Файл: Сборник эффективных моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под знаменем Победы
Курская область,
апробация
2020
36
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
СПО
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Студенты, преподаватели, родители (законные представители), социальные партнеры и учащиеся
10
–11 классов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Воспитание, гражданско- патриотическое направление
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции и развитие чувства патриотизма путем вовлечения в социально значимую деятельность.
АВТОР:
ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
Королёва Г.Н.
ОПИСАНИЕ:
Реализация проекта позволяет:
1.
Включить обучающихся в практическую исследовательскую деятельность;
2.
Изучить основы военной подготовки;
3.
Изучить историю родного края;
4.
Воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, патриотизма и любви к Родине;
5.
Формировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
6.
Совершенствовать физическое, духовно-нравственное развитие членов клуба;
7.
Совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения членов клуба, их творческой активности;
8.
Приобщать к здоровому образу жизни;
9.
Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
10.
Развивать патриотические чувства и уважение к Российской Армии.
Срок реализации программы – 4 года. Проект реализуется в 3 этапа: подготовительный, практический,
контрольно-аналитический.
СБОРНИК 2022 01
02
03 04
Комплексная система сопровождения детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Магаданская область,
апробация
2014
37
ФОРМА
Практика
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Общеобразовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Участники образовательных отношений: учителя, ученики, родители
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
формирование комплексной системы сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (ТЖС)
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МАО «Средняя общеобразовательная (русская культурологическая) школа № 2» г. Магадан
Гринько С.А., Вежновец Е.Д., Озерова Т.Г., Барабаш В.К.,
Николайчук С.И., Зайцева Н.Б., Станченко О.П., Яровая А.П.,
Созыкина О.В., Кудряшова О.Ю., Бандурина Н.В.,
Луценко С.В., Горина У.Н., Чеблокова О.А.
ОПИСАНИЕ:
Реализация комплексной системы сопровождения обучающихся способствует:
– обеспечению социальной защищенности несовершеннолетних, оказавшихся в ТЖС, и социализации учащихся из неблагополучных семей; восстановлению семейной среды,
адекватной жизнеобеспечению несовершеннолетних, их физическому и психическому здоровью;
– сокращению числа семей и детей, имеющих штамп «неблагополучные»; наличию положительной динамики в процессе реабилитации неблагополучных семей и сокращения числа детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
– созданию условий для обеспечения защиты прав, социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних в обществе; активному и результативному участию несовершеннолетних в жизни класса и школы (различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях);
– появлению у подростков устойчивых интересов, занятости во внеурочное и каникулярное время; формированию коммуникативных способностей и здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
– взаимодействию школы с учреждениями системы профилактики и социальной защиты.
Алгоритм работы с целевой аудиторией предполагает 4 основных этапа (предварительный,
адаптация, диагностика, реабилитационные мероприятия), работу со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, педагогическим коллективом, родителями) и межведомственное взаимодействие.
Особое внимание уделено профилактической работе с неблагополучной семьей, коррекции воспитательной позиции родителей и гармонизации детско-родительских отношений.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Проект «Мониторинг и профилактика рисков информационного
пространства в образовательной организации»
Московская область,
апробация
2021
38
ФОРМА
Практика
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Участники образовательных отношений общеобразовательных организаций
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Подростки
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика
ЦЕЛЬ:
разработка и внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций Московской области диагностического и профилактического инструментария, направленного на определение степени негативного влияния информационного пространства на личность обучающегося и выработку механизмов эффективного противодействия ему на основе анализа рисков и перспектив развития технологий, определяющих характер межличностного взаимодействия и социальных коммуникаций.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Коповой А.С., Давыдов Д.А., Ткачук О.С.,
Щигирева О.Ю., Смотрова И.В.
ОПИСАНИЕ:
Объектом исследования является информационное пространство образовательных организаций
Московской области и механизмы противодействия его негативному влиянию на обучающихся
Подмосковья.
Результатом работы являются:
диагностический инструментарий по проблеме исследования; практический инструментарий, направленный на противодействие негативному влиянию информационного пространства; методические рекомендации. Результаты работы внедрены в практику деятельности общеобразовательных организаций Подмосковья и находят отражение в публикациях и исследованиях различного уровня.
