Файл: Понятие и значение административноправового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъекты управленческих правоотношений должны неукоснительно следовать режимным правилам, неотвратимость исполнения таких правил должна быть обеспечена организационными, юридическими, материально- техническими, информационными гарантиями. Существование таких административно-правовых режимов возможно только в случае их соответствующего нормативно-правового обеспечения, т.е. издания формирующих эти режимы нормативных правовых актов. Правовой статус субъектов, реализующих административно-правовые режимы оборота оружия, должен представлять собой закрепленную в административно-правовых нормах компетенцию, полномочия, функции, необходимые для достижения установленной управленческой, организационно-правовой цели, во имя которой соответствующими нормативными правовыми актами образованы сами административно- правовые режимы.
Правовой статус субъектов, обеспечивающих реализацию административно-правовых режимов, является одним из основных компонентов в структуре юридической конструкции административно-правового режима, должен формироваться комплексом нормативных правовых актов с учетом правового положения всех участников правоотношений, включать в себя комплекс статусных полномочий, необходимых для реализации административно-правовых режимов. Правовой статус субъектов правоотношений, реализующих административно-правовые режимы, по своим основным параметрам должен быть согласован с другими составляющими частями юридической конструкции административно-правового режима: режимными правилами, юридическими, организационными, материально-техническими, информационными гарантиями устойчивого функционирования правового режима. Правовой статус субъектов правоотношений, реализующих административно-правовые режимы, должен соответствовать юридическим свойствам подконтрольных объектов правоотношений, по отношению к которым у субъектов правоотношений должны быть установлены соответствующие права и обязанности. В комплекс нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование режимных отношений в сфере оборота оружия, должны быть включены нормы, регулирующие деятельность объектов правоотношений.
От юридических свойств подконтрольных объектов во многом зависят функции органов внутренних дел, их внутриорганизационная структура, характер и интенсивность информации, необходимой для реализации административно-правовых режимов, необходимый и достаточный набор юридических норм, которые могут и должны применять органы внутренних дел для обеспечения функционирования объектов контроля в заданных нормотворческим органом параметрах. Для
обеспечения эффективности такой правовой конструкции, необходимо дифференцировать режимное правовое регулирование по следующим основным направлениям: внутриорганизационное административно-правовое режимное регулирование деятельности органов внутренних дел; административно-правовое режимное регулирование взаимодействия органов внутренних дел иными органами исполнительной власти в организации правового воздействия на подконтрольные объекты; административно-правовое режимное регулирование воздействия органов внутренних дел на подконтрольные объекты; административно-правовое режимное регулирование деятельности подконтрольных объектов.
Таким образом, цель административно-правового контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел, достигается образованием комплекса административно-правовых режимов, согласованных между собой по основным целям, предмету, способам, формам правового воздействия. Соответственно должны выстраиваться правовой статус, компетенция, функции органов внутренних дел, которые должны строго соответствовать правовым целям, заложенным в нормативных правовых актах, формирующих административно-правовые режимы оборота оружия. В результате образуется система правовых норм, обеспечивающих реализацию органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия, формируется их компетенция в этой области. Реализация административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия может быть осуществлена в полной мере только при образовании внутриорганизационных административно-правовых режимов деятельности органов внутренних дел в этой сфере, которые по своим основным параметрам: режимным правилам; режимным гарантиям – должны быть согласованы с административно-правовыми режимами оборота оружия, т.е. необходимо образование комплексных административно-правовых режимов. Следовательно, комплексное, режимное административно-правовое регулирование отношений в сфере оборота оружия является концептуальным положением и должно, несомненно, учитываться при издании соответствующих нормативных правовых актов.
2. Правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»
4 (далее – Закон «Об оружии») регламентирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации. С принятием указанного закона интерес населения к оружию растет. Так, согласно статистическим данным МВД России, на 1 января 2014 г. количество владельцев и лиц, получивших разрешение на хранение и ношение оружия, в России составило 4,5 млн., при этом количество единиц оружия, находящихся у владельцев и лиц, имеющих данное разрешение, – более 6,5 млн.
5. Соответственно не снижается и число нарушений в области оборота оружия. И, несмотря на принимаемые государством меры, уровень правонарушаемости в указанной сфере остается высоким6. Расширение масштабов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ представляет реальную угрозу государственной и общественной безопасности Российской Федерации7. В 2014 г. выявлено более 26,2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия; доля преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в подразделениях лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, от общего количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, составила 14,84 %8. Подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел обеспечивался контроль за 4,5 млн граждан, в пользовании у которых находится более 6,4 млн ед. оружия, 1,1 тыс. юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление работ (услуг) по торговле оружием и патронами к нему, а также 4,2 тыс. юридических лиц, имеющих разрешение на хранение и использование оружия. Выявлено свыше 336 тыс. нарушений правил оборота оружия, к административной ответственности привлечено более 327 тыс. граждан и должностных лиц. По различным основаниям, установленным законодательством об оружии, аннулировано 25,8 тыс. лицензий и разрешений9. Одним из действенных правовых средств обеспечения правового режима оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему выступают меры административного принуждения (воздействия), и в первую очередь меры административной ответственности, установленные ст.ст. 8.37, 14.1, 14.2, 14.3, 19.20, 20.8, 20.9, 20.10, 20.11, 20.12, 20.12, 20.14, 20.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях10 (далее – КоАП РФ) [5]. Наиболее часто совершаются правонарушения, предусмотренные чч. 1, 4 и 6 ст. 20.8 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ11. Для привлечения нарушителей к ответственности зачастую необходимо обращаться к содержательному анализу соответствующих правил, однако в ряде случаев существующие установления не восполняют встречающиеся на практике правовые пробелы. Так, ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случаев ношения огнестрельного оружия лицами, находящимися в состоянии опьянения. Это, например, случаи хранения оружия в условиях, не исключающих доступ к оружию посторонних лиц, вне сейфа и т.п. Порядок хранения оружия опосредуется разделом XI «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»
12 (далее – Правила), а ношения – разделом XII Правил. Часть 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения. Например, если гражданин хранит указанное оружие, а срок действия выданных разрешительных документов истек, то его действия образуют незаконное хранение оружия. Однако здесь следует учитывать, истек ли срок давности привлечения к ответственности за нарушение сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или нет, поскольку, согласно положениям статьи 13 Закона «Об оружии» приобретенные гражданином РФ огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. В случае изменения места жительства гражданин РФ обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия. Если двухмесячный срок давности не истек, эти действия квалифицируются по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ. Нарушение указанных сроков не является длящимся нарушением, и поэтому за пределами двухмесячного срока со дня окончания соответствующего разрешения (лицензии) лицо за это деяние привлечь к ответственности невозможно. По истечении срока действия разрешения во избежание ответственности по ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ оружие должно быть сдано на временное хранение. Изменения раздела XIII Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2014 г. № 1178) упростили транспортирование оружия гражданами РФ. В настоящее время граждане России осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации без разрешений на транспортирование в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1 000 штук на основании разрешений органов внутренних дел на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия (п. 77 Правил). Ранее граждане РФ могли без разрешений органов внутренних дел транспортировать оружие и патроны для участия в охоте и спортивных мероприятиях на основании разрешений ОВД на хранение и ношение оружия. Для перевозки оружия в иных целях за пределы территории субъекта РФ требовалось оформить разрешение на транспортирование.