Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Источники финансирования социального обеспечения.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального
§1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
§1.2 Понятие и классификация форм социального обеспечения
§1.3 Понятие и роль внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ источников финансирования социального
§2.1 Виды и источники финансирования социального обеспечения в России
§2.2 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства
§2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства
§2.4 Пенсионный фонд, его функции и средства
Глава 3. Перспективы развития социального обеспечения
§3.1. Государственная политика в области социальной защиты
§3.2. Перспективы развития социальной защиты и социального обеспечения населения
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
«УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Право социального обеспечения»
на тему
«Источники финансирования социального обеспечения»
Работу выполнил студент |
группы ОКП-22009СПБ |
Специальность: Право и организация социального обеспечения |
Коссаковский Вячеслав Ромуальдович |
|
Научный руководитель: |
Мартьянова Екатерина Васильевна |
МОСКВА
2023
Оглавление
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального 6
обеспечения 6
Глава 2. Анализ источников финансирования социального 15
обеспечения в России 15
Глава 3. Перспективы развития социального обеспечения 30
населения 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Введение
Социальная политика, проводимая государством, оказывает влияние на многие сферы деятельности человека. Необходимость этой политики, ее значение и эффективность функционирования во все времена была одной из ключевых задач, которая стоит перед главами всех государств, так как от реализации данной политики зависит состояние условий жизни людей и их отношение к власти. Провозглашенные Конституцией РФ1 цели политики России как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности. Согласно статьи 7 Конституции РФ в социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно полезном труде, и если человек в силу возраста
, состояния здоровья не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны общества и государства. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 декабря 1997 г. №20-П2 отметил, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Социальная политика определяет положение людей в обществе одной страны и в целом по всему миру, потому что люди имеют свойство сравнивать и замечать упущения государства. Однако она решает не только положение отдельного человека в общей совокупности, а также рассматривает их взаимоотношения внутри этой системы.
Таким образом, проблема эффективной реализации государственной социальной политики остается актуальной и в наше время.
Чтобы уметь оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы, нужно понимать структуру и механизм реализации той или иной политики. Таким образом, важно знать теоретическую сторону исследуемого объекта. Однако не всегда получается все согласно теории, и для этого необходимо взглянуть на ее реализацию на практике.
Целью данного исследования является определение источников финансирования социального обеспечения в России, чтобы оценить степень его значимости в общей стратегии государства. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить несколько задач:
-
рассмотреть понятие, направления, принципы, методы финансирования социального обеспечения; -
изучить виды и содержание социального обеспечения; -
определить источники финансирования социального обеспечения; -
изучить статистические данные за разные периоды в социальной политике Российской Федерации; -
определить тенденцию развития системы социального обеспечения в России на основе имеющихся данных; -
правильно трактовать полученную информацию и сделать соответствующие выводы.
Предметом данного исследования является источники финансирования социального обеспечения. Объект в курсовой работе – это государство, а единица исследования – Российская Федерация.
В работе используются разные методы исследования: метод анализа, метод наблюдения, метод сравнения.
Нормативно – правовая база исследования представлена законодательными актами Российской Федерации, среди которых важнейшими являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ3, ФЗ «О Счетной палате РФ» №41-ФЗ4.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального
обеспечения
§1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
Социальное обеспечение представляет систему временного или постоянного обеспечения граждан, чье состояние здоровья или возраст не позволяют самостоятельно зарабатывать5. Законодательством РФ определен ряд категорий лиц, которым предусмотрено предоставление помощи: пенсионеры, беременные и кормящие женщины, временно нетрудоспособные работники, инвалиды, многодетные семьи, ветераны, безработные, малоимущие.
Социальная сфера включает:
- здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- спорт, культуру, образование;
- общепит;
- коммунальное обслуживание;
- общественный транспорт;
- связь.
В качестве основных признаков, присущих социальному обеспечению, выделяют:
- Ряд социальных рисков, наступление которых влечет обязанность по предоставлению помощи или содержания, определен в законодательном порядке.
- Установление минимального стандарта уровня обеспечения, ниже которого размер выплат, компенсаций и другой помощи опускаться не должен. Виды обеспечения, порядок их предоставления, а также объем закреплены на законодательном уровне.
- Социальная помощь и обеспечение финансируются из государственного фонда, а также внебюджетных фондов.
- Перечень лиц, которым предусмотрено предоставление социального обеспечения, утвержден Федеральным законом РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"6.
Политика государства в отношении поддержки населения - одна из составляющих общей социальной политики. Основные цели при этом - нейтрализация обесценивания сбережений и доходов граждан, а также помощь малообеспеченным слоям населения. При этом большая часть прибыли переходит от обеспеченных людей к категории граждан, имеющих низкий уровень дохода.
Поддержка доходов реализуется за счет социальных трансфертов - системы платежей (финансовых и натуральных), не имеющих тесной связи с хозяйственной деятельностью в настоящем и будущем. Своевременные выплаты позволяют поддержать внутренний спрос, снизить рост преступности, уменьшить социальную неудовлетворенность и напряженность в обществе, повысить прибыль семей и отдельных лиц с небольшим уровнем дохода.
Уровень воздействия государственной поддержки можно менять двумя путями:
- внесением изменений в процесс распределения финансовых потоков, направляемых в местные и центральные бюджеты;
- изменениями в сфере налогообложения доходов населения.
Социальные трансферты - основа поддержки доходов. Сюда включаются стипендии, пособия, пенсии, различные дотации, социальные выплаты, бесплатные услуги и так далее.
Все задачи, реализуемые с помощью поддержки доходов, можно поделить на следующие группы:
- снижение общих разрывов в материальном обеспечении неработающих и работающих граждан, а также повышение общего уровня жизни всех социальных групп, не участвующих в трудовом процессе;
- обеспечение граждан социально важными услугами;
- снижение негативного влияния этапа приспособления граждан к новым условиям - к повышению уровня безработицы, росту процента нищих и так далее. Данный пункт больше всего относится к социальным иждивенцам, которые не могут адаптироваться к условиям рынка и напрямую зависят от трансфертов государства;
- обеспечение должной структуры и необходимого объема трудовых ресурсов страны;
- создание и поддержание общей политической стабильности, обеспечение финансовой справедливости в обществе7.
Поддержка населения может осуществляться в следующих формах:
- предоставление гарантии и социальных льгот определенным слоям населения в пределах страхования (обязательного, государственного, добровольного, корпоративного). Трансферты осуществляются в отношении социально уязвимых лиц, а также населению, оказавшемуся в трудной ситуации. Государство берет на себя ответственность поддерживать доходы, подняв их до минимально установленных стандартов;
- перераспределения льгот по налоговым платежам. Государство собирает налоги с работающего населения и распределяет часть из них между социально необеспеченными гражданами. Цель - снижение неравенства прибыли в обществе. С помощью перераспределения льгот удается исключить снижение минимального гарантированного дохода ниже установленного предела;
- социальных гарантий. Данная форма трансфертов предназначена для всех лиц, вне зависимости от их нуждаемости и трудового вклада. Распределение средств