Файл: 1 Понятие об архитектуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 913

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Понятие об архитектуре

1.2. Архитектурные стили

1.3. Современные методы архитектурно-строительного проектирования

1.4. Приемы и средства архитектурной композиции

1.5. Нормализация

1.6. Вариантное проектирование

Раздел 2. Элементы градостроительства. Основы строительной теплотехники. Звукоизоляция зданий, инсоляция, солнцезащита

2.1. Система расселения

2.2. Основы районной планировки

2.3. Основные виды и задачи районной планировки

2.4. Жилая среда. Архитектурно-планировочная организация жилого района и микрорайона

2.5. Реконструкция городской застройки

2.6. Нормативные основы строительной теплотехники

2.7. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций

2.8. Звукоизоляция

2.9. Звукоизоляция общественных зданий

2.10. Проблемы звукоизоляции жилых зданий

2.11. Основные типы звукоизоляционныхперегородок

2.12. Инсоляция

Раздел 3. Многоэтажные здания из индустриальных элементов и современных конструкций

3.1. Классификация зданий

3.2. Виды гражданских зданий

3.3. Жилые здания. Типы и классификация

3.4. Общие требования, предъявляемые к многоэтажным зданиям

3.5. Элементы малоэтажных жилых зданий и требования к ним

3.6. Конструктивные системы и конструктивные схемы зданий

3.7. Единая модульная система

3.8. Функционально-технологические основы организации здания. Функционально-технологические процессы общественных зданий

3.9. Архитектурно-конструктивная структура здания

3.10. Конструктивные системы и схемы зданий

3.11. Выбор строительных материалов и методовстроительства при разработке конструкцийзданий. Индустриальные методыстроительства.

3.12. Учет природно-климатических условий

3.13. Физико-технические требования, предъявляемые к зданиям и отдельным его частям

3.14. Объемно-планировочные решения жилых зданий

3.15. Проектирование жилых зданий. Объемно-планировочные решения

3.16. Объемно-планировочные решения общественных зданий

3.17. Объемно-планировочные решения детских учреждений

3.18. Объемно-планировочные решения зданий торговли, питания и бытового обслуживания

Раздел 4. Понятие о проектировании промышленных зданий. Виды промышленных зданий, их классификация, требования, предъявляемые к промышленным зданиям. Детали, конструкции и узлы промышленных зданий

4.1. Промышленные здания: общие понятия. Классификация промышленных зданий

4.2. Конструктивные схемы промышленных зданий

4.3. Разновидности каркасов одноэтажных промышленных зданий

4.4. Каркасы многоэтажных промышленных зданий

4.5. Покрытия промышленных зданий

4.6. Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

4.7. Основные принципы проектирования производственных зданий

4.8. Требования к компоновке отделений цеха

4.9. Архитектурный облик производственного здания

4.10. Строительное проектирование промышленных зданий

4.11. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий

4.12. Санитарно-бытовые помещения

4.13. Помещения общественного питания, торгового и бытового обслуживания. Помещения культурного обслуживания и административные

4.14. Размещение и объемно-планировочные решения административно-бытовых зданий и помещений

4.15. Параметры зданий и помещений

4.16. Сейсмостойкость зданий. Особенности объемно-планировочных и конструктивных решений

Раздел 5. Планировка и застройка территории промышленного предприятия. Генпланы промышленных зданий

5.1. Генеральные планы промышленных предприятий

5.2. Состав городского промышленного района

5.3. Зонирование промышленного района. Промрайон в структуре города

5.4. Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок

5.5. Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района

5.6. Санитарно-гигиенические требования при размещении промышленных предприятий

5.7. Стройгенплан

Заключение

Заключение



k – коэффициент занятости территории, составляющий 0,55-0,65. 

 



Рис. 82. Проект планировки промышленного района

1 – машиностроительный завод; 2 – приборостроительный завод; 3 – ремонтный завод; 4 – завод электробытовых приборов; 5 – завод сельскохозяйственного машиностроения; 6 – завод ЖБК; 7 – кабельный завод; 8 – ТЭЦ; 9 – районный узел водопроводных сооружений; 10 –водозаборные сооружения; 11 – очистные сооружения канализации; 12 – санитарно-защитная зона; 13 – территория для развития района

Главным условием при решении планировочной структуры городского промышленного района является предварительная планировка его территории, устанавливающая основы планировочной организации, последующего планомерного размещения промышленных предприятий и других производственных объектов с учетом территориального их объединения в группы и возможности всестороннего кооперирования. 135

134 Халтурина Л.В. Генеральные планы промышленных предприятий: Учебное пособие …

135 Там же.

5.3. Зонирование промышленного района. Промрайон в структуре города


В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны: производственную; санитарно-защитную; энергетических объектов; транспортных и складских объектов; объектов культурно-бытового и научно-технического обслуживания, учебных заведений на базе производства и др. 

Планировочная связь промышленных районов с прилегающими городскими территориями зависит от положения промышленных районов в структуре города. Особенно полной и органичной эта связь должна быть для промышленных районов и предприятий, расположенных в пределах селитебных территорий или в непосредственной близости от них. В этих случаях улично-дорожная сеть является в значительной степени единой как для промрайона, так и жилых микрорайонов. В объемно-пространственном отношении промышленно-производственная застройка (этажность, объемно-планировочные параметры и пр.), ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами жилищного и гражданского строительства должна активно участвовать в формировании архитектурных ансамблей. 

Основными структурными элементами планировки городского промышленного района являются:

  • панели, предназначенные для размещения, как правило, одного ряда предприятий,

  • блоки, на которые панели разделяются внутрирайонными проездами.

 

Рисунок 83. Схема расположения одно- (а) и двухпанельного (б) предприятия

Ленточное однопанельное проектирование применяется для предприятий и объектов одного или близких классов по санитарной классификации производств. Последовательное многопанельное проектирование применяется при размещении предприятий различных классов по санитарной классификации производств. При этом предприятия, относящиеся к 1-3 классам, размещаются в панели, более удаленной от селитебной зоны, предприятия 4-5 классов – последовательно в панелях, более близких к селитебной зоне. 

В городских промышленных районах следует при соответствующем обосновании предусматривать общественные центры для размещения кооперированных предприятий обслуживания персонала, а также объектов научно-технического обслуживания района. Общественные и научно-технические центры должны быть удобно связаны с магистральными улицами, предназначенными для общественного транспорта. 



Транспортное обслуживание промышленного района должно проектироваться на основании транспортной схемы проекта районной планировки и генплана города с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.  136

136 Халтурина Л.В. Генеральные планы промышленных предприятий: Учебное пособие…

5.4. Транспорт для обслуживания внешних и внутрирайонных грузовых перевозок


Проектирование транспорта при разработке проектов планировки городских промышленных районов должно обеспечить:

  • выявление наиболее рационального варианта размещения промышленных предприятий; 

  • создание общих для них транспортных объектов и определение экономической эффективности их строительства; 

  • выбор видов транспорта для внешних и связанных с ними внутренних перевозок; 

  • установление наиболее рациональной транспортной схемы на основе объединения выбранных видов транспорта для отдельных грузопотоков или предприятий в единую систему в увязке с проектируемым транспортом для пассажирских перевозок.

Вид транспорта для обслуживания внешних и внутрирайонных грузоперевозок предприятий выбирают на основании технико-экономических расчетов, учитывающих род перемещаемых грузов, объем и характер перевозок, расстояния транспортирования, целесообразность использования существующих транспортных сооружений, средств и устройств на основе кооперации. 

При технико-экономическом обосновании выбора видов транспорта необходимо учитывать:

  • сокращение площадей земельных участков, занимаемых транспортными предприятиями, недопустимость занятия ценных сельскохозяйственных участков; 

  • возможность проектирования сооружений и устройств, предназначенных для совместного использования различными видами транспорта (совмещенных автомобильных и железнодорожных или автомобильных и трамвайных мостов и путепроводов и т. д.), а также возможность использования для нужд транспорта сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин, водопропускных сооружений и др.); 

  • влияние транспортных сооружений и устройств на архитектурно-планировочные решения осваиваемой территории.


В качестве промышленного транспорта обычно используют железнодорожный и  автомобильный

Железнодорожный транспорт применяется в случаях, когда другие виды транспорта экономически нецелесообразны или когда требуется перевозка тяжеловесных крупногабаритных и специальных грузов, грузов, не допускающих перегрузки (сжиженные газы, кислоты, тяжеловесы и др.), или же таких грузов, перегрузка которых вызывает ухудшение их качества, большие потери и т. д. Решение об использовании железнодорожного транспорта для вновь проектируемых предприятий должно приниматься исходя из комплексного рассмотрения вопросов выбора вида транспорта для обслуживания предприятий промышленного района. 

Подъездные пути железных дорог для грузовых перевозок не допускается размещать в пределах селитебной территории, территорий учреждений лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха, если они не предназначены для их обслуживания. При необходимости сохранения подъездных путей железных дорог, проходящих по территории жилых районов и пересекающих магистральные улицы, следует предусматривать строительство в местах пересечений путепроводов, пешеходных тоннелей и т. д. и проведение других мероприятий, обеспечивающих безопасность движения.

Автомобильный транспорт применяется, как правило, для внешних перевозок: доставки на предприятия местного и привозного сырья, полуфабрикатов и оборудования, транспортировки персонала к предприятиям и обратно и т. д. 

Если в промрайоне имеются водные артерии, необходимо на основании технико-экономических расчетов установить целесообразность их использования в транспортном отношении (для доставки сырья, топлива, готовой продукции и пр.). 

При проектировании комплексной транспортной схемы промышленных районов следует избегать пересечений грузовых и основных пассажиропотоков. При необходимости осуществлять пересечения этих потоков в разных уровнях. 137

137 Халтурина Л.В. Генеральные планы промышленных предприятий: Учебное пособие…

5.5. Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района


Планировка городского промрайона оценивается путем сравнения показателей, характеризующих технические, экономические и планировочные качества принимаемых решений. 

В целях применения единой методики для оценки проектно-планировочных решений по городским промышленным районам технико-экономические показатели рекомендуется определять следующим образом: 

  1. Площадь городского промышленного района определяется как сумма участков, отведенных или занятых под: 

  • площадки промышленных предприятий (в ограде или в отведенных  границах); 

  • объекты, обслуживающие предприятия; 

  • общественные и научно-технические центры; 

  • отвалы и отходы производства; 

  • объекты транспортной инфраструктуры; 

  • резервные территории; 

  • санитарно-защитные зоны предприятий;

  • участки, непригодные для строительства по природным или другим условиям, но расположенные на территории района; 

  • транспортная инфраструктура 

Более упрощенно территория района может определяться в границах, намеченных по генплану развития города. 138

  1. Площадь, занимаемая площадками промышленных предприятий и других объектов, определяется как сумма их площадей (в оградах или в отведенных границах), а также объектов, расположенных вне их оград, но относящихся к данным предприятиям (подсобные объекты, отвалы и пр.).

  2. Резервные территории определяются как сумма участков, предусмотренных для расширения предприятий и связанных с ними объектов, для размещения новых предприятий (вне ограды). 

  3. Площадь общественных и научно-технических центров определяется по границам проектного освоения. 

  4. Площадь озеленения района определяется как сумма участков, занятых проектируемыми и существующими зелеными насаждениями вне площадок предприятий. 

  5. Длина железнодорожных путей определяется по их протяженности в пределах территории района в километрах (исключая пути, расположенные на промышленных площадках) и исчисляется от мест присоединения к общей сети РЖД до границ предприятий и объектов, обслуживаемых подъездными путями. 

  6. Длина автомобильных дорог определяется по их протяженности в пределах района (исключая дороги, расположенные в ограде промышленных предприятий) и исчисляется от мест присоединения к дорогам общего пользования до границ предприятий. 

  7. Площадь в гектарах, занимаемая железными дорогами, определяется как площадь в границах полосы отвода, а для отдельных путей – по общей их длине, умноженной на 5 м (для колеи 1520 мм) и на 3 м (для колеи 750 мм). Площадь, занимаемая автомобильными и железными дорогами при расположении их на насыпях или в выемках, исчисляется по бровке выемки или подошве насыпи. 

  8. Неиспользуемые территории определяются как сумма площадей участков, которые не могут быть использованы под строительства из-за природных и других условий (оползни, горы, овраги, карсты, болота, водоемы, затопляемые участки и т. п.). 

  9. Коэффициент занятости территории района исчисляется как отношение суммы промплощадок предприятий и других объектов, а также резервных территорий, которые могут быть использованы под строительство, к общей площади района. 

  10. Коэффициент использования территории определяется как отношение суммы промплощадок и других объектов, резервных территорий, железнодорожных подъездных путей, автомобильных дорог, транспортных и других устройств, площадок для стоянок автотранспорта, эстакад и т. п. к общей площади района. Следует учитывать, что показатель может быть высоким при неудовлетворительном решении в целом (излишняя длина дорог, большие площади покрытия и т. д.). 

  11. Коэффициент озеленения исчисляется как отношение площади, занятой зелеными насаждениями вне площадок предприятий и других объектов, к общей территории района. 

  12. Численность персонала определяется как сумма занятых во всех сменах, на всех объектах в районе, включая транспорт, связь, обслуживание и т. д. 

  13. Грузооборот определяется как сумма объемов внешних, внутрирайонных (межзаводских) годовых перевозок отдельных предприятий, а также объектов, обслуживающих данный район. Грузооборот по отдельным видам транспорта определяется как сумма внешних и межзаводских годовых перевозок соответственно по видам транспорта (железнодорожному, автомобильному, водному, конвейерному и др.). 139