ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 1725

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процедура ратификации соглашений относительно гладко прошла лишь в Дании и Ирландии, где на референдумах за вступление в ЕЭС высказались соответственно 63,3 и 83 % проголосовавших. В Великобритании договор вполне мог быть ратифицирован парламентом, однако правительство предпочло провести референдум. Он состоялся в июне 1975 г., через полтора года после официального вступления страны в ЕЭС, и вызвал ожесточенную полемику лейбористов и консерваторов, еще более усложненную тем, что в начале 1974 г. Э. Хит проиграл парламентские выборы и к власти вернулось правительство Вильсона. Оно утверждало, что консерваторы присоединились к Сообществу на невыгодных условиях, которые нужно пересмотреть. Избиратели, однако, большинством в 67 % голосов сказали «да» вступлению в ЕЭС. Не столь благоприятны были итоги референдума в Норвегии. В сентябре 1972 г. 53,5 % против 46,5 % победили противники интеграции. Таким образом, 1 января 1973 г. новыми членами Сообществ стали три государства – Великобритания, Дания и Ирландия. «Шестерка» превратилась в «девятку».

Так называемое «северное расширение» оказало двоякое влияние на дальнейшее развитие европейской интеграции. С одной стороны, укрепились позиции ЕЭС в международной экономике. Теперь страны «девятки», на которые приходилось 3 % поверхности и 10 % населения Земли, производили около 25 % мировой промышленной продукции. Их доля в мировой торговле была еще заметнее и доходила до 40 %. Усилилась роль ЕЭС и в международной политике, распространяясь далеко за пределы европейского континента. С другой стороны, увеличение количества государств-членов с их собственными амбициями и интересами изменило внутренний расклад сил в Сообществе. Вступление Великобритании резко усилило лагерь противников федерализации Европы. Став членом ЕЭС, Великобритания не отказалась от своей особой позиции. Она не выдвинула ни одной инициативы, направленной на развитие интеграции, и препятствовала реализации проектов, предложенных другими. Темпы углубления интеграционных процессов с расширением ЕЭС не могли не замедлиться.

Еще одним свидетельством выхода значения ЕЭС за рамки первоначальной «шестерки» государств стал процесс заключения соглашений об ассоциации с третьими странами, союзами государств и международными организациями. Эти соглашения увеличивали возможности международного экономического и политического влияния Сообществ, определяли взаимные права и обязательства сторон, создавали привилегированные формы отношений ЕЭС с государствами, которые не могли непосредственно участвовать в интеграционных процессах. Наиболее развернутое соглашение об ассоциации было подписано с Грецией 9 июля 1961 г. и вступило в силу 1 ноября 1962 г. Оно предусматривало создание таможенного союза в течение 12 лет (для некоторых товаров срок мог быть продлен до 22 лет). Для реализации соглашения формировались специальные органы, в помощь греческой экономике выделялись финансовые средства. Заключенное соглашение впоследствии упростило Греции вступление в ЕЭС. Подобные соглашения в 1963 г. подписала Турция, в 1970 г. – Мальта, в 1972 г. – Кипр. Позже ЕЭС заключило соглашения о сотрудничестве со странами Магриба и Машрека. К 1970 г. специальные договоры, не имеющие характера соглашений об ассоциации, были подписаны с Испанией, Израилем и Ираном. А после «северного расширения» ЕЭС заключило соглашения об образовании зоны свободной торговли промышленными товарами с Австрией, Исландией, Португалией, Финляндией, Швейцарией и Швецией.


Для колониальных владений Франции и Бельгии в Африке Римские договоры предусматривали оказание финансовой помощи из бюджета ЕЭС. После обретения африканскими странами независимости отношения с ними следовало поставить на новую правовую основу. Поэтому 20 июля 1963 г. в столице Камеруна Яунде ЕЭС подписало соглашение об ассоциации с 18 государствами, среди которых находились Бенин, Габон, Заир, Камерун, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Чад и др. Вступившая в силу летом 1964 г., Яундская конвенция предоставляла взаимные торговые привилегии подписавшим ее сторонам. Африканские государства оставались рынком сбыта для ЕЭС, получая взамен финансовую помощь, доступ к инвестициям, технологиям и подготовке кадров. В июле 1969 г. была заключена вторая Яундская конвенция, расширившая круг взаимных обязательств. Тогда же подобные соглашения об ассоциации подписали Кения, Танзания и Уганда.


