ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1993

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ко второй группе, относятся регионы, где принято инвестиционное законодательство, но не разработан механизм реализации как федеральных, так и местных правовых актов.

К этой группе, кстати, самой многочисленной, относятся Архангельская, Вологодская, Воронежская область и др.

В третью группу входят регионы, где вообще нет специального инвестиционного законодательства (только отдельные положения в некоторых документах) и не обеспечен механизм действия федеральных правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения. Например, Мурманская, Ивановская области.

В целом все принятые в субъектах федерации законодательные акты соответствуют федеральным и используют их определения и важнейшие положения. Следует отметить, что многие субъекты сформировали, на наш взгляд, более эффективную правовую базу, включающую определение приоритетов в инвестиционной деятельности и четкую привязку к иным льготам, а также системы поддержки инвесторов (инвестиционные программы)209.

В заключении следует отметить, что:

Существующая правовая база в инвестиционной сфере в настоящее время не в полной мере отвечает требованиям динамично развивающихся инвестиционных отношений. Необходимо сделать еще очень многое для того, чтобы сформировать благоприятные для инвесторов и в то же время защищающие интересы России правовые условия инвестирования.

На настоящий момент необходимо повышение роли государства в управлении инвестиционными процессами как через прямое его участие в инвестиционной деятельности, так и посредством создания благоприятных условий для развития последней. Это предопределяет потребность упорядочения разрозненных инвестиционно-правовых норм и объединение их в единый нормативно-правовой акт — «Основы инвестиционного законодательства Российской Федерации». При этом указанные Основы должны содержать не только общие положения, регламентирующие отношения, связанные с капитальными вложениями, а должны быть направлены на регулирование всего спектра инвестиционных отношений. В частности они должны регламентировать отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации.

3. Многие программы, указы и распоряжения либо не выполняются вообще никем, либо выполняются теми организациями, которые этого делать не должны. Это объясняется тем, что наличие правовых норм в российской практике еще не означает правового решения вопросов инвестиций. К сожалению, практически ни один правовой акт не сопровождается конкретным механизмом его реализации. Чаще всего неясно, какая организация будет конкретно выполнять это распоряжение, каковы санкции за невыполнение и т.д. Таким образом, необходима выработка конкретного механизма правореализации в сфере инвестиционных отношений. При этом принципы и условия функционирования этого механизма так же должны быть четко определены в «Основы инвестиционного законодательства Российской Федерации».











3.3. Охранительные правоотношения в инвестиционной сфере


Рассматривая проблему инвестиционных правоотношений, следует указать на то, что все правоотношения, в соответствии с функциями права могут быть подразделены на регулятивные и охранительные. Первые «призваны упорядочивать и развивать те общественные отношения, которые способствуют прогрессу общества»210. Но исключительно нормальное функционирование социума, без каких либо нарушений действующих в нем норм (пусть даже незначительных и весьма редких), невозможно в принципе. Невозможно безупречное построение и отношений в инвестиционной сфере.

Поэтому право, наряду с регулятивной функцией выполняет и так называемую охранительную функцию, обуславливающую существование охранительных правоотношений, которые служат защите правопорядка. Охранительные правоотношения, как отмечает Д. А. Керимов «возникают в результате неправомерного поведения (действия, деятельности), нарушения соответствующей статьи действующего законодательства (например, уголовные правонарушения или нарушения обязательств по возмещению вреда)»211.

В свою очередь объектом правонарушения являются общественные отношения, охраняемые государством. Такой критерий как объект правонарушения дает возможность выделить правонарушения в инвестиционной сфере и соответственно возникающие в результате этих правонарушений специфические правоотношения — охранительные правоотношения в сфере инвестиционной деятельности.

В самом широком смысле охранительные правоотношения рассматриваются как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка. Таким образом, данный вид правоотношений возникает в связи с необходимостью проведения мероприятий профилактического характера, разрешения конфликтных ситуаций, определения меры ответственности за совершенное нарушение. Как любое правоотношение охранительные отношения регулируются нормами права, что предполагает наличие соответствующих статей в законодательстве. Не являются исключением и охранительные правоотношения в инвестиционной сфере.

В этой связи в Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяются, что в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры, же связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации212.


Следует отметить, что охранительные отношения складываются между членами общества как разумными существами, наделенными сознанием и свободой выбора поведения, т.е. возможностью действовать в соответствии с поставленными целями213. Такие связи (отношения) существуют во всех сферах жизнедеятельности общества. Это могут быть охранительные отношения в сфере экономических, политических, конфессиональных, корпоративных и т.п. интересов. Складывающиеся отношения, как уже отмечалось ранее, не являются неизменными. Они развиваются, совершенствуются, со временем прекращаются. Если охранительные отношения попадают в сферу официального правового регулирования и, следовательно, возникают или изменяются на основе норм официального права, ставят своей целью защиту предписаний, закрепленных этими нормами, то они становятся официальными правовыми отношениями. Такое отношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами официального права214. Охранительные правоотношения, возникающие на основе норм официального права, обладают собственными признаками, наряду с признаками, присущими всем общественным отношениям как таковым.

