Файл: Программа по дням без уняка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1436

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ВД: Лучшая пара

«Лучшая пара»


  1. Конкурс «Осоля миё-ё-ё-ё» - Мальчик поет «Осоля миё-ё-ё» и тянет «ё» на сколько у него хватит воздуха в легких, а девушка в это время продевает через себя обруч. Побеждает та пара, которая большее количество раз проденет обруч.


  1. Конкурс «Бицепсы» - сначало девушке предлагается оценить в процентах от 1% до 100% силу своих молодых людей и озвучить ее. А потом молодые люди должны подтвердить то, что сказали девушки, путем отжиманий такого же колличества раз, во сколько оценили их силу девушки, т.е. от 1 до 100.


  1. Конкурс «Бритва» - молодые люди садятся на стулья. Девушкам завязываются глаза и они становятся с зади них. Молодым людям наносится на лицо пена для бритья, а девушкам даются бритвы – ложки. За 1 мин. девушки должны собрать всю пену ложками. Внимание! Для данного конкурса потребуется 4 полотенца, чтобы молодые люди потом смогли вытереться.


  1. Конкурс «Лопни шар» - девушка берет из мешка шар и бежит на другой край сцены, где сидит на стуле молодой человек и лопает сним этот шар. Затем возвращается за следующим шаром. Сначало они лопают шар животами, потом спиной, а потом на коленях у молодого человека.


  1. Конкурс «Познай друг друга» - участники становятся по-парам спиной друг к другу. Каждому участнику задается по 2 вопроса о его партнере (например: какого цвета у твоей девушки глаза?, есть ли у твоего молодого человека ремень?, Сколько колец на руке твоей девушки? и т.д.)

Дополнительные конкурсы


  1. Конкурс «Страстный поцелуй» - девушки становятся на стулья. Молодые люди становятся пере стулом лицом к своей девушке. По команде молодым людям необходимо оббежать стул, подпрыгнуть и поцеловать свою девушку. И так 10 раз. Кто выполнил это задание быстрее, та пара и победила.


  1. Конкурс «Сделай вместе» - парам необходимо почистить апельсин используя только одну руку, а вторые руки они убирают за спину. Чья пара справляется с заданием быстрее, та и побежает.


КТД: ШАРЛОТО

Каждая творческая группа выбирает себе по пять цветных надувных шаров. Внутри шаров - записки с заданиями подготовить номера концерта в разных жанрах: цирковые, пантомима, пародии, билет, опера и т.д. Через 30-40 минут начало концерта.

Вечерний огонёк: НАША ГРУППА НА ЗАНЯТИЯХ

Описание

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист

бумаги, задумывает какой-либо целостный рисунок на тему

«Наша группа на занятиях» и изображает его — но не полно-

стью, а только какую-то одну главную деталь, по которой мож-

но было бы догадаться, что за рисунок планируется (2 – 3

мин). Потом каждый человек передает свой рисунок соседу

справа, а сам, соответственно, получает рисунок того, кто си-

дит слева от него. На полученных изображениях быстро до-

рисовывается еще по одной детали на эту же тему (30 сек),

после чего по команде ведущего листы опять передаются пра-


вым соседям и т. д. Так продолжается до тех пор, пока каждый

рисунок не пройдет полный круг и вновь вернется к тому, кто

его начал.

Смысл упражнения

Одна из техник получения обратной связи по прошед-

шим занятиям, а также развития навыков взаимопонимания.

Кроме того, упражнение позволяет продемонстрировать, на-

сколько по-разному люди представляют в образной форме одно

и то же событие и как необычно могут быть интерпретирова-

ны замыслы первоначальных авторов рисунков. Даже те ри-

сунки, сюжет которых вроде бы вполне ясен, порой продол-

жаются очень неожиданно.

Обсуждение

Участники демонстрируют рисунки и комментируют, ка-

кие мысли и чувства о занятии они изначально хотели выра-

зить с их помощью, насколько получившееся в итоге изобра-

жение отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки

зрения, выражает в окончательном варианте.



Сказка на ночь: Гвозди

        Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.

     Шло время, и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический. Настоящих друзей не бывает много. Они умеют развеивать твое плохое настроение и помогают в трудную минуту. Они готовы выслушать тебя и открыть тебе свое сердце. Ты мой друг, и для меня это большая честь. Прости меня, если я когда-нибудь оставил дыру в твоем заборе.



