ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел пятый. Хрестоматийные заготовки на каждый день 196 2013_05_Bukatov_blok.indd 196 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения 197 2013_05_Bukatov_blok.indd 197 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения В. М. Б
УКАТОВ
О ТАБЛИЦЕ-БАБОЧКЕ
социо/игрового стиля обучения
и драмо/герменевтической
повседневности
В число основных положений социо/
игровой режиссуры входят не только театральные, игровые и организационные премудрости педагогической деятельности, но и обязательно герменевтические. И все они, конечно, взаимно дополняют друг друга и вступают в определённые взаимодействия. Поэтому в таблице, именуемой Бабочкой
социо/игрового стиля обучения или дра-
мо/герменевтической бабочкой или совсем уж попросту — таблица-БАБОЧКА, была предпринята попытка эти взаимодействия и взаимозависимости представить наглядно, с помощью простенького и всем известного образа.
1. НАГЛЯДНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСКАЗОК, АДРЕСОВАННЫХ ИНТУИЦИИ УЧИТЕЛЯ
О
сновная задача таблицы-БАБОЧКИ — обеспечить учителей системой наглядных подсказок какие именно из им известных методических социо/игровых приёмов имеет
2013_05_Bukatov_blok.indd 198 2013_05_Bukatov_blok.indd 198 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
УКАТОВ
О ТАБЛИЦЕ-БАБОЧКЕ
социо/игрового стиля обучения
и драмо/герменевтической
повседневности
В число основных положений социо/
игровой режиссуры входят не только театральные, игровые и организационные премудрости педагогической деятельности, но и обязательно герменевтические. И все они, конечно, взаимно дополняют друг друга и вступают в определённые взаимодействия. Поэтому в таблице, именуемой Бабочкой
социо/игрового стиля обучения или дра-
мо/герменевтической бабочкой или совсем уж попросту — таблица-БАБОЧКА, была предпринята попытка эти взаимодействия и взаимозависимости представить наглядно, с помощью простенького и всем известного образа.
1. НАГЛЯДНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДСКАЗОК, АДРЕСОВАННЫХ ИНТУИЦИИ УЧИТЕЛЯ
О
сновная задача таблицы-БАБОЧКИ — обеспечить учителей системой наглядных подсказок какие именно из им известных методических социо/игровых приёмов имеет
2013_05_Bukatov_blok.indd 198 2013_05_Bukatov_blok.indd 198 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Бабочка социо/игрового стиля обучения
Руководство по конструированию драмо/герменевтических процедур
А
ВТ
ОР
-
СОСТ
АВИТЕЛЬ
В. М. Б
УКА
Т
О
В
Вогнутыми являются линии, изгиб которых способствует перемещению в соседние полусекторы ячеек.
Выпуклыми являются линии, изгиб которых препятствует пе- ремещёнию в соседние полусекторы ячеек сверху вниз и слева направо 199 2013_05_Bukatov_blok.indd 199 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Бабочка социо/игрового стиля обучения
Руководство по конструированию драмо/герменевтических процедур
А
ВТ
ОР
-
СОСТ
АВИТЕЛЬ
В. М. Б
УКА
Т
О
В
Вогнутыми являются линии, изгиб которых способствует перемещению в соседние полусекторы ячеек.
Выпуклыми являются линии, изгиб которых препятствует пе- ремещёнию в соседние полусекторы ячеек сверху вниз и слева направо 199 2013_05_Bukatov_blok.indd 199 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения смысл использовать, организовывать и проводить на своих ближайших уроках. Обратите особое внимание — системой подсказок, а не очередной методичкой-инструкцией, наподобие тех, что без всякого стеснения предписывают учителям выполнение одних и тех же технологических шагов вне зависимости от великого разнообразия живых, конкретных ситуаций, которые ежедневно то и дело возникают на любом из школьных уроков. Плавные контуры летающей симпатяги
Вряд ли кто станет возражать, что при изложении той или иной методики обычно таблицы играют вспомогательную роль, не претендуя на особую знаково- смысловую самостоятельность. Но рассматриваемая таблица-БАБОЧКА, пожалуй что, одно из исключений. Дело в том, что её информативность не ограничивается смыслом использованных слови словосочетаний. Свою лепту в её информационное звучание вносит и контурный рисунок крылатой симпатяги, и даже виртуальный намёк на образ порхания, который возникает благодаря наклону вертикальной оси этой нестандартной таблицы. Образ же «лёгкой подвижности оказывается для работы учителя весьма важным вот почему. Если содержание данной таблицы учитель однозначно воспримет всего лишь как инструкцию, тов конечном результате его режиссура урока может оказаться для учеников и банальной, и скучной. А чтобы досадных банальностей в своей режиссуре избегать, учителю необходимо задействовать собственную интуицию. Она есть у каждого человека, да только многие люди особой надобности в её услугах обычно не ощущают, а потому и не спешат этими услугами пользоваться. И среди этих людей, конечно же, встречаются и те, кто работает в школе учителем.
2013_05_Bukatov_blok.indd 200 2013_05_Bukatov_blok.indd 200 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Вряд ли кто станет возражать, что при изложении той или иной методики обычно таблицы играют вспомогательную роль, не претендуя на особую знаково- смысловую самостоятельность. Но рассматриваемая таблица-БАБОЧКА, пожалуй что, одно из исключений. Дело в том, что её информативность не ограничивается смыслом использованных слови словосочетаний. Свою лепту в её информационное звучание вносит и контурный рисунок крылатой симпатяги, и даже виртуальный намёк на образ порхания, который возникает благодаря наклону вертикальной оси этой нестандартной таблицы. Образ же «лёгкой подвижности оказывается для работы учителя весьма важным вот почему. Если содержание данной таблицы учитель однозначно воспримет всего лишь как инструкцию, тов конечном результате его режиссура урока может оказаться для учеников и банальной, и скучной. А чтобы досадных банальностей в своей режиссуре избегать, учителю необходимо задействовать собственную интуицию. Она есть у каждого человека, да только многие люди особой надобности в её услугах обычно не ощущают, а потому и не спешат этими услугами пользоваться. И среди этих людей, конечно же, встречаются и те, кто работает в школе учителем.
2013_05_Bukatov_blok.indd 200 2013_05_Bukatov_blok.indd 200 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Так вот, для того, чтобы будить дремлющую учительскую интуицию, таблица составлена в виде плавно и причудливо изгибающихся столбцов и строчек, а все свободные ячейки, возникающие на их пересечениях, из угла в угол разделены пунктирами, которые, в свою очередь (и, конечно же, неспроста, выгнуты тов одну, тов другую сторону. О вертикальной и горизонтальной маркировке
У бабочки две пары крыльев. В центре левого и правого большого крыла находится по полю со свободными ячейками. И на правом, и на левом полях их по двенадцать. И расположены они так, что по горизонтали получается три рядка, а по вертикали четыре столбца. У каждого рядка своя маркировка. Она размещается по бокам крылышек в виде вертикалей, выделяющихся своей тёмной заливкой. Эта вертикальная (боковая) маркировка диагностирует коммуникативно-деловую направленность той деятельности, которой будут заняты ученики походу своего совместного обучения на школьном уроке. И у каждого из столбцов тоже есть особая маркировка. Она идёт поверху и понизу, образуя своеобразные верхние и нижние колонтитулы. Эта горизонтальная маркировка (или верхне-нижняя) определяет процедурно- герменевтическое содержание ученической деятельности.
Каждая из свободных ячеек символизирует возможность любому из учеников добровольно и индивидуально заниматься деятельностью, специфическое содержание которой определяется горизонтальной и вертикальной маркировкой. Все ячейки разделены на два треугольных полусектора. Это связано стем, что ученики, выполняя учительские задания, оказываются тов одних полусекторах тех или иных ячеек, тов других. Траектории их продвижений будут зависеть от коммуникативно- деловых и процедурно-герменевтических характеристик
2013_05_Bukatov_blok.indd 201 2013_05_Bukatov_blok.indd 201 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Так вот, для того, чтобы будить дремлющую учительскую интуицию, таблица составлена в виде плавно и причудливо изгибающихся столбцов и строчек, а все свободные ячейки, возникающие на их пересечениях, из угла в угол разделены пунктирами, которые, в свою очередь (и, конечно же, неспроста, выгнуты тов одну, тов другую сторону. О вертикальной и горизонтальной маркировке
У бабочки две пары крыльев. В центре левого и правого большого крыла находится по полю со свободными ячейками. И на правом, и на левом полях их по двенадцать. И расположены они так, что по горизонтали получается три рядка, а по вертикали четыре столбца. У каждого рядка своя маркировка. Она размещается по бокам крылышек в виде вертикалей, выделяющихся своей тёмной заливкой. Эта вертикальная (боковая) маркировка диагностирует коммуникативно-деловую направленность той деятельности, которой будут заняты ученики походу своего совместного обучения на школьном уроке. И у каждого из столбцов тоже есть особая маркировка. Она идёт поверху и понизу, образуя своеобразные верхние и нижние колонтитулы. Эта горизонтальная маркировка (или верхне-нижняя) определяет процедурно- герменевтическое содержание ученической деятельности.
Каждая из свободных ячеек символизирует возможность любому из учеников добровольно и индивидуально заниматься деятельностью, специфическое содержание которой определяется горизонтальной и вертикальной маркировкой. Все ячейки разделены на два треугольных полусектора. Это связано стем, что ученики, выполняя учительские задания, оказываются тов одних полусекторах тех или иных ячеек, тов других. Траектории их продвижений будут зависеть от коммуникативно- деловых и процедурно-герменевтических характеристик
2013_05_Bukatov_blok.indd 201 2013_05_Bukatov_blok.indd 201 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения соответствующих моментов выполнения ими учебного задания (позже эти процессы будут рассмотрены более подробно.
2. ТРИ СОЦИО/ИГРОВЫХ ПОСТУЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Н
апомним, что одна из сверхзадач социо/игро- вой педагогики заключается в том, чтобы учителям на своих уроках захотелось не столько говорить самим, сколько слушать обучаемых детей что же говорят и что думают сами дети, что они сами считают интересным Да разве от них слова путного добьёшься?! — спешат нехитрой риторикой защитить свой привычно глухой стиль работы некоторые учителя. Справедливости ради следует отметить, что среди учителей есть и те, кто не столько стоит на страже своих профессиональных амбиций, сколько стремится, пусть не всегда удачно или не слишком заметно, но как-то развиваться, расширяя свой педагогический диапазон в самых разнообразных направлениях. Возможно, включая и интерес к умению слушать детей. Именно для поддержки желания учителей саморазви- ваться и совершенствоваться в своё время и были сформулированы три социо/игровых постулата педагогического мастерства.
Не учить Известно, что большинство из привычных методик обучения ориентируют учителя на то, чтобы объяснять ученикам на уроках получше, рассказывать попонятнее, учить побыстрее. А вот в социо/игровой педагогике к учителям требования несколько иные, более парадоксальные на уроках не столько с блеском в глазах объяс-
2013_05_Bukatov_blok.indd 202 2013_05_Bukatov_blok.indd 202 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
2. ТРИ СОЦИО/ИГРОВЫХ ПОСТУЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Н
апомним, что одна из сверхзадач социо/игро- вой педагогики заключается в том, чтобы учителям на своих уроках захотелось не столько говорить самим, сколько слушать обучаемых детей что же говорят и что думают сами дети, что они сами считают интересным Да разве от них слова путного добьёшься?! — спешат нехитрой риторикой защитить свой привычно глухой стиль работы некоторые учителя. Справедливости ради следует отметить, что среди учителей есть и те, кто не столько стоит на страже своих профессиональных амбиций, сколько стремится, пусть не всегда удачно или не слишком заметно, но как-то развиваться, расширяя свой педагогический диапазон в самых разнообразных направлениях. Возможно, включая и интерес к умению слушать детей. Именно для поддержки желания учителей саморазви- ваться и совершенствоваться в своё время и были сформулированы три социо/игровых постулата педагогического мастерства.
Не учить Известно, что большинство из привычных методик обучения ориентируют учителя на то, чтобы объяснять ученикам на уроках получше, рассказывать попонятнее, учить побыстрее. А вот в социо/игровой педагогике к учителям требования несколько иные, более парадоксальные на уроках не столько с блеском в глазах объяс-
2013_05_Bukatov_blok.indd 202 2013_05_Bukatov_blok.indd 202 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения нять программный материал, сколько под разными предлогами молчать и слушать самих учеников.
Обратим особое внимание, что учительский профессионализм наиболее ярко проявляется не тогда, когда взрослый учит (что, как правило, равнозначно действию говорить, сколько тогда, когда он создаёт на уроке такие ситуации, когда ученики почему-то начинают не покладая рук учить-СЯ. То есть начинают увлечённо учить себя сами С неподдельным энтузиазмом и все как один. Что сильные ученики или слабенькие, что холерики или флегматики. А педагогу в этих парадоксальных ситуациях приходится держать язык за зубами. Чтобы своим ученикам ненароком не помешать…
Как там двадцатичетырёхлетний классик нас поучал Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом. Да что там Лермонтов Давайте-ка припомним, как, бывало, мысами в детстве то и дело перед своими друзьями- сверстниками подчёркнуто бравировали, скандируя Неучи учёного, а то съешь ... печного Вот и педагогам хорошо бы почаще вспоминать, что подобная позиция для детей довольно естественна. А вспоминая, тренировать в себе особую профессиональную установку в навязывании ученикам своей дидактической воли быть аккуратными не перегибать палку. То есть не мешать им своими методическими задумками, то и дело подавляя их инициативу своей учительской настойчивостью. Если такая установка сформирована у учителя, то он в ответ на ошибки, допущенные детьми, вместо того, чтобы как прежде сердиться или расстраиваться, начинает всё чаще и чаще приходить в умиление. То есть всякие глупые и неуместные на уроке вопросы учеников, перестав раздражать учителей своим несоответствием то учебной программе, то их замечательным учительским замыслам, начинают восприниматься ими в качестве весьма милых
2013_05_Bukatov_blok.indd 203 2013_05_Bukatov_blok.indd 203 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Обратим особое внимание, что учительский профессионализм наиболее ярко проявляется не тогда, когда взрослый учит (что, как правило, равнозначно действию говорить, сколько тогда, когда он создаёт на уроке такие ситуации, когда ученики почему-то начинают не покладая рук учить-СЯ. То есть начинают увлечённо учить себя сами С неподдельным энтузиазмом и все как один. Что сильные ученики или слабенькие, что холерики или флегматики. А педагогу в этих парадоксальных ситуациях приходится держать язык за зубами. Чтобы своим ученикам ненароком не помешать…
Как там двадцатичетырёхлетний классик нас поучал Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом. Да что там Лермонтов Давайте-ка припомним, как, бывало, мысами в детстве то и дело перед своими друзьями- сверстниками подчёркнуто бравировали, скандируя Неучи учёного, а то съешь ... печного Вот и педагогам хорошо бы почаще вспоминать, что подобная позиция для детей довольно естественна. А вспоминая, тренировать в себе особую профессиональную установку в навязывании ученикам своей дидактической воли быть аккуратными не перегибать палку. То есть не мешать им своими методическими задумками, то и дело подавляя их инициативу своей учительской настойчивостью. Если такая установка сформирована у учителя, то он в ответ на ошибки, допущенные детьми, вместо того, чтобы как прежде сердиться или расстраиваться, начинает всё чаще и чаще приходить в умиление. То есть всякие глупые и неуместные на уроке вопросы учеников, перестав раздражать учителей своим несоответствием то учебной программе, то их замечательным учительским замыслам, начинают восприниматься ими в качестве весьма милых
2013_05_Bukatov_blok.indd 203 2013_05_Bukatov_blok.indd 203 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения и забавных нелепостей (какими они на самом деле чаще всего и бывают И тогда педагогический зуд без конца поучать и пресекать — весьма распространённое среди учителей профзаболевание гораздо легче поддаётся обузданию. Что, конечно же, отражается и на поведении учителя, а стало быть, и на его манере вести свои уроки, которые наконец-то становятся и более мягкими, и более живыми. А в результате более интересными и увлекательными. И для детей, и для самого учителя.
Но как учителю научиться помалкивать на своих уроках и сдерживать своё желание пускаться — чуть что — в объяснения, поучения и наставления И чем же тогда ему вместо этих столь привычных дел на своих уроках заниматься Для обеспечения любого учителя веером его личных решений и была задумана таблица-БАБОЧКА.
Гнаться за 133 зайцами В народе как говорят За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Трудно не согласиться Однако, если ситуацию рассмотреть детальнее и вспомнить про социо/игровую вариативность, то дело может представиться несколько иначе. Если уж гнаться так не за двумя (или тем более — одним, а сразу за 133-мя зайцами Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь (из которых, вполне возможно, пяток окажется даже ещё и науке неизвестными. Другими словами — наступит нечаянная радость!
И действительно, ведь если учителю весь урок только за одним зайцем гоняться, то КПД (коэффициент полезного действия) будет явно низеньким. А то и вовсе нулевым…
Почему же учителя стараются свои уроки то и дело подгонять под ранжир, строго соблюдая методические предписания Да всё потому, что надеются обеспечить поимку нужного программного зайца. Хотя известно, что с некоторыми детьми этого самого зайца в нужные сроки ну никак не поймаешь.
2013_05_Bukatov_blok.indd 204 2013_05_Bukatov_blok.indd 204 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Но как учителю научиться помалкивать на своих уроках и сдерживать своё желание пускаться — чуть что — в объяснения, поучения и наставления И чем же тогда ему вместо этих столь привычных дел на своих уроках заниматься Для обеспечения любого учителя веером его личных решений и была задумана таблица-БАБОЧКА.
Гнаться за 133 зайцами В народе как говорят За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Трудно не согласиться Однако, если ситуацию рассмотреть детальнее и вспомнить про социо/игровую вариативность, то дело может представиться несколько иначе. Если уж гнаться так не за двумя (или тем более — одним, а сразу за 133-мя зайцами Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь (из которых, вполне возможно, пяток окажется даже ещё и науке неизвестными. Другими словами — наступит нечаянная радость!
И действительно, ведь если учителю весь урок только за одним зайцем гоняться, то КПД (коэффициент полезного действия) будет явно низеньким. А то и вовсе нулевым…
Почему же учителя стараются свои уроки то и дело подгонять под ранжир, строго соблюдая методические предписания Да всё потому, что надеются обеспечить поимку