ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1779
Скачиваний: 14
Понятие «культурно-досуговая деятельность» утвердилось в научном обороте с начала 80-х гг ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.
Сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции досуга3. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.
Видный российский социолог - исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.
Итак, в настоящее время ученые рассматривают бюджет времени человека из трех органично взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: рабочего времени, необходимого внерабочего и свободного времени4:
1. Рабочее время (для учащихся – учебное время) – это часть общего бюджета времени, детерминированная уставами, правилами распорядка и иными обязательными предписаниями, которые четко определяют параметры трудовой, учебной или иной изначально регламентированной деятельности.
Личность свободна в выборе профессии и путях ее овладения, но в принципе трудовая или учебная деятельность, где ее форма, содержание и технология целиком предопределяются администратором, мастером, педагогом или иными лицами, выступает для человека как первейшая необходимость, как естественное условие существования, как требование природы и общества.
2. Необходимое внерабочее время слагается из:
а) времени, идущего на удовлетворение физиологических и санитарно-гигиенических потребностей (сон, прием пищи, физическая зарядка, уход за собой и т.д.);
б) времени, которое требуется для подготовки к работе, выполнения домашних заданий, передвижения к месту работы или учебы и обратно, и всего остального, что органично вытекает из профессионально-трудовой или учебной деятельности;
в) времени, затрачиваемого на самообслуживание, помощь семье и товарищам и на другие виды хозяйственно-бытовой деятельности.
Если в рабочее и необходимое внерабочее время поведение человека детерминировано гражданскими, профессиональными и иными обязанностями и непреложными физиологическими, санитарно-гигиеническими, бытовыми, материальными потребностями, то в свободное время оно определяется уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально использовать свой досуг.
3. Свободное время – это часть общего бюджета времени, остающегося у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, и которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.
Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение досуга: досуг - это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера, досуг есть специфически социальный способ его регенерации5.
В исследованиях Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова6 выявлены два существенных условия для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения:
-
Общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.
-
Деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.
По их мнению, эти условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях необходимо рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями.
Таким образом, досуг можно связывать с периодом индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.
На рубеже 70-80-х гг. ХХ века в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции7:
-
Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.
-
Под досугом следует понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась противоположность социальной направленности таких занятий. Западные социологи особенно обращали внимание на то, чтобы при характеристике досуга учитывать явления антикультуры - различные виды дивиантного поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.
Попыткой снять возникшее противоречие явился анализ феномена досуга с позиций общесоциологической теории культуры. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, т.е. деятельности человека по производству, распространению,сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Для выделения данного направления досуговой деятельности из совокупности всех возможных в отечественных научных исследованиях стал употребляться термин «культурно-досуговая деятельность».
Как отмечает Г.Е. Зборовский, «существует органическая взаимосвязь свободного времени и культуры как подсистем общества в их социологическом рассмотрении. В реальности они не могут существовать друг без друга. Свободное время без его «наполнения» определенным культурным содержанием, соответствующей деятельностью – нонсенс». Кроме того автор отмечает, поскольку эта культурная деятельность сопряжена с ее осуществлением в свободное время, она превращается в культурно-досуговую деятельность. Важно представлять, что не всякая культурная деятельность становится культурно-досуговой. Если первая составляет содержание профессионального труда (к примеру, мы говорим о деятелях культуры - композиторах, художниках, писателях и др.), то, естественно, не может рассматриваться относительно его субъектов как культурно-досуговая8.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а так же с целями рекреации и социально-культурного развития9.
Таким образом, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга. Культура досуга явление многогранное. Анализ исследований показал, что к этому явлению ученые подходят с разных позиций.
Так профессор А.Д. Жарков10 определяет культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой11, культура досуга – это такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.
Профессор М.А. Ариарский12 рассматривает культуру досуга как:
-
сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих;
-
интегральное качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.
М.А. Ариарским раскрыты содержание и структура процесса обеспечения культуры досуга, включающего в себя формирование:
-
осмысленной необходимости рационально использовать свое свободное время;
-
активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить свой досуг;
-
умений и навыков планировать и организовывать свое свободное время.
Таким образом, культура досуга - это способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества.
Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных факторов:
-
развитых структурных компонентов культуры свободного времяпрепровождения;
-
наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности;
-
творческой установкой на данный вид отдыха.
В зарубежном досуговедении активно используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели13.
Особое внимание зарубежные исследователи (Ж. Дюмазедье, С. Паркер, М. Смит, Ж. Фридман и др.), обращают на теоретические аспекты социологии досуга.
Ж. Дюмазедье, исходя из функций досуга, определяет досуг как совокупность видов деятельности, которые можно выбрать по своему усмотрению, освободившись от бремени профессиональных и домашних забот. Ж. Дюмазедье выделил четыре различных определения отдыха. В широком смысле он определяет отдых, как стиль поведения, который может возникать даже на работе, согласно второму определению, к отдыху можно отнести любую деятельность не связанную с работой. В более узком смысле, отдых исключает семейные и домашние обязанности, и, наконец, в самом узком смысле, Ж. Дюмазедье определяет досуг как деятельность, направленную на самореализацию14.
Согласно концепции цивилизации досуга Ж. Дюмазедье15, феномен свободного времени оказывает решающее воздействие на все процессы и отношения в обществе. По мере количественного роста, происходящего непрерывно, свободное время выступает все больше как сфера, преобразующая весь способ деятельности и ее смысл.
Основными постулатами, на которых базируется теория цивилизации досуга, являются следующие:
-
Технический прогресс избавляет человека от необходимости получать удовлетворение в труде и делает возможным достижение этого в сфере досуга. Данное обстоятельство, а также систематическое сокращение рабочего и рост свободного времени приводят к переносу центра тяжести в образе жизни человека из области производственной в потребительскую.
-
Концентрация интересов человека и общества на использовании свободного времени происходит потому, что исчезает эксплуатация в области производства. Труд как таковой потеряет свою ценность и необходимость постольку, поскольку будет выполняться автоматами без участия людей.
-
Изобилие свободного времени как всеобщее демократическое завоевание открывает равные шансы для всех индивидов и социальных групп. Благодаря этому нивелируются социальные различия и в обществе формируется новый стиль жизни, связанный с использованием свободного времени как главной функцией.
-
Свободное время, независимо от характера выполняемой работы, является (либо может стать) временем настоящей свободы, не связанной выбором занятий, в которое личность выражает и развивает свои особенности.
Анализируя концепцию цивилизации досуга, Г.Е. Зборовский16 подчеркивает, что каждый из постулатов данной концепции вполне может стать объектом дискуссий. Это касается идей и положений, провозглашающих: избавление человека от необходимости получать удовлетворение в труде, исчезновение эксплуатации в сфере производства, утерю трудом своей ценности, нивелирование различий в сфере свободного времени между разными социальными слоями и т.д.
Однако концепция цивилизации досуга сыграла большую позитивную роль в развитии теорий свободного времени. Она привлекла активное внимание к ним не только со стороны социологов досуга, но и общества в целом. Стало ясно, что свободное время как фактор и сфера общественного развития, как элемент образа жизни личности и социальных групп превратилось в такой значимый феномен, который недооценивать далее просто нельзя.
В теории и практике зарубежного досуга активно разрабатываются и анализируются такие понятия, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» как выработка системы установок, умений и навыков рационального времяпровождения17.
В соответствии с западной концепцией педагогики досуга под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей18.