Файл: Понятие и значение административноправового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкцией к приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. № 28832 определена обязанность участковых уполномоченных полиции и сотрудников по лицензионно-разрешительной работе полиции проверять владельцев оружия по месту жительства не реже одного раза в год.
Решение проблем с отсутствием должного контроля за оборотом оружия видится в совершенствовании правового регулирования соответствующих правоотношений, возникающих по поводу оборота оружия, в том числе контроля за ним со стороны органов внутренних дел. Необходима разработка Концепции государственной политики Российской Федерации в области оборота оружия на среднесрочный период (до 2020 г.), содержащей План мероприятий, направленных на совершенствование правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в области оборота оружия. Ответственным за разработку Концепции, а также за ее утверждение могло бы стать Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В качестве основных разделов Плана Сургутсков В.И. предлагает включить следующие:
1. Система мер по сокращению незаконного оборота оружия и правонарушений, связанных с его использованием. В частности, в содержании данного раздела целесообразно предусмотреть
комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия, по контролю за легальным оборотом оружия, а также вопросы укрепления международного сотрудничества.
2. Система мер, направленных на повышение правовой культуры владения оружием и сокращением его спроса. К этим мерам следует отнести: проведение постоянного мониторинга с целью определения уровня опасности, вызываемой противоправными действиями с оружием, которую испытывает население, профилактику правонарушений в сфере оборота оружия, а также меры, направленные на обучение владельцев оружия правомерному его использованию.
3. Совершенствование организации и правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по контролю в сфере оборота оружия.
Кроме того, думается, что в настоящее время сложились предпосылки для формирования самостоятельного института отрасли административного права, регулирующего общественные отношения, складывающиеся по поводу оборота оружия. Систематизация и кодификация соответствующих административно-правовых норм, содержащих в т. ч. процедуры предоставления лицензий и разрешений на владение оружием, вопросы осуществления государственного контроля (надзора) за ним со стороны компетентных органов, основания и порядок приостановления и аннулирования разрешительных документов, в одном нормативном правовом акте – Оружейном кодексе Российской Федерации, – станет, как представляется, логическим завершением реформы, направленной на совершенствование организации и правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации.
Заключение
В результате проведенного исследования целесообразно сформулировать следующие выводы.
Цель административно-правового контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел, достигается образованием комплекса административно-правовых режимов, согласованных между собой по основным целям, предмету, способам, формам правового воздействия. Соответственно должны выстраиваться правовой статус, компетенция, функции органов внутренних дел, которые должны строго соответствовать правовым целям, заложенным в нормативных правовых актах, формирующих административно-правовые режимы оборота оружия. В результате образуется система правовых норм, обеспечивающих реализацию органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия, формируется их компетенция в этой области. Следовательно, комплексное, режимное административно-правовое регулирование отношений в сфере оборота оружия является концептуальным положением и должно, несомненно, учитываться при издании соответствующих нормативных правовых актов.
Следует отметить, что в процессе исследования выявлены проблемы административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.
Для привлечения нарушителей к ответственности зачастую необходимо обращаться к содержательному анализу соответствующих правил, однако в ряде случаев существующие установления не восполняют встречающиеся на практике правовые пробелы.
Так, в отношении граждан правила транспортирования оружия стали намного проще, что, в свою очередь, обусловит реальное снижение количества случаев привлечения указанных лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.12 КоАП РФ. Вызывает вопросы возможность наступления административной ответственности за утрату огнестрельного оружия. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, это деяние не длящееся, и, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – три месяца) со дня совершения административного правонарушения. Во-вторых, конструкция ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ прямо не предусматривает административную ответственность за утрату оружия, и наступление ответственности за это деяние обусловлено нарушением Правил хранения и ношения оружия. Однако утрата оружия возможна и при иных нарушениях Правил (например, при перевозке или транспортировании оружия), а также в условиях чрезвычайных обстоятельств. В
отношении некоторых предметов, например, паспорта гражданина РФ, в ст. 19.16 КоАП РФ предусмотрен специальный состав: утрата паспорта по небрежности. Представляется, что в отношении оружия ст. 20.8 КоАП РФ может быть дополнена аналогичным положением с одновременным исключением привлечения к ответственности за нарушение установленных Правил, приведших к утрате оружия.
Значительно расширились правовые возможности для аннулирования в административном порядке лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия. Однако при наличии альтернативных санкций суды, как правило, ограничиваются наложением на виновных административного штрафа.
