Файл: Лекция финансовый анализ в системе управления предприятия. 1 Сущность, задачи и виды финансового анализа Определения Анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 1. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Сущность, задачи и виды финансового анализа
Определения:
Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто реального расчленения объекта или явления на части. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур испособов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования, как в естественных, так и в общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ и т.п.).
Финансовый
анализ – это наука, изучающая финансово-экономические закономерности функционирования предприятия в рыночных условиях. Являясь составной частью системы финансового менеджмента, он включает следующие основные разделы: анализ и прогнозирование финансового состояния и финансовых результатов коммерческой деятельности предприятия; финансовые и коммерческие расчеты, анализ инвестиционных проектов; анализ рисков в процессе управления финансовыми активами и источниками средств.
Финансовый менеджмент – это организация управления финансовыми потоками на предприятии в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Учетно-аналитическая функция – естественный и неотъемлемый компонент системы управления любого предприятия, независимо от его величины, организационно-правовой формы, сферы деятельности. Финансовый анализ составляет часть этой функции, однако, роль его весьма существенна. Это объясняется рядом причин. Во-первых, все объекты бухгалтерского учета выражаются в стоимостной оценке и тем самым автоматически попадают в сферу финансового анализа. Во-вторых, финансовые ресурсы представляют собой приоритетный вид ресурсов в силу своей значимости с позиции текущего и стратегического управления деятельностью компании, а также благодаря своей уникальной возможности с минимальным временным лагом трансформироваться в любой другой вид.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания широкого круга участников рыночных отношений
(организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития. Затем по его результатам принять обоснованные решения.


2
Современный финансовый анализ имеет некоторые отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов
(поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования. В результате инструментарий современного финансового анализа расширяется за счет новых приемов и способов, позволяющих учитывать эти явления.
Финансовый анализ является частью общего полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа (рисунок 1).
Анализ хозяйственной деятельности
Финансовый анализ
Управленческий анализ
Внешний финансовый анализ
(по данным публичной финансовой
(бухгалтерской)
отчетности)
Внутрихозяйственный финансовый анализ
(по данным бухгалтерского учета и отчетности)
Внутрихозяйственный производственный анализ
(по данным управленческого учета)
Рисунок 1. Место и виды финансового анализа в системе анализа хозяйственной деятельности
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый и управленческий учет. Такое разделение анализа условно. В интересах дела оба вида анализа “подпитывают” друг друга информацией.
В свою очередь, финансовый анализ состоит из двух видов: внешнего и внутрихозяйственного (внутреннего).
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
• множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

3
• ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность предприятия;
• ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Таким образом, внешний финансовый анализ – это финансовый анализ, проводимый за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ – на основе только публикуемых отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть все секреты успеха фирмы. Но хотя внешний анализ менее детализирован и более формализован, чем внутрихозяйственный, он более объективен и проводится более квалифицированными специалистами.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
• анализ абсолютных показателей прибыли;
• анализ относительных показателей рентабельности;
• анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
• анализ эффективности использования заемного капитала;
• экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Особенностями внутрихозяйственного финансового анализа являются:
• ориентация результатов анализа на свое руководство;
• использование всех источников информации для анализа;
• отсутствие регламентации анализа со стороны;
• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
• интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
• максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Таким образом, внутрихозяйственный финансовый анализ – это финансовый анализ, который производится конфиденциально для руководства предприятия и использует в качестве источника информации не только данные бухгалтерской отчетности (финансового учета), но и данные управленческого учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, чем внешнего, поскольку позволяет учитывать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но, с другой стороны, – внутренний анализ более субъективен и осуществляется работниками предприятия, которые чаще всего не подготовлены для этой работы.
Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов и выработать рекомендации по его улучшению.


