Файл: Понятие и значение административноправового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Основные направления совершенствования правовой регламентации контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему
В настоящее время административное законодательство об обороте гражданского и служебного оружия формируется исключительно на федеральном уровне. За последние несколько лет законодательные изменения привели к ужесточению контроля за оборотом оружия в сторону его индивидуальной профилактической составляющей, недопущению утрат и хищений оружия, повышенной юридической ответственности за несоблюдение требований разрешенной деятельности.
По плотности нормативного регулирования, высокой степени упорядоченности правоотношений посредством административных процедур сфера оборота оружия близка к сфере безопасности дорожного движения. Вместе с тем «дорожное движение представляет собой один из способов удовлетворения общественной потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда»24. Потребности же человека в оружии далеко не всегда объективно обусловлены и в основном не связаны с общественной необходимостью. Психологическая разрядка посредством развлечений (охота, стрельба по мишеням) и повышение чувства собственной безопасности – вот главные причины, побуждающие граждан обращаться в органы внутренних дел (полицию) с заявлениями о получении лицензии на приобретение оружия.
Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений отмстил, что право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено25. Действительно, слово «оружие» в Основном законе нашей страны упоминается лишь дважды: в статьях 31 и 71. В первом случае установлен запрет на ношение оружия на собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Во втором случае определены пределы ведения Российской Федерации по поводу порядка продажи и покупки оружия.
Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство в первую очередь влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности, оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов. Для успешной реализации контрольной функции полиции в сфере оборота оружия последней предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22-24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»26.
Санкционирование государством права граждан на вооруженную самооборону направлено на снижение уровня насильственной преступности. Однако доля зарегистрированных в 2014 г. преступлений, совершенных с применением зарегистрированного огнестрельного оружия в общем количестве преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия составляет 14,84 %27. Почти четверть фактов неправомерного использования гражданского и служебного оружия совершается в состоянии алкогольного и иного опьянения.
Основными проблемами, негативно влияющими на действенность контроля за оборотом оружия со стороны органов внутренних дел (полиции), остаются:
1. Низкая правовая культура владения граждан оружием. Особенно это характерно в вопросах правомерности его применения в качестве средства самообороны. Слабые навыки огневой и психологической подготовки владельцев оружия нередко становятся причиной превышения пределов необходимой обороны либо причинения вреда их жизни или здоровью нападавшими преступниками. Средства массовой информации (в основном сетевые), используя повышенный общественный интерес к обозначенной проблеме, практически ежедневно выносят в свои заголовки вопиющие случаи неправомерного применения зарегистрированного на законных основаниях оружия, фиксируемые во всех уголках нашей огромной страны, тем самым неосознанно или специально создают негативный фон правоохранительной деятельности полиции. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества как основополагающих принципов полицейской деятельности.
2. Неэффективность предпринимаемых органами внутренних дел профилактических мер, направленных на предупреждение утрат и хищений оружия. С целью профилактики правонарушений, связанных с оборотом оружия, а также его хищений органами внутренних дел проводятся комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции («Арсенал», «Динамит-Баланс», «Караван-Авто», «Пиротехника» и др.). Ежегодно во всех субъектах РФ проводятся мероприятия по добровольной сдаче гражданами незаконно хранящегося у них оружия. Однако, только в 2013 г. было утеряно 6080, а украдено 1761 единиц оружия28. Количество утрат и хищений оружия в расчете на 10 тыс. единиц оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, оценивается в 11,94 условных единиц29.
Снижение качества организации индивидуальной профилактической работы негативно влияет на рост количества правонарушений со стороны владельцев оружия.
3. Серьезную проблему в настоящее время составляет большое скопление изъятого оружия в местах его хранения в органах внутренних дел, что отрицательно сказывается не только на действенном контроле за его сохранностью, но в первую очередь на возможность наиболее полно использовать такие меры воздействия на правонарушителя, предусмотренные законодательством, как аннулирование разрешений на оружие. После аннулирования разрешения подвергнутый наказанию владелец остается собственником оружия, т. е. сам решает вопрос о его дальнейшей судьбе. Он может выставить оружие на продажу в специализированном магазине, самостоятельно найти покупателя, подарить или вообще не предпринимать никаких действий. Изъятое оружие органы внутренних дел не вправе уничтожить без письменного заявления собственника. Существуют по меньшей мере три варианта выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, восстановить содержавшуюся в КоАП РСФСР норму, предусматривавшую административную ответственность за уклонение от реализации оружия. представляется, лицо, нарушившее правила перерегистрации оружия и уклоняющееся от его добровольной сдачи или принудительного изъятия в течение года с момента окончания срока действия разрешения, должно считаться незаконно владеющим оружием.