Основные задачи проекта:
– создание методов изучения характера влияния информационного пространства на личность;
– исследование изменений характера социального взаимодействия под воздействием новых форм коммуникации;
– разработка конкретного практического инструментария,
позволяющего эффективно противодействовать негативному влиянию масс-медиа;
– разработка методов коррекции индивидуального стиля медиапотребления.
На данном этапе реализации проекта разработана, прошла апробацию и внедрена в практику деятельности общеобразовательных организаций Подмосковья карта наблюдения за аккаунтами обучающихся в социальных сетях.
Проект находится на стадии реализации подготовительного этапа. Мероприятия, образцы рабочих программ будут внедрены в практику работы образовательных организаций в дальнейшем. В реализации проекта используются ранее разработанные методики:
«Диагностика индивидуального стиля медиапотребления»,
«Диагностика уровня эмоциональной вовлеченности в
информационное пространство».
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Программа комплексной психолого-педагогической коррекции
подростков с аддиктивными формами поведения
«Остров надежды»
Московская область,
апробация
2021
39
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательный медико- реабилитационный центр
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Несовершеннолетние от 14 до 18 лет
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая, реабилитационная направленность
ЦЕЛЬ:
развитие и координация образовательных, медицинских, психологических и социальных мер, направленных на достижение основной цели реабилитации: возвращение несовершеннолетнего к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, отказа от ПАВ, восстановления (формирования) его нормативной личности и социального статуса.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие», г. Красногорск, Сюрин С.Н.
ГКУ МО центр «Ариадна»
Люберецкий район, пос. Октябрьский,
Ананянц Д.Р., Дербукова Т.В.,
Фишман Л.С.
ОПИСАНИЕ:
Программа относится к категории программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся. Её основными задачами являются:
– формирование устойчивых антинаркотичеких установок;
– повышение устойчивости подростков к различным негативным социальным явлениям;
– расширение сферы интересов и активизация личностного роста подростков (появление ответственности, правильной оценки своих возможностей, умение правильно строить отношения с окружающими, умение конструктивно решать конфликты, владение эмоциями, духовный рост и т.д.);
– гармонизация системы детско-родительских взаимоотношений и формирование конструктивных способов эффективной коммуникации в системе «родитель-ребенок»;
– раскрытие и активизация внутренних ресурсов и талантов, получение воспитанниками центра общего и начального профессионального образования;
– интеграция подростков с признаками аддиктивного поведения в систему общественно полезных видов деятельности.
Реализация программы «Остров надежды» предполагает прохождение участниками следующих этапов: гость, новичок, житель дома, опекун, выпускник, дом на полпути. На каждом этапе используется принцип поэтапного наращивания реабилитационных ресурсов. В структуре программы выделены следующие компоненты: реабилитационная среда, психологический, образовательный, медицинский и воспитательный. Программа предусматривает индивидуальное определение срока реабилитации от 6
месяцев до 1,5 лет.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Комплексная программа психолого-педагогической и медико-
реабилитационной помощи детям, пострадавшим от боевых
действий и вооруженных конфликтов «Андрюшка»
Московская область,
апробация
2019
40
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательный медико- реабилитационный центр
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети с ОВЗ 7–18 лет, в т. ч. получившие инвалидность в результате вооруженных конфликтов
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая, реабилитационная направленность
ЦЕЛЬ:
создание условий для преодоления ребенком десоциализирующих влияний боевых действий и вооруженных конфликтов посредством осуществления комплексного дифференцированного психолого-педагогического и дефектолого- логопедического сопровождения, медицинской и культурно-средовой реабилитации в условиях стационарного пребывания.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»
Сюрин С.Н., Сюрина О.В.,
Макарова Н.И., Потанина Е.В.,
Никишина Е.Н., Заикина Г.И.,
Золотенкова И.В., Сохрякова Е.А.,
Смирнова Л.В.
ОПИСАНИЕ:
Программа отличается междисциплинарным характером взаимодействия специалистов. Кроме комплексного психолого-педагогического сопровождения, все участники обеспечиваются дефектолого- логопедической помощью, проходят курс медицинской и культурно-средовой реабилитации.
Программа реализуется в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Общий объем программы определяется структурой нарушений, выявленных у ребенка в ходе углубленного психолого-педагогического,
дефектолого-логопедического и медицинского обследования. Минимальная нагрузка на участника составляет:
не менее 10 индивидуальных и 16 групповых психологических занятий, 10–16 индивидуальных или подгрупповых дефектологических занятий, 10–17 подгрупповых логопедических занятий.
