Файл: Повышение эффективности планирования производства на предприятии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2.Цели и виды производственного планирования.

Существует несколько видов планирования, охватывающие все сферы на предприятии.

1.Стратегическое планирование –является инструментом управления, помогающим управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Основной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и нововведений в деятельность предприятия.

Стратегическое планирование решает такие задачи, как :

-определение целевых перспективных потребительских сегментов, характера коммуникаций и каналов распределения, необходимых для выхода на новые перспективные рынки, вариантов инновационного развития, изменения структур и систем управления;

-определение основных направлений хозяйствования и установка конкретных мер развития предприятия;

-детальное рассмотрение возможных изменений результатов различных направлений деятельности и состава потребителей, колебания ассортимента, цен, затрат на производство и реализацию продукции;

-оценка рисков принимаемых решений, прогноз и нейтрализация возможных потерь;

-установка наиболее выгодных потребителей и партнёров для организации долговременного сотрудничества.

Стратегическое планирование ориентировано на будущее, на предполагаемые изменения в конъюнктуре рынка и внутренних возможностей предприятия. В то же время велика вероятность событий, реализация которых зависит от не контролируемых предприятием факторов. Поэтому особое значение имеют гибкость принимаемых решений, их адаптивность к прогнозируемым условиям производства и продаж.

С тратегическое планирование состоит в определении долгосрочных направлений деятельности предприятия с последующей детализацией планов по мере их реализации, планирование, в свою очередь состоит из нескольких этапов5:

Рис.1 –Модель стратегического планирования

Таким образом, стратегическое планирование –это процесс, требующий постоянной оценки ситуации и определения следующего шага. Данное планирование ставит целью комплексное научное исследование возможностей и угроз внешней среды
, а также сильных и слабых сторон организации, проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработка показателей фирмы на плановый период.

2. Календарное планирование –сущность заключается в обеспечении каждого сотрудника предприятия информацией относительно его задания и рабочего места на ближайшее время, его роли в выполнении работ по производству конечного продукта, а также в обеспечении его необходимым оборудованием и материалами для выполнения поставленной задачи.

Календарное планирование включает в себя :

  • Детализацию текущего плана и доведение его до каждого структурного подразделения, при этом планирование осуществляется на любой календарный период в зависимости от потребностей предприятия;

  • Распределение и обеспечение материально-техническими ресурсами, вывоз готовой продукции, тепло– и энергообеспечение, организацию контроля качества продукции;

  • Контроль производственного процесса, а также устранение неполадок и сбоев.

Более сложной функцией для оперативного календарного планирования является распределение работ на серийных, мелкосерийных и единичных производствах из-за необходимости учета различной производительности оборудования и труда рабочих, так как одну и ту же работу рабочие одной и той же профессии выполняют за разное время. Это объясняется тем, что на производительность труда влияет огромное количество факторов, включая как навыки, так и обеспеченность техническими средствами. Каждый из вариантов распределения отличается от другого величиной трудовых и денежных затрат, календарным циклом, в течение которого работы должны быть выполнены.

Календарное планирование, как и любой другой вид планирования, позволяет упорядочить и повысить эффективность процесса производства. С помощью него структурные подразделения четко осведомлены о том, какие работы и когда планируется выполнить для получения максимальной прибыли и сохранения договорных отношений. Распределение по периодам, выявление принадлежности того или иного процесса к определенному периоду носит уточняющий характер для планирования в целом, ведь даже незначительное изменение периода (скажем, сдвиг с конца месяца на начало следующего) может привести к нежелательным последствиям.6

3.Планирование производства и реализации продукции –определяет тенденции и пропорции развития предприятия, состав и структуру материально-технической базы, персонала, организации и управления производства. Основой данного планирования является производственная программа.



Производственная программа - это план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству в соответствии с прогнозируемым объемом продаж. Программа разрабатывается в общепринятых стандартных единицах объема, веса, длины с учетом отраслевой принадлежности предприятия и планируется в натуральном и стоимостном измерении в показателях валовой, товарной и реализованной продукции.

Производственная программа является результатом согласования возможностей предприятия по выпуску продукции, спроса, способности заменить товарные предложения конкурентов, технического потенциала, инвестиций, материального обеспечения, текущих и единовременных расходов, хозяйственного риска и планируемого поступления доходов от продаж.

На основании производственной программы планы сводятся в систему, обеспечивающую сбалансированность показателей по видам ресурсов и срокам выполнения работ. Например, планы материального обеспечения, по труду, социальному обеспечению увязываются с производственным и финансовым планом (рис.2). Таким образом, достигается сбалансированность производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности предприятия.




Рис.2- Взаимосвязь производственной программы с основными разделами плана предприятия.
Показатели вида планирования:

  • Незавершённое производство –изделия, не прошедшие полный цикл обработки и не сданные на склад;

  • Внутризаводской оборот –часть суммарного объёма производства предприятия, обращающегося между его цехами и подразделениями;

  • В натуральных показателях рассчитываются номенклатура и ассортимент изделий;

  • Трудовые показатели характеризуют объем производства в нормо-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени;

  • Стоимостные показатели применяются для соблюдения единого подхода к измерению объема выпускаемой продукции независимо от отраслевой принадлежности предприятий, типа производства и характера продукции. В стоимостных показателях планируется товарная, реализуемая и чистая (условно чистая) продукция;

  • Товарная, чистая и реализуемая продукция.7

4.Маркетинговое планирование –включает в себя план, который представляет расписанный по позициям перечень целей, стратегий, мероприятий, оперативных и стратегических действий, которые устанавливают, каким образом предприятие намерено добиться поставленной цели. План включает в себя товарные предложения и количественные ориентиры достижения поставленной цели.


