ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1722

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гаагская конференция и ее решения дали серьезный толчок развитию интеграционных процессов в Европе. «Дух Гааги» стал символом стремления к углублению и расширению интеграции. Используя вызванный им подъем, очередная парижская встреча глав государств и правительств Сообщества 19-21 октября 1972 г. заявила о намерении государств-членов ЕЭС «преобразовать до окончания текущего десятилетия всю совокупность своих взаимоотношений в Европейский Союз».


    1. Складывание системы европейского политического сотрудничества


Развитие экономического сотрудничества государств-членов ЕЭС настоятельно требовало упрочения их взаимодействия в политической сфере. Поэтому несмотря на неудачу с созданием ЕОС и ЕПС на протяжении 60-х гг. продолжали выдвигаться планы политической интеграции Европы. Инициатором значительной части из них стал, как ни удивительно, де Голль, который видел в дальнейшем сплочении «шестерки» противовес американскому влиянию на европейском континенте. Но в отличие от прежних федералистских концепций его подход предусматривал политическое сотрудничество не на наднациональном, а на межправительственном уровне. В 1960 г. во время встречи с К. Аденауэром де Голль предложил создать новый механизм политического взаимодействия – регулярные встречи на уровне глав государств и правительств для обсуждения внешнеполитических вопросов без участия представителей Комиссии. Для подготовки к таким встречам и контроля за исполнением решений планировалось учредить постоянный Секретариат совета премьер-министров.

На основе предложений де Голля с 1961 г. действительно начала функционировать неформальная структура сотрудничества стран «шестерки» – заседания глав государств и правительств с участием министров иностранных дел. Первая такая встреча состоялась 10-11 февраля 1961 г. в Париже. На ней обсуждались главным образом вопросы строительства европейского политического союза. Для выработки конкретных предложений была учреждена специальная комиссия во главе с тогдашним французским послом в Дании Кристианом Фуше. За основу своей работы комиссия Фуше взяла план, представленный группой французских экспертов, в соответствии с которым предполагалось проведение трижды в год встреч на высшем уровне с целью согласования важнейших политических вопросов. Несмотря на то, что это предложение вызвало сопротивление, прежде всего со стороны голландцев, опасавшихся, что конференция глав государств и правительств потеснит существующие структуры Сообществ и считавших, что важные военно-политические проблемы следует решать в рамках НАТО, второй саммит «шестерки» в июле 1961 г. по настоянию де Голля высказался за укрепление политического сотрудничества. В принятой декларации провозглашалось, что государства-члены ЕЭС будут предпринимать совместные усилия, направленные на расширение их политических, экономических, социальных и культурных связей. Для координации их действий в политический сфере планировалось продолжать проведение встреч на высшем уровне, однако признавалось, что важнейшие вопросы европейской безопасности необходимо разрешать в структурах ЗЕС и НАТО.


2 ноября 1961 г. Франция представила проект политического союза европейских государств, получивший название «план Фуше». План отражал конфедералистские взгляды де Голля, поскольку предлагал взаимодействие в вопросах внешней политики, безопасности, защиты прав человека, науки и культуры осуществлять на межправительственном уровне. Высшим органом он признавал Совет, собирающийся на уровне глав государств и правительств три раза в год и принимающий решения только на основе принципа единогласия. Техническую помощь Совету должна была оказывать Европейская политическая комиссия, составленная из экспертов, представляющих министерства иностранных дел государств-членов. План Фуше вызвал резкую критику со стороны Бельгии и Голландии, полагавших, что созданный в таком виде Совет подчинит себе институты Сообществ и станет тормозом интеграционных процессов. Вместо того чтобы распространить принцип наднациональности на политическую сферу, появится угроза отката в уже сложившихся областях сотрудничества к простому межправительственному взаимодействию. Кроме того, они вновь указывали на необходимость тесного взаимодействия в политической сфере с Великобританией и США. Они обвиняли Фуше в том, что его план является попыткой создания независимого от США военного союза под предводительством Франции. В своих контрпредложениях Бельгия и Голландия, поддержанные Италией, Люксембургом и ФРГ, высказывались за придание европейскому политическому союзу наднациональных черт: принятия решения большинством голосов в Совете, введения поста генерального секретаря, независимого от правительств, а также выступали за принятие в союз Великобритании и тесное взаимодействие с НАТО. Из-за неразрешенных разногласий ни представленный проект Фуше, ни его второй вариант (январь 1962 г.) не были приняты, а сам Фуше в марте 1962 г. подал в отставку.

