ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1994

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует подчеркнуть, что в данном Законе значительное внимание уделено определению понятийного аппарата, что весьма важно с практической точки зрения. В Законе даны более четкие определения инвестиций, инвестиционной деятельности, уточнено определение капитальных вложений. Так, в ряде нормативных актов, а еще чаще в экономической литературе, ранее допускалось смешение или тождественная подмена понятий «инвестиции» и «капитальные вложения». Примером может служить федеральный бюджет, в котором расходы на государственные инвестиции фактически представляются как государственные капитальные вложения (без так называемых портфельных инвестиций или инвестиций в финансовые активы). Из закона 1999 г. следует, что капитальные вложения — это вид инвестиции. В основных понятиях, приведенных в ст. 1, под «капитальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Указанное определение капитальных вложений также согласуется с определением инвестиций в нефинансовые активы, содержащимся в Инструкции №76 Госкомстата России, утвержденной 17 ноября 1997 г. Так, при заполнении разд. 2 «Инвестиции в нефинансовые активы, осуществленные данным предприятием» формы №П-2 «Сведения об инвестициях» под инвестициями в основной капитал (основные средства) понимаются затраты на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря и др.

Однако общий ход экономических процессов в стране в рассматриваемом периоде был таков, что, к сожалению, блок инвестиционных законодательных актов сам по себе не смог создать необходимых предпосылок для роста инвестиций: все годы реформ происходило постоянное их сокращение, в том числе и в таком важнейшем направлении, как инвестиции в основной капитал. Важно подчеркнуть, что характерной чертой инвестиционного процесса последних лет в России явилось систематическое падение значимости государственной собственности и рост смешанной и частной203.

В нынешней экономической ситуации, специфика которой определяется необходимостью привлечения иностранных инвестиций в развитие национальной промышленности, особое значение приобретает Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14.07.99 г.204

При этом следует отметить, что предыдущий Федеральный закон об иностранных инвестициях от 04.07.91 г. стал своего рода предтечей новой специфической законодательной базы регулирующей вопросы иностранных инвестиций и охватывал все формы коммерческой деятельности, проводимой иностранными инвесторами в России. Новый закон развил основные положения закона 1991 года. В частности, он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Положения закона не распространяются на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и т.п. Отметим важнейшие положения Закона от 14.07.1999 г.


Так в ст. 1 раскрываются основные понятия, используемые в правовом механизме регулирования сферы иностранного инвестирования: «иностранные инвесторы», «иностранные инвестиции», «прямая иностранная инвестиция», определяются отношения, которые он регулирует, и сфера его применения, а также вводятся новые очень, важные для практики понятия: инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта, срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, а также совокупной налоговой нагрузки. Все это позволяет более подробно определить предмет инвестиционной деятельности, установить некоторые приоритеты.

Новый закон определяет правовой режим деятельности иностранных инвесторов в таком же объеме, как и для отечественных субъектов хозяйствования (но с изъятиями).

Важнейшее значение для инвестора имеет режим инвестиций, под которым принято понимать правовое положение, характеризующее отношение местных и иностранных инвестиций. В зависимости от уровня включения в мировое хозяйство, от характера и степени развития национального рынка, а также от тех методов, с помощью которых предполагается стимулировать развитие внутренней экономики, различают несколько режимов: справедливый и недискриминационный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации, национальный режим.

Второй перечень (ограничений) включает все, что ограничивается для участия иностранных инвесторов в определенных отраслях и видах деятельности (более сорока таких ограничений). Ограничения должны применяться либо в форме установления Правительством РФ максимально возможной доли участия иностранного инвестора в уставном капитале организации (в процентах) или максимально допустимого размера иностранных инвестиций (по стоимости) в данном инвестиционном проекте, либо в форме выдачи Правительством РФ специального разрешения — лицензии. Второй перечень вызывает массу вопросов, поскольку многие ограничения не соответствуют ни мировой практике инвестиционно успешных стран, ни новому рыночному имиджу России.

Большое значение имеет ст. 9 нового закона, которая гарантирует защиту от изменений законодательства, ухудшающих условия хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями, для приоритетных инвестиционных проектов, а также неприоритетных проектов с долевым участием иностранного капитала, составляющим не менее 25% уставного, на срок до 7 лет205. Эта так называемая «дедовская оговорка», устанавливающая иммунитет для инвесторов в случае ухудшения законодательных условий инвестирования, отсутствовала в Законе 1991 г.

