ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 1971

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правоприменительные акты, выступающие в качестве юридических фактов, и, следовательно, обеспечивающие реализацию субъективных прав и обязанностей субъектов инвестиционных отношений. Правоприменительные акты выполняют такие функции как: регламентация инвестиционных отношений, обеспечение осуществления субъективных прав и обязанностей субъектов инвестиционной деятельности, предусматривают меры государственного принуждения и т.д.

Правосознание и правовая культура так же следует рассматривать в качестве важнейших структурных элементов механизма правового регулирования инвестиционных отношений. Они пронизывают всю его структуру, все составляющие, а на стадии реализации прав и обязанностей — выступают гарантами соблюдения инвестиционно-правовых норм. При этом существенное значение приобретает ориентация правосознания субъектов на идею гармоничного сочетания частных экономических интересов и интересов государства в сфере экономики.

Диссертант акцентирует внимание на том, что в юридической науке правовое регулирование рассматривается как с позиции естественного права, так и с позиции юридического позитивизма, В этой связи можно выделить две основные теоретические модели механизма правового регулирования инвестиционных отношений.

В рамках первой модели инвестиционные отношения рассматриваются как объективно существующие социально-экономические связи, обусловленные самой природой общества. Возможность участия в этих экономических отношениях обусловлена таким естественным и неотъемлемым субъективным правом как право частной собственности. В определенной степени эта модель представляет собой юридическую проекцию либеральной концепции инвестиционной деятельности. Правовое регулирование инвестиционных отношений носит, лишь институциональный, закрепительный характер и осуществляется в рамках общедозволительного типа («разрешено все, что не запрещено законом»). Государственное участие при этом сводится к выявлению объективно существующих экономических связей и нормативному закреплению последних, если это не нарушает определенных прав других субъектов инвестиционных отношений. Таким образом, правовое регулирование инвестиционных отношений в рамках данной модели скорее не государственная деятельность, а сфера автономии саморегулирующегося гражданского общества.

Вторая модель правового регулирования инвестиционных отношений связана с пониманием права как государственного волеустановления. Государство не только выявляет и закрепляет устоявшиеся отношения капиталооборота, но и само их создает, В рамках данной теоретической модели правовое регулирование инвестиционных отношений, — это, функция государства, т.е. основное направление государственной деятельности.


При этом диссертант отмечает, что государственно-правовое регулирование инвестиционных отношений, рассматриваемое как функция государства, ни в коей мере не предполагает ориентацию на административно-командную модель инвестиционной сферы, в рамках которой гиперболизируется роль государственно-властных предписаний при управлении капиталооборотом. Реализация указанной функции государства строится в соответствии с принципом сочетания и сбалансированности диспозитивного и императивного методов правового регулирования. Данное обстоятельство определяет два основных направления государственной деятельности по регулированию инвестиционных отношений:

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Сточки зрения юридической науки инвестиционные отношения выступают в качестве разновидности правоотношений, т.е. общественных отношений урегулированных нормами права. При этом указывается, что нормами права в данном случае регламентируется инвестиционная деятельность, т.е. социальная деятельность, «связанная с вложением инвестиций, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций». Целевые установки инвестиционной деятельности обуславливают особенности объекта, и специфический круг субъектов инвестиционных правоотношений.

Субъекты инвестиционных правоотношений. Как и любое общественное отношение, инвестиционное правоотношение представляет собой взаимосвязь, взаимодействие, взаимообусловленность, возникающую между субъектами. Отношение не может возникать у субъекта с самим собою, поэтому инвестиционное правоотношение возникает, по крайней мере, между двумя субъектами. В качестве субъектов рассматриваемых отношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также государства и международные организации. В диссертации осуществляется классификация субъектов инвестиционных правоотношений. При этом в качестве оснований классификации выделяются функциональный критерий и критерий социально-экономического интереса.

по функциональному критерию субъекты инвестиционных правоотношений подразделяются на: управленцев, координаторов, инвесторов, заказчиков, исполнителей работ, пользователей объектов инвестиционной деятельности, а также поставщиков, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др.

в соответствии с преследуемым социально-экономическим интересом следует выделять субъектов реализующих в процессе инвестиционной деятельности интересы публичного, корпоративного и частного характера.

Объектом инвестиционных правоотношений выступает предполагаемая прибыль (либо иной полезный результат) являющаяся целевой установкой определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности. От объекта инвестиционного правоотношения следует отличать предмет в качестве которого могут выступать соответствующие экономические вложения, сделанные в целях получения прибыли или достижения какого-либо иного положительного социального эффекта. В качестве таких вложений могут выступать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

Содержание инвестиционного отношения составляют субъективные права и обязанности участников инвестиционной деятельности. Субъективное право в данном случае — это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе в частности указывается, что инвестор, как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направления капитальных вложений, а также заключать договора с другими субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.


В свою очередь обязанность как структурный элемент юридического содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевает наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

Основные обязанности субъектов инвестиционно-правовых отношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны; осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами); исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Отмечая необходимость повышения роли государства в управлении инвестиционными процессами как через прямое его участие в инвестиционной деятельности, так и посредством создания благоприятных условий для развития последней, диссертант указывает на необходимость упорядочения разрозненных инвестиционно-правовых норм и объединение их в единый нормативно-правовой акт — «Основы инвестиционного законодательства Российской Федерации». При этом указанные Основы должны содержать не только общие положения, регламентирующие отношения, связанные с капитальными вложениями, а должны быть направлены на регулирование всего спектра инвестиционных отношений. В частности они должны регламентировать отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации.

Политический инструментарий, конкретизируемый в правовых и организационных формах, представляет собой сегодня эффективное средство осуществления структурных изменений в экономической сфере. Одной из важнейших составляющих (аспектов) экономической политики современного государства является государственная политика в сфере инвестиционных отношений (инвестиционная политика государства), которая определяет стратегические и тактические приоритеты, основные направления государственной деятельности по мобилизации инвестиционных (национальных, иностранных и транснациональных) средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ в обществе.


Целями, инвестиционной политики, определяющими приоритеты и основные направления государственной деятельности в инвестиционной сфере являются: 1) инициирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, увеличение доли долгосрочных инвестиций в негосударственном секторе экономики; 2) расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением иностранного капитала; 3) формирование благоприятного инвестиционного климата; 4) информационная поддержка инвестиционной деятельности и поддержание информации на техническом уровне, обеспечивающем быстрое востребование; 5) разработка приемлемых для эффективного взаимодействия инвесторов и заказчиков организационно-правовых форм, содействие в организации совместных предприятий, холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и т.д., занимающихся инвестиционной деятельностью; 6) введение налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов предприятиям (организациям), реализующим значимые для инвестиционные программы и др..

Начатые в 1992 году экономические реформы привели, в конечном счете, к переориентации инвестиционной сферы на инвестирование потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг, которое приносит неизмеримо больший доход, чем инвестиции в реальную экономику. При этом объемы инвестиций в основной капитал, т.е. в материально-технический фактор производства существенно снизились.

В этой связи диссертант отмечает, что выравнивание указанного дисбаланса должно рассматриваться как важнейшая задача экономической и правовой реформ, которая может быть решена лишь при выполнении следующих условий:

Восстановление системы государственного планирования, подразумевающей не переход к «плановой экономике» и государственно-распределительной модели инвестиционной сферы, а предполагающей государственное прогнозирование, определение, целей, задач, этапов достижения поставленных целей. Государство должно так же определять приоритеты инвестиционной политики определять сферы, в которые вложение капитала наиболее желательны на каждом конкретном этапе.

Поддержание равновесия между правовым положением иностранных инвесторов и инвесторов российских. С одной стороны не должен превышаться порог национальной экономической безопасности, но с другой стороны необходимо учитывать тенденцию глобализации экономики, но с другой стороны. Поэтому необходимо исходить из общего правила, что правовое положение иностранного инвестора действующего на территории Российской Федерации не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

Ориентация на достижение и обеспечение баланса государственного и негосударственного секторов в инвестиционной сфере. При этом в основу взаимодействия государственных и негосударственных субъектов инвестиционных отношений должен быть положен принцип взаимного уважения интересов и взаимной ответственности.