Файл: Состояние и перспективы автоматизации таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-правовые основы таможенного контроля и его автоматизации в Российской Федерации
3. Перспективы развития автоматизации таможенного контроля в Российской Федерации
3.1 Идентификация потенциальных областей и методов для улучшения автоматизации
3.3 Анализ потенциальных преимуществ и недостатков увеличения автоматизации в таможенном контроле
Список используемых источников
Приложение А Алгоритм проведения таможенного контроля после выпуска товара
Приложение Б Автоматизация и цифровизация таможенных органов к 2030 году
, чем на половину, и единственный вид, в котором не принимают участие автоматизированные системы, это – риски выявляемы неформализованным способом. Остальные же выявляются полностью как, выявляемые автоматически, либо частично, как выявляемые автоматизированным способом, при помощи специальных программных средств. В настоящее время среди целей по автоматизации таможенного контроля в таможенных органах РФ есть цель по устранению выявления таможенных рисков неформализованным способом, дабы уменьшить влияние психологических особенностей должностного лица, которые могут стать препятствием для принятия оптимального решения при проведении таможенного контроля.
«Сегодня российская таможня имеет единую автоматизированную информационную систему таможенных органов - ЕАИС ФТС России. Она объединяет 86 различных информационных ресурсов, которые включают в себя информацию по всем областям таможенной деятельности. Так же у таможенных органов есть система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая содержит данные от других ведомств – это, может быть санитарно-карантинный, фито-санитарный, ветеринарный, транспортный контроль. СМЭВ связывает таможенные органы с 32 федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и 10 различными организациями. Инспектор должен на основе полученных данных принять решение и оформить так называемое сообщение о прибытии транспортного средства» [2].
Важным аспектом взаимодействия автоматизированных систем является согласованность используемых данных и форматов обмена информацией между ними. Для этого в РФ используются стандарты электронного документооборота, такие как форматы сообщений EDIFACT и XML, а также соглашения о взаимодействии между системами.
В рамках ЕАЭС информационный обмен и взаимодействие также производится внутри такой информационной системы, как Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС), состоящая из комплекса информационных систем и ресурсов.
ИИС ЕАЭС отвечает за создание единого информационного пространства между участниками союза, обеспечение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также реализация координации в области экономической политики.
Важно отметить, что с развитием ИИС ЕАЭС страны-участники получают доступ к унифицированной информационной системе, которая способствует улучшению взаимодействия на таможенной территории ЕАЭС, сокращению сроков и упрощению процедур таможенного оформления и контроля.
Дабы на законодательном уровне регулировать функционирование информационных систем внутри ЕАЭС существуют нормативно-правовые акты, из которых стоит выделить следующие:
В дополнение к автоматизированным системам стоит сказать и о таких важных ИКТ, как искусственный интеллект (ИИ) и технологии больших данных:
Большие данные представляют собой гигантские объемы информации, которые не могут быть обработаны традиционными методами. Таможенные органы ежедневно собирают и обрабатывают огромное количество данных, включая информацию о товарах, их происхождении, ценах, поставщиках и т. д. Технологии больших данных позволяют быстро анализировать эти массивы данных и извлекать из них полезную информацию. Это может помочь в выявлении несоответствий или аномалий, которые могут указывать на нарушения таможенных правил.
Искусственный интеллект имеет достаточно большое значение в процессе автоматизации таможенного контроля, отдельную важность он представляет для анализа и обработки данных. Системы искусственного интеллекта эффективно распознают образцы, предугадывают потенциальные нарушения и просчитывают риски благодаря способности обучаться на примерах прошлого опыта и данных. Подобные системы анализируют таможенные декларации и прочую документацию, обнаруживают подозрительные сделки и высылают соответствующие уведомления таможенным службам.
Благодаря использованию искусственного интеллекта значительно улучшаются процессы таможенного контроля и управления рисками. Такие системы заметно улучшают процесс контроля, опираясь на имеющуюся информацию, полученную в результате анализа предыдущих проверок. Процесс обнаружения нарушений и уменьшения риска ошибок ускоряется. «Результаты анализа возможностей технологий искусственного интеллекта (ИИ) позволили определить области таможенного контроля, в которых они могут быть использованы:
Таким образом, взаимодействие автоматизированных систем и новых технологий при осуществлении таможенного контроля позволяет значительно ускорить процесс проверки и контроля грузов, снизить затраты на персонал и минимизировать возможность ошибок и нарушений при выполнении процедур таможенного контроля. Однако, необходимо учитывать, что наличие автоматизированных систем не исключает необходимости в наличии высококвалифицированных специалистов, которые могут эффективно использовать эти системы в процессе работы.