В маркетинговом планировании выделяются следующие этапы:

  • Бизнес-анализ –прежде всего необходимо чётко определять сферу деятельности компании, далее следует провести всесторонний анализ компании, товара, рыночной среды, имеющей отношение к целевому рынку, и конкурентной ситуации. Полученные при проведении бизнес-анализа количественные и качественные данные используются при составлении маркетингового плана и для обоснования стратегических маркетинговых решений, принятых в рамках плана.

  • Анализ угроз и возможностей –предполагает за собой описание проблем и перспектив, которые были выявлены при анализе собранной маркетинговой информации. На этом этапе все данные, полученные в результате бизнес-анализа, группируются в соответствии со структурой маркетингового плана.

  • Определение целевых объёмов продаж –на данном этапе, цели в области продаж определяются на основе прогнозируемого объема продажи товара или услуги.

  • Выбор целевых рынков и определение маркетинговых целей –после определения целевых объёмов продаж идёт выбор целевого рынка, т. е. групп людей с набором общих характеристик, чьи потребности вы хотите удовлетворить.

  • Определение стратегии предполагает выбор стратегии позиционирования, призванной создать определенный имидж компании или торговой марки, и маркетинговых стратегий, необходимых для достижения маркетинговых целей.

  • Определение целей в области коммуникаций. На этом этапе определяется целевой уровень осведомленности целевого рынка, необходимый для обеспечения запланированного позиционирования товара и компании и выполнения поставленных маркетинговых задач, а также коммуникационные задачи, которые предстоит выполнить с помощью каждого тактического инструмента.

  • Тактические инструменты маркетинга. На этом этапе структурированного маркетингового планирования разрабатываются тактические планы. Тактические планы включают в себя маркетинговые мероприятия, реализация которых позволит выполнить маркетинговые задачи и реализовать маркетинговые стратегии и коммуникационные установки.

  • Бюджет, анализ окупаемости и календарный план работы . Анализ окупаемости. Изучение возможности получения прогнозируемой прибыли, превышающей затраты, при условии выполнения маркетингового плана и определенных маркетинговых программ, а также и предусмотренных ими мероприятий, называется анализом окупаемости. Календарный план работы — это расписание воплощения в жизнь тактических мероприятий маркетингового плана.

  • Реализация маркетингового плана. Решается вопрос того, где должно происходить получение вашего товара, обслуживание, складирование готовой продукции и применение инструментов комплекса маркетинга, таких как сезонные распродажи, стимулирование сбыта, реклама, мерчендайзинг и связи с общественностью.

  • Оценка эффективности –помогает определить уровень успешности всего маркетингового плана и его отдельных элементов. Оценка является последним этапом процесса планирования, она же является началом нового плана при структурированном подходе, так как выводы после оценки становятся главной частью раздела исходной маркетинговой информации для подготовки маркетингового плана на следующий год. Оценка является наиболее важным этапом, поскольку благодаря ей маркетолог получает необходимую информацию, позволяющую улучшать маркетинговые планы и повышать эффективность реализации маркетинговых программ в будущем.


5.Финансовое планирование –является завершающим этапом планирования деятельности предприятия. Разработка финансового плана включает планирование и распределение прибыли, доходов и расходов, а также прогноз финансовой устойчивости предприятия. Целью его является обеспечение предприятия денежными средствами деятельности, формирование капитала и прибыли.

При формировании плана на любой стадии развития необходимо пройти следующие этапы:

1.Маркетинговый анализ рынка

Включает в себя анализ продукта, целевой аудитории, конкурентов и рынка в целом. В результате предприниматель понимает, что продает (или собирается продавать), кто будет у него покупать и какие еще есть предложения на рынке. Знает свои сильные и слабые стороны, понимает, в каком направлении есть смысл двигаться.

 2. Планирование расходов

Расходы бывают постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от объемов продаж. К ним относятся, например, затраты на содержание офиса и заработная плата руководства.

Переменные расходы напрямую зависят от выручки и меняются вместе с ней. К ним относят, в частности, расходы на приобретение товаров или стоимость материалов, списанных на производство продукции.

Важным для планирования и анализа показателем является маржинальный (предельный) доход. Он рассчитывается, как разность между выручкой и переменными затратами.

3. Определение уровня безубыточности

Точка безубыточности — это объем продаж, при котором компания начинает работать «в ноль». Она достигается, когда маржинальный доход становится равным постоянным затратам. Дальнейшее увеличение объемов продаж начинает приносить компании прибыль. Прочитайте, как посчитать точку безубыточности.

4. Ценообразование

Ценообразование — сложный процесс и зависит от разных факторов:

  • ситуации на рынке: спроса, цен конкурентов;

  • показателей самого бизнеса: производственных возможностей, состава затрат, уровня безубыточности;

  • целевой рентабельности.

5. Планирование доходов

На этом этапе на основе проведенного анализа рынка и своих возможностей бизнесмен определяет будущие объемы продаж в натуральных единицах и в денежном выражении.8 На этапе планирования доходов определяется верхняя и нижняя планка по количеству реализованной продукции и поступающей прибыли от её реализации.