ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1992

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение параграфа следует отметить, что инвестиционное правоотношение — это такое общественное отношение, которое соответствует норме права. Поэтому наряду с вышеперечисленными признаками его важнейшим признаком является наличие нормативно-правовой основы, т.е. законодательства призванного регулировать общественные отношения в инвестиционной сфере.


3.2. Нормативно-правовые основы инвестиционной деятельности в современной России



Инвестиционные отношения, рассматриваемые в качестве специфических правоотношений, предполагают урегулированность нормами права. Поэтому их важнейшим признаком является наличие соответствующей нормативно- правовой основы, т.е. законодательства призванного регулировать общественные отношения в инвестиционной сфере которое в свою очередь выступает одной из основных составляющих инвестиционного климата184.

В Российской Федерации правовое регулирование инвестиционных отношений на настоящий момент осуществляется, прежде всего, посредством таких нормативно-правовых актов как: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г., Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999 г., Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» № ФЗ от 5 марта 1999 г., Федеральный закон «О лизинге» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г., Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» № 1249 от 12 ноября 1999 г. и т.д.

Эти нормативно-правовые акты составляют основу, своего рода костяк законодательной базы в инвестиционной сфере и относятся к так называемому специальному законодательству, т.е. специально направленному на регламентацию инвестиционной деятельности. Это конечно далеко не весь нормативный блок, составляющий законодательную основу инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, исследование проблемы правового регулирования инвестиционных отношений предполагает более детальный анализ нормативно- правовых основ инвестиционной деятельности в современной России.

В этой связи, прежде всего, следует выделить три уровня нормативно-правовых актов, регулирующих в России инвестиционную деятельность.

Внешние правовые акты Российской Федерации (подписанные Россией как субъектом международного права):

- двусторонние взаимные соглашения по обоюдной защите и поощрении инвестиций185;

- договоры об избежании двойного налогообложения (свыше 20);

- многосторонние договоры, ратифицированные РФ как правопреемником СССР и др;

- Федеральное законодательство Российской федерации:


2.1. Специальное:

Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 17.07.1998 г. (вступил в силу с 1999 г.; с изм. и доп. 2000 г.)186;

- Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14.07.1999 г. (упразднивший закон 1991 г.)187;

- Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 1999 г.188;

- Закон «О лизинге» 1998 г.5;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» № 1249 от 12 ноября 1999 г. и т.д.

2.2 Общее: Конституция РФ189; Гражданский кодекс190; Налоговый кодекс191 и др.

3. Законодательство субъектов федерации:

Как справедливо отмечает И. В. Кокушкина, «главная проблема здесь — определить соотношение законодательства всех уровней таким образом, чтобы прослеживался приоритет федеральных правовых актов, региональные же должны регулировать инвестиционные отношения в рамках данных им полномочий (например, как это уже практикуется в отдельных субъектах федерации, снижение налогов в части, поступающей в местный бюджет)»192.

Говоря об общеправовой базе, в первую очередь следует выделить Конституцию РФ, принятую на референдуме 12.12.93 г. В ст.35 Конституция гарантирует защиту частной собственности, провозглашает свободу граждан заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34), уравнивает иностранцев практически во всех правах с российскими гражданами (ст. 62)193.

Другой важный законодательный источник — Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.12.94 г.). Он устанавливает правовую базу в отношении собственности, определяет статус физических и юридических лиц, общие нормы договорных и иных обязательств. В основе ГК РФ лежат пять основных принципов — равенство всех перед законом, неприкосновенность частной собственности, свобода договоров, соблюдение гражданских прав и их юридическая защита. Вторая часть ГК (вступила в силу 01.03.96 г.) регламентирует различные формы экономических взаимоотношений: приобретения, продажа, аренда, лизинг, страхование, платежи, комиссия, заимствования, кредитование194.

Следует подчеркнуть, что зарубежные эксперты неоднократно высказывались о том, что наиболее серьезные препятствия для инвестиций вытекают из общеправовой базы и возникают при реализации на практике прав и обязанностей инвесторов, а также при осуществлении любой хозяйственной или иной деятельности на российском правовом поле.

По данным многих зарубежных экспертов, и в частности Союза немецкой промышленности в РФ, Института экспертов при Консультативном совете по иностранным инвестициям и других организаций195, наиболее существенной правовой проблемой (иногда она оценивается как непреодолимый барьер) для инвесторов является недостаточная правовая безопасность, что выражается в следующем:


- законы часто вступают в силу сразу же после их опубликования, подзаконные нормативные акты — довольно часто даже без их адекватного опубликования;

- иногда новые законы, прежде всего в области налогов и таможенных тарифов, применяются как имеющие обратную силу;

- законы в ряде случаев недостаточно согласуются друг с другом;

- различное, зачастую произвольное, толкование законов российскими ведомствами и отдельными должностными лицами;

- несоблюдение важнейших принципов административной деятельности в правовом государстве: равенства перед законом, соразмерность, запрет произвола и обратной силы;

- ненадежность информации, предоставляемой официальными службами;

- неэффективная судебная защита от экономической преступности и коррупции;

- неподчинение действующему законодательству и т.д;

Негативно на инвестиционные отношения воздействуют недостатки и в других областях:

- в сфере налогового и таможенного законодательства (высокие ставки налогов, неясности и несостыковки в таможенном законодательстве);

- в сфере защиты интеллектуальной собственности (свыше 60% программного продукта, а также видео- и аудиопродукции в России изготавливается пиратским способом);

- в валютном законодательстве (документы составлены очень сложно);

- в области законодательства, регулирующего отношения несостоятельного должника и кредитора (практическая незащищенность от сокрытия имущества, минимальные возможности страхования кредиторов).