Во-вторых, возможно выдавать разумную компенсацию собственнику за его изъятое имущество посредством выплаты из специального фонда, формируемого субъектом Российской Федерации, определенной суммы денежных средств по примеру возмездного изъятия находящегося в незаконном обороте оружия.
В-третьих, следует шире использовать такую меру административного наказания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. К сожалению, порядок исполнения административного наказания в виде конфискации оружия в настоящее время нормативно не урегулирован, что вызывает значительные трудности у правоприменителя.
4. Гарантированное Конституцией Российской Федерации право на неприкосновенность жилища связано с недопустимостью проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Осмотр места хранения оружия – мера принудительного характера. Сотрудник полиции имеет право осмотра мест хранения в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 13 Федератьного закона «О полиции», однако принудительность этой меры нс обеспечена в полной мере правовыми гарантиями со стороны государства. Лицензионно-надзорный режим может существовать только при условии непрерывного контроля за соблюдением правил соответствующей деятельности. Думается, даже однократное непредоставление сотруднику полиции, выполняющему контрольные функции, места хранения оружия для проверки должно быть квалифицировано как грубое нарушение установленных правил разрешенной деятельности, влекущее лишение специального права на хранение и ношение оружия. В связи с этим следует включить в Федеральный закон «Об оружии» в качестве основания для аннулирования разрешения невыполнение собственником оружия обязанности предоставления места его хранения сотрудникам органов внутренних дел для производства осмотра. В данном случае уместно использовать аналогию с привлечением к административной ответственности за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Максимальным наказанием за это административное правонарушение в КоАП РФ предусмотрено лишение права управления транспортным средством.
Следует подчеркнуть, что изложенная идея, не нова. Более двадцати лет назад Ю.П. Соловей указывал: «...поскольку неповиновение сотруднику милиции водителей транспортных средств, владельцев огнестрельного оружия и специальных средств самообороны, т. е. лиц, в распоряжении которых находятся источники повышенной опасности, создаст для правопорядка более весомую угрозу, в качестве дополнительного административного взыскания необходимо предусмотреть лишение права управления транспортными средствами, права хранения огнестрельного оружия или специальных средств самообороны»30.
5. Недостаточное организационное взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел и прежде всего подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции и участковых уполномоченных полиции, осуществляющих контроль за оборотом оружия. Причина кроется в широком объеме задач, которые на них возложены. Для подразделений лицензионноразрешительной работы полиции, являющихся одними из самых малочисленных подразделений в системе МВД России, актуальной и первоочередной задачей в настоящее время является повышение качества предоставления государственных у слуг гражданам и организациям, что, в свою очередь, негативно влияет на осуществление контрольно-надзорной функции. Широкий спектр контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий, традиционно возложенных на участковых уполномоченных полиции, также не позволяет последним в полной мере вести профилактическую работу с владельцами оружия. Важная роль в предупреждении утрат и хищений оружия принадлежит участковым уполномоченным полиции. Анкетирование 160 сотрудников подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции и 250 участковых уполномоченных полиции (милиции), проведенное в 2009-2014 гг. в Алтайском и Красноярском краях. Новосибирской, Омской и Челябинской областях, показало, что лишь 33% из числа опрошенных положительно оценивают эффективность взаимодействия между ними. При этом 69% участковых уполномоченных милиции (полиции) не считали одним из основных направлений своей работы надзорные полномочия, связанные с оборотом оружия, а также частной детективной и охранной деятельностью. 65% опрошенных сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции оценивают организацию взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел как неэффективную и нуждающуюся в значительном совершенствовании. Основными причинами называли чаще всего незаинтересованность этих служб и подразделений в связи с большой загруженностью иными функциональными обязанностями, пробельностью законодательства в вопросах взаимодействия и отсутствием справедливых критериев оценки качества проверочных мероприятий. Помимо слабого взаимодействия были названы и иные факторы, негативно влияющие на осуществление надзора, а именно: недостаточная правовая основа указанной деятельности, отсутствие обоснованных нормативов штатной численности подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции, отвлечение ее сотрудников от своих непосредственных обязанностей, плохая техническая оснащенность, а также слабый уровень подготовки сотрудников, ответственных по линии лицензионно-разрешительной работы31.
