Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Источники финансирования социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального

обеспечения

§1.1 Понятие и сущность социального обеспечения

§1.2 Понятие и классификация форм социального обеспечения

§1.3 Понятие и роль внебюджетных фондов

Глава 2. Анализ источников финансирования социального

обеспечения в России

§2.1 Виды и источники финансирования социального обеспечения в России

§2.2 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства

§2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства

§2.4 Пенсионный фонд, его функции и средства

Глава 3. Перспективы развития социального обеспечения

населения

§3.1. Государственная политика в области социальной защиты

§3.2. Перспективы развития социальной защиты и социального обеспечения населения

Заключение

Список использованных источников

;

- Фонд занятости населения Российской Федерации (с 01 января 2001 года ликвидирована);

- Фонды Обязательного Медицинского Страхования.

Виды социального обеспечения в России:

  • Пенсии. Выделяют трудовые и государственные пенсии. Сам по себе данный вид обеспечения представляет собой материальное содержание нетрудоспособных лиц. Его размер зависит от причин предоставления пенсии и ряда иных факторов.

  • Пособия. Здесь выплаты назначаются на периодической основе, либо единовременно по наступлении установленного законом случая. Пособия можно разделить на семейные, трудовые и социальные. Семейные включают в себя выплаты одиноким матерям, многодетным семьям, пособия на детей, по беременности и родам. Трудовые выплаты связаны с невозможностью выполнения лицом своих обычных обязанностей на работе в связи с текущим состоянием здоровья.

  • Льготы. Скидки на предоставление необходимых для нормальной жизни товаров и услуг. Определенный круг лиц может получать льготы на оплату коммунальных услуг, лечение, лекарства и пр.

  • Натуральное обеспечение. Здесь речь идет не о денежных выплатах, а о предоставлении материальных ценностей нуждающимся лицам. В зависимости от потребностей и от категории возможно предоставление жилья, лекарственных препаратов, средств передвижения и пр.

 На территории РФ поддержка доходов в виде социальных трансфертов актуальна почти для 70% населения, а это около 100 миллионов человек. Как правило, трансферты распределяются автоматически, вне зависимости от уровня доходов граждан.

Отчисления государства и муниципалитетов на социальную сферу отображаются в бюджетах соответствующих уровней. Размер издержек утверждается отдельно на каждый календарный год. Он зависит от объема прогнозируемых доходов.

Распределение выделенных на финансирование рассматриваемой сферы средств между разными статьями расходов государственного бюджета определяются:

- долгосрочными и среднесрочными комплексными программами социального развития;

- правительственными планами по реализации посланий Президента РФ.

Основной составляющей отчислений хозяйствующих субъектов на социальную сферу сегодня являются издержки на социальное страхование.

На сегодняшний день в нашей стране повсеместно можно наблюдать укрупнение фондов, что обусловлено принимаемыми нормами законодательства. Если пенсионный фонд не обладает необходимым уставным капиталом, занять твёрдую позицию в этой сфере вряд ли получится. Фонд должен обладать таким количеством денег, чтобы суметь выплатить своим клиентам причитающиеся им суммы.


Таким образом, на данный момент система финансирования социального обеспечения в РФ является довольно сложной и разветвленной. Основной проблемой можно назвать нехватку средств и невысокой качество материальной базы социального обеспечения. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, обусловленная переходным периодом, ещё больше обостряет противоречия, существующие в несбалансированной системе финансирования. Данное обстоятельство стимулирует законодателей искать новые пути и разрабатывать более эффективные модели социального обеспечения населения РФ.


§2.2 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства


Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1431)11.

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.

В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда12.

Для обеспечения деятельности Фонда создастся центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;


- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования13.

Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:

Средства Фонда социального страхования образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:

- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;


- оплата проезда к месту лечения и обратно;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов14.

Таким образом, можно сделать вывод, что Фонд Социального Страхования РФ имеет огромную роль в социальном обеспечении РФ, и является важным звеном в системе государственного социального страхования страны. В системе современных рыночных социально-экономических отношений трудно переоценить роль социального страхования и его основных составляющих направлений.