ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1719

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подписание договора о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) состоялось 18 апреля 1951 г. на конференции министров иностранных дел в Париже. Договор вступил в силу 25 июля 1952 г. после ратификации парламентами «шестерки». При этом в законодательных органах Франции, Италии и ФРГ он встретил серьезную оппозицию (во Франции голоса распределились 376 – «за», 240 – «против», в Италии «за» – 265, «против» – 98, в ФРГ «за» – 323 «против» – 146).

Текст договора включал 100 статей, содержал положения об институтах ЕОУС, создании общего рынка, отношениях с третьими странами и т.д. Задачами объединения назывались: осуществление регулярных поставок необходимого количества угля и стали, обеспечение одинаковых условий доступа к источникам сырья, создание условий, стимулирую­щих развитие и совершенствование производства, улучшение условий труда и жизни рабочих. Страны ЕОУС брали обязательство постепенного снижения таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и продукцией угольной и сталелитейной промышленности между государствами-членами. Договор предусматривал возможность применения санкций против предприятий и государств, нарушающих условия соглашения.

В соответствии с договором создавалась следующая институциональная структура ЕОУС: Высший руководящий орган, Общая ассамблея, Совет министров, Суд. Высший руководящий орган (High Authority) представлял наднациональную, независимую от правительств европейских государств составляющую ЕОУС. Он состоял из девяти человек, назначавшихся с согласия правительств на шесть лет и осуществлявших свою деятельность в интересах сообщества. Они становились международными чиновниками, не зависимыми от государств-участников. В сферу компетенции Высшего руководящего органа входило регулирование выпуска продукции, определение размеров таможенных пошлин, финансовая поддержка предприятий, выдача ссуд на проведение технических и научных исследований, предоставление помощи рабочим. Постановления могли быть приняты большинством голосов, но решения по наиболее важным вопросам при­нимались только с согласия Совета министров. Первым председателем Высшего руководящего органа стал Ж. Монне.

Общая ассамблея, состоявшая из 78 представителей национальных парламентов, была призвана контролировать деятельность Высшего руководящего органа посредством ежегодного заслушивания его отчетов. В случае несогласия с проводимой политикой она могла квалифицированным большинством голосов вынести ему вотум недоверия.

Совет министров состоял из представителей государств «шестерки» на уровне министров (как правило, министров промышленности). В их задачу входило согласование осуществляемой Высшим руководящим органом политики с интересами государств-членов. Процедура голосо­вания в Совете зависела от характера обсуждаемых вопросов. По наиболее важным вопросам требовался консенсус, по другим - ква­лифицированное большинство голосов.


Суд, обеспечивающий соблюдение положений договора о создании ЕОУС, состоял из 7 судей, назначаемых по общему согласию правительств на шесть лет.

Договор также предусматривал возможность создания вспомогательных органов, в связи с чем появилось не­сколько десятков разного рода комитетов, комиссий, рабочих групп, причем одни из них имели постоянный, а другие – временный характер. Так, в 1952 г. появился Секретариат ЕОУС, а год спустя – Комитет экспертов с задачей подготовки материалов для Совета министров.

В первые годы деятельности ЕОУС шло приспособление экономик государств-членов к его требованиям. Сообщество преодолевало политические, экономические и психологические барьеры (у многих французов уже только разговоры об объединении с Германией спустя всего несколько лет после войны вызывали шок). Продолжалась выработка механизмов взаимодействия между представителями правительств в Совете министров и наднациональным Высшим руководящим органом. Общий рынок угля, железной руды и лома был создан 10 февраля 1953 г., стали - 1 мая того же года, специальных сталей - 1 августа 1954 г., а переходный период закончился 9 февраля 1958 г. Сообщество содействовало улучшению условий хозяйствования в государствах «шестерки», росту производства и торговли продуктами угольной и сталелитейной промышленности, модернизации этих отраслей экономики. Производство стали в странах ЕОУС возросло с 41,9 млн. т в 1952 г. до 85,1 млн. т в 1966 г., или на 103 %. Средний рост производства стали в эти годы составил 7,3 %. Наднациональный характер ЕОУС представлял собой серьезный шаг к объединению государств За­падной Европы, хотя в этом объединении реализовывались не только федералистские принципы, но и компромиссные принципы межгосударственного сотрудничества. Европейская идея получила новое понимание и первый опыт практического функционирования.


    1. Проект создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС)


Выступление Шумана и начало работ по созданию ЕОУС вызвали всплеск энтузиазма, на волне которого появилось несколько интеграционных проектов, охватывающих различные секторы экономики. В июне 1950 г. министр сельского хозяйства Франции Пьер Пфлимлен предложил объединить сельскохозяйственные рынки западноевропейских государств, а два месяца спустя в Совете Европы обсуждалась идея создания наднациональной структуры, действующей в сфере транспорта. Однако основные усилия европейских государств оказались направлены на реализацию проекта, относящегося к области обороны. Может показаться, что попытки интегрирования в этой сфере полностью противоречили курсу на постепенное сближение отдельных секторов экономики, принятому ранее, и знаменовали возрождение вроде бы отвергнутого федералистского подхода. Но следует помнить, что объединение угольной и сталелитейной промышленности являлось для отцов-основателей европейской интеграции не самоцелью, а призвано было стать важным фактором, препятствующим развязыванию войн на континенте, то есть по-своему решало те же проблемы безопасности. Кроме того, на выбор направления дальнейшего развития интеграционных процессов решающее влияние оказало обострение международной напряженности, связанное с разразившейся в июне 1950 г. корейской войной.


США, чьи войска составляли основную часть сил ООН, задействованных в Корее, были вынуждены ослабить свое военное присутствие в Европе. Это вызывало у них серьезную озабоченность, тем более что вероятность конфликта с СССР выглядела весьма высокой, а на серьезную помощь Великобритании и Франции рассчитывать не приходилось, так как наиболее боеспособная часть их армий была занята борьбой с национально-освободительным движением в колониях. В этих условиях единственным средством укрепления сил НАТО в Европе американцы считали перевооружение Германии. Эта идея начала обсуждаться еще в 1948 г., однако натолкнулась на категорическое неприятие Франции. Р. Шуман в своих выступлениях неоднократно заявлял, что воссоздание армии приведет к возрождению милитаристского духа в Германии и вызовет крайне нежелательные последствия. В своем сопротивлении американским планам Франция оказалась одинока. Западногерманское правительство К. Аденауэра с энтузиазмом ухватилось за идею создания армии, считая, что таким путем страна быстрее всего избавится от статуса побежденной державы и достигнет равенства с другими европейскими странами. Великобритания также не была против возрождения немецких вооруженных сил, хотя У. Черчилль, выступая 12 августа 150 г. в Совете Европы, указывал на то, что германский контингент должен стать частью «единой европейской армии, находящейся под демократическим контролем европейских государств, взаимодействующих с США и Канадой».

15 сентября 1950 г. на сессии Совета НАТО США внесли официальное предложение о вхождении ФРГ в союз, формировании германской армии и включении ее представителей в командовании НАТО. При обсуждении вопроса Франция осталась в одиночестве. Теперь ей следовало подумать о компромиссном решении, поскольку дальнейшее сопротивление грозило поставить под угрозу переговоры по созданию ЕОУС. Выход на уже апробированном пути решения германского вопроса через обращение к европейским институтам вновь предложил Жан Монне. Он подготовил проект создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), который, с одной стороны, удовлетворил бы требования США по укреплению сил, противостоящих коммунистической угрозе в Европе, а с другой стороны, поставил вооруженные силы ФРГ под внешний контроль и избавил бы Францию от опасений перед возрождением германского милитаризма.

Предложения Монне легли в основу проекта, представленного премьер-министром Франции Рене Плевеном на заседании Национального собрания 24 октября 1950 г., который вошел в историю как «план Плевена». Согласно этому плану, шестерка государств, входящих в ЕОУС, должна была создать единую европейскую армию, находящуюся под наднациональным командованием. При этом страны-участницы не просто объединяли свои вооруженные силы, как это происходило ранее при образовании коалиций, но формировали бы контингенты уровня минимально необходимого подразделения, располагавшие стандартизированным вооружением. Более крупные воинские объединения предполагались многонациональными. Предусматривалось создание европейского министерства обороны со своим генеральным штабом и собственным бюджетом. Полномочия «общего» министра обороны приравнивались к полномочиям министра обороны национального государства. Таким образом, план Плевена создавал условия для «растворения» будущих западногерманских вооруженных сил в европейской армии, сочетая в себе возможность использования потенциальной немецкой военной мощи с исключением самостоятельной активности бундесвера.


Реакция европейских государств и США на французские предложения была сдержанной. Американцы одобряли отход Франции от прежней позиции, но видели в плане Плевена лишь способ оттянуть перевооружение Германии. Великобритания, озабоченная проблемой сохранения собственного суверенитета, предпочла остаться в стороне. ФРГ сомневалась в способности европейской армии эффективно организовать оборону, но считала нужным воспользоваться случаем для решения проблемы равноправия Германии. Тем не менее Совет НАТО, состоявшийся 18 декабря 1950 г., решил открыть переговоры сразу по двум направлениям: в Петерсберге близ Бонна по вопросу о перевооружении ФРГ и в Париже по плану Плевена. По первому направлению переговоры завершились в июне 1951 г. одобрением идеи создания 12 германских дивизий, однако США выразили согласие не торопиться с вступлением ФРГ в НАТО до того, как будет закончено обсуждение плана Плевена. А оно из-за разногласий в вопросах об институциональной структуре и финансировании ЕОС затягивалось. Урегулировать спорные вопросы удалось только к началу 1952 г., и то лишь благодаря давлению американцев, которые опасались, что дальнейшая проволочка с созданием европейской армии снизит эффективность противостояния советской угрозе. 22 февраля 1952 г. договор о ЕОС был одобрен Советом НАТО в Лиссабоне. После этого министры иностранных дел держав-победительниц (США, Великобритании и Франции) собрались в Бонне 26 мая 1952 г. и подписали с ФРГ договор, отменявший оккупационный статус Германии и ликвидировавший запрет на создание армии. Этим создавались правовые условия для вступления ФРГ в ЕОС.

Договор о Европейском оборонительном сообществе был подписан в Париже 27 мая 1952 г. министрами иностранных дел шести западноевропейских государств (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга). Одновременно принималось 17 дополнительных соглашений, заявлений и протоколов, в том числе определяющих принципы взаимодействия между НАТО и будущей европейской армией. Согласно договору, последнюю должны были составить 43 национальных дивизии численностью в 10-15 тыс. человек каждая. Франция выставляла 14 дивизий, ФРГ и Италия – по 12, страны Бенилюкс – 5. При этом в состав европейской армии планировалось включить все воинские части ФРГ, тогда как остальным членам ЕОС позволялось иметь вооруженные силы в колониях, остающиеся под национальным командованием. Германия не могла также производить оружие массового поражения, что стало еще одним доказательством того, что равный статус ей так и не был предоставлен. Европейской армии предстояло подчиняться верховному командованию войск НАТО в Европе, то есть фактически она поступала в распоряжение США.

Институциональная модель ЕОС, в соответствии с договором, почти полностью повторяла структуру ЕОУС. Предусматривалось создание Европейского комиссариата обороны, состоящего из 9 представителей стран-членов, который, подобно Высшему руководящему органу ЕОУС, являлся бы независимым от правительств органом, наделенным полномочиями для исполнения принятых решений. Однако полномочия комиссариата были меньше, чем у Высшего руководящего органа за счет того, что единственной инстанцией, наделенной правом принятия решений, в ЕОС предполагался Совет министров в составе министров обороны стран-участниц. Ассамблея и Суд должны были стать общими для ЕОС и ЕОУС.


Подписание договора о ЕОС вызвало оживление в лагере федералистов, посчитавших, что созрели условия для переноса европейской интеграции в политическую плоскость. Ведь европейская армия должна решать задачи, выработка которых возможна только при наличии общего внешнеполитического курса. Поэтому в договор о ЕОС была включена статья 38, обязывавшая страны-участницы в течение полугода с момента подписания договора разработать проект политической структуры сообщества. Действительно, 10 сентября 1952 г. министры иностранных дел «шестерки» поручили Ассамблее ЕОУС под руководством П.-А. Спаака представить проект организации Европейского политического сообщества (ЕПС). Положив в основу своей работы федералистские принципы, Ассамблея создала и 10 марта 1953 г. представила весьма смелый проект, придававший ЕПС наднациональный характер и весьма широкие полномочия. В рамках ЕПС предполагалось развитие общего рынка, укрепление безопасности стран-участниц, координирование внешней политики и создание условий для улучшения жизни людей. Институциональная структура ЕПС должна была выглядеть следующим образом: двухпалатный парламент, состоящий из избираемой всеобщим прямым голосованием Палаты народов и Сената, формируемого из парламентариев стран-участниц; Европейский исполнительный совет, осуществляющий общее руководство сообществом, формируемый и ответственный перед парламентом; Совет национальных министров, который, обладая совещательным голосом, должен был согласовывать национальные интересы с деятельностью наднациональных институтов; Суд и Социально-экономический совет. Проект ЕПС встретил восторженный прием в кругах федералистов, и довольно прохладное отношение в правительствах европейских государств, не пришедших в восторг от столь явного покушения на их суверенные права. На многочисленных обсуждениях согласовать окончательную версию договора так и не удалось, и его судьба была поставлена в зависимость от ратификации соглашения о ЕОС.

Между тем рассчитывать на легкое прохождение договора о ЕОС в парламентах государств-участников не приходилось. Только в странах Бенилюкса он не вызвал серьезных споров и в начале 1954 г. был ратифицирован. В ФРГ возникли серьезные политические разногласия, но канцлеру К. Аденауэру удалось их преодолеть и добиться одобрения договора Бундестагом. Однако правительство Италии отложило ратификацию до разрешения вопроса во Франции, зная, что в той подписание договора о ЕОС привело к тяжелому политическому кризису. Против него единым фронтом выступили голлисты, коммунисты, радикалы и часть социалистов. Причины неприятия ЕОС разнились. Если коммунисты выступали против европейской интеграции как таковой, считая ее заговором буржуазии против рабочего класса своих стран, то голлисты отрицали только принцип наднациональности и не желали ограничения государственного суверенитета. «Начнется прогрессирующее перевооружение Германии, - заявлял генерал де Голль. – Но это безумие, сон, это фантазия, что Франция и французская нация могут все вычеркнуть из своей памяти… Я гарантирую, что план создания европейской армии не пройдет. Я предприму все против этого. Я буду сотрудничать с коммунистами, чтобы преградить ей путь. Я развяжу против этого революцию…» Под давлением голлистов в конце декабря 1952 г. Р. Шуману пришлось уйти в отставку с поста министра иностранных дел. Его сменил Жорж Бидо, не разделявший наднациональных воззрений предшественника. В июне 1954 г. премьер-министром Франции стал Пьер Мендес Франс, также не являвшийся горячим поборником принципа наднациональности и принимавший ЕОС только под давлением США и угрозой перевооружения Германии. Опросы общественного мнения также показывали возрастание числа противников договора. В такой обстановке 30 августа 1954 г. в Национальном собрании Франции состоялось голосование по договору о ЕОС. Он получил 264 голоса «за», 319 «против» при 12 воздержавшихся и был, таким образом, отклонен. После этого Италия даже не стала поднимать вопрос о его ратификации. Идея образования Европейского оборонительного сообщества была похоронена.