ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 932
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Современные методы архитектурно-строительного проектирования
1.4. Приемы и средства архитектурной композиции
1.6. Вариантное проектирование
2.2. Основы районной планировки
2.3. Основные виды и задачи районной планировки
2.4. Жилая среда. Архитектурно-планировочная организация жилого района и микрорайона
2.5. Реконструкция городской застройки
2.6. Нормативные основы строительной теплотехники
2.7. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций
2.9. Звукоизоляция общественных зданий
2.10. Проблемы звукоизоляции жилых зданий
2.11. Основные типы звукоизоляционныхперегородок
Раздел 3. Многоэтажные здания из индустриальных элементов и современных конструкций
3.3. Жилые здания. Типы и классификация
3.4. Общие требования, предъявляемые к многоэтажным зданиям
3.5. Элементы малоэтажных жилых зданий и требования к ним
3.6. Конструктивные системы и конструктивные схемы зданий
3.9. Архитектурно-конструктивная структура здания
3.10. Конструктивные системы и схемы зданий
3.12. Учет природно-климатических условий
3.13. Физико-технические требования, предъявляемые к зданиям и отдельным его частям
3.14. Объемно-планировочные решения жилых зданий
3.15. Проектирование жилых зданий. Объемно-планировочные решения
3.16. Объемно-планировочные решения общественных зданий
3.17. Объемно-планировочные решения детских учреждений
3.18. Объемно-планировочные решения зданий торговли, питания и бытового обслуживания
4.1. Промышленные здания: общие понятия. Классификация промышленных зданий
4.2. Конструктивные схемы промышленных зданий
4.3. Разновидности каркасов одноэтажных промышленных зданий
4.4. Каркасы многоэтажных промышленных зданий
4.5. Покрытия промышленных зданий
4.6. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий
4.7. Основные принципы проектирования производственных зданий
4.8. Требования к компоновке отделений цеха
4.9. Архитектурный облик производственного здания
4.10. Строительное проектирование промышленных зданий
4.11. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий
4.12. Санитарно-бытовые помещения
4.14. Размещение и объемно-планировочные решения административно-бытовых зданий и помещений
4.15. Параметры зданий и помещений
4.16. Сейсмостойкость зданий. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений
Раздел 5. Планировка и застройка территории промышленного предприятия. Генпланы промышленных зданий
5.1. Генеральные планы промышленных предприятий
5.2. Состав городского промышленного района
5.3. Зонирование промышленного района. Промрайон в структуре города
5.4. Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок
5.5. Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района
5.6. Санитарно-гигиенические требования при размещении промышленных предприятий
Поиск более гибких вариабельных схем, способствующих повышению качества жилищного строительства, привел к новым разработкам. Так появились более дробные трактовки планировочных элементов, принятые в качестве структурной единицы жилого дома: блок-квартира, блокировочные узлы жилые и лестнично-лифтовые, объемно-планировочный элемент (комната, санитарно-кухонный узел, лестница, лифтовой узел и др.). Многие проектные институты работают на Едином каталоге унифицированных индустриальных строительных изделий, позволяющем создавать многовариантные архитектурно-планировочные решения жилых и общественных зданий. Получили развитие следующие методы проектирования общественных зданий: блочно-секционный, из функциональных блоков, блок-модульный, инфрамодульный и др.5
1.4. Приемы и средства архитектурной композиции
При проектировании используется ряд композиционно-художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи частей архитектурного сооружения и достижения наибольшей художественной выразительности как отдельного здания, так и комплекса зданий.
Художественное единство, гармоничную согласованность зданий и окружающей среды называют архитектурным ансамблем.
Важнейшее композиционное средство в архитектуре - тектоника, т. е. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здание приобретает образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность.
Большое значение в композиции имеет членение поверхности архитектурного объема на отдельные элементы в задуманном архитектурном масштабе. Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.
Для крупных монументальных сооружений не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, например, Мавзолей Ленина – небольшое по своим размерам сооружение – выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема.
С понятием «архитектурный масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику. Архитектурной масштабностью называют соотношение между размерами сооружения и человеком, а также между сооружением в целом и его частями (деталями). Большое значение для установления масштабности имеют элементы, связанные с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. д.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.
Одним из важных средств художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения.
Пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое архитектором средство гармонизации художественного образа - они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.
Важное средство архитектурной композиции - художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность. В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену – с проемами, вертикальные элементы – с горизонтальными и т. д.
Художественную выразительность архитектурной композиции можно усилить не только использованием контраста, но и нюанса, под которым понимают едва заметный переход от одного художественного мотива к другому.
При проектировании отдельных зданий и их совокупности в ансамбле часто используют закономерности ритма как одного из специфических художественных средств архитектурной композиции. Под ритмом в архитектуре понимают закономерное повторение (чередование) элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности.
В условиях современного индустриального строительства по типовым проектам из унифицированных сборных конструкций, имеющих, как правило, упрощенные формы, повысилась роль таких важных композиционных средств, как цвет, светотень, фактура. Особенно большое значение приобретает полихромия (многоцветность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций. Полихромия расширяет творческую палитру архитектора, поскольку значительно возрастает возможность вариативности при многократном применении однообразных типовых архитектурных элементов.6
1.5. Нормализация
Нормализация – разновидность типизации, выполняющая вспомогательную роль путем создания нормалей планировочных решений различных типов общественных зданий и их фрагментов.
Целью разработки нормалей является внедрение в типовое проектирование и строительство прогрессивных функциональных решений в соответствии с действующими нормами проектирования. Нормали разрабатываются применительно к полносборным, крупнопанельным и каркасно-панельным зданиям, а также зданиям с несущими стенами из кирпича и блоков. Их разработка проводится на основе опыта проектирования, материалов научно-исследовательских работ и практики эксплуатации зданий.
Унифицированный сортамент, стандарты и каталоги строительных изделий открывают широкие возможности для проектирования современных общественных зданий с помощью нормалей объемно-планировочных элементов: школьных классов, больничных палат, торговых залов, гостиничных номеров и др. Габарит каждого из помещений общественного здания определяется номенклатурой, размерами и расстановкой мебели и оборудования, величиной проходов и свободного пространства. Функционально обоснованный габарит помещений компонуется в конструктивной ячейке, образованной каркасом или несущими стенами с унифицированными модульными параметрами.
В состав нормалей объемно-планировочных элементов основных помещений входят:
-
схема функциональной взаимосвязи помещений в соответствии с общей объемно- планировочной структурой здания; -
нормативные исходные данные (по СНиП и другим источникам); -
антропологические данные о росте человека, его габаритах при различных положениях тела; -
номенклатура мебели и оборудования со ссылкой на стандарты и каталоги; -
типы и габариты передвижной и встроенной мебели и оборудования со схематическими чертежами и указанием размеров; -
основные функциональные зоны с размещением мебели и оборудования с указанием минимально необходимых размеров; -
функциональная габаритная схема помещений с расположением оборудования и мебели с указанием их размеров, минимальных нормативных расстояний между ними и общих минимальных размеров помещений; -
планировочные схемы помещений применительно к основным конструктивным системам и унифицированным модульным параметрам; -
схемы инженерного оборудования помещений (санитарно-технического, электротехнического и др.); -
требования к отделке помещений.
Кроме того, в качестве приложения приводятся примеры планировки групп помещений с применением нормалей.
По полноте состава нормалей помещения зданий различного назначения разделяются на три степени нормализации.
1-я степень нормализации (полный состав) – распространяется на помещения, габариты которых в наибольшей мере определяются организацией функционального процесса, габаритами оборудования, например классы и лаборатории в школах, палаты и операционные в больницах, санитарные узлы и т. п.
2-я степень нормализации – относится к помещениям с возможностью варьирования планировки, например номера гостиниц, торговые залы магазинов и т. п. Здесь нормализуются основные зоны, и даются примеры или таблицы возможных габаритов общих функционально-планировочных схем.
3-я степень нормализации – характерна для таких помещений, как вестибюли, холлы, гостиные. Здесь нормализуются лишь площадь помещений, примерный состав и габариты оборудования.
Нормали издаются отдельными выпусками по типам зданий или группам помещений отдельных видов зданий. Например, серия выпусков нормалей объемно-планировочных элементов общественных зданий включает:
-
нормали основных помещений зданий учебно-воспитательного назначения; -
нормали основных помещений торговых зданий и предприятия общественного питания; -
нормали основных помещений предприятий хозяйственно-бытового и коммунального обслуживания; -
нормали помещений зданий зрелищного и культурно-просветительного назначения, спортивно-оздоровительных сооружений; -
нормали основных помещений зданий лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха; -
нормали основных помещений зданий научно-исследовательских институтов, проектных организаций и административных зданий.
Так, нормали «кафе общего типа» (вместимостью на 100, 150, 200, 300 и 400 мест) содержат следующие функциональные группы: помещения с обслуживанием официантами и самообслуживанием, помещения для посетителей, производственные помещения, складские и технические помещения. Функционально-габаритные размеры залов разработаны с учетом требований к организации питания методом самообслуживания и с обслуживанием официантами, габаритов торгового оборудования, мебели и нормативных проходов в залах. Планы в зависимости от вместимости имеют правильную геометрическую форму (прямоугольные, квадратные), позволяющую наглядно отразить основные требования к удобству обслуживания посетителей, а именно: рациональную направленность потоков посетителей, их ориентацию в зале, кратчайшие пути движения посетителей в зале, применение средств механизации для транспортировки использованной посуды из зала.
7
1.6. Вариантное проектирование
При массовом индустриальном строительстве, как отмечалось, в проектировании важное место занимает унифицированный каталог строительных элементов. При выборе типовых деталей, позволяющих наряду с решением технико-экономических задач предусмотреть возможность взаимозаменяемости элементов, в систему типоразмеров может быть внесен принцип вариабельности - возможность менять варианты на базе строго определенного набора стандартных элементов.
Вариабельность объемно-планировочных решений при разумных количественных соотношениях и необходимом наборе элементов позволяет преодолеть однообразие и монотонность застройки. Этот метод также базируется на модульной системе. Так, например, при проектировании комплекса зданий спортивно-оздоровительного лагеря на берегу Черного моря «Новый Артек» за основу были приняты модульные размеры конструкций в пределах 6-6,6 м, основным функциональным модулем явилось помещение на 10 детей. Санитарная норма на 1 ребенка - 4 м2 площади помещений для сна и отдыха, следовательно, 40 м2 можно было принять при проектных расчетах как основу типизированной объемно-планировочной единицы, которая включала, кроме того, лоджию и коридор (или галерею). Такая единица позволила разработать проекты основных зданий и сооружений Нового Артека на унифицированной основе. Сочетание двух типов объемно-планировочных единиц, составленных всего из 6 основных железобетонных деталей, позволило построить более 100 различных зданий, среди которых спальные корпуса, столовые, изостудия, павильон юных натуралистов и др.. Разнообразие проектных решений при этом достигалось вариабельностью архитектурных форм фасадов (различные решения окон, лоджий, галерей, солнцезащитных устройств), лестниц (открытых, остекленных, расположенных в торце здания), навесов на плоских кровлях (открытых прямоугольной формы, открытых усложненной формы, остекленных и др.), а также применением различных цветовых решений.8
Рисунок 1. Пионерский лагерь «Морской». Спальный корпус на один отряд. Выполнен из четырех унифицированных стандартных железобетонных деталей.
1- рама каркаса; 2 - настил перекрытия; 3 – лестничный марш; 4 – Т- образная опора лестницы