В настоящее время административное законодательство об обороте гражданского и служебного оружия формируется исключительно на федеральном уровне. За последние несколько лет законодательные изменения привели к ужесточению контроля за оборотом оружия в сторону его индивидуальной профилактической составляющей, недопущению утрат и хищений оружия, повышенной юридической ответственности за несоблюдение требований разрешенной деятельности.
По плотности нормативного регулирования, высокой степени упорядоченности правоотношений посредством административных процедур сфера оборота оружия близка к сфере безопасности дорожного движения. Вместе с тем «дорожное движение представляет собой один из способов удовлетворения общественной потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда»24. Потребности же человека в оружии далеко не всегда объективно обусловлены и в основном не связаны с общественной необходимостью. Психологическая разрядка посредством развлечений (охота, стрельба по мишеням) и повышение чувства собственной безопасности – вот главные причины, побуждающие граждан обращаться в органы внутренних дел (полицию) с заявлениями о получении лицензии на приобретение оружия.
Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений отмстил, что право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено25. Действительно, слово «оружие» в Основном законе нашей страны упоминается лишь дважды: в статьях 31 и 71. В первом случае установлен запрет на ношение оружия на собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Во втором случае определены пределы ведения Российской Федерации по поводу порядка продажи и покупки оружия.
Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство в первую очередь влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Как источник повышенной общественной опасности, оружие должно находиться под постоянным контролем государства в лице его компетентных органов. Для успешной реализации контрольной функции полиции в сфере оборота оружия последней предоставлены соответствующие права, детальным образом конкретизированные в пп. 22-24 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»26.
Санкционирование государством права граждан на вооруженную самооборону направлено на снижение уровня насильственной преступности. Однако доля зарегистрированных в 2014 г. преступлений, совершенных с применением зарегистрированного огнестрельного оружия в общем количестве преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия составляет 14,84 %27. Почти четверть фактов неправомерного использования гражданского и служебного оружия совершается в состоянии алкогольного и иного опьянения.
Основными проблемами, негативно влияющими на действенность контроля за оборотом оружия со стороны органов внутренних дел (полиции), остаются:
1. Низкая правовая культура владения граждан оружием. Особенно это характерно в вопросах правомерности его применения в качестве средства самообороны. Слабые навыки огневой и психологической подготовки владельцев оружия нередко становятся причиной превышения пределов необходимой обороны либо причинения вреда их жизни или здоровью нападавшими преступниками. Средства массовой информации (в основном сетевые), используя повышенный общественный интерес к обозначенной проблеме, практически ежедневно выносят в свои заголовки вопиющие случаи неправомерного применения зарегистрированного на законных основаниях оружия, фиксируемые во всех уголках нашей огромной страны, тем самым неосознанно или специально создают негативный фон правоохранительной деятельности полиции. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества как основополагающих принципов полицейской деятельности.
2. Неэффективность предпринимаемых органами внутренних дел профилактических мер, направленных на предупреждение утрат и хищений оружия. С целью профилактики правонарушений, связанных с оборотом оружия, а также его хищений органами внутренних дел проводятся комплексные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции («Арсенал», «Динамит-Баланс», «Караван-Авто», «Пиротехника» и др.). Ежегодно во всех субъектах РФ проводятся мероприятия по добровольной сдаче гражданами незаконно хранящегося у них оружия. Однако, только в 2013 г. было утеряно 6080, а украдено 1761 единиц оружия28. Количество утрат и хищений оружия в расчете на 10 тыс. единиц оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, оценивается в 11,94 условных единиц29.
Снижение качества организации индивидуальной профилактической работы негативно влияет на рост количества правонарушений со стороны владельцев оружия.
3. Серьезную проблему в настоящее время составляет большое скопление изъятого оружия в местах его хранения в органах внутренних дел, что отрицательно сказывается не только на действенном контроле за его сохранностью, но в первую очередь на возможность наиболее полно использовать такие меры воздействия на правонарушителя, предусмотренные законодательством, как аннулирование разрешений на оружие. После аннулирования разрешения подвергнутый наказанию владелец остается собственником оружия, т. е. сам решает вопрос о его дальнейшей судьбе. Он может выставить оружие на продажу в специализированном магазине, самостоятельно найти покупателя, подарить или вообще не предпринимать никаких действий. Изъятое оружие органы внутренних дел не вправе уничтожить без письменного заявления собственника. Существуют по меньшей мере три варианта выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, восстановить содержавшуюся в КоАП РСФСР норму, предусматривавшую административную ответственность за уклонение от реализации оружия. представляется, лицо, нарушившее правила перерегистрации оружия и уклоняющееся от его добровольной сдачи или принудительного изъятия в течение года с момента окончания срока действия разрешения, должно считаться незаконно владеющим оружием.