Один из ключевых моментов данного исследования – выбрать непосредственно таможенный орган для анализа. Мы выбрали отдел проверки деятельности лиц таможни Санкт-Петербурга.
Отдел проверки деятельности лиц (ОПДЛ) таможни Санкт-Петербурга ведёт контроль деятельности юридических и физических лиц, которые занимаются операциями с товарами на таможенной территории РФ. Кроме того, данный отдел расследует нарушения и выявляет случаи недобросовестности участников занятых внешнеэкономической деятельности.
При выборе данного отдела для анализа были учтены несколько факторов. Во-первых, Санкт-Петербургская таможня является одной из крупнейших таможенных органов в РФ, что делает ее деятельность значимой для всей страны. Во-вторых, отдел проверки деятельности лиц занимается контролем за нарушениями таможенного законодательства, что делает его работу более ответственной и требующей точности и эффективности. В-третьих, области, потенциально нуждающиеся в улучшении становятся более очевидными в результате анализа информация, получаемой в результате полученная при анализе деятельности данного отдела, может быть полезной для определения потенциальных областей для улучшения автоматизации в таможенном контроле. Также, данный отдел занимается таможенным контролем после выпуска товара (ТКПВТ), а данный вид таможенного контроля имеет наибольшие перспективы для внедрения автоматизации на данный момент, что делает его актуальным для данного исследования.
«При проведении контроля после выпуска товар чаще всего уже реализован покупателям в цепочке его жизненного цикла, подвергся переработке либо полностью потреблен. Поэтому в большинстве случаев проверить его характеристики, заявленные при декларировании, в рамках фактического контроля уже невозможно» [9].
«В связи с этим законодатели в большинстве стран мира предусматривают гораздо более длительные сроки на проведение контроля после выпуска товаров – до трех лет с момента выпуска товара в ЕАЭС» [4].
«Сегодня российская таможня имеет единую автоматизированную информационную систему таможенных органов - ЕАИС ФТС России. Она объединяет 86 различных информационных ресурсов, которые включают в себя информацию по всем областям таможенной деятельности. Так же у таможенных органов есть система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая содержит данные от других ведомств – это, может быть санитарно-карантинный, фито-санитарный, ветеринарный, транспортный контроль. СМЭВ связывает таможенные органы с 32 федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и 10 различными организациями. Инспектор должен на основе полученных данных принять решение и оформить так называемое сообщение о прибытии транспортного средства» [2].
Важным аспектом взаимодействия автоматизированных систем является согласованность используемых данных и форматов обмена информацией между ними. Для этого в РФ используются стандарты электронного документооборота, такие как форматы сообщений EDIFACT и XML, а также соглашения о взаимодействии между системами.
В рамках ЕАЭС информационный обмен и взаимодействие также производится внутри такой информационной системы, как Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС), состоящая из комплекса информационных систем и ресурсов.
ИИС ЕАЭС отвечает за создание единого информационного пространства между участниками союза, обеспечение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также реализация координации в области экономической политики.
Важно отметить, что с развитием ИИС ЕАЭС страны-участники получают доступ к унифицированной информационной системе, которая способствует улучшению взаимодействия на таможенной территории ЕАЭС, сокращению сроков и упрощению процедур таможенного оформления и контроля.
Дабы на законодательном уровне регулировать функционирование информационных систем внутри ЕАЭС существуют нормативно-правовые акты, из которых стоит выделить следующие:
-
Договор о ЕАЭС:
-
«Информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках Союза осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза, обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных ресурсов и информационных систем Комиссии». -
«Информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках Союза осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза, обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, а также информационных ресурсов и информационных систем Комиссии».
-
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 98 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» - «Коллегия ведет учет предложений органов государственной власти государств-членов, ответов на них, итогов их рассмотрения членами Коллегии, а также на заседаниях Коллегии. Указанная информация представляется членам Коллегии, органам государственной власти государств-членов, уполномоченных на взаимодействие с Комиссией, по их запросам (в том числе с применением интегрированной информационной системы Союза». -
Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «Порядок подтверждения таможенными органами ЕАЭС фактического вывоза товаров» - «Обмен электронными сообщениями между таможенными органами государств-членов осуществляется на уровне информационных систем центральных таможенных органов государств-членов с использованием интегрированной информационной системы Союза». -
Решение Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 80 «Единая форма свидетельства о госрегистрации продукции» - «Информационное взаимодействие уполномоченных органов государств-членов между собой, а также с Комиссией осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза». -
Решение КТС от 18.06.2010 № 318 «Перечень подкарантинной продукции и порядок осуществления фитосанитарного контроля» - «Уполномоченные органы государства места отправления уведомляют уполномоченные органы государства места назначения о выдаче фитосанитарных сертификатов, в том числе с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза». -
Решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 127 «Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии» - «Единый реестр представляет собой общий информационный ресурс, формирование и ведение которого осуществляются в электронном виде с использованием средств интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза».
