Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Источники финансирования социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты финансирования социального

обеспечения

§1.1 Понятие и сущность социального обеспечения

§1.2 Понятие и классификация форм социального обеспечения

§1.3 Понятие и роль внебюджетных фондов

Глава 2. Анализ источников финансирования социального

обеспечения в России

§2.1 Виды и источники финансирования социального обеспечения в России

§2.2 Фонд социального обеспечения, его структура, задачи и средства

§2.3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его задачи и средства

§2.4 Пенсионный фонд, его функции и средства

Глава 3. Перспективы развития социального обеспечения

населения

§3.1. Государственная политика в области социальной защиты

§3.2. Перспективы развития социальной защиты и социального обеспечения населения

Заключение

Список использованных источников

производится с учетом ресурсов общества, определяющих границы социальных гарантий;

- социальных льгот. Особенность трансфертов - предоставление социальных гарантий конкретным лицам (категориям);

- социального страхования. Назначение - косвенная поддержка доходов. Основная суть - защита граждан от потери трудоспособности и травм на производстве, помощь при болезни, рождении детей, старости, несчастных случаях и так далее. Для такой категории поддержки доходов характерно не только распределение средств, но и их грамотное накопление посредством организации специальных фондов и прочих образований.

Кроме этого, поддержка государства осуществляется посредством выплаты:

- пенсий - регулярных платежей, которые предусмотрены законом РФ. Такие выплаты осуществляются при наличии профессиональных рисков, наступлении определенного возраста, потери кормильца или трудоспособности (полной, частичной);

- пособий - одна из форм трансфертных платежей, имеющая регулярный или разовый характер. Такой вид поддержки доходов актуален для людей, которые потеряли трудоспособность (полностью или частично), имеют тяжелое материальное положение, пережили смерть близких людей и так далее. В РФ предусмотрены следующие виды пособий - по безработице, для детей, для малообеспеченных семей, в случае утраты нетрудоспособности и так далее;

- стипендий - форма поддержки доходов, характерная для учащихся учебных заведений (высших, средних, профессиональных).

К группе косвенной поддержки относится:

- финансирование расходов в сфере здравоохранения, культуры и образования;

- выплата субсидий компаниям и предприятиям, оказывающим социальную поддержку населению.

Таким образом, одной из важнейших функций государства является - социальная. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенных слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.


§1.2 Понятие и классификация форм социального обеспечения


Право на социальное обеспечение, закрепленное в Конституции РФ как одно из основных прав человека, требует создания специального механизма для его реализации. В зависимости от того, как организовано функционирование этого механизма, из каких элементов он состоит, как эти составные части связаны между собой и как регулируются соответствующие отношения, выделяют формы социального обеспечения.

Форма социального обеспечения — это организационно-правовой механизм, созданный для реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Исторический опыт развития социального обеспечения свидетельствует о том, что основные его формы сложились ко второй половине XIX в. и с тех пор не претерпели существенных изменений. Социальное обеспечение в различных странах и в разные исторические периоды осуществляется практически в одних и тех же формах, но степень их развития и распространения различается в зависимости от социально-экономического развития общества, национальных традиций и ряда иных факторов.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ накопления средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются.

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Исторический путь, который прошли в своем становлении системы социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, то есть обеспечивается ли он как работник (действующий или нет) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью. Именно с учетом этого критерия в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: работника (в случае смерти — его семьи) в порядке обязательного социального страхования и члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения. Эти формы во многих государствах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием;

системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.).

Если рассматривать социальное обеспечение как участие общества в содержании тех его членов, которые из-за нетрудоспособности либо иных объективных причин не могут обеспечить себя самостоятельно, то формы такого обеспечения должны различаться прежде всего в зависимости от того, кто именно осуществляет эту деятельность от имени общества. Если социальное обеспечение осуществляется непосредственно государством, то такая форма является государственной, если иными субъектами, но при участии государства - негосударственной. Это первый уровень классификации форм социального обеспечения.

Традиционным для юридической литературы и сформулированным В.С. Андреевым, который справедливо считается основоположником науки права социального обеспечения в России, является выделение форм социального обеспечения с учетом следующих признаков:

- круг обеспечиваемых субъектов;

- основания обеспечения, то есть те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается право на обеспечение;

- виды обеспечения, т.е. формы предоставления нуждающимся средств к существованию либо иных социальных благ;

- способы создания финансовой основы, аккумулирования финансовых средств, необходимых для предоставления обеспечения нуждающимся;

— субъекты, предоставляющие обеспечение либо иным образом участвующие в нем8.

Все критерии крайне тесно связаны и ни один из них не может быть признан достаточным для классификации форм социального обеспечения отдельно от остальных.

Таким образом, выделяют несколько форм социального обеспечения, каждая из которых является важным направлением государства. Только в совокупности они могут оказать положительную динамику для социального обеспечения населения страны.


§1.3 Понятие и роль внебюджетных фондов


Внебюджетные специальные фонды – это те финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении государственных органов власти. Они имеют целевое назначение, стоящее в названии каждого из специальных фондов9.

Государственный внебюджетный фонд – это денежный фонд, образованный помимо госбюджета. В России их существует свыше тридцати с концентрацией более 60% доходов государства. Многообразные государственные внебюджетные фонды классифицированы, главной степенью согласно целевой направленности, уровневой структуры управления.

Классификация государственных внебюджетных фондов

 Внебюджетные фонды целевого назначения и делятся на:

 - социальные (для гарантированного обеспечения пенсий, соцстрахования и обязательного медицинского страхования);

- экономические (для поддержания дорожных служб; борьбы с преступностью; обеспечения пограничной службы; атомной энергетики и т.п.).

Уровневое управление, определяемое государственным законодательством, в свою очередь обуславливает деление внебюджетных фондов на:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

 Вышеперечисленные фонды включают:

- бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

- бюджеты внебюджетных территориальных фондов.

 Ответственность за формирование государственных внебюджетных фондов возлагается на органы власти государства: центральные, республиканские, местные. Источники фондов главным образом обусловлены особенностью и значением задач, поставленных перед ними, в тоже время финансово-экономическим положением страны.

Несмотря на нахождение в собственности власти, внебюджетные фонды имеют полную автономию и целевое назначение.

Существуют два пути формирования фондов: отчисление из бюджета госрасходов, либо создание внебюджетного целевого фонда, основанного на собственных источниках доходов. Целевое назначение создания фонда, как правило, имеет отражение в названии.


Через государственные внебюджетные фонды РФ проводится обязательное соцстрахование – составная часть государственной соцзащиты населения, реализующая в виде страхования работников от ухудшения материального или социального положения по каким-либо обстоятельствам.

Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны - как трудоспособному, так и пенсионерам.

Обязательные платежи были определены законодателем как основа для формирования финансовых средств государственных внебюджетных фондов с момента их создания10.

Таким образом, государство реализует социальную функцию по средствам социальной политики с применением таких инструментов как: социальные гарантии, компенсации и льготы. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Глава 2. Анализ источников финансирования социального

обеспечения в России

§2.1 Виды и источники финансирования социального обеспечения в России


Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

- Пенсионный Фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации