ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1677

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Импульс, данный речью Черчилля, привел в декабре 1946 г. к созданию Европейского союза федералистов. В него вошли представители различных политических и идейных течений, ставящих целью быстрое объединение Европы. В течение короткого времени секции союза появились почти во всех странах Западной Европы, объединяя в своем составе до 100 000 членов. Союз предлагал создание европейской федерации с общей законодательной, исполнительной и судебной властью. В июле 1947 г. Европейский союз федералистов совместно с Лигой европейского экономического сотрудничества, Французским советом за объединение Европы и Движением объединенной Европы образовали Координационный комитет движений за объединение Европы. Комитет стал организатором европейского конгресса, состоявшегося в Гааге 7-10 мая 1948 г. На конгресс прибыли около 800 делегатов из 25 стран, среди них были 12 бывших премьеров, 40 бывших и 20 действующих министров, более 100 парламентариев, писатели, ученые, общественные и профсоюзные деятели. Председательствовал на конгрессе У. Черчилль. Дебаты выявили существенные расхождения во взглядах на характер будущей интеграции между федералистами и юнионистами. Тем не менее удалось принять резолюции в политической, экономической и культурной областях, в основу которых была положена точка зрения умеренных федералистов. Так, политическая резолюция предлагала создание политического союза с Европейской Ассамблеей и судом по правам человека. Экономическая резолюция высказывалась за ликвидацию барьеров в торговле, таможенных пошлин, а в последующем – создание экономического и валютного союза.

Гаагский конгресс являлся знаковым этапом на пути к европейской интеграции. Он наметил широкую перспективу интеграционной деятельности, сформулировал ее принципиальные цели и повсеместно распространил интеграционные устремления в странах Западной Европы. Его результатом стало принятие нескольких важных политических и институциональных решений. 25 октября 1948 г. произошло объединение проевропейских организаций в Европейское движение, во главе которого встал зять Черчилля Дункан Сэндис. В течение полугода в него вошли все течения, за исключением Парламентского европейского союза Куденхова-Калерги, присоединившегося к Европейскому движению только в 1952 г. В феврале 1949 г. состоялся конгресс Европейского движения в Брюсселе, где были одобрены планы образования европейского политического союза, Европейского суда по правам человека, рассмотрены проекты создания Европейского парламента и Совета Европы. В последующие годы состоялось еще несколько конгрессов и конференций движения. В декабре 1949 г. конференция по культуре в Лозанне высказалась за создание Европейского колледжа в Брюгге и Европейского куль­турного центра в Женеве. Они продолжают успешно работать и в настоящее время.


Европейское движение сыграло главную роль в образовании Совета Европы, решение о создании которого приняла лондонская конференция десяти государств (Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Швеция и Франция) 5 мая 1949 г. Целью Совета Европы провозглашалось достижение большего единства между его членами, чтобы сохранять и воплощать в жизнь идеалы и принципы, составляющие их общее наследство, а также чтобы обеспечить им общественный и экономический прогресс. Главными органами Совета становились Консультативная Ассамблея и Совет министров, а их местопребыванием – Страсбург, что призвано было символизировать окончание франко-германского спора за Эльзас и Лотарингию. Создатели Совета Европы предполагали, что он примет характер общеевропейского политического квази-федеративного института, станет прообразом будущего наднационального европейского правительства и средством дальнейшего развития интеграции континента. Однако эти намерения не были реализованы, главным образом из-за разницы во взглядах между государствами-членами. На практике Совет Европы стал консультативной и координирующей организацией, формулирующей идеи и концепции в общественной, правовой и культурной сферах. Особое значение в нем придавалось проблемам прав человека и основных свобод. Тем не менее деятельность Совета по развитию европейской культурной идентичности, упрочению демократических институтов, решению национальных вопросов, поддержке политических, экономических и социальных реформ прокладывала дорогу интеграционным процессам, формировала благоприятный для них моральный климат на континенте, делала его своего рода «кузницей интеграционных концепций».

Образование Совета Европы стала вершиной деятельности Европейского движения. Большего усилиями общественных организаций добиться не удалось из-за идейной раздробленности сторонников интеграции, многообразия их планов, частого отрыва выдвигаемых концепций от возможностей их практической реализации. Однако общественное движение за создание единой Европы сыграло важную роль в пропаганде европейской идеи, сделало возможным перемещение ее в сферу практического рассмотрения, поставило предметом обсуждения на государственном уровне. Но для претворения ее в жизнь потребовались усилия заинтересованных правительств, увидевших в объединении Европы наилучший способ решения стоящих перед их государствами проблем.


3. Начало интеграционного процесса в Европе в 50-е гг.


3.1. Образование Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС)


26 июля 1948 г. министром иностранных дел Франции стал Робер Шуман (1886-1963). Он происходил из пограничной с Германией Лотарингией, изучал право в университетах Германии и Франции, занимался адвокатской деятельностью. На большую политическую сцену он вышел в 1940 г., когда занял должность госсекретаря в коллаборационистском вишистском правительстве. Но находился он на ней лишь несколько месяцев, в сентябре 1940 г. вышел в отставку, затем был арестован гестапо, посажен под домашний арест, бежал, стал участником Движения Сопротивления. В феврале 1945 г. был вновь арестован – на этот раз за сотрудничество с вишистским правительством, но освобожден по личному указанию де Голля, который предложил Шуману пост в правительстве. Еще в молодости Шуман стал задумываться о необходимости разрешения франко-германских противоречий. Он говорил: «Мы, пограничные жители, предназначены для того, чтобы понимать и решать международные проблемы». Как раз германская проблема стала для Шумана главной в период его пребывания в Кэ д’Орсэ (1948-1952 гг.).

Две страны разделяли ряд сложных вопросов. Франция опасалась возрождения экономического могущества Германии, стремилась этому воспрепятствовать. Она выступала за установление над промышленным центром Германии – Руром – международного контроля, включая передачу шахт и заводов в международную собственность, отделение от Германии Саарской области и включение ее во французскую экономическую и валютную системы. Эти требования наталкивались на жесткое сопротивление канцлера Конрада Аденауэра, стремившегося к вхождению Западной Германии в европейское сообщество в качестве равноправного члена.

Уже в одном из своих первых выступлений в качестве министра Шуман заявил об отходе от прежнего курса на изоляцию Германии: «Германия никогда не была так опасна, как в изоляции, Франция должна принять ее в сообщество европейских государств как равноправного партнера… Наилучшим решением германского вопроса является европейское». В свою очередь большая заслуга в достижении франко-германского компромисса принадлежит Аденауэру. Он делал все от него зависящее, чтобы исключить возможность возрождения немецкого милитаризма, не допустить, чтобы немцы «вновь вступили на ложный исторический путь». Главным средством от реваншизма он видел прочную привязку Германии «к миру западных ценностей и к западному оборонительному сообществу». В августе 1949 г. на встрече с Шуманом Аденауэр предложил идею длительного экономического объединения Германии и Франции в форме общей электрической сети. В марте 1950 г. в одном из интервью он вновь высказался за «полный союз» между Францией и Германией с общими парламентом и гражданством. Таким образом, в правительствах обеих стран идея о неизбежности интеграции, что называется, «витала в воздухе». Предлагалось множество планов, но это только запутывало дело, так как каждый политик отстаивал свою концепцию объединения. В такой обстановке появился план Монне.


Жан Монне (1888-1979), сделавший успешную карьеру в качестве экономиста, вошел в большую европейскую политику еще в межвоенный период. Он занимал должность заместителя генерального секретаря Лиги Наций, являлся финансовым советником в ряде стран, в том числе США, где пользовался доверием президента Рузвельта. Во время второй мировой войны английское правительство назначило его уполномоченным по ленд-лизу, в 1943 г. Монне стал комиссаром во времен­ном правительстве де Голля. А с декабря 1945 г. он занимал пост генерального комиссара по вопросам планирования. Монне многие годы являлся энтузиастом европейской идеи, поддерживая проект, предложенный в свое время Брианом. За его убежденность в необходимости создания наднациональных органов власти Монне часто называли федералистом, хотя практическая его деятельность показала, что в жизнь он пытается провести функционалистский подход.

Знакомство Монне с предыдущими планами объединения Европы показало, что быстрая политическая интеграция с созданием некоего подобия федерации неосуществима. Поэтому в основу своего проекта он заложил идею экономического объединения. По его замыслу, начинать было необходимо с интеграции угольной и металлургической промышленности Франции и Германии, что позволит достичь сразу нескольких целей. Во-первых, германская тяжелая промышленность будет поставлена под международный контроль, который сделает невозможным ее использование для наращивания вооружений, во-вторых, любая новая агрессия со стороны Германии будет лишена экономического смысла, в-третьих, будут созданы благоприятные условия для промышленного роста за счет устранения барьеров на государственных границах и создания общего рынка. В сущности, подобные идеи уже высказывались. Но в плане Монне было два существенных отличия. Он предлагал образование не межправительственной организации, а европейских институтов, носящих наднациональный характер. Кроме того, новым был метод реализации идеи: не стремиться изначально к созданию федерации либо конфедерации европейских государств, а придерживаться тактики «малых дел», начав с объединения двух секторов экономики, впоследствии постепенно распространять позитивный опыт сотрудничества на другие сферы.

В апреле 1950 г. план Монне был представлен Шуману. У того собственных конкретных разработок не было, но он в них крайне нуждался, испытывая сильное давление со стороны англосаксонских союзников в германском вопросе. Одобрив проект, Шуман ознакомил с ним зарубежных партнеров (в первую очередь Аденауэра и американцев) и, заручившись их поддержкой, 9 мая 1950 г. изложил его на заседании Совета министров. После долгих дискуссий план был принят и в тот же день на пресс-конференции в зале Часов Кэ д’Орсэ торжественно представлен широкой общественности. С тех пор 9 мая отмечается в европейских государствах как День Европы, день, когда было положено начало созданию европейского сообщества.


План Шумана (такое название с тех пор он получил в литературе) предусматривал передачу контроля над угольной и сталелитейной промышленностью Германии и Франции наднациональному Высшему руководящему органу, который принимает обязательные решения в общих интересах. Это рассматривалось в качестве первого шага на пути к объединению европейской экономики, к участию в нем приглашались и другие заинтересованные государства. План предлагал создание общего рынка, контроль над производством, инвестициями, конкуренцией, выравнивание социальных условий, что должно было послужить базой для формирования европейской солидарности. Шуман не ограничивал проект только экономической сферой, наоборот, он говорил о нем как о ступеньке к федерализации Европы, за созданием экономического объединения должен был последовать политический союз.

Реакция в европейских государствах на предложения Шумана была различной. США, страны Бенилюкс и Италия расценили план положительно. Наибольшую поддержку оказали ему такие политики, как Поль-Анри Спаак, Альчидо Де Гаспери, Вальтер Хальштейн и Сикко Мансхольт. Великобритания и скандинавские государства встретили его критично, отрицая идею передачу наиболее важных секторов экономики под наднациональный контроль. Не отрицая сам замысел интеграции как верное решение германского вопроса, английские политики не считали возможным участие в объединении своей страны, мотивируя это «особыми интересами» Британии. Резко негативно о плане Шумана высказался СССР, рассматривая его как очередной этап в антисоветской консолидации стран Запада. В самих Франции и Германии план также не был принят однозначно. Голлисты не одобряли идеи наднациональных органов, усматривали в экономическом объединении опасность попадания Франции в зависимость от Германии. Довольно сильные тогда французские коммунисты выступали против плана. В ФРГ много говорилось о неправильном выборе Аденауэром приоритетов: надо сначала добиться единства страны, а уже затем думать об осуществлении европейской идеи. Лидер немецких социал-демократов Курт Шумахер назвал план капиталистическим, картелистическим, консервативным и клерикальным.

Переговоры по плану Шумана начались 20 июня 1950 г. В них приняли участие шесть государств: Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия. Председательствовал на них Ж. Монне, который к открытию переговоров представил проект договора, включавший основные контуры европейской организации. Переговоры протекали сложно, камнем преткновения стала институциональная система сообщества, точнее, полномочия его руководящих органов. Страны Бенилюкса опасались диктата Высшего руководящего органа и настаивали на создании ему противовеса в виде органа межправительственного сотрудничества – Совета министров. Ситуацию осложняли неразрешенные франко-германские противоречия по статусу Саара. Компромисса удалось достичь только к февралю 1951 г. при помощи американцев, настаивавших на достижении соглашения.