Хотя на протяжении 60-х гг. проекты образования политического союза продолжали появляться в странах «шестерки» (планы Спаака в Бельгии, Эрхарда и Штраусса в ФРГ, Каттани и Сарагата в Италии), позиция де Голля делала невозможным достижение компромисса. Противоречия усиливались разницей в подходах государств ЕЭС к политике в отношении США и СССР, а также оценке роли Великобритании к европейской интеграции. Поэтому вернуться к вопросу о политическом союзе удалось только в конце десятилетия. В декабре 1969 г. гаагская конференция поручила Совету министров создать специальный комитет, в который вошли директора политических департаментов МИД государств-членов, а возглавил бельгийский дипломат Этьен Давиньон. После нескольких месяцев работы комитет подготовил доклад, утвержденный Советом министров 27 октября 1970 г. во время конференции в Люксембурге и получивший название «люксембургский доклад» (или «доклад Давиньона»). Доклад формулировал принципы европейского политического сотрудничества, цели и методы взаимодействия в сфере внешней политики. Главными целями назывались: обмен информацией, регулярные консультации министров иностранных дел, координация совместных усилий во внешней политике. Доклад Давиньона предусматривал несколько уровней взаимодействия государств-членов:


- встречи глав государств и правительств в случая необходимости;

- ежегодные встречи министров иностранных дел;

- встречи четыре раза в год директоров политических департаментов МИД в рамках Политического комитета;

- дважды в год консультации министров иностранных дел с политическим комитетом Европейского парламента;

- деятельность рабочих групп.

Для избежания разногласий между государствами-членами доклад Давиньона исключал из сферы сотрудничества вопросы обороны и культуры, а также подчеркивал приоритет межгосударственных форм взаимодействия. Политическое сотрудничество должно было находиться вне рамок Сообществ, не упоминаться в договорах, не вести к принятию каких-либо обязательств и осуществляться национальными чиновниками. На основе предложений Давиньона в ноябре 1970 г. начал действовать механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Несмотря на свой относительно скромный характер, не устраивающий сторонников более решительной интеграции, он позволил государствам ЕЭС обрести первый реальный опыт тесного взаимодействия во внешнеполитической сфере, на основе которого стало возможным переходить к более сложным формам сотрудничества.


    1. Вопрос о расширении Европейского сообщества


Основатели ЕЭС изначально предусматривали возможность присоединения к Сообществу новых членов. В статье 237 Римского договора говорилось, что «любое европейское государство может заявить о своем желании стать членом Сообщества. Оно направляет свое заявление в Совет, который после консультаций с Комиссией выносит единогласное решение». Потенциальное расширение должно было увеличить роль Сообществ в европейском регионе, а также расширить их самостоятельность в международной политике.

Успехи сообществ поставили вопрос о расширении в повестку дня уже в 1961 г., когда заявки на вступление подали Ирландия, Великобритания и Дания. В следующем году их примеру последовали Норвегия, Испания и Португалия. Если две последние не могли быть приняты из-за существовавших там фашистских режимов, то с остальными вопрос имел все основания решиться положительно. Наиболее важной, но и самой спорной проблемой стало членство в ЕЭС Великобритании в силу размеров ее экономики и несомненного политического значения. Мы помним, что на протяжении послевоенного периода Великобритания последовательно отказывалась от участия в европейских проектах, предпочитая развивать «особые отношения» с США и сохранять лидирующую роль в Содружестве наций, что в 1960 г. по инициативе Лондона была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась как соперничающая с ЕЭС группировка. Великобритания никогда не соглашалась с принятым в «шестерке» принципом наднациональности и дорожила своим государственным суверенитетом. Что же случилось в начале 60-х гг. и привело к изменению прежнего британского курса?


Прежде всего, с развитием процесса деколонизации становилось понятно, что торговые связи страны нельзя ориентировать только на Содружество, что будущее экономики Великобритании зависит главным образом от укрепления сотрудничества с континентальной Европой. Успехи ЕЭС показывали правящим кругам Великобритании, что нужно поторопиться с присоединением к Сообществам, иначе можно «опоздать на поезд». Поражение в суэцком кризисе 1956 г. продемонстрировало падение политического веса страны, вызвало в Лондоне стремление ограничить зависимость от США и более тесно взаимодействовать с европейскими государствами. С другой стороны, приход к власти де Голля создал в Великобритании впечатление, что наднациональная составляющая ЕЭС будет сведена к минимуму, и членство в Сообществе на определенных условиях не станет угрозой суверенитету страны. Все эти обстоятельства привели к тому, что 31 июля 1961 г. премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан заявил о намерении вступить в ЕЭС, правда, оговорив, что условия членства должны учитывать особые отношения Великобритании со странами Содружества и партнерами по ЕАСТ, а также ее особые интересы в области сельского хозяйства.

