либо противоречий, когда служебные задачи решаются в соответствии с теми этическими нормами, которые одобряются всеми или большинством членов коллектива. Но мораль может и препятствовать выполнению задач, если при ее постановке не учитывается морально-психологическое состояние личного состава, если сотрудники не представляют моральный смысл предстоящих действий либо предвидят негативные с точки зрения морали их последствия, если руководитель не обладает моральным авторитетом, а коллектив — чувством здоровой солидарности и т.д.
Нельзя не отметить, что моралью руководствуются не только высоконравственные люди, но их антиподы — люди с низкой нравственной культурой и преступники с их ущербной и извращенной моралью. Человек, совершающий противоправные действия или преступления, как правило, морально оправдывает их. Такая позиция создает подобным субъектам условия морального комфорта в тех ситуациях, где морально здорового человека одолевали бы раскаяние, сожаление, стыд. Эту особенность морали преступных элементов также нельзя не учитывать в профилактической работе и борьбе с преступностью.
Предлагаемый учебник ставит своей целью дать систематизированное изложение нравственных основ правоохранительной деятельности, а также специфики деятельности некоторых правоохранительных служб и учреждений.
Часть
Глава 1 Глава 2 Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Теоретические вопросы профессиональной этики
Научные основы этики
Мораль в системе социальной регуляции
Нравственное содержание правоохранительной
деятельности
История этических установок в деятельности правоохранительных органов Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование Моральный фактор в правоохранительной деятельности
Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов Этика делового общения
Глава 1 Научные основы этики
Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.
Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.
Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность —
практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними1.
Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии.
Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение.
1 Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
1. Научные основы этики
И
Диалектический метод отличается от так называемого «обыден-
ного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объ-
ект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во-
вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаи-
мовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во
внимание следующие положения диалектики, сформулированные
еще Г. Гегелем:
Как известно, процесс познания, так же как и его результат —
знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них явля-
ется постижение и усвоение свойств и харак-
теристик (в конечном счете сущности) объ-
ектов; т.е. предметов и явлений, а также
связей между ними, другим — их оценка, т.е.
определение их важности, значимости с
точки зрения познающего субъекта. Поэто-
му объект познания предстает для познаю-
щего субъекта, с одной стороны, как поня-
тие, а с другой — как ценность. Совокуп-
ность понятий и связей между ними являет
собой содержание знания, а совокупность
оценок — систему ценностей. Коренное от-
личие этики от других сфер философской
науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д.
носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиоло-
гический характер (аксиология — наука о ценностях).
Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного
Г. Гегель
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 264.
12
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и безнравственного. Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания.
Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и
Введение
7
-
дежурные части, патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные, государственная инспекция безопасности дорожного движения, дорожно-патрульная служба
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица) наделяются государством соответствующими полномочиями, содержатся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом. В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами. Они и несут ответственность за осуществление:
-
конституционного контроля; -
правосудия; -
организационного обеспечения деятельности судов; -
прокурорского надзора; -
выявления и расследования преступлений; -
охраны общественного порядка.
Что касается функции оказания юридической помощи, то она осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочиями (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
В системе всех правоохранительных органов (как государственных, так негосударственных) в силу специфики их деятельности, как известно,
правовые средства воздействия, оценки, управления преобладают, а нравственные зачастую присутствуют как сопутствующие. Однако мораль редко бывает нейтральной и находится в этом состоянии весьма ограниченное время. На практике она ак
тивно «вмешивается» в повседневную службу, стимулируя ее либо препятствуя ее осуществлению. Стимулирующая роль морали проявляется в тех случаях, когда между ею и правовыми нормами нет каких-либо противоречий, когда служебные задачи решаются в соответствии с теми этическими нормами, которые одобряются всеми или большинством членов коллектива. Но мораль может и препятствовать выполнению задач, если при ее постановке не учитывается морально-психологическое состояние личного состава, если сотрудники не представляют моральный смысл предстоящих действий либо предвидят негативные с точки зрения морали их последствия, если руководитель не обладает моральным авторитетом, а коллектив — чувством здоровой солидарности и т.д.
Нельзя не отметить, что моралью руководствуются не только высоконравственные люди, но их антиподы — люди с низкой нравственной культурой и преступники с их ущербной и извращенной моралью. Человек, совершающий противоправные действия или преступления, как правило, морально оправдывает их. Такая позиция создает подобным субъектам условия морального комфорта в тех ситуациях, где морально здорового человека одолевали бы раскаяние, сожаление, стыд. Эту особенность морали преступных элементов также нельзя не учитывать в профилактической работе и борьбе с преступностью.
Предлагаемый учебник ставит своей целью дать систематизированное изложение нравственных основ правоохранительной деятельности, а также специфики деятельности некоторых правоохранительных служб и учреждений.
Часть
Глава 1 Глава 2 Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Теоретические вопросы профессиональной этики
Научные основы этики
Мораль в системе социальной регуляции
Нравственное содержание правоохранительной
деятельности
История этических установок в деятельности правоохранительных органов Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование Моральный фактор в правоохранительной деятельности
Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов Этика делового общения
Глава 1 Научные основы этики
-
Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль
Любой человек располагает определенными знаниями об этике и морали на уровне, так сказать, обыденных представлений. Нам же предстоит познакомиться с этикой как с научной теорией. Начнем с основных определений.
Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль во всех формах ее проявления.
Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность —
практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними1.
Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что ее сущность и все основные принципы базируются на философской методологии.
Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Поэтому нам прежде всего следует вспомнить, в чем заключается сущность этого метода и некоторые его принципы, которые имеют к этике непосредственное отношение.
1 Некоторые ученые рассматривают понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.
1. Научные основы этики
И
Диалектический метод отличается от так называемого «обыден-
ного» познания (и знания) тем, что он рассматривает каждый объ-
ект познания, во-первых, в процессе движения и развития, а во-
вторых, во взаимосвязях с другими объектами и учитывает их взаи-
мовоздействие. Это главное. Кроме того, необходимо принять во
внимание следующие положения диалектики, сформулированные
еще Г. Гегелем:
-
абстрактной истины нет, истина — конкретна; и процесс по-
знания есть прежде всего процесс движения «от абстрактного —
к конкретному»; -
одноплановьгх явлений не существует, всякое явление пред-
ставляет собой единство противоположностей (и их борьбу),
причем иногда может осуществиться их взаимопереход; при-
менительно к этике в ряде ситуаций то, что воспринималось
как зло, начинает рассматриваться как добро, и наоборот; -
всякое количественное изменение, перейдя определенную
границу, называемую мерой, придает явлению новое качество1.
Как известно, процесс познания, так же как и его результат —
знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них явля-
ется постижение и усвоение свойств и харак-
теристик (в конечном счете сущности) объ-
ектов; т.е. предметов и явлений, а также
связей между ними, другим — их оценка, т.е.
определение их важности, значимости с
точки зрения познающего субъекта. Поэто-
му объект познания предстает для познаю-
щего субъекта, с одной стороны, как поня-
тие, а с другой — как ценность. Совокуп-
ность понятий и связей между ними являет
собой содержание знания, а совокупность
оценок — систему ценностей. Коренное от-
личие этики от других сфер философской
науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д.
носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиоло-
гический характер (аксиология — наука о ценностях).
Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного
Г. Гегель
1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2006. Т. IV. С. 264.
12
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
и безнравственного. Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и в определенной степени каждым индивидом, придающим оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания.
Таким образом создается общественная и индивидуальная системы нравственных ценностей. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. Когда «противостояние» общественного и личного, коллективного и