20 день

ШМ: Кодекс гражданина Города Солнца

ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ

        Все это случилось очень давно. Так давно, что это не вошло даже в книги по истории. Забылись и легенды, повествующие об этом. Лишь в некоторых местах еще помнят эту историю , но многие считают ее выдуманной современными писателями-фантастами. Хотя кто знает. может быть, писатели и есть те люди, которым смерено право поведать нам многое из того, что земляне уже забыли и что считают выдумкой, ссылаясь на происхождение человека от обезьяны и отвергая все, что связано с внеземной цивилизацией. Я вам расскажу немногое из того, что еще помнится людьми и в какой-то форме, пусть даже фантастической, стремится дойти до нашего поколения. Вам судить: было это на самом деле или это только плод воображения. Вспомните все, что вы знаете, послушайте то, что я вам расскажу, и решите это для себя сами. Ведь недаром говорят: о невозможном кто мечтает, невозможное свершает . Так вот, это произошло давным-давно на далекой планете, такой далекой, что уже невозможно отыскать ее в глубинах космоса. Случилось так, что на этой планете появилась проблема, связанная с перенаселенностью. Войны уже давно прекратились, а уровень технического и культурного прогресса возрос до такой степени, что человеку уже ничего не оставалось делать, как только рожать и воспитывать детей. Собрались тогда люди на Большой Совет. Решили отправить разведывательную экспедицию в космос на поиски места, подходящего для жизни людей. И такая планета была найдена. Она была почти точной копией той, с которой они прибыли. Такие же леса, горы, моря и океаны... Климат был схожий, и атмосфера , была насыщена кислородом. Для человека были все условия. Недолго думая, люди начали создавать колонии и переселяться туда. Чтобы сохранилась память о планете, с которой они прибыли, переселенцы ей дали то же название: Земля. Это место находилось так далеко от родной планеты людей, что невозможно было рассчитывать на дальнейшую помощь. Поэтому все необходимое старались взять сразу. Наконец, после завершения подготовки, космические корабли отбыли к новому дому. По прибытии на новую Землю, люди организовали несколько колоний на всей территории планеты. Каждый отряд разбил свой лагерь и жил по своим законам, но были и законы общие, для всех. Многие люди взяли с родной планеты семена растений, и вскоре возле каждого дома и вдоль всех дорожек лагеря появились первые всходы. Но не все растения прижились на новом месте. Некоторые погибли сразу, а часть требовала особых условий для нормального роста. Но люди справились с трудностями и сохранили часть привезенных сортов. Эти цветы сажали на специальных клумбах, и все любовались ими, бережно относились, охраняли от непогоды, и уж конечно, никто не срывал их с клумб. Это стало не просто традицией, а негласным Законом, который назвали "ЗАКОНОМ ЗЕЛЕНИ". Все случается в жизни. Люди ссорились и мирились, но все как один понимали, что они одни на этой планете.И старой Земли им больше не увидеть, не встретить друзей и знакомых. Все придется рассчитывать только на самих себя и на тех, кто рядом с ними. Так повелось, что все радовались, когда встречались даже случайно, всегда приветливо улыбались и неизменно желали добра и здоровья. В речи людей очень часто встречались теплые и дружеские слова. Это так вошло в привычку, что походило на Закон, который был записан в летописи посланцев под названием "ЗАКОН ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ". Первое время после прибытия люди сторонились друг друга, жили обособленно. Но всех их объединяло одно - их родная планета. Все разговоры всегда сводились к ней. Да и множество проблем, возникших на новом месте, требовало совместных решений. Тогда договорились: каждый вечер всем от мала до велика собираться на центральной площади лагеря и в Память о далекой Родине зажигать Большой Костер. Право зажечь Костер предоставлялось достойному человеку, наиболее отличившемуся за прошедший день. Это была наивысшая честь, которой могли быть удостоены колонисты. Других привилегий ни для кого не было. Вечерами обсуждались все проблемы, накопившиеся за день. Каждый чловек имел право голоса и всегда мог быть выслушанным. Для того, чтобы высказаться, необходимо было только поднять вверх правую руку. Тогда все замолкали и слушали, и никто не мог перебить говорящего до тех пор, пока он не закончит. Это правило называлось "ЗАКОНОМ ПОДНЯТОЙ РУКИ". Каждый вечер Костер, или, как его ласково называли, Вечерний Огонек, начинался в точно определенное время. Люди старались приходить вовремя. Опаздывать и заставлять себя ждать считалось дурным тоном и неуважением к людям. А это значит, что нельзя нарушать самый главный закон - ЗАКОН ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ . Поэтому люди решили никогда и никуда не опаздывать. Так возник "ЗАКОН 00" - ( точного времени ). Очень много времени прошло с тех пор. Очень многое изменилось. Ныне ш нее поко л ение планеты Земля уже забыло о своих предках,.. утратило.. ИХ.. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ. Забыло так, что все приходится постигать и открывать заново. То, что когда-то было обычным явлением, теперь считают плодом фантазий. Но есть еще люди, которые помнят хоть малую часть того, что было когда-то. Не так давно такие люди нашли красивейшее место среди леса, на берегу прекрасного озера. Построили большой лагерь для детей. Не просто лагерь, а маленькую страну с ее законами и порядками, где ее владельцами и полноправными хозяевами являются дети. Эти люди стараются дать детям то, что они теряют в пыльных и шумных городах, где властвуют суровые такты жестокости и насилия. Все они стараются научить детей верить в добро и справедливость, превосходство Добра над Злом. Они пытаются сохранить ту небольшую страничку нашей жизни. .. Вам решать что в этой истории правда, а что вымысел, но такой лагерь есть на самом деле. В нем продолжают действовать те самые законы, которые были продиктованы жизнью, а не придуманны ради какой-то прихоти. И в этом лагере, как и много лет назад, каждый вечер звучит удивительная музыка , которая пробуждает мысли о далеких мирах и под которую все засыпают. И снятся всем необыкновенные, удивительные сны...


     А днем ребята бегают, прыгают, купаются в озере, поют веселые песни и соревнуются, и взрослые всегда рядом с ними.

     А если вы мне не верите, то приезжайте и сами убедитесь!


ДД: Хор Пятницкого

а) Первый участник поет один куплет из какой-то песни. Второй должен продолжить куплет другой песни без паузы между ними. Условие: все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. И так далее.

б) Участники делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) начинает игру, спев отрывок песни, в котором заключен вопрос (например, "Что же ты ищешь, мальчик-бродяга?"). Вторая команда должна за минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: "Три кусочка колбаски..."). Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е. не сможет придумать песенного ответа или вопроса.

ВД: ГАСТРОЛИ “БОЛЬШОГО ТЕАТРА”

Каждый отряд готовит небольшой спектакль: "Репка” - пьеса на производственную тему; “Колобок” - детектив; “Три медведя” - драма на морально-психологическую тему; “Гуси-лебеди” - балет”; “Курочка Ряба” - опера.

КТД Конструкторское бюро

Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.

1 этап "Опыт".

Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когда-либо проводились.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать ведущему (вожатому), ответить на вопросы других групп. Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел.

Ведущий (вожатый) имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто названия событий, не обозначающие никакой формы (например, день памяти, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер). Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего (вожатого), должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм работы.

Помощники ведущего (вожатого) или он сам могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать участников.

При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего количества КТД, названных всеми участниками).


2 этап "Вариации".

Ведущий (вожатый) объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т п. Задание группам. За 1 (2) минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД.

Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД.

На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел, никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

3 этап "Идеи" (или "Защита идей").

Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются: наличие сюжета, по которому развиваются "события"; роли, выполняемые участниками; правила игрового поведения. Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска.

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.).

Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей (фестиваль, пресс-конференция, путешествие).

В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка).

После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего (вожатого) заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким: 1 - академия, аптека, почта, цирк, музей клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.; 2 - путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.; 3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п. Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:

  • назвать форму, указать ее возрастные границы;

  • изложить примерное содержание дела;

  • охарактеризовать план подготовки.

Время на подготовку - 20 мин.

По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла.


Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется "группа-лидер" каждого этапа и "абсолютный чемпион"; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.




Сказка на ночь:

Данко 

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. 
Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче… Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один.
Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: 
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.. 
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. 
— Веди ты нас! — сказали они. 
Тогда он повел… [...] 

Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен. 
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как! 
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко. 
— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь! 
— Вы сказали: „Веди!“ — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! 
Но эти слова разъярили их еще более. 
— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они. 
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску. 
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… 
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. 
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. 
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. 
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. 

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! 

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко. 

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. 

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…