Франция и ФРГ не возражали против присоединения Великобритании к «шестерке», но при ее согласии полностью выполнять обязательства, вытекающие из Римских договоров, то есть вступления на общих основаниях. Переговоры о вхождении Великобритании в ЕЭС продолжались 18 месяцев и завершились после того, как 14 января 1963 г. де Голль публично объявил об отказе ей в приеме в Сообщество. Не следует думать, впрочем, что французский лидер с самого начала являлся решительным противником участия Великобритании в ЕЭС и его позиция предопределялась мнением о ней как о «троянском коне» США в Европе. Наоборот, он прилагал все усилия к тому, чтобы Великобритания стала членом Сообщества, поскольку это соответствовало его стратегическим устремлениям к военно-политической независимости Европы от США. Де Голль сознавал, что без Великобритании не получится создать надежную европейскую оборонительную структуру, в которой Франция могла бы играть ведущую роль. Кроме того, в лице Великобритании он получал бы надежного союзника, противостоящего развитию федералистских тенденций в ЕЭС. Срыв переговоров в данном случае был вызван двумя конкретными причинами. Во-первых, нерешительной позицией Г. Макмиллана, который вел переговоры о деталях, не определив для себя главного: готова ли Великобритания поступиться частью своего суверенитета ради вступления в ЕЭС. Во-вторых, в конце 1962 г. мнения англичан и французов коренным образом разошлись в вопросе о создании предложенных США многосторонних ядерных сил НАТО. Британское правительство поддержало американскую инициативу, а де Голль резко выступил против. Именно эта демонстрация Лондоном приверженности США побудила его наложить вето на вступление Великобритании в ЕЭС.


Победа на парламентских выборах 1964 г. лейбористской партии вновь сделала актуальной проблему членства Великобритании в Сообществе. Новый премьер-министр Гарольд Вильсон был сторонником европейской ориентации страны и не отказывался от вхождения в ЕЭС на общих условиях. 11 мая 1967 г. Великобритания вторично подала заявку на вступление, вслед за ней последовали Ирландия (11 мая), Дания (12 мая) и Норвегия (24 июля). Расширение Сообществ было немедленно поддержано Европейским парламентом, а Комиссия сформулировала условия, которые должны выполнить кандидаты в члены ЕЭС. Наиболее значимыми из них являлись:

- принятие общего таможенного тарифа, а также принципов и правил, необходимых для функционирования таможенного союза;

- одобрение основных принципов общей политики в различных областях экономики и постепенное введение их в экономики стран-кандидатов;

- согласие с договорными обязательствами ЕЭС в отношении третьих стран;

- принятие сложившихся институциональных механизмов ЕЭС.

Большинство стран «шестерки», впрочем, не торопились выразить свою позицию, выжидая, что скажет Франция. Де Голль озвучил свое мнение 27 октября 1967 г., вновь наложив вето на вступление. На этот раз оно было обусловлено отличием экономики и политики Великобритании от Сообщества и ее тесными связями с бывшими колониями и США. После вторичного отказа вопрос о членстве Великобритании до конца правления де Голля в практическую плоскость не перешел, хотя ряд предложений для обхода французского вето выдвигался.

Смена правительств во Франции и Великобритании в 1969 г. (де Голля и Вильсона сменили соответственно Жорж Помпиду и Эдвард Хит) сделала возможным возобновление переговоров. На встрече в Гааге в декабре 1969 г. лидеры стран «шестерки» приняли решение вернуться к рассмотрению заявок Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии. Условием начала переговоров признавалось их полное согласие с положениями Римских договоров и принятие всех вытекающих обязательств. Некоторые льготы новым членам могли быть предоставлены только на переходный период. Переговоры, начавшиеся в июне 1970 г., протекали непросто. Французы по-прежнему выступали главным препятствием, видя в Великобритании будущего соперника за лидерство в ЕЭС. Но остальные государства поддерживали англичан, считая, что их присутствие в ЕЭС положительно скажется не только на развитии экономики Сообщества, но и будет благоприятным для малых стран, став противовесом франко-германскому доминированию. В ходе переговоров удалось согласовать непростые вопросы о сохранении особых отношений Великобритании со странами Содружества, продолжительности переходного периода и т.д. Она должна была присоединиться к таможенному союзу в течение пяти лет, сохранив привилегии в некоторых вопросах сельскохозяйственной политики и рыболовства. 22 января 1972 г. договоры о вступлении в Европейские сообщества четырех стран ЕАСТ были подписаны, с мая их представители стали принимать участие в работе институтов ЕЭС.