Во-вторых, возможно выдавать разумную компенсацию собственнику за его изъятое имущество посредством выплаты из специального фонда, формируемого субъектом Российской Федерации, определенной суммы денежных средств по примеру возмездного изъятия находящегося в незаконном обороте оружия.
В-третьих, следует шире использовать такую меру административного наказания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. К сожалению, порядок исполнения административного наказания в виде конфискации оружия в настоящее время нормативно не урегулирован, что вызывает значительные трудности у правоприменителя.
4. Гарантированное Конституцией Российской Федерации право на неприкосновенность жилища связано с недопустимостью проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Осмотр места хранения оружия – мера принудительного характера. Сотрудник полиции имеет право осмотра мест хранения в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 13 Федератьного закона «О полиции», однако принудительность этой меры нс обеспечена в полной мере правовыми гарантиями со стороны государства. Лицензионно-надзорный режим может существовать только при условии непрерывного контроля за соблюдением правил соответствующей деятельности. Думается, даже однократное непредоставление сотруднику полиции, выполняющему контрольные функции, места хранения оружия для проверки должно быть квалифицировано как грубое нарушение установленных правил разрешенной деятельности, влекущее лишение специального права на хранение и ношение оружия. В связи с этим следует включить в Федеральный закон «Об оружии» в качестве основания для аннулирования разрешения невыполнение собственником оружия обязанности предоставления места его хранения сотрудникам органов внутренних дел для производства осмотра. В данном случае уместно использовать аналогию с привлечением к административной ответственности за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Максимальным наказанием за это административное правонарушение в КоАП РФ предусмотрено лишение права управления транспортным средством.
Следует подчеркнуть, что изложенная идея, не нова. Более двадцати лет назад Ю.П. Соловей указывал: «...поскольку неповиновение сотруднику милиции водителей транспортных средств, владельцев огнестрельного оружия и специальных средств самообороны, т. е. лиц, в распоряжении которых находятся источники повышенной опасности, создаст для правопорядка более весомую угрозу, в качестве дополнительного административного взыскания необходимо предусмотреть лишение права управления транспортными средствами, права хранения огнестрельного оружия или специальных средств самообороны»30.
5. Недостаточное организационное взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел и прежде всего подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции и участковых уполномоченных полиции, осуществляющих контроль за оборотом оружия. Причина кроется в широком объеме задач, которые на них возложены. Для подразделений лицензионноразрешительной работы полиции, являющихся одними из самых малочисленных подразделений в системе МВД России, актуальной и первоочередной задачей в настоящее время является повышение качества предоставления государственных у слуг гражданам и организациям, что, в свою очередь, негативно влияет на осуществление контрольно-надзорной функции. Широкий спектр контрольно-надзорных и юрисдикционных полномочий, традиционно возложенных на участковых уполномоченных полиции, также не позволяет последним в полной мере вести профилактическую работу с владельцами оружия. Важная роль в предупреждении утрат и хищений оружия принадлежит участковым уполномоченным полиции. Анкетирование 160 сотрудников подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции и 250 участковых уполномоченных полиции (милиции), проведенное в 2009-2014 гг. в Алтайском и Красноярском краях. Новосибирской, Омской и Челябинской областях, показало, что лишь 33% из числа опрошенных положительно оценивают эффективность взаимодействия между ними. При этом 69% участковых уполномоченных милиции (полиции) не считали одним из основных направлений своей работы надзорные полномочия, связанные с оборотом оружия, а также частной детективной и охранной деятельностью. 65% опрошенных сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции оценивают организацию взаимодействия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел как неэффективную и нуждающуюся в значительном совершенствовании. Основными причинами называли чаще всего незаинтересованность этих служб и подразделений в связи с большой загруженностью иными функциональными обязанностями, пробельностью законодательства в вопросах взаимодействия и отсутствием справедливых критериев оценки качества проверочных мероприятий. Помимо слабого взаимодействия были названы и иные факторы, негативно влияющие на осуществление надзора, а именно: недостаточная правовая основа указанной деятельности, отсутствие обоснованных нормативов штатной численности подразделений по лицензионно-разрешительной работе полиции, отвлечение ее сотрудников от своих непосредственных обязанностей, плохая техническая оснащенность, а также слабый уровень подготовки сотрудников, ответственных по линии лицензионно-разрешительной работы31.