ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1780
Скачиваний: 14
Как отмечает Ю. Кротова, анализируя педагогику досуга в англоязычных странах, согласно всем западным моделям досуг выполняет следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.
Особого внимание заслуживает такое понятие как «досуговая карьера», под которым понимается деятельность, заменяющая профессиональную карьеру, например, карьерное волонтерство. Так Р.А. Стеббинс выделяет определенную градацию в досуговых явлениях: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга19 По мнению автора, серьезный досуг – это устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist)3 или участника общественной (само)деятельности - волонтера (Volunteer) - которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от «случайного», предлагающего гораздо меньше возможностей.
Р.А. Стеббинс отмечает, что научные исследования в области досуга относят любое из великого множества хобби и предающихся им любителей (hobbyists) к одной из пяти категорий: коллекционеры; изготовители и ремесленники ("умелые руки"); участники (само)деятельности; участники спортивных состязаний, игр и турниров; любители, увлекающиеся разными областями искусства. Некоторые хобби развиваются в профессии, попутно преобразовывая любителей (hobbyists) в любителей (amateurs). Этот переход был осуществлен в различные моменты истории во всех любительски-профессиональных областях искусства, науки, спорта и развлечений. Волонтерство (volunteering) в качестве серьезного досуга позволяет реализовать карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания или обучаясь.
Серьезный досуг, по мнению Р.Стеббинса, отличается целым рядом длительных преимуществ над обычным досугом. Эго самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности и т.д. Каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом, который возникает в процессе появления группового социального мира в сфере свободного времени.
1.2. Структура и функции культурно-досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность имеет свою объем, структуру и содержание.
Объем культурно-досуговой деятельности зависит от бюджета времени каждого человека и будет соотноситься с величиной рабочего и непреложеного времени. Увеличение досугового времени может достигаться двумя путями – сокращением рабочего времени и совершенствованием быта.
По мнению А.Д. Жаркова20, в структуре свободного времени необходимо выделять следующие элементы:
-
общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых);
-
лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).
Под структурой культурно-досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.
Так, по мнению Ю.А. Стрельцова21, к структурным частям досуга можно отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно-творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого на различные его виды и формы и их взаимосвязь.
Мы будем опираться на специфические характеристики культурно-досуговой деятельности, выделенные А.Д Жарковым22:
-
процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, ее целей, задач, функций, прогнозируемых результатов;
-
пространственные, достаточно четко фиксирующие ее границы в рамках общего бюджета свободного времени;
-
содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.
Систему культурно-досуговой деятельности, согласно А.Д. Жаркову, схематично можно представляет следующим образом:
-
иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определенную иерархию, имеют устойчивый (пусть в определенных временных границах) порядок предпочтений;
-
последовательность: на смену удовлетворенной потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;
-
дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определенных этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;
-
логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречить настоящему;
-
сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и др.) «сильнее», «выше» и т.п.
Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. Например, любительские занятия у каждого человека будут наполнены разного рода деятельностью: это может быть рыбалка, цветоводство, собаководство, вышивание и т.д.
Кроме того, по мнению Г.А. Аванесовой23, под содержанием культурно-досуговой деятельности понимается:
-
Непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
-
Осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания;
-
Оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
С этой точки зрения, к содержательному аспекту культурно-досуговой деятельности относятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции, воплощение жизненной позиции (в том числе через увлечение любимым занятием (хобби), осмысление профессионального искусства и народной культуры (через общение с авторами, восприятие оригинальных произведений искусства, через обращение к СМИ, через участие в любительских художественных занятиях, через знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами других народов), социально-психологические и межличностные контакты, участие в игровой деятельности или наблюдение за ее ходом.
Как правило, указанные содержательные стороны досуга пересекаются, и в том, или ином виде досуга могут отражаться разные содержательные аспекты.
Основные задачи культурно-досуговой деятельности в предельно концентрированном виде можно выразить через функции.
Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить следующие ее функции:
-
рекреативную (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых);
-
развивающую (вовлечения индивида в процесс непрерывного просвещения; включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);
-
компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).
-
коммуникативную функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;
-
накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;
-
воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
-
социализирующую, обеспечивающая через создание структуры отношений опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
-
гедонистическую (получение наслаждения и удовольствия);
-
функцию регуляции социальных отношений (через карнавализацию, игру);
-
воспитательную;
-
функцию совместного переживания значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации.
Задания для самоподготовки
-
Дайте определения понятиям «свободное время». «досуг», «культурно-досуговая деятельность». Назовите основные отличительные особенности.
-
В чем заключается смысл понятия «культура досуга»?
-
Какие основные подходы и концепции существуют в настоящее время в России и за рубежом?
-
Какие функции выполняет культурно-досуговая деятельность?
-
Дайте свое понимание высказыванию: «Я никогда не бываю так занят, как в свое свободное время».
Практические задания:
-
Составьте распорядок дня членов вашей семьи. Каковы основные отличия? Какие элементы не зависят от возраста человека и являются обязательными? Просчитайте свой временной бюджет.
-
Самостоятельно подготовьте доклад об истоках досуговой деятельности и досуге в различные исторические эпохи.
-
Проанализируйте литературу и выявите основные зарубежные концепции досуга.
Список литературы
-
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Аспект Пресс, 2006. – 235с.
-
Акимова Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие для студентов вузов. - М. : МГУКИ, 2003. - 123 с.
-
Ариарский М.А. Прикладная культурология. - СПб: Эго, 2001 – 287 с.
-
Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. -М.: МГУК, 1999.-109с. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0197/index.shtml
-
Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга //Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1993. - № 1. - С. 86.
-
Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки.//Образование и общество, 2007. - №2 – С. 98-104, [Электронный ресурс] – URL: http://jeducation.ru/2_2007/98.html
-
Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. – М.: Изд-во «Альтекс», 2006. – 242 с.
-
Исаева И. Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2010. – 193 с.
-
Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 1999. - 132 с.
-
Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств /Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998.- 461 с.
Тема 2. Аудитория досуговой деятельности: структура и особенности
2.1. Понятие аудитории досуговой деятельности. Классификации аудитории
Субъектами культурно-досуговой деятельности выступают государственные и общественные институты, социальные общности, отдельные лица.
В различные формы культурно-досуговой деятельности в той или иной степени вовлечены все люди – это и младенец, осваивающий элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, это и пожилой человек, передающий национально-культурные традиции своим внукам и правнукам.
Важным этапом организации культурно-досуговой работы является анализ аудитории. Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории.
Аудитория – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей..., а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Аудитории присущи специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей24.
Б.Г. Мосалев дает похожее определение: аудитория (посетители, слушатели) — относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры)25.
Аудитория культурно-досуговой деятельности – это совокупность индивидов, а также дружеских групп и коллективов, желающих реализовать свои потребности досугового характера. Аудитория не может рассматриваться ни как сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями.
Анализируя аудиторию культурно-досуговой деятельности, прежде всего, необходимо дать ответ на вопрос: «для кого?» разрабатывается то или иное досуговое мероприятие.
Критериями классификации аудитории могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как26,:
-
Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.
-
Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.
-
Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.
-
Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).
Дополнительными критериями характеристики аудитории могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности, профессия, образование, ценности, признаваемые этой группой как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности (в культуре, политике, искусстве и т.д.), социальный статус человека, его семья, друзья, религиозные убеждения, а так же другие факторы, которые формируют культуру человека, определяют его ближайшее социальное окружение.