В дополнение к автоматизированным системам стоит сказать и о таких важных ИКТ, как искусственный интеллект (ИИ) и технологии больших данных:
Большие данные представляют собой гигантские объемы информации, которые не могут быть обработаны традиционными методами. Таможенные органы ежедневно собирают и обрабатывают огромное количество данных, включая информацию о товарах, их происхождении, ценах, поставщиках и т. д. Технологии больших данных позволяют быстро анализировать эти массивы данных и извлекать из них полезную информацию. Это может помочь в выявлении несоответствий или аномалий, которые могут указывать на нарушения таможенных правил.
Искусственный интеллект имеет достаточно большое значение в процессе автоматизации таможенного контроля, отдельную важность он представляет для анализа и обработки данных. Системы искусственного интеллекта эффективно распознают образцы, предугадывают потенциальные нарушения и просчитывают риски благодаря способности обучаться на примерах прошлого опыта и данных. Подобные системы анализируют таможенные декларации и прочую документацию, обнаруживают подозрительные сделки и высылают соответствующие уведомления таможенным службам.
Благодаря использованию искусственного интеллекта значительно улучшаются процессы таможенного контроля и управления рисками. Такие системы заметно улучшают процесс контроля, опираясь на имеющуюся информацию, полученную в результате анализа предыдущих проверок. Процесс обнаружения нарушений и уменьшения риска ошибок ускоряется. «Результаты анализа возможностей технологий искусственного интеллекта (ИИ) позволили определить области таможенного контроля, в которых они могут быть использованы:
-
фактический контроль; -
документальный контроль; -
классификация товаров» [8].
Таким образом, взаимодействие автоматизированных систем и новых технологий при осуществлении таможенного контроля позволяет значительно ускорить процесс проверки и контроля грузов, снизить затраты на персонал и минимизировать возможность ошибок и нарушений при выполнении процедур таможенного контроля. Однако, необходимо учитывать, что наличие автоматизированных систем не исключает необходимости в наличии высококвалифицированных специалистов, которые могут эффективно использовать эти системы в процессе работы.
2. Анализ практики автоматизации таможенного контроля отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни
2.1 Анализ порядка проведения таможенного контроля на примере отдела проверки деятельности лиц Санкт-Петербургской таможни
Один из ключевых моментов данного исследования – выбрать непосредственно таможенный орган для анализа. Мы выбрали отдел проверки деятельности лиц таможни Санкт-Петербурга.
Отдел проверки деятельности лиц (ОПДЛ) таможни Санкт-Петербурга ведёт контроль деятельности юридических и физических лиц, которые занимаются операциями с товарами на таможенной территории РФ. Кроме того, данный отдел расследует нарушения и выявляет случаи недобросовестности участников занятых внешнеэкономической деятельности.
При выборе данного отдела для анализа были учтены несколько факторов. Во-первых, Санкт-Петербургская таможня является одной из крупнейших таможенных органов в РФ, что делает ее деятельность значимой для всей страны. Во-вторых, отдел проверки деятельности лиц занимается контролем за нарушениями таможенного законодательства, что делает его работу более ответственной и требующей точности и эффективности. В-третьих, области, потенциально нуждающиеся в улучшении становятся более очевидными в результате анализа информация, получаемой в результате полученная при анализе деятельности данного отдела, может быть полезной для определения потенциальных областей для улучшения автоматизации в таможенном контроле. Также, данный отдел занимается таможенным контролем после выпуска товара (ТКПВТ), а данный вид таможенного контроля имеет наибольшие перспективы для внедрения автоматизации на данный момент, что делает его актуальным для данного исследования.
«При проведении контроля после выпуска товар чаще всего уже реализован покупателям в цепочке его жизненного цикла, подвергся переработке либо полностью потреблен. Поэтому в большинстве случаев проверить его характеристики, заявленные при декларировании, в рамках фактического контроля уже невозможно» [9].
«В связи с этим законодатели в большинстве стран мира предусматривают гораздо более длительные сроки на проведение контроля после выпуска товаров – до трех лет с момента выпуска товара в ЕАЭС» [4].