Файл: Предметом науки уголовного процесса являются.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК).
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На прокурора как на представителя власти возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 3 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от уголовного преследования (ч. 4 ст. 37).
Следователь
Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.
Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ России и ФСКН России. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).
Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.
Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.
В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

личной неприкосновенности (п.1—3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК);?а)
неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст.29);?б)
неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29);?в)
имущественных прав (п. 5?г)1, 7, 9 ч. 2 ст. 29);
временным отстранением обвиняемого от должности?д) в соответствии со ст. 114 Конституции РФ (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).
Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть им обжаловано с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК).
Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).
Следователь-криминалист
Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий при производстве предварительного следствия по уголовному делу (п. 401 ст. 5 УПК). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде.
Руководитель следственного органа
Содержание этого термина выходит за рамки его буквального смысла, так как согласно п. 381 ст. 5 УПК руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель.
Сообразно положениям ст. 39 УПК руководитель следственного органа вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу (ст. 163 УПК), изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству. Он наделен правом отменять необоснованные или незаконные постановления следователя.


В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений руководитель следственного органа правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок — давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность обжалования указаний руководителю вышестоящего следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнения. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний руководителя следственного органа лишь в случаях, когда они касаются: а) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; б) привлечения лица в качестве обвиняемого; в) квалификации преступления; г) объема обвинения; д) избрания меры пресечения; е) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; ж) направления дела в суд; з) прекращения уголовного дела. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Согласно ч. 3 ст. 39 УПК руководитель следственного органа рассматривает поступающие от прокурора требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и провести предварительное следствие в полном объеме, при этом он обладает полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК).
Орган дознания
Органами дознания являются органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти (ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСКН России, ФСИН России), наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД (ст. 40 УПК), и другие указанные в УПК государственные органы и должностные лица, уполномоченные проводить дознание.

К органам дознания отнесены органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора противопожарной службы МЧС России (ч. 1 ст. 40 УПК).
На органы дознания возложено:
??проведение дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), — в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК;
??выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возложено также (т.е. наряду с органами дознания):
??на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
??руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
??глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Часть 2 ст. 40 УПК называет лишь основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. В ней прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки перечисленных в УПК составов преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК).
Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК) — выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157). Уголовно-процессуальный закон определяет (по предметному признаку) круг дел о преступлениях, по которым эту деятельность осуществляют органы дознания, входящие в структуры различных министерств и ведомств (ч. 2 ст. 157 УПК).
Дознаватель
Дознаватель — участник уголовного судопроизводства в виде должностного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
Важно отметить, что лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномочия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, по решению начальника органа дознания или его заместителя, а также начальника подразделения дознания (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 401 УПК).
Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-розыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-розыскных служб и подразделений вообще осуществлять дознание по делу. Но этот сотрудник не вправе