Нерешенным представляется вопрос о реализации изъятого у граждан и у наследников умерших граждан оружия, когда эти лица и не дают согласие на это, и не предпринимают действий по оформлению соответствующих лицензий (разрешений). Ранее ст. 175 КоАП РСФСР предусматривала административную ответственность за уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение. Думается, что закрепление подобных мер в действующем КоАП РФ с санкцией в виде конфискации оружия в значительной мере способствовало бы уменьшению количества находящегося на хранении в ОВД оружия. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 227-ФЗ в ст. 20.8 КоАП РФ введены ч. 4.1 «Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения» и ч. 4.2 «Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Положения ч. 2 ст. 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения» не конкретизированы в соответствующем постановлении Правительства РФ, как это сделано в отношении водителей транспортных средств. Думается, что факт опьянения лица может быть удостоверен показаниями свидетелей, а отказ пройти медицинское освидетельствование должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в присутствии понятых.
Нарушение требований безопасности имеет место при проверке наличия навыков безопасного обращения с оружием во время практических стрельб. Ввиду отсутствия утвержденных правил стрельб привлечь к административной ответственности соискателей лицензий на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему – физических лиц по ч. 1 ст. 20.13 КоАП РФ невозможно. Возможным вариантом решения этой проблемы может быть утверждение Правительством РФ типовых правил проведения практических стрельб из гражданского и служебного оружия либо правил безопасного обращения с оружием при проверке наличия навыков безопасного обращения с оружием МВД России совместно с Минобрнауки России.
Думается, даже однократное непредоставление сотруднику полиции, выполняющему контрольные функции, места хранения оружия для проверки должно быть квалифицировано как грубое нарушение установленных правил разрешенной деятельности, влекущее лишение специального права на хранение и ношение оружия. В связи с этим следует включить в Федеральный закон «Об оружии» в качестве основания для аннулирования разрешения невыполнение собственником оружия обязанности предоставления места его хранения сотрудникам органов внутренних дел для производства осмотра.
Представляется, что реализация сформулированных предложений и их учет в правоприменительной практике позволят разрешить ряд вопросов, возникающих в указанной сфере, повысят эффективность правоприменения, что, в свою очередь, скажется на дисциплинированности участников оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445 -
Об оружии. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681 -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301 -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1 -
О полиции. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900 -
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 227-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4228 -
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 370-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 48. Ст. 6651 -
О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»). Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (ред. от 06.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32. Ст. 3878 -
Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2009 года № 1052 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52 (2 ч.) Ст. 6581 -
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345. Доступ из официального интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.09.2016) -
О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»). Приказ МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 (ред. от 30.12.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 32 -
Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Приказ Минобороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 18 -
О порядке проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации. Приказ МВД России от 27 апреля 2012 года № 372 (ред. от 04.12.2015) // Российская газета 2012. № 150 -
Об утверждении правил вида спорта «Практическая стрельба». Приказ Минспорта России от 20 марта 2014 г. № 139. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс -
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Утвержден ВС РСФСР 20 июня 1984 года (ред. от 20.03.2001) // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909 (докуент утратил силу) -
Дизер О.А., Сургутсков В.И. Гражданское оружие: законодательное регулирование оборота: практическое пособие. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс -
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/1._Tekstovaya_chast.docx (дата обращения: 29.09.2016) -
Долгополов А.А. О теоретических основах правового регулирования отношений в сфере оборота оружия // Общество и право. 2014. № 1 (47). С. 184 – 188 -
Долгополов А.А., Белоконь А.В. о некоторых проблемах совершенствования контроля за оборотом оружия // Общество и право. 2013. № 1 (43). С. 223 – 228 -
Лещина Э.Л., Шмидт А.А. Административно-правовая политика обеспечения правил оборота гражданского оружия и патронов к нему // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3 (33). С. 82 – 89 -
Показатели достижения целей и решения задач государственных программ, подпрограмм государственных программ и федеральных целевых программ, реализуемых МВД России. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/2._Prilozhenie_1.docx (дата обращения: 28.09.2016) -
Результаты реализации МВД России ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственных программ. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/3._Prilozhenie_2.docx (дата обращения: 28.09.2016) -
Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва: Академия МВД РФ, 1993. – 387 с. -
Сургутсков В.И. О совершенствовании правового регулирования и организации деятельности органов внутренних дел (полиции) в сфере оборота оружия // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №1 (4) С.122 – 126 -
Фалалеев М. Не бросайтесь пистолетами // Росийская газета. 2014. 18 февраля -
Дело «Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации» (жалоба № 14939/03) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2010. № 1 -
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гомзина Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 07 июля 2016 года № 1426-О. Доступ из официального интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.09.2016)