Файл: Профессиональная этика и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 2250

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляе­мых обществом.

Полезность — одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

Принципиальность — положительное нравственное качество, харак­теризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы — одна из форм нравственного сознания, в которой мо­ральные требования выражаются наиболее обобщенно.

Проступок — поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.





Глоссарий понятий и терминов используемых в профессиональной этике 503


Протекционизм — система покровительства, карьерного выдвиже­ния, предоставления преимуществ кому бы то ни было по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

Профессиональная культура — высокая степень овладения профес­сией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокуп­ность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о долж­ном поведении представителей определенных профессий.

Профессиональная честь — забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика — это вид трудовой морали общества, вы­ступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил пове­дения, оценок морального облика представителей различных профес­сий, особенно тех профессий, предметом труда которых является чело­век или социальные группы.

Профессиональная нравственная деформация — искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужеб­ных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера, ведущих к деградации и нравственному распаду личности.

Релятивизм (этический) (лат.

relativus — относительный) — мето­дологический принцип истолкования природы нравственности, со­стоящий в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер; приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к от­рицанию в них какого-либо объективного содержания.

Репутация (лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сло­жившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражаю­щееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.

Ригоризм (лат. rigor — твердость, строгость) — строгое соблюдение нравственных принципов, исключающее какие-либо компромиссы; часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в мораль­ное ханжество и фарисейство.

Самооценка — нравственная оценка собственных поступков, ка­честв, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного само­сознания и совести личности.

Смысл жизни — понятие, которое показывает, во имя чего необхо­дима жизнь и деятельность человека.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.



504


Сознание моральное — одна из форм общественного сознания, ко­торая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Сострадание — сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Справедливость — понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми.

Стыд — одно из проявлений нравственного самосознания лично­сти; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье — этическая категория, выражающая полное, высшее удов­летворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.

Такт (тактичность) — принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Толерантность (лат.

tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требовательность — качество, характеризующее субъективное рас­положение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.

Тщеславие — социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлече­ния всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их обществен­ного значения.

Уважение — одно из важнейших требований нравственности, под­разумевающее такое отношение к людям, в котором практически при­знается достоинство личности. Вместе с тем уважение — это еще и са­моуважение, вера в собственные силы.

Фаворитизм — демонстративное приближение (со стороны началь­ника, руководителя) к себе своих любимцев; показное делегирование им тех или иных полномочий, не соответствующих их статусу; незаслу­женное выдвижение их по службе и поощрение, награждение; необос­нованное предоставление им широкого доступа к материальным и не­материальным ресурсам.

Фамильярность — (лат. familiaris — семейный, близкий) — бесце­ремонное, развязное обращение с кем-либо.

Фарисейство — отрицательное моральное качество; одно из кон­кретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и





Глоссарий понятий и терминов используемых в профессиональной этике 505


ханжества. Состоит в неукоснительном, но только внешнем, формаль­ном, показном исполнении нравственных правил, поскольку они полу­чили официальную санкцию или закрепились в традиции.

Формализм — исключительно внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действитель­ного смысла своей нравственной деятельности или не способен моти­вировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

Ханжество — отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравст­венных требований; разновидность морального формализма и лицеме­рия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окру­жающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстри­руя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Ценности моральные — одна из форм проявления моральных отно­шений общества. Под ценностями понимаются: а) нравственное значе­ние, достоинство личности и ее поступков или нравственные характе­ристики общественных институтов; б) ценностные представления, от­носящиеся к области морального сознания: моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Фи­лософские проблемы природы ценностей изучает аксиология.

Цинизм (греч.

Kynosarges — название холма в Афинах, где проходи­ли обучение и дискуссии философов) — моральное качество, характе­ризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духов­ным и в особенности нравственным ценностям.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гума­низма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Честолюбие — социальное чувство, проявляющееся как мотив дей­ствий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влия­ния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое об­щественное положение.

Честь — понятие морального сознания и категория этики, выра­жающая общественное признание деятельности человека, чувство гор­



506


дости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей соци­альной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.

Чувства — эмоциональная сторона духовной деятельности лично­сти, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную мо­ральную позицию.

Чуткость — качество, характеризующее отношение личности к ок­ружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.

Эгоизм — жизненный принцип и моральное качество, характери­зующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.

Эмпатия — постижение индивидом эмоциональных состояний дру­гих людей, проникновение в их переживания. Вчувствование в другого.

Этика (греч.

ethika, от ethos — обычай) — философская наука, изу­чающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравствен­ных ценностей и традиции. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.

Этика личная — способность человека на деле соблюдать те этиче­ские принципы, которые он считает истинными.

Этикет — совокупность правил поведения (обхождения с людьми), касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет — со­ставная часть внешней культуры общества. Выражается в сложной сис­теме детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведе­ния в различных социальных кругах.



Библиографический список


Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учеб. пособие. Ха­баровск, 1999.

Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие для сту­дентов вузов. М., 2007.

Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Зинатуллин 3.3., Усиевич А.Р. Юри­дическая этика. М., 2010.

Аттватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правиль­но слушать собеседника. М., 1984.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в теорию управ­ления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.

Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.

Бражник С.И., Шишкин В.М., Тищенко П.И. Этика участкового инспектора. Киев, 1989.

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики пра­ва к мировоззрению: Учеб. пособие. М., 1998.