В соответствии с Законом иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. При этом иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,


Режим, предоставляемый иностранным товарам, услугам и инвестициям, имеет международное значение. Фундаментальный принцип международного права заключается в том, что каждое государство обладает суверенитетом на своей территории и что любые лица на этой территории подпадают под его юрисдикцию. Это означает, что каждая страна вправе так распорядиться своими суверенными правами, как это ей необходимо и целесообразно для наилучшего использования возможностей рынка. Никакой из упомянутых типов режима не занимает преимущественное положение в мировом хозяйстве. Опыт развитых стран показывает, что использование различных сочетаний всех известных режимов наилучшим образом отвечает интересам поддержания высокой конкурентоспособности национальной экономики, упрочения ее позиций на мировом рынке.

В соответствии с мировой практикой, в ст. 4 данного Закона в отношении деятельности иностранных инвесторов и использования полученной прибыли предусматривается национальный режим, но с изъятиями ограничивающего и стимулирующего характера. Изъятия ограничивающего характера названы в соответствии с ч. З ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 ГК РФ, В конце 1999 г. в Государственную Думу был представлен правительственный законопроект, в котором конкретизируются изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов в отношении отдельных видов деятельности на территории России, — «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов». Предусмотрено два перечня — запрещенных и ограничиваемых для иностранных инвесторов отраслей и видов деятельности.

В первый перечень (запретов) включено все, что связано с ядерным оружием, урановым сырьем, вооружением и военной техникой, шифровальными средствами, генной инженерией, возбудителями инфекционных заболеваний, наркотиками и психотропной продукцией, территорией военных объектов.

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.


При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. В случае, если:

- вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации);

- в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в Законе. При этом стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

Новым Законом гарантируются также права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13), участие в приватизации (ст. 14), право на аренду земельных участков (ст. 15)206.

На основании Закона 1999 г. и в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» разработку и реализацию государственной политики в области иностранного инвестирования проводит Правительство РФ. Оно определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ; утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов; разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения; осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций и т.д.


Исходя из вышеуказанных положений видно, что в дополнение к Закону 1999г. требуются определенные механизмы регулирования — указы Президента, постановления Правительства РФ, решения на уровне субъектов РФ, т.е. нормативно-правовые акты, уточняющие и конкретизирующие действие статей закона.

Рассматривая законодательство об иностранных инвестициях, следует подчеркнуть, что данный раздел права в нашей стране практически полностью отсутствовал вплоть до начала экономических реформ и сразу после появления соответствующих нормативных актов начался заметный рост предпринимательской активности с участием иностранного капитала. С 1992 по 1997 год число действующих предприятий данного типа возросло в 5,8 раза при росте численности занятых в 2,4 раза. Общий объем иностранных инвестиций за 1999 год составил $9,56 млрд., в т.ч. прямые инвестиции — $4,26 млрд.207. При этом общепринятая точка зрения состоит в том, что результаты инвестиционного процесса с привлечением иностранных инвестиций следует признать крайне неудовлетворительными, а инвестиционный климат в стране оставляет желать много лучшего.

Диссертант считает целесообразным согласиться с точкой зрения, согласно которой необходимо принять следующие документы:

Перечень приоритетных инвестиционных проектов (в соответствии с Программой развития экономики России на 2001-2010 гг. по годам).

Закон (или дополнение к Закону 1999 г.), которым обосновывается прекращение (или приостановка) деятельности предприятия с иностранными инвестициями (в случаях нарушения ими российского законодательства).

Перспективную федеральную программу привлечения инвестиций (возможно по типу Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций 1995 г.) на длительную перспективу (15-20 лет) с учетом стратегических целей развития международных связей России и возможных стратегических партнеров.

Перечень областей закрытых для инвестиций из-за рубежа208.

Анализ инвестиционного законодательства субъектов федерации позволяет сделать следующие выводы.

По разработанности правовой базы (система законов и конкретизирующих их правовых актов, устанавливающих механизмы инвестиционной деятельности, в том числе льготы, приоритеты инвестиций и т.д.) все субъекты федерации можно условно распределить по 3-м группам.

К первой группе относятся те из них, в которых обеспечено действие федеральных законов и приняты как документы, определяющие стратегические направления развития инвестиционного процесса (целевые программы), так и нормативные акты, устанавливающие механизм конкретных инвестиционных отношений (законы и постановления о региональных приоритетах, льготах и т.д.). К этой группе можно отнести Новгородскую область, Республики Карелия и Коми, г. Санкт-Петербург, Республику Татарстан и др.