Файл: Нескучные уроки обстоятельное изложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день
Но если учитель сам будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда для них работа в такой назначенной свыше компании может восприниматься даже негативно.
Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются вовремя своих игр во дворе. К ним может быть добавлен и такой вариант:
Разрезанная открытка Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных лучше — большого формата. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников собственноручно вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно — оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья готовит необходимые для задания инструменты книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т.п.).
Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своём названии и посыльный выводит его надо- ске. После того, как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант изобразят эмблемы, учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать
).
Инструкцию о предстоящей работе чаще всего полезнее задавать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.
Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды, само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное, а походу объединения все ученики получают возможность раз 172 2013_05_Bukatov_blok.indd 172 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

173 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
мяться (что особо необходимо гиперактивным детям, что приятно разнообразит жизнь как учеников, таки учителя.
Особо подчеркнём, если упростить прими разрезанные многоцветные открытки заменить примитивными карточками, помеченными цифрой или цветом, то такой способ деления на команды в глазах детей потеряет игровую привлекательность и будет восприниматься как навязывание учителем своей воли и каких-то своих дидактических ожиданий. Что, к сожалению, приводит некоторых учеников к негативному настрою. Колечки Весь класс выходит к доске. Условие сколько разве- дущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся Мы готовы, — образуют тесное колечко. Например, после трёх хлопков все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс. После серии хлопков то четыре, то восемь, то два раза потри или по два хлопка (в достаточно быстром темпе) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной на уроке. Например, объединив весь класс в колечки-шестёрки, учитель объявляет СТОП Каждое колечко — рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками. Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».
Этот способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться- размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками 173 2013_05_Bukatov_blok.indd 173 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день. ДЕТСКИЕ СЧИТАЛОЧКИ ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ И СПОСОБОВ РАСЧЁТА)
Информацию о детских считалках, игровых закличках и приговорках, произносимых вовремя жеребьёвок, можно найти во многих сборниках и хрестоматиях по фольклору. Вот наиболее известные:
Стакан, лимон Выйди вон!
Ниточка, Иголочка,
Ти-ти —
Улети!
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму — бух!
Раздавила сорок мух!
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить —
Всё равно тебе водить!
По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!
Ехал барин в тарантасе.
Таракана раздавил И за это приключенье
Три с полтиной заплатил!
Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ёрба.
Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!
2013_05_Bukatov_blok.indd 174 2013_05_Bukatov_blok.indd 174 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

175 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

Способ расчёта на кулáчках»
Все вместе со считающим выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении — наоборот. На третьем — своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака. Шла кукушка мимо сети, Аза нею малы дети,
Все кричали куку — мак!
Отжимай один кулак.
На чьём кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).
О расчётах с выбором»
Специалисты по детскому фольклору среди считало- чек особо выделяют считалочки с выбором. Наиболее известна из них следующая:
На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленного. Предположим, он произнёс слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придётся, тот выходит. Таким образом, в считалочках с выбором для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчиты-
2013_05_Bukatov_blok.indd 175 2013_05_Bukatov_blok.indd 175 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день ваться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
В книге Вспомним забытые игры (МС. К.
Якуб отмечает В моё время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и зацелую неделю считалки почти не повторялись. Бывало,
2013_05_Bukatov_blok.indd 176 2013_05_Bukatov_blok.indd 176 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

177 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится (с. Эстафета считалок
На уроке можно использовать вариант жеребьёвки, побуждающий детей к расширению объёма удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок. Все дети (или ученики одного ряда) стоят кружком. Один из них ведущий. Он под ритм произносимой им считалочки пооче- рёдно водит пальцем по участникам. На последнем слове счи- талочки палец замирает. Тот ученик, на которого указывает палец ведущего, принимает эстафету и становится ведущим. Прежний же ведущий выбывает из круга, а новый ведущий начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.
Расчёт идёт до тех пор, пока не останется один единственный человек — они будет водить в предстоящем задании. Подобная эстафета развивает и тренирует память школьников гораздо лучше, чем заучивание дежурных детских стишков к очередному мероприятию-празднику. С помощью эстафеты считалок класс может делиться и на команды (это занимает времени несколько больше, чем колечки, зато выравнивание темпо/ритма происходит в классе более плавно).
Когда есть возможность для деления класса эстафетой считалок, то все ученики рассчитываются способом, указанным выше. На ком останавливается расчёт, тот подхватывает эстафету (то есть начинает свою новую считалку. А предыдущий счётчик, выбывая из «расчётного круга, отправляется в шахматном порядке в одну или другую команду (при делении на две команды. Число команд может быть заранее оговорено, например, 3 или 4. Тогда каждый выбывший отправляется в команду в порядке их номеров. Итак пока все в классе на разойдутся по командам 177 2013_05_Bukatov_blok.indd 177 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день. СЛЕПОЙ КАПИТАН
Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями- подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

вставляют пропущенные слова в тексты (определения, заранее написанные учителем на доске (по тексту на каждого капитана содержание текстов может совпадать или быть разным);

вытягивают билетик с заданием для всего ряда или команды);

угадывают отвечающего домашнее задание (правило, определение и т. п.);

вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают он м всё, что знают, и т. п.
На физике, химии:

ищут наглядное пособие по теме урока (горячо- холодно);

собирают из составных частей модель, схему, конструкцию столбик условных обозначений например, q — количество электричества, Cu — медь) и т.д.
На геометрии, математике:

дорисовывают (или исправляют) чертёж на доске;

записывают условие произносимой учителем задачи (варианты её решение или ответ) и т.д.
Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе стем учебным материалом, который был задействован в задании.
Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Подчеркнём, что смешная путаница стимулирует
2013_05_Bukatov_blok.indd 178 2013_05_Bukatov_blok.indd 178 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

179 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
стремление учеников задним числом, в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) так-таки хорошенько разобраться в возникшей походу игрового задания проблеме.
(Об опыте использования подобного приёма на химии в 10 классе и на физике в 7 см. Для мыслящего человека нет захолустья и Три слепых капитана в четвёртом разделе данной Хрестоматии. ОЖИВШИЕ МОДЕЛИ
Любую учебную модель, схему, рисунок можно предложить для оживления ученикам, объединённым в рабочие микрогруппы (3–6 человек).
Необычность задания и ограниченность времени (не более 4–5 минут на подготовку) заставляет учеников проявить смекалку. При этом особо смекалистыми оказываются те ученики, от вертлявости которых учителя обычно страдают. Походу демонстрации результатов оживления, ученики других микрогрупп отгадывают, что именно оживляли показывающие.
Материалом для задания могут быть:
на физике схема опыта по измерению работы электрического тока;
Группа учеников, выйдя к доске, показывает, как с помощью электродвигателя ЭД поднимают груз. Последовательно с электродвигателем в цепь включён реостат R. Амперметром A измеряют силу тока вцепи, вольтметром
V — напряжение на клеммах электродвигателя. Время измеряют секундомером 179 2013_05_Bukatov_blok.indd 179 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день на химии электродуговой способ производства ацетилена;
на зоологии схема грудных позвонков скелета окуня;
на географии схема морского порта.
«Ожившие модели являются модификацией социо/
игрового задания Бытовые механизмы. Заключается оно в том, что сначала ученики на клочках бумаги пишут названия различных бытовых приборов (кофемолка, утюг, швейная машинка, холодильник, радиоприёмник и тому подобное) и складывают записки в шапку. После этого ученики объединяются в 2–3 команды, и посыльный из каждой команды достаёт из шапки название какого-то бытового прибора.
Команды начинают совещаться, каким показать действие доставшихся приборов, работу их внутренних механизмов. Ученики договариваются, кто будет той или иной
2013_05_Bukatov_blok.indd 180 2013_05_Bukatov_blok.indd 180 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

181 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
частью механизма и каким образом ему придётся взаимодействовать с другими частями вовремя работы бытового прибора.
Затем команды по очереди показывают работу своих приборов-механизмов, для того чтобы зрители смогли отгадать, что за бытовой прибор им выпал для показа, а отгадав, согласиться с оригинальностью показа и оценить степень его точности. СЛУХАЧИ
Выбирается водящий (или команда водящих из трёх- четырёх человек, ион (или они) выходят из помещения. Остальные играющие выбирают одну-две строчки из какой-нибудь известной всем песни или стихотворения
(«Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу) Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий (или водящие) возвращаются, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова.
Водящий-«слухач» (или команда слухачей) ходит между компаниями, выуживая отдельные слова и складывая их в заданную строчку.
Вариант. Задумывается слово, например бумага. Выбирается известный мотив — один на всех. Одна группа пот «бу-бу-бу-бу-бу», другая — «ма-ма-ма-ма-ма», третья — «га-га-га-га-га». В этом варианте ведущие-
«слухачи» меняются быстрее, поэтому задание проходит оживленнее.
На первый взгляд кажется, что такой вариант уместен только для младших школьников. Это не так. Складывание безостановочно распеваемых слогов из задуманных фамилий писателей (Сер-ван-тес, Тур-ге- нев), художников (Ве-ро-не-зе, Ре-шет-ни-ков), философов (Ге-гель, Со-ловь-ёв), учёных (Фарадей, Ломоносов школьникам интересно и полезно (во многих аспектах) на уроках и литературы, и физики, и истории, и мировой художественной культуры 181 2013_05_Bukatov_blok.indd 181 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день. НАЙДИ БУКВУ
Универсальное игровое задание с сильным пропедевтическим эффектом. Ученики объединяются по тройкам
(четвёркам или парам. За оговорённый период времени
(1–1,5 минуты) все выписывают слова из незнакомого текста, в написании которых есть определённая буква она крупно пишется на доске).
Время засекается по секундомеру. Текст может быть и простыми сложным, но его объём не должен быть очень большим (от половины до 1 страницы. В случае необходимости можно заранее оговаривать границы Работаем только во втором и третьем абзаце на странице После каждого кона выясняется победитель. Новый кон — новая буква, хотя текст (или фрагмент) остаётся прежним.
После 3-4 конов ученики невольно знакомятся стек- стом. Такое непритязательное, поверхностное знакомство тем не менее создаёт очень благоприятные условия для дальнейшего углублённого изучения содержания на- печатанного.
Наука о понимании — герменевтика — учит, что всякое понимание начинается с выискивания чего-то знакомого, но оно бывает затруднено кажущимся обилием незнакомого (так происходит и на уроке при изучении, например, новой темы. Возникает испуг, блокирующий понимание и всякую ученическую деятельность, направленную на возникновение этого понимания.
В таком случае возможна бесцельная манипуляция, блуждание, походу которой ученикам в незнакомом и пугающем тексте начинают открываться хорошо знакомые стороны. Впечатление незнакомого проходит. Тогда и возникают условия для пристального внимания к подробностям, появляются неиссякаемые вопросы. Непонятное становится уже «понятно-непонятным». Проис-
2013_05_Bukatov_blok.indd 182 2013_05_Bukatov_blok.indd 182 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

183 1. Социо/игровые заготовки для приобщения к делу»
ходит разблокировка личностного понимания. Так складывается обживание человеком нового информации, процесса, явления. Это обживание является серединой пути от равнодушного непонимания к заинтересованному объяснению собеседнику глубин понятого Подробнее о драмо/герменевтическом подходе к обучению см. нас в кн Ершова А. П, Букатов В. М Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Изд. е, перераб. – М, 2006.
2013_05_Bukatov_blok.indd 183 2013_05_Bukatov_blok.indd 183 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день. СОЦИО/ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для деловых зарядок-разминок»
М
атериалы этой категории объединяются своей доступностью, быстро возникающей увлечённостью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Эти заготовки помогут учителю избавиться от формалистики, скуки и горьких минут отчаяния. Помогут они ив дозировке трудоёмкой работы. Ив снятии затянувшегося ожидания. РУКИ-НОГИ
Класс старается безошибочно выполнить простые движения по сигналам учителя по одному хлопку — поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.
Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников занятий. Выполнить его хорошо может тот, кто способен чётко подчиняться нехитрым командам задания. В упражнении, выполняемом или всем классом, или одним из рядов (тогда остальные становятся наблюдающими судьями, каждый исполнитель удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными. Упражнение можно включать в любой вид работы класса и вовсе этапы урока.
Советуем условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко Один хлопок — команда рукам их надо поднять
2013_05_Bukatov_blok.indd 184 2013_05_Bukatov_blok.indd 184 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

185 2. Социо/игровые заданиядля деловых зарядок-разминок»
или опустить два хлопка — команда ногам нужно встать или сесть. После чего преподаватель тут же начинает подавать сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд.
Поскольку инструкция состоит всего из двух команд — один хлопок, два хлопка, их иногда можно заменять словами из учебного материала, если ученики наловчились безошибочно реагировать на хлопки. Например, чётные и нечётные числа, делится или не делится, глаголами первого или второго спряжения и т.д. и т.п. На слова учителя или ученика класс реагирует либо поднятием и опусканием рук, либо вставанием. Так становятся видимыми различия в изучаемых категориях. ЭХО
В работе с классом любого возраста (и уж обязательно с подростками) важное значение имеют простенькие задания-разминки на слаженность действий. И неважно, сколько учеников в классе — 5, 12 или 30. Чувство локтя возникает при выполнении общих движений, которые в игровых рамках задания оказываются самой настоящей общегрупповой работой. Осознать же свою деловую принадлежность к группе некоторым ученикам иногда очень трудно, ив таких случаях выполнение упражнения Эхо очень полезно. Отметим, что некоторые ученики не могут выполнить одновременно какие-то движения или дела даже когда их всего двое. Поэтому упражнение Эхо мы считаем одним из ключевых в создании социо/игрового стиля обучения.
Задание: все ученики отвечают на звуки ведущего учителя, воспитателя или сверстника) дружным эхом.
Подчеркнём, что на хлопок преподавателя классу удаётся ответить дружным хлопком в том случае, если все присут-
2013_05_Bukatov_blok.indd 185 2013_05_Bukatov_blok.indd 185 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день ствующие незамкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздаётся упругий, без рикошета хлопок всего класса. Часто единого хлопка не получается потому, что часть учеников настроены только на учителя. Они стараются одновременно с учителем (почти с ним в унисон) хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.
Усложнениями в задании-упражнении могут быть отбивание ведущим серии хлопков (3–6) в определённом сложном) ритме замена хлопков постукиванием посту- лу, стене, коленям или притоптыванием.
Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно хлопать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание эхо становится слишком лёг- ким, а это грозит в недалёком будущем потерей у играющих интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и уже хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул ещё раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то всё ещё растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали. Дружное эхо рассыпалось. Достаточно было повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается, как мираж. Участники понимают это и, восстанавливая исчезнувшую сплочённость, надеются на больший запас прочности своей внутренней установки. Ау надежды, рождающейся в игровой деятельности и подкрепляемой ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
«Эхо» можно использовать на многих занятиях ив разные моменты урока. Но продолжительность его не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для педагога, но заметно для детей перейдёт в свою противоположность педагогическую муштру 186 2013_05_Bukatov_blok.indd 186 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03

187 2. Социо/игровые заданиядля деловых зарядок-разминок»
2.3. ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ»
Исходное положение все сидят педагог, закрыв глаза а лучше отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трёх, после чего произносит Замри. Он открывает глаза или поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Вовремя выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться, и если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше, ион сам стоит, то непременно сесть. Особо сильный накал возникает тогда, когда педагог задаёт единицу. За короткое время счёта до трёх два-три ученика то встают одновременно, тоне уловив решения партнёров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнёра ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами 1 и Встать по пальцам — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Это упражнение хорошо, то есть на отлично, выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет вставшими сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Для социо/игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, что действовать и к тому, чтобы не шевелиться всё в зависимости оттого, что будут делать те, кто вокруг 187 2013_05_Bukatov_blok.indd 187 17.05.2013 16:35:03 17.05.2013 16:35:03
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день
Один из секретиков проведения данного задания- упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлечённость обеспечивает уверенность в том, что всё предлагаемое педагогом оказывается интересным. И если даже какое-то его задание сначала кажется ребёнку не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее, он не отказывается от него и, наученный опытом, ждёт того момента, когда входе проб возникнет и понимание, и азартность.
Этим упражнением учителю (или ученику) удобно пользоваться для того, чтобы собрать рабочую группку для выполнения какого-то особого задания. Например, если требуется пять человек, то учитель объявляет встать по пальцам. И пять поднятых пальцев обеспечивают ему особую (и неповторимую) группу участников.
2.4. РАЗВЕДЧИКИ (
СВЯЗАТЬСЯ
ГЛАЗАМИ
С
ПАРТНЁРОМ
)
Каждый ребёнок связывается глазами с кем-то в классе. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами только ловить взгляд так, чтобы связаться глаза в глаза. Вначале для создания игровой атмосферы достаточно тренировать умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга. Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами меняются местами (по установленному сигналу или без него).
Возникшие пары можно временно закрепить, задавая всё новые и новые действия:

ещё раз поменяться местами (очень удобно для ситуативных пересаживаний сразу всех учеников для смены мизансцены урока);

задать друг другу вопрос (лучше на любую тему, но можно и на проверку, например, домашнего задания. Социо/игровые заданиядля деловых зарядок-разминок»

одному встать, другому сесть (договариваться только глазами) и т.п.

Для сохранения игровой атмосферы задания можно усложнять, комбинируя предыдущие действия:

поменяться местами, получив у напарника ответ на свой вопрос;

поменяться местами со стульями без грохота и стука;

взять глазами первого напарника, бросить взять взглядом второго, бросить взять третьего поменяться местами со вторым, по пути спросив утре- тьего, на каком этаже он живёт, и т.д.
По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно каждому из них и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.
Один из вариантов проведения. Учитель обращается к классу Сейчас мыс вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди, которые умеют всё делать чётко и точно, но скрытно. Вот ивы сейчас по сигналу связаться с разведчиком скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя Если выбудете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики. После сигнала связаться с разведчиком ученики приступают к выполнению. Самое лёгкое — связаться с соседом (при этому детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть разведчик выдаёт себя. Ведущий подаёт команду Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку. Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал связались с новым разведчиком, число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по- прежнему пытается связываться с соседом. Большинство
2013_05_Bukatov_blok.indd 189 2013_05_Bukatov_blok.indd 189 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнёрами. Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнёром, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.
Когда разведчики меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнёром и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже занят) и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть даже занятого другим, для того, чтобы считать его своим партнёром. У учеников вызывает смех такой возглас А что Яна него смотрела он на меня никак не смотрит. Ученики сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать свободные глаза и связываться с ними.
На первых порах полезно вводить и такое облегчение после того, как большая часть детей после сигнала связались глазами с разведчиком это сделала, ведущий подаёт ещё одну команду-сигнал, вспомогательную Встали, кто без разведчика кто нашёл себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами, каждый на своё место. Такое игровое условие позволяет педагогу выявить учеников с плохим зрением или с малым опытом общения в кругу сверстников.
При проведении Разведчиков очень важно держать достаточно быстрый (упругий) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждут всё новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного делового общения. Модификации задания полезно использовать ив начале, ив середине, ив конце урока. Подчеркнём, что особо удобны Разведчики, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.
2013_05_Bukatov_blok.indd 190 2013_05_Bukatov_blok.indd 190 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04

191 2. Социо/игровые заданиядля деловых зарядок-разминок»
Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодолеть подобный барьер. Один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими разведчиками и связаться глазами с разведчиком новым. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы на уроке 191 2013_05_Bukatov_blok.indd 191 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

ШКОЛЬНИКОВ
В
ыполнение нижепривёденных игровых заготовок подразумевает художественно- исполнительский результат. Но учителям не следует поспешно приписывать этим игровым упражнениям эксклюзивное развитие творческой активности учеников. Творческая активность является непременным условием игро-дидактических заданий- упражнений каждой из трёх категорий. Ноте, что представлены здесь, дают исполнителю возможность создать на уроке такой эстетически привлекательный результат, который может стать стимулом для индивидуального и общего развития каждого зрителя-наблюдателя.
3.1. ОТГАДАЙ ТЕРМИН (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Смысл задания одна команда выбирает из текста изучаемого параграфа какой-то термин (или предложение. Выбранная информация сообщается посыльному из другой команды. Ион с помощью мимики, жестов, движений и сподручных предметов (те. молча) изображает этот термин (предложение, чтобы его команда догадалась, что это за термин (предложение) был выбран соседями. Учебники при этом, как правило, открыты (ученикам лишний раз заглянуть в них полезно. Если выбранное предложение (термин) будет связано с домашним заданием, то получится неожиданная форма его проверки.
2013_05_Bukatov_blok.indd 192 2013_05_Bukatov_blok.indd 192 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04

193 3. Задания для творческого самоутверждения школьников. ОЗВУЧИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ И ШУМЫ-ЗАГАДКИ Для озвучивания учитель (или сама команда) выбирает иллюстрацию (или схематичную картинку. Чтобы ученики могли исполнять разные партитуры (шум леса, изображённого на картинке, голос кошки, песню бабушки, вой ветра, стук колеси тому подобное, задание озвучить полезно давать большим командам. Достаточно загадочными оказываются картинки, озвучивая которые можно сыграть какие-то диалоги. Слова диалога ученики либо находят в тексте изучаемого параграфа, либо придумывают сами. Отметим, что когда класс видит звукооператорскую работу исполнителей, то возникает смех, который сковывает и исполнителей, и слушателей. Поэтому либо исполнители прячутся за ширму, либо зрители в классе отворачиваются закрывают глаза. Из шумов можно сделать загадки-этюды. Исполнители играют этюд. Класс слушает (смотреть нельзя) и пытается определить что где когда Многие учебные темы оживают в условиях подобных творческих загадок. Например, на ботанике:

перекрёстное опыление ветром;

осенние явления в жизни растений на зоологии:

поведение млекопитающих;

воздействие человека на природу на географии:

общая характеристика хозяйства определённой страны (чёрная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, ткачество, сельское хозяйство, транспорт на физике 193 2013_05_Bukatov_blok.indd 193 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04

Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день

работа парового двигателя;

работа двигателя внутреннего сгорания и тому подобное. В работе с шумами можно начинать и с индивидуальных этюдов. Но лучше с исполнения группой в 5-6 человек. Коллективный этюд требует собранности, чувства взаимосвязи, серьёзности, чёткости в работе.
3.3. КОСТЮМ-ПРЕВРАЩЕНИЕ Это задание впору использовать на уроках повторения или закрепления пройденного. Сначала посыльные от команд тянут билетики с именами персонажей (изученных терминов, а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды. Из того, что под рукой — платки, шарфы, рукавицы, куртки (может быть, вывернутые наизнанку, — создаются маскарадные костюмы. Походу дела у школьников начинают складываться сюжеты. Какая история-сюжет могла случиться между Слагаемыми Ответом Какая — между Высотой и Биссектрисой Важно, чтобы задуманное игралось с минимумом слов, весь упорна происходящее, на действия каждого из исполнителей. Например, на физике какой сюжет мог бы разыграться между Замкнутой Электрической Цепью и Напряжением На химии между Алканами и Ароматическими Углеводородами Костюм даёт толчок фантазии. Столкновение двух костюмов водной истории направляет эту фантазию по определённому руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект. Обстоятельства (где когда как) сочиняются вовремя подготовки. Характер персонажа — будь то Биссектриса или Углеводород — определяется, как правило, особенностями движения в томили ином костюме. Так, например, связанные шарфом щиколотки делают походку Элек-
2013_05_Bukatov_blok.indd 194 2013_05_Bukatov_blok.indd 194 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04

195 3. Задания для творческого самоутверждения школьников
трической Цепи ярко характерной. В самом начале учителю достаточно ожидать лишь обозначения сюжетов. Но по мере усложнения истории, накопления артистического опыта расширяется сюжет, включается большее число костюмов. Иногда полезно всем группам предложить единое событие. Например, Таблица Менделеева нашла клад, (или
Нечётные Числа, или Катеты. Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и помочь ученикам сравнивать работу разных группок, но и увидеть в заданном событии обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей. Интересно, что девочки часто совершенно спокойно берутся за исполнение мужских ролей, а мальчики — женских. Этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Биссектрисы Премудрой, то, конечно, ему следует вытянуть ещё один билетик. Билетиков нужно готовить к занятию с запасом.
2013_05_Bukatov_blok.indd 195 2013_05_Bukatov_blok.indd 195 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04