Подобные же проблемы существуют в сфере недвижимости, земельных отношений, лицензионного права и т.д.196.

Переходя к характеристике специфической правовой базы в области иностранного инвестирования, как одной из наиболее важных составляющих инвестиционного климата, нельзя не отметить, что текущая законодательная обстановка зачастую неясна для иностранных инвесторов. Разработка ее еще не завершена, до сих пор не решены такие важные проблем, как место инвесторов в сфере отношений землепользования, механизм рассмотрения исков зарубежных инвесторов в арбитражных судах и др. Кроме того, что особенно важно в условиях формирования общемировой инвестиционной среды, подразумевающей относительно схожие правила и режимы инвестирования, не определено взаимодействие международной и российской правовых баз в данной области, нечетко разработаны нормы, регулирующие деятельность инвесторов в свободных экономических зонах, в сфере приграничного сотрудничества и т.д.

П. Фишер отмечает, что лингвистические барьеры, недостаток надежной информации и то, что ПИИ в России регулируется множеством правил и положений, которые зачастую вступают между собой в противоречие и позволяют их свободно интерпретировать, делают текущую законодательную обстановку неясной и непонятной для иностранных инвесторов197. А так как в России одновременно действуют федеральное и региональное законодательство, правовое поле становится еще более запутанным. Хотя с изменением государственного устройства России уже в начале 90-х годов назрела необходимость предоставить субъектам РФ право принимать законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению и к совместному ведению РФ и субъектов РФ, эта норма была введена только законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14.07.99 г. (ч. 2 ст. 3). Однако это положение создало много проблем и противоречий в отношениях с центром.


В Москве 13 марта 2000 г состоялось заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в Россию под председательством Президента РФ В. В. Путина, в рамках которого было проведено также заседание секции «Привлечение иностранных инвестиций в регионы России». Основной задачей секции является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности субъектов федерации и регионов. Было отмечено, что законодательство по инвестиционным процессам на уровне субъектов РФ во многих регионах заметно опережает по качеству федеральное законодательство198. Некоторые нормы вновь принимаемых федеральных нормативных актов даже ведут к ухудшению инвестиционного климата, создаваемого законами субъектов РФ, ограничивают возможности региональных руководителей по привлечению инвестиционных ресурсов. В связи с этим было принято решение на основе опыта субъектов РФ по регулированию законодательного поля в сфере инвестиционной политики подготовить рекомендации, поправки, проекты законов, направленные на совершенствование федерального законодательства. Однако, следует отметить, что была подчеркнута ведущая роль именно федерального законодательства. То есть первичными и главенствующими являются нормы федерального уровня, а законодательные акты субъектов федерации должны лишь уточнять механизм функционирования предприятий с иностранными инвестициями в соответствии со спецификой данного региона. Проблема эта достаточно сложная. Процесс формирования согласованной многоуровневой системы законодательных актов в сфере инвестиций тесно связан с общей политико-экономической задачей настоящего периода — укрепления федеральной вертикали, преодоления региональной правовой и хозяйственной несогласованности.

Серьезной проблемой является и отсутствие в странах — инвестиционных донорах своевременного информирования о законодательных новациях, касающихся прав и ответственности иностранных инвесторов, а персонал российских дипломатических миссий и посольств не имеет специальной подготовки для того, чтобы удовлетворять потребности и запросы потенциальных инвесторов в информации. Вместе с тем как совершенно справедливо указывает П. Фишер, инвесторы должны иметь полную информацию об инвестиционном законодательстве199.

Со времени вступления страны в рыночные экономические отношения российское законодательство пополнилось большим числом статей и положений, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране. С 1987 г. в России принято свыше 100 директивных документов, регламентирующих организационные основы инвестиционной деятельности200.

Рассматривая ход реформ в направлении освобождения деятельности хозяйствующих субъектов, нельзя не упомянуть и о целой совокупности законодательных актов, направленных на либерализацию инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Так Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» впервые в нашей стране установил режим, согласно которому субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации201. При этом инвестиционной деятельностью, согласно Закона, считалось вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Под инвестициями Законом понимались денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.


В качестве инвесторов по Закону могли выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

- граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

- иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Закон установил общий порядок осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования, гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций

Рассмотренный Закон признан утратившим силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который является на настоящий момент основным специальным нормативно-правовым актом, регламентирующим инвестиционную деятельность в России202. Этот нормативно-правовой акт, вступивший в силу в июле 1999 г. (одобрен Советом Федерации в июле 1998 г.), был внесен в Государственную Думу Правительством в 1998 г. как новая редакция Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (1991 г.). Необходимость изменений была вызвана в первую очередь принятием новой Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» явился развитием предыдущих законодательных актов в этой области с учетом накопленного практического опыта. Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Закон подтвердил положение, согласно которому инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Закон подробно регламентирует правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, принципы ее государственного регулирования, государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты капитальных вложений и т.п.

Рассматриваемый федеральный закон устанавливает наиболее общие правила капитальных вложений, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов.

В статье 5 Закона указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации.