Файл: Предметом науки уголовного процесса являются.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этим и предопределена единая целостность, взаимосвязанность и взаимообусловленность системы принципов уголовного процесса.
В юридической литературе существует классификация принципов по отдельным процессуальным стадиям (Саркисянц Г.П., Жогин Н.В., Фаткулин Ф.Н., Перлов И.Д. и другие)[23].
Данная классификация принципов нашла под собой основу в связи с тем, что в УПК Каз.ССР изложение принципов не отграничивалось от общих условий производства в отдельных стадиях, например, в главе I УПК Каз.ССР "Основные начала уголовного судопроизводства" в главе ХХIII УПК Каз.ССР "Общие условия судебного разбирательства". Принципы разделены на две части и перемежаются с общими положениями. Однако размещение подобных норм в отдельных главах и разделах Кодекса не только не соответствует структуре Конституции, но и "само по себе не означает формулировки для соответствующих стадий процесса каких-то своих, особых принципов, существующих наряду и в отличие от принципов всего процесса в целом"[24].
Как видно из вышеизложенного, большинство из претендующих на принцип положений на самом деле принципами не являются, так как логически вытекают из общепроцессуальных принципов или задач уголовного судопроизводства. А если и относятся к принципам, то характерны не для одной стадии уголовного процесса.
Механистическое разделение принципов уголовного судопроизводства на действие в пределах стадий уголовного процесса явно ошибочно, так как принцип по своей сути наиболее общая категория и должна пронизывать все стадии уголовного процесса.
"Система принципов уголовного процесса должна пониматься не как классификация, а как взаимосвязь, взаимообусловленность равновеликих, равнозначных, основных, ключевых положений в пределах системы самого уголовно-процессуального права[25].
Эта же идея прослеживается в выводах, А.Я. Гинзбурга. Применительно к криминалистическим аспектам, он указывает, что "... принципы криминалистики представляют собой взаимосвязанные, качественно обособленные, относительно самостоятельные элементы в рамках целого. Этим целым по отношению к отдельным принципам криминалистики (элементам) будет система принципов (структура)"[26].
Таким образом, научные исследования в области систематизации и классификации принципов уголовного судопроизводства, приводят нас к следующим выводам.

Принципы уголовного судопроизводства – прежде всего взаимосвязанные, взаимообусловленные и совокупные элементы одной единой системы. Поэтому они по объективным закономерностям не могут поддаваться классификации по каким-либо условиям и зависимостям. Иными словами, классификация принципов уголовного судопроизводства ни при каких обстоятельствах не приемлема.
Речь должна идти только о систематизации принципов уголовного судопроизводства. "Система - (составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство"[27].
Системообразующими качествами принципов являются:
- "связанность принципов общностью целей и задач;
- отсутствие внутренних противоречий;
- единство объективного и субъективного начал;

- взаимная обусловленность и свойство одновременно влиять как автономно, так и в совокупности;
- ориентирование принципов на достижение целей и задач уголовного судопроизводства"[28];
- принципы выражают по своей сущности и природе наиболее основные, существенные положения уголовного судопроизводства;
- принципы наиболее обобщены и не носят производный или подчиненный характер;
- принципы обладают руководящими признаками по отношению к общей и особенной частям уголовного процесса.
Единая совокупность системы принципов уголовного судопроизводства позволит преодолеть чрезмерное расширение или необоснованное сужение положений, которые предлагаются в качестве основ. Логическим подтверждением изложенного нами тезиса является то, что системообразующий фактор позволил законодателю сформировать в отраслевом законодательстве самостоятельную главу под названием "Задачи и принципы уголовного процесса", которую расположил в разделе "Основные положения".

вопрос 7: Одновременно с введением понятия участников уголовного судопроизводства, законодатель классифицировал их по признаку выполняемых ими функций. Так, в УПК РФ появились четыре группы участников уголовного судопроизводства: суд, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, участники уголовного судопроизводства со стороны защиты и иные участники уголовного судопроизводства.

Вопрос 8: Суд — это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные законом (п. 48 ст. 5 УПК РФ).
Установив, что правосудие осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 8 УПК РФ), законодатель определил тем самым его приоритет перед всеми другими участниками уголовного судопроизводства. Никакой другой орган государства не имеет права осуществлять правосудие, т.е. рассматривать в судебных заседаниях уголовные дела, решать вопросы о виновности подсудимых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. При этом суд не должен осуществлять функцию уголовного преследования, выступать на стороне обвинения или на стороне защиты.


Исключительные полномочия суда определены в ст. 29 УПК РФ. Только суд правомочен:
признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом;

принять решение, в том числе в ходе досудебного производства:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, дня производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

о возмещении имущественного вреда;

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

о производстве обыска и (иди) выемки в жилище; о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; о производстве личного обыска;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

о реализации или об уничтожении вещественных доказательств;

о контроле и записи телефонных и иных переговоров; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

рассматривать в ходе досудебного производства жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Секта в суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в составе:
судьи федерального суда общей юрисдикции;

судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей;

коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции;

мирового судьи.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:
в районном суде — судьей районного суда единолично;

в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции. Исключение составляют уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовные дела с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:
президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей;

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ в составе трех судей.

Рассмотрение уголовных дел в надзорном порядке осуществляется большинством членов Президиума Верховного Суда РФ.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.
Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном для производства по уголовным делам, подсудным мировому судье.
вопрос 9.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Прокурор
Прокурор — наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех его стадиях. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).
Существенными полномочиями УПК и Закон о прокуратуре наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;
б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1 Закона).
Прокурор, в частности, уполномочен: давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать ему согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене и изменении меры пресечения, о производстве других процессуальных действий; разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования; изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 4, 5, 9—11, 13 ст. 37 УПК).
Аналогичные полномочия в части процессуального руководства следователями указанным законом возложены на руководителей следственных органов. Это не означает, что прокурор не осуществляет вообще указанных полномочий в отношении следователей. Он, в частности, вправе проверить исполнение в органах предварительного следствия и дознания требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требовать от этих органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования; передавать уголовное дело от органа расследования при исполнительной власти следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт; возвращать дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями, рассматривать ходатайство подозреваемого или обвиняемого и постановление следователя о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.