5. Европейская интеграция в 70-е гг. Период «евросклероза»


Наметившееся на рубеже 60-70-х гг. оживление европейских интеграционных процессов было прервано экономическим кризисом, охватившим страны Запада. Начавшись с замедления роста в большинстве ведущих мировых экономик, он привел к финансовым трудностям в США, которые оказались не в состоянии поддерживать твердый курс своей валюты и в июне 1971 г. в одностороннем порядке отменили свободный обмен доллара на золото. Так рухнула Бреттон-Вудсская система мирового валютного регулирования, и начал действовать принцип плавающих курсов национальных валют. Кризис приобрел еще более острый характер после октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке, во время которой арабские страны – экспортеры нефти решили ограничить поставки нефти в государства Европы и США, которые, по их мнению, оказывали политическую и военную поддержку Израилю. За короткий срок цены на нефть выросли в 3-4 раза, вызвав всемирный экономический спад и заставив Запад приступить к структурной перестройке экономики с целью сокращения ее энергозатрат и уменьшения зависимости от импорта нефти. Кризис возродил национальный эгоизм государств, которые в неблагоприятных условиях оказались больше обеспокоены не разрешением общеевропейских проблем, а преодолением собственных трудностей: падения производства, инфляции, массовой безработицы.

Кризис начала 70-х гг. был не единственной причиной вхождения европейской интеграции в новый этап своего развития, получивший название период «евросклероза» или «евроскептицизма». Сказалась определенная усталость от сделанного за предыдущие годы быстрого продвижения вперед, неготовность к взятию новых рубежей. Возникла необходимость в паузе, осмыслении достигнутого, появлении новых стимулов к дальнейшему развитию. Свою роль сыграли, помимо того, состоявшееся расширение ЕЭС, которое, как было отмечено, заметно усилило позиции евроскептиков, а также специфика работы институтов Сообщества, которые вследствие утвердившегося в Совете министров принципа единогласия и оттеснения Комиссии на второй план утратили способность к осуществлению широкомасштабных проектов. Однако не следует думать, что в 70-е гг. интеграционные процессы топтались на месте. Да, произошло своего рода забвение первоначальных целей интеграции (отсюда и термин «евросклероз»), на время были отложены в сторону попытки создания экономического, валютного и политического союзов, недостижимой оказалась провозглашенная парижским саммитом 1972 г. цель образования к 1980 г. Европейского Союза. Вместе с тем Сообщества успешно преодолевали возникающие трудности и, руководствуясь принципом «малых дел», продолжали интеграционное строительство. Хотя оно шло не такими быстрыми, как ранее, темпами, неблагоприятные условия лишь затормозили, но не остановили его.


В 70-е гг. стало окончательно ясно, что сложившаяся институциональная структура ЕЭС не позволяет принимать быстрые и согласованные решения. Возникла настоятельная потребность в реформировании институтов Сообщества. Первая после нефтяного кризиса встреча глав государств и правительств ЕЭС в Париже 9-10 декабря 1974 г. приняла два важных институциональных решения. Во-первых, встречи на высшем уровне с участием министров иностранных дел и председателя Комиссии решено было формализовать, превратив в постоянно действующий орган Сообществ. Теперь он должен был собираться два раза в год: в Брюсселе и в одной из столиц других государств-членов. По предложению президента Франции Валери Жискар д’Эстена встречи на высшем уровне получили название Европейский совет. Он стал высшим органом Сообществ, определяя стратегические направления интеграции, координируя сотрудничество государств-членов во внутренних вопросах и внешней политике, но в то же время находился вне рамок ЕЭС, поскольку не был включен в систему договоров. Европейский совет облегчил принятие принципиальных решений, но ограничил возможности наднациональных структур – КЕС и Европарламента. Тем самым Совет ограничивал федералистские устремления и, в соответствии с французской концепцией сохранения решающей роли государств, усиливал роль межгосударственного сотрудничества как главного фактора развития интеграционных процессов.

