Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2234

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Этика сотрудников правоохранительных органов


551


в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

  1. Нравственный долг предписывает сотруднику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению корруп­ционных правонарушений.

  2. Необходимость формирования у сотрудника навыков антикор­рупционного поведения предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.

  3. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел не позволяют ему:

  • заниматься предпринимательской деятельностью, состоять лично, а также через аффилированных лиц в какой-либо коммерческой организации;

  • выстраивать отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

  • составлять протекцию, оказывать поддержку субъектам предпри­нимательской деятельности в личных, корыстных интересах;

  • предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную компенсацию, за исключением случаев, установленных дейст­вующим законодательством;

  • создавать условия для получения ненадлежащей выгоды, пользу­ясь своим служебным положением;

  • проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры физи­ческих лиц, хозяйствующих субъектов вне рамок, установленных законом;

  • обращаться к коллегам с неправомерными просьбами, нару­шающими установленный порядок предварительного следствия, дознания, административного производства, рассмотрения жалоб и заявлений, способными оказать влияние на служебное решение.

  1. Нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Статья 23. Коррупционно опасное поведение руководителя

  1. Коррупционно опасное поведение руководителя является злост­ным видом аморального поведения, дискредитирующим органы внут­ренних дел.

  2. Видами коррупционно опасного поведения руководителя явля­ются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также зло­употребление служебным положением.

    1. Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам




552


родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

    1. Фаворитизм выражается в демонстративном приближении к се­бе своих любимцев; показном делегировании им тех или иных полно­мочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

    2. Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в органах внутренних дел про­изводятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежно­сти, а также личной преданности руководителю.

    3. Злоупотребление властью (служебным положением) сотрудни­ком органов внутренних дел есть умышленное использование своих долж­ностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

  1. Протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстанов­ке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление властью (служебным положением) со стороны руководителя, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики.

  2. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается:

  • в глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности ру­ководящего состава, учете соблюдения ими профессионально­этических правил и норм по прежнему месту службы;

  • изучении с руководителями всех уровней нравственных основ службы в органах внутренних дел, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;

  • воспитании у руководителей личной ответственности за состоя­ние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчиненного личного состава;

  • предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этиче­ских конфликтов, этической неопределенности, вызванных двой­ными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.

Статья 24. Этический конфликт и этическая неопределенность

  1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

  2. Этическая неопределенность возникает в том случае, когда со­трудник не может определить степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.




Этика сотрудников правоохранительных органов


553


  1. Сотрудник органов внутренних дел в ходе выполнения своих слу­жебных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта или этической неопределенности, вызванной:

  • соблазном любыми средствами достичь поставленной цели, свя­занной с корыстными интересами;

  • отношениями личного (семейного, бытового) характера, влияю­щими на результаты служебной деятельности;

  • воздействием на сотрудника, оказываемым другими лицами в корыстных целях посредством слухов, интриг, шантажа и иных форм морального и физического давления;

  • просьбами (требованиями) иных лиц, направленными на то, чтобы сотрудник действовал, нарушая свои должностные обязанности.

  1. В ситуации этического конфликта или этической неопределенно­сти сотруднику требуется:

  • вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со свои­ми должностными обязанностями, принципами и нормами про­фессиональной этики;

  • избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его дело­вой репутации, авторитету органов внутренних дел;

  • доложить об обстоятельствах конфликта (неопределенности) не­посредственному начальнику или с его разрешения обратиться к вышестоящему руководству;

  • обратиться в комиссию по служебной дисциплине и профессио­нальной этике в случае, если руководитель не может разрешить проблему либо сам вовлечен в ситуацию этического конфликта или этической неопределенности.

Статья 25. Конфликт интересов и его предупреждение

  1. Профессионально-этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высо­кому званию сотрудника.

  2. Личной корыстной заинтересованностью сотрудника признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.

  3. Для предупреждения конфликта нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

  • доложить непосредственному начальнику о возникшем конфлик­те интересов или об угрозе его возникновения;

  • прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

  • отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся при­чиной возникновения конфликта интересов;




554


  • противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;

  • принимать меры по преодолению негативных последствий кон­фликта интересов.

4. Уклонение сотрудника от обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и его нечестность при этом являются существенным условием возникновения конфликта интересов.

Статья 26. Отношение к ненадлежащей выгоде

  1. Ненадлежащей выгодой сотрудника органов внутренних дел счи­тается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не пре­дусмотренных действующим законодательством.

  2. Основанием получения ненадлежащей выгоды выступает корыст­ная мотивация сотрудника, направленная на незаконное личное обога­щение или создание условий для такового.

  3. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письмен­ной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадле­жащей выгодой.

  4. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежа­щую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.

Статья 27. Отношение к подаркам и иным знакам внимания

  1. Получение или вручение сотрудниками подарков, вознагражде­ний, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее — подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать воз­никновению конфликта интересов.

  2. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально­этического стандарта антикоррупционного поведения.

  3. Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячест­ва, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.

  4. Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:

  • это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;

  • ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;




Этика сотрудников правоохранительных органов


555


  • стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает пре­дела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

  1. Получение или вручение подарков в связи с выполнением слу­жебных обязанностей возможно, если это является официальным при­знанием личных достижений сотрудника по службе.

  2. Сотруднику органов внутренних дел не следует:

  • создавать предпосылки для возникновения ситуации провокаци­онного характера для получения подарка;

  • принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;

  • передавать подарки другим лицам, если это не связано с выпол­нением его служебных обязанностей;

  • выступать посредником при передаче подарков в личных корыст­ных интересах.

Статья 28. Защита интересов сотрудника

  1. Сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, ос­корблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач.

  2. Защита сотрудника от противоправных действий дискредити­рующего характера является моральным долгом руководства МВД России.

  3. Руководителю органа, подразделения, учреждения системы МВД России надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения.

  4. Сотрудник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обви­нения, в том числе в судебном порядке.

Сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитирует свое подразделе­ние и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны граждан, коллег и сослуживцев.