4
Задачи финансового анализа определяются интересами пользователей аналитическим материалом.
В связи с этим,основными задачами финансового анализа являются:
• анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
• оценка имущественного положения предприятия;
• исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
• анализ эффективности вложенного капитала;
• диагностика и прогнозирование банкротства;
• оценка финансовых результатов, распределения и использования прибыли;
Многообразие пользователей результатами финансового анализа повышает его значимость.
К первой группе – внутренним пользователям – относятся управляющие всех уровней, бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию, исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы – для создания стратегии продвижения своей продукции на рынке.
Вторую группу заинтересованных пользователей представляют собственники- акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия.
В третью группу входит большое количество сторонних хозяйствующих субъектов со своими интересами:
• кредиторы, которые должны быть уверены в том, что им вернут долг;
• потенциальные инвесторы с намерением принять решение о вкладе своих средств в предприятие;
• поставщики, уверенные в платежеспособности своих клиентов;
• аудиторы, которым необходимо “распознать финансовые хитрости” своих клиентов.
1.2 Организация финансового анализа
Организация финансового анализа тесно связана с решением аналогичных вопросов учета и отчетности. С точки зрения временного признака как внутренний, так и внешний финансовый анализ производится за определенные периоды, за которые имеются обобщенные (итоговые) данные учета, на основании которых составляется определенная отчетность. Такими периодами являются месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год.
Внутренний анализ осуществляется и за более короткие промежутки времени – ежедневно, за 5, 10 и т.д. дней. Это так называемый оперативный анализ, позволяющий руководству предприятия иметь оперативные данные о прибыли, платежеспособности и других


5
показателях. Внешние субъекты анализа осуществляют в основном анализ за отчетные периоды, так как они не имеют доступа к оперативной информации.
Основой организации как внутреннего, так и внешнего финансового анализа является его планирование. Для этого составляется план организации аналитической работы и план проведения анализа по конкретной теме, т.е. программа анализа.
План организации аналитической работы составляется на год или на более короткие промежутки времени – квартал, полугодие. В нем указывается, какие отделы или кто конкретно осуществляет анализ, его периодичность и сроки, примерный круг вопросов, ответственные за проведение анализа и использование его результатов, общее методическое обеспечение.
В программе анализа отражаются: конкретный объект, цель, источники информации, конкрет-ные сроки, исполнители и распределение обязанностей между ними, методика анализа (типовая или с учетом специфики изучаемого объекта).
Проведение любой аналитической работы осуществляется в определенной последовательности. Этапы проведения финансового анализа:
• подготовка источников информации для анализа – определение ее перечня, проверка достоверности (формальная и по существу);
• изучение и аналитическая обработка экономической информации – составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм;
• установление причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов;
• обобщение и оформление результатов анализа – выводы (заключение) по результатам анализа;
• разработка направлений и конкретных мероприятий по улучшению
(совершенствованию) исследуемого объекта;
• оценка тенденций и перспектив развития, обоснование необходимости принятия соответствующих решений.
Руководство внутренним анализом осуществляется заместителем генерального директора по экономическим вопросам (главным экономистом) либо другим должностным лицом – начальником финансового управления (отдела), главным бухгалтером. Это зависит от размеров предприятия, его структуры, формы собственности, распределения должностных обязанностей.
Конкретную аналитическую работу по финансовому анализу осуществляют работники финансового, планового отделов, а также отдела сбыта (маркетинга), бухгалтерии.
Руководство и конкретные исполнители внешнего анализа определяются структурой управления, должностными инструкциями, целями анализа. Главными внешними субъектами анализа являются органы государственного управления, финансовые банки, страховые компании и др.
Для проведения внутреннего и внешнего финансового анализа могут создаваться как постоянно функционирующие самостоятельные аналитические подразделения – отделы, бюро, лаборатории и т.п., так и временные группы.


6
На
МП
(индивидуальных частных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих, функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.
1.3 Требования, предъявляемые к финансовому анализу
Основные требования, предъявляемые к финансовому анализу:
• достоверность аналитических данных;
• оперативность;
• полнота и простота для понимания данных и выводов.
Достоверность аналитических данных обеспечивается объективным отражением реального финансового состояния, правильным и квалифицированным осуществлением расчетов, правильной и объективной интерпретацией данных бухгалтерского учета.
Следовательно, финансовый анализ основывается, во-первых, на полном понимании бухгалтерского учета, его языка, значения, важности и ограниченности финансовой информации, содержащейся в отчетности, во-вторых, – на специальных приемах
(инструментарии) анализа, с помощью которых изучаются наиболее важные вопросы для получения обоснованных выводов.
Оперативность анализа состоит в своевременном представлении аналитических данных для управления производством.
Полнота и простота для понимания данных и выводов финансового анализа состоят в предоставлении всей аналитической информации, необходимой для управления производством и бизнесом, а также для внешних пользователей при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей. Аналитическая информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации и ее подразделений, учредителей, участников и собственников имущества организации.
1.4 Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового
анализа
Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.