Во-вторых, парижская конференция постановила начиная с 1978 г. ввести прямые всеобщие выборы в Европейский парламент. Однако споры о разделе мест в новом Европарламенте затянулись. Только в сентябре 1976 г. европейский совет установил, что он будет насчитывать 410 депутатов, выбираемых на пятилетний срок. При распределении мандатов по странам принимался во внимание прежде всего их демографический потенциал. Крупнейшие государства «девятки» (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ) получили по 81 месту, Нидерланды – 25, Бельгия – 24, Дания – 16, Ирландия – 15, Люксембург – 6 мест. Продолжавшиеся споры по процедурным вопросам привели к тому, что первые прямые выборы пришлось перенести на 1979 г. Они состоялись 7-10 июня 1979 г. и привлекли на избирательные участки 62,4 % лиц, обладающих правом голоса. Депутаты Европарламента образовали наднациональные фракции по принципу партийной принадлежности. В 1979 г. наибольшее число мест (29,8 %) получили Европейские социалисты, за ними расположились Европейская народная партия – 24,95 %, Европейские демократы – 14,52 %, коммунисты – 11,06 %, либералы – 8,76 %, демократы – 5,07 % и независимые – 4,84 %. Хотя избранный в результате прямых всеобщих выборов Европейский парламент получил дополнительную легитимность и несколько расширенные полномочия (в частности, право отклонять проект бюджета ЕЭС), его роль в системе институтов Сообщества по-прежнему оставалась невелика. Поэтому несмотря на выраженные федералистские устремления он не имел практической возможности повлиять на ускорение интеграционных процессов.


Парижская конференция приняла еще одно важное решение. Она подтвердила намерение создать Европейский Союз и обратилась к премьер-министру Бельгии Лео Тиндемансу с поручением подготовить доклад, где определялись бы его основные контуры. После годовой работы тот 22 декабря 1975 г. представил документ под названием «Европейский Союз», который вошел в историю как «доклад Тиндеманса». В нем формулировалось перспективное видение интеграции, направленное на преодоление возникших экономических трудностей и национальных противоречий. Возможность создания Европейского Союза доклад связывал преимущественно с развитием общей европейской экономической и социальной политики, а также строительством эффективной институциональной системы Сообществ. Будучи сторонником параллельного развития в ходе интеграции наднациональной и межправительственной составляющих, Тиндеманс отказался от характерного для федералистов принципа максимального расширения компетенции институтов, представляющих Сообщество в целом. Его план, с одной стороны, предусматривал увеличение роли Европейского парламента, который предлагалось сделать двухпалатным. Палата народов избиралась бы всеобщим голосованием, а Палата государств представляла бы правительства стран-членов. Парламент должен был утверждать кандидатуры председателя и членов Комиссии, полномочия которой, в свою очередь, расширялись. С другой стороны, Тиндеманс считал нужным увеличить компетенцию Совета, возложив на него роль центра, соединяющего политическую и экономическую деятельность Сообществ, а также получавшего полномочия в сфере обороны. Принятие решений планировалось осуществлять большинством голосов. Европейский Союз должен был объединить экономическое взаимодействие в рамках трех сообществ с системой европейского политического сотрудничества, причем в ЕПС политические обязательства следовало заменить юридическими. Доклад Тиндеманса предполагал, что в Европейском Союзе будет реализовываться:

- совместное обсуждение вопросов экономических взаимоотношений, внешней политики и обороны;

- общая экономическая, валютная, промышленная, сельскохозяйственная, энергетическая и научно-исследовательская политика;

- развитие общей социальной политики;

- сглаживание различных страновых особенностей;

- защита прав человека и национальных меньшинств.

Доклад Тиндеманса встретил неоднозначный прием в государствах ЕЭС. Если политики стран Бенилюкса и ФРГ его по преимуществу поддержали, то британские группировки различной ориентации и французские голлисты оценили доклад критично, выражая недовольство попытками расширения полномочий институтов будущего Евросоюза и перенесением сотрудничества на сферу обороны. Несмотря на это доклад был признан документом большого значения, КЕС и Европарламент высказались за реализацию сформулированных в нем предложений. Однако в Европейском совете ряд тезисов доклада встретил возражения, в связи с чем приступить к осуществлению заложенных в нем идей стало возможным только по прошествии некоторого времени.