Реализация комплексной программы способствует:
– развитию эмоционального интеллекта,
коммуникативной компетентности,
позитивной и
конструктивной «Я-концепции»; обучению ассертивному поведению и толерантности; выработке стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций; снижению уровня ситуативной и личностной тревожности;
– обучению навыкам активного слушания, овладению вербальными и невербальными средствами общения, умению согласованно работать в команде;
– развитию импрессивной и экспрессивной речи, устранению нарушений устной и письменной речи;
профилактике различных видов специфических расстройств развития школьных навыков; ликвидации пробелов знаний по учебным предметам.
Программа содержит диагностический материал, методические рекомендации по проведению психолого-педагогического, дефектологического, логопедического обследования детей.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Образовательная (просветительская) тренинговая психолого-
педагогическая программа «Есть контакт»
Московская область,
апробация
2019
41
ФОРМА
Программа
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательная организация
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети, в том числе с ОВЗ, и их родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Психолого-педагогическая
ЦЕЛЬ:
улучшение внутрисемейных отношений родителей с детьми подросткового возраста, оказание помощи в преодолении семейных кризисов и конфликтных ситуаций; предоставление информации о методах и способах решения внутрисемейных конфликтов.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»
Сюрин С.Н., Стрельцова Е.В., Дмитриев Т.И.,
Костюшко О.В., Яковлева О В.
ОПИСАНИЕ:
В результате реализации программы «Есть контакт» у родителей и подростков формируются компетентностные основы для выстраивания эффективных коммуникативных внутрисемейных взаимоотношений, создаются комфортные условия для успешного взаимодействия. Основными методами психолого-педагогической работы в группе являются: скрининг-диагностика эмоционального состояния,
консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков, психомышечная тренировка и аутотренинг, рисуночная терапия, ролевой и игровой тренинг.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации программы являются:
групповые лекционно-консультативные занятия, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.
Занятия проводятся с периодичностью 1–2 раза в месяц, продолжительность каждого тренингового занятия –
6
академических часов. Общая трудоемкость программы – 36 академических часов. Данная программа может реализовываться также специалистами
ППМС-центров,
имеющими необходимое профессиональное образование, для работы с семьей с целью улучшения внутрисемейных отношений родителей с детьми подросткового возраста и повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания своих детей.
Педагоги и классные руководители также могут использовать материалы программы в ходе подготовки и проведения тематических родительских собраний, классных часов, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Программа содержит диагностический материал, упражнения.
СБОРНИК 2022 01 02
03
04
Технология интеграции детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития в социально значимые виды
деятельности «РИТМ»
Московская область,
апробация
2020
42
ФОРМА
Проект
ПЛОЩАДКА РЕАЛИЗАЦИИ
Образовательный медико- реабилитационный центр
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети-инвалиды и их родители (законные представители)
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Профилактика, психолого- педагогическая
ЦЕЛЬ:
создание модели социализации детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием ресурсов специализированного сообщества, педагогической, родительской, ученической общественности и волонтерских объединений.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
МБОУ Образовательный центр «Созвездие»
Сюрин С.Н., Макарова Н.И., Сюрина О.В.
ОПИСАНИЕ:
Реализация проекта позволяет:
– разработать и реализовать принцип эффективной маршрутизации детей-инвалидов с использованием специализированного транспортного средства для маломобильных групп населения;
– интегрировать детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательное пространство посредством применения различных форм специализированной, культурно-досуговой и абилитационной помощи;
– теоретически обосновать, апробировать и внедрить технологии эффективной интеграции семей,
воспитывающих ребенка с «особыми» образовательными потребностями, и снизить степень их изоляции от социальной жизни общества;
– мотивировать педагогическое, родительское и ученическое сообщество на оказание всесторонней помощи детям-инвалидам с тяжелыми и множественными нарушениями развития и сформировать компетентностную основу толерантного и эмпатического отношения к ним.
В рамках реализации данного проекта разработаны, апробированы и используются в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе образовательных организаций г.о. Красногорск и Московской области следующие технологии: «Технология психолого-педагогической диагностики детей и подростков от 3 до 18 лет в условиях специализированного психологического центра», «Технологии логопедической и дефектологической диагностики детей разных возрастных групп», «Социально-педагогическая профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних».
СБОРНИК 2022 01 02
03
04