В этой связи, прежде всего, следует отметить, что возникновение охранительных правоотношений зачастую связано с фактическим (предполагаемым) нарушением правила поведения, закрепленного юридической нормой. Поэтому, вовлечение субъектов в охранительные отношения возможно в принудительном порядке (охранительные правоотношения в сфере реализации юридической ответственности). Монополией на государственное принуждение при этом обладают должностные лица, занимающиеся профессиональной правоохранительной деятельностью.

Поскольку любая социальная система постоянно испытывает на себе внутренние возмущения, являющиеся результатом возникающих противоречий, то вполне логичным представляется вывод о том, что для разрешения этих противоречий необходимы охранительные отношения. Компонент и система, часть и целое, прорывное и непрерывное, структура и функция, внутреннее и внешнее, организация и дезорганизация; разнообразие и однообразие — такой далеко не полный перечень противоречивых сторон и отношений, присущих системам и порождающих как различного рода конфликты, так и отношения связанные с их разрешением. Каждая из выделенных характеристик способна служить базой для выделения охранительных отношений определенного типа.

Для исследования вопросов связанных с правовым регулированием инвестиционной деятельности, представляют особый интерес охранительные отношения в сфере экономики, суть и содержание которых при переходе общества к рыночной экономике заметно изменяются. Ведь в обществе, где господствует государственная собственность и рынка по существу нет, почва для экономических конфликтов весьма ограничена. Отнюдь не пропагандистскими были утверждения, что в СССР нет безработицы, забастовок, борьбы классов. Мы не обсуждаем здесь вопроса о том, какой ценой это достигалось; важно отметить другое: в экономической сфере конфликты общегосударственного масштаба в течение многих лет практически не встречались или были весьма локальными и кратковременными. В подобной ситуации охранительные отношения в основном были связаны с пресечением правонарушений связанных с различными посягательствами на государственную собственность. Особенностью этих отношений являлся их ярко выраженный односторонний характер. Государство, выступающее в качестве собственника-монополиста, диктовало свои условия участникам экономических отношений, жестко карая за какие бы то ни было отклонения от устоявшейся схемы.


При переходе России к рынку, «конфликтное поле» существенным образом изменилось. По сути дела сам рынок есть постоянный конфликт, не только в виде конкурентной борьбы или вытеснения противника, но прежде всего — в форме торговых сделок, которые всегда сопряжены с состязательностью сторон (естественно, если сделки имеют равноправный, а не кабальный характер). Наряду с этим в ситуации рыночной экономики возникают и другие острые конфликтные ситуации: забастовки, локауты, кризисы в денежном обращении и т. д. Рыночная экономика предполагает и постоянно возникающие трудовые конфликты, которые регулируются специально разработанными правилами. Хотя трудовые конфликты существуют при любом общественном строе, все же наиболее характерны они именно для рыночной экономики, которая базируется на купле-продаже любого товара, включая рабочую силу.

Особенностью крупномасштабных экономических конфликтов является вовлечение в их сферу широких слоев населения. Забастовка авиадиспетчеров касается, понятно, не только авиационных компаний, но и тысяч пассажиров. Если же забастовка проводится врачами, это уже миллионы потерпевших. В подобных условиях представляется необходимым не только определение путей разрешения возникающих коллизий, но и создание действенной системы гарантий защищающих права и интересы лиц, непосредственно в конфликте не участвующих, однако находящихся в непосредственной зависимости от действий конфликтующих сторон. Поэтому институционализация трудовых конфликтов и формулирование принципов их прекращения, в ряде случаев предполагает жесткие принудительные меры, включая запрет некоторых видов забастовок, объявление предприятия банкротом, введение внешнего управления и т.д.

Другим не менее важным фактором, способным повлиять на содержание правоотношения в охранительной сфере, является объем властной компетенции субъектов участвующих в охранительном отношении. Как уже отмечалось ранее, в отличии от «классических» правоотношений, в рамках которых объем властной компетенции субъектов участников примерно одинаков, в охранительных отношениях подобная «равная пропорция» в ряде случаев не соблюдается (речь прежде всего идет об охранительных отношениях связанных с применением права, в рамках которых субъект-правоприменитель может использовать механизм принуждения в отношении других участников). Возникает логичный вопрос: каким образом определяется объем властной компетенции участвующих в охранительных правоотношениях лиц? Не смотря на кажущуюся простоту однозначный ответ на этот вопрос получить в достаточной степени сложно. В частности английский мыслитель Т. Гоббс в своем «Левиафане», обосновывает точку зрения в соответствии с которой, государство предстает в качестве колоссальной машины («рукотворного Бога») предназначенной для организации неуклонного исполнения законов, им же и издаваемых (независимо от того, кто олицетворяет при этом государство — монарх, государственный совет или народное собрание)215. Мощь этого государства, означала для Гоббса не что иное, как способность государства, коль скоро становится необходимым, принудить к исполнению законов всех, кто так или иначе обнаруживает стремление уклониться от выполнения этого первейшего из своих — гражданских — обязательств. Естественно, что государство, по сути, абсолютизирует властные полномочия, самостоятельно определяет пределы вмешательства в сферы субъективных интересов. По сути, для государства, таких пределов, попросту не существует. Диаметрально противоположную точку зрения на проблему высказывает другой английский ученый — Дж. Локк. В своей работе «Два трактата о правлении», он делает вывод о том, что осуществление правоохранительной деятельности предполагает вмешательство в частную сферу только в строго определенных законом ситуациях (чрезвычайное положение, инициатива заинтересованного субъекта — носителя частного интереса, адекватная реакция государства на противоправное поведение). При этом, принципом правоохранительной деятельности является: «Разрешено лишь то, что прямо разрешено законом». В соответствии с рассмотренной точкой зрения государственное вмешательство допускается лишь с целью достижения общественного блага и должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства216. Что же касается государственной интервенции в область частных интересов, то по ставшему хрестоматийным выражению премьер-министра Канады в 1970 — начале 1980-х гг. П. Трюдо, «государству нет места в спальне своей нации»217. Вместе с тем, в любой ситуации, правомерное поведение субъектов правоохранительных отношений (которое, как отмечалось, вполне может иметь место и под угрозой принуждения в случае нарушения права или под влиянием традиций, обычаев, фактического действия «официальных норм», установленных и санкционированных государственной властью) требует уважения личности к праву218. Результаты одного из исследований показали, что общий объем осведомленности о праве оказался достаточно высок у всех испытуемых и даже несколько выше у преступников (для которых знание права прежде всего означает возможность уклонения от юридической ответственности за правонарушение) по сравнению с законопослушными гражданами. Напротив, солидарность с правом и юридической практикой его реализации наибольшая у законопослушных, меньшая у правонарушителей, еще ниже у преступников. Так, по данным А. Р. Ратинова, коэффициент солидарности с правом варьируется от 0,62 у преступников до 0,74 у законопослушных граждан219. Как справедливо отметил А. Подгурецкий, значительный уровень уважения к праву дает возможность реализовать различные социальные изменения без использования инструментов санкций и контроля, а низкий престиж права, наоборот, требует повышения эффективности действия аппарата контроля и санкций, восполняя тем самым издержки деятельности этого аппарата220.


Уважение к праву в качестве специфического элемента содержания правоохранительных отношений обладает определенными особенностями, которые состоят в следующем:

Во-первых, уважение к праву, исключает профессиональную небрежность, особенно в рамках охранительных правоотношений связанных с привлечением лиц к юридической ответственности.

Во-вторых, данное обстоятельство вызывает изменения внутреннего отношения субъектов профессиональной правоохранительной деятельности к выполнению функциональных полномочий, воспринимаемых не только с точки зрения формально-определенных должностных приказов, распоряжений, инструкций, но и как осознанный внутренний долг.

В третьих у сотрудников правоохранительных органов, уважение к праву формируется при непосредственных восприятиях правовых явлений, влияющих на становление юридического мировоззрения и правовой культуры.

В-четвертых, субъект, реализующий от имени государства властные полномочия в правоохранительной сфере оказывает существенное воздействие на правосознание участников правоохранительных отношений не только тем, что разъясняет им права и обязанности, указывает на пределы осуществления прав в обществе, но и всем своим поведением показывает пример законопослушания. Этим объясняются известные требования к должностным лицам — субъектам профессиональной правоохранительной деятельности, начиная от надлежащей юридической подготовки и заканчивая внешней манерой держаться в процессе обеспечения и защиты права221.

Важным компонентом содержания охранительных правоотношений является основанное на знании и понимании норм и принципов права, уважительном отношении к праву, умение эффективно применять правовые предписания в практической деятельности соответствующих структурных подразделений222. На первый взгляд кажется тавтологическим утверждение, что работнику правоохранительных органов, основная деятельность которого — правоприменение, необходимо уметь качественно применять право. Между тем проведенные исследования показали, что более 50% опрошенных работников, профессионально занимающихся правоохранительной деятельностью испытываю те или иные трудности в процессе правоприменения223.

Как известно, в рамках охранительных отношений, возникает множество процессуальных отношений, качество и оперативность результатов которых зависят от умения активного использования сотрудником различных методик, механизмов, средств прикладного характера. Анализируя поведение работников правоохранительных органов, Н. Л. Гранат особо выделял специальные умения и навыки применительно к стратегии, тактике, методике и технике профессиональной правоохранительной деятельности224.

Сотрудники правоохранительных органов, опираясь на свои полномочия, урегулируют отношения и действия участников охранительных отношений, направляют их в форму, предписываемую законом, воздействуя на сознание и волю каждого указанными в законе способами. Психологическое своеобразие такого поведения заключается не только в творческом характере, имеющем сходство с исследовательской работой, но и в том, что оно зачастую превращается в арену столкновения многочисленных правовых представлений, чувств, идей225. В этой борьбе психологии, интеллекта, воли, нравственных принципов работников правоохранительных органов, с одной стороны, и лиц, заинтересованных в негативном исходе дела, — с другой, успех в любом случае должен быть на стороне первых.