ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 731

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этот период Рим переходил к единоличной власти. Наиболее значимый магистрат – диктатор. Он назначался одним из консулов по требованию сената сроком до полугода и ему подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не обладал законодательной властью, но имел неограниченные судебные и административные полномочия. Сам он не нес ответственности за свои действия.

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были по центуриям присутствовать на военных сборах и выступать в поход, а дезертирство наказывалось изгнанием или смертью.

К концу 2 века до.н.э обозначился кризис республиканской государственности. Дешевый рабский труд успешно конкурировал с трудом свободных мелких производителей, которые были опорой римской армии и государственности. Эти разоренные массы гражданского населения объективно стали угрозой республиканскому строю, а захватнические войны Рима сохдали сословие богачей, для которых власть была важнее любых республиканских принципов. Сам полисный строй Рима уже не удовлетворял потребностям управления мировой державой. Эти противоречия угрожают существованию римской государственности. Начинается период гражданских войн (134 – 27 года до.н.э.). Верхушка римского общества ищет спасения в усилении центральной власти и установлении террористической диктатуры. Важнейшим событием периода гражданских войн стала военная реформа консула Мария в 107 году до.н.э, в ходе которой была создана наемная армия. Государство взяло на себя содержание войска и благосостояние воина зависело почти целиком от полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.

Первым этапом становления новой власти стала диктатура Суллы с 82 по 79 год до.н.э. Для выхода из кризиса сенат предоставил Сулле исключительные полномочия. Сулла получил диктаторство пожизненно с правом издавать закон. Кроме того, специальный закон установил полную власть Суллы в отношении римских граждан. Были сокращены полномочия народных трибунов и некоторых магистратов. На волю было отпущено 10 тысяч рабов с предоставлением им гражданства, что создало новую социальную базу для диктатуры. Вторым этапом установления новой власти была военная диктатура Юлия Цезаря с 45 по 44 год до.н.э Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия большинства магистратур. Были сокращены полномочия сената, деятельность народных собраний, однако в 44 году до.н.э Цезарь, который собирался провозгласить себя императором, был убит в результате заговора. В длительной борьбе за власть победу одержал Октавиан Август. Его правление с 30 по 14 год до.н.э стало завершающим этапом становления нового строя. Октавиан закрепил за собой звания императора, должности консула, цензора и т.д. 27 год до.н.э считается датой окончательного закрепления власти Октавиана. Сложившийся в результате диктатуры и преобразований Августа государственно-политический уклад, получил название принципата. Этот строй сохранялся до конца 3 века н.э. Он характеризовался переходом от полисной системы к мировой державе. Развитие рабовладения и базировавшейся на нем товарной экономики достигает кульминации. Рим из полисного центра превратился в столицу империи с населением свыше 1 миллиона человек. Основные государственные полномочия были в руках императора, которого называли принципс. Особа императора была признана священной и неприкосновенной. Его власть сначала не была наследственной. Принципса избирал сенат, но принципс при жизни мог наметить преемника и его избрание сенатом становилось формальностью. Институты республики теряют прежний статус. Народные собрания практически перестали созываться и их полномочия переходят к сенату. Сенаторы назначались императором, а сам сенат теряет многие свои полномочия. Большинство магистратур сохранилось лишь номинально. Начинает формироваться система монархического управления. Создается чисто административный аппарат управления, формируются канцелярии для управления различными отраслями. Во второй половине первого века империя практически прекращает новые захваты, а недостаточный приток рабов сказался глубокими изменениями в экономике. Подорожание рабов сделало их труд менее выгодным, поэтому начался перевод рабов на положение крестьян. Участок земли и имущество, который передавался рабу, назывался Пекулий. В 3-4 веке процессы разложения рабовладельческого уклада и зарождение элементов феодального строя развиваются по нарастающей. Усиление налогового гнета привело к усилению задолженности населения. Население начигает прикрепляться к территориям и социально-профессиональным группам. Социально-политическая нестабильность в обществе проявилась столетней эпохой «солдатских императоров», которые приходили к власти при помощи части войска. В 284 году таким путем императором становится Диоклетиан. За 20 лет правления он проводит военные, административные и территориальные реформы, которые усилили центральную императорскую власть. В правление императора Константина (306-337 год) завершилось оформление новой монархии, которая получила название доминат. Империя была поделена на 2 части: Западную и Восточную Римские Империи. Столица из Рима была перенесена в небольшой город Византий, который вскоре стал называться Константинополь. В 313 году христианство получило официальное признание, а в 337 году стало государственной религией. Во главе бюрократического аппарата управления стоял император, которого называли доминус. Его власть признавалась неограниченной и исходящей от Бога. Ему принадлежала также и законодательная власть. Он назначал себе помощника, который получил титул Цезаря. Он являлся наследником императора. Прежний сенат практически был отстранен от дел, а звание сенатора стало почетным обозначением привилегированного сословия. При императоре был создан государственный совет с совещательными функциями.


В 395 году Империя окончательно была разделена на 2 самостоятельных государства: Западную и Восточную Римскую Империю. Западная Империя стала быстро распадаться под напором германских племен и вследствие разложения рабовладельческого общества. В 476 году вождь германцев Одоакр захватил власть в Италии и отослал знаки императорской власти в Константинополь и уже правил как итальянский король.

Восточная Римская Империя (Византия) просуществовала до 1453 года, когда Константинополь захватили Турки. В 1453 году заканчивается период античного государства и права и начинается период средневекового государства и права.


ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ФРАНЦИИ.


Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

  1. Сеньориальная монархия (9-13 века).

  2. Сословно-представительная монархия (14-15 века).

  3. Абсолютная монархия (16-18 века).


Сеньориальная монархия.


Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем Гуго Кабета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором.

Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.


В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.


Реформы Людовика IX.


  1. Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней короля – это был срок, в течение которого все споры между феодалами должны были решаться с помощью королевского суда. Только после этого, если соглашение не достигнуто, сторон могли начинать военные действия. В городах формируется милиция (ополчение) под началом королевских военных.

  2. Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.

  3. Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.

  4. В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов. В судебную практику входит и письменная процедура, заимствованная из римского права.



Сословно-представительная монархия.


В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:

1. Духовенство.

2. Дворянство.

3. Третье сословие.


Духовенство.


Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.


Дворянство.


Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.

Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.


Третье сословие.


Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.

В 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.


Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.

Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:

  1. Установление новых налогов.

  2. По мирным соглашениям или переговорам.

  3. По предложениям и просьбам от сословий к королю.

Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.

Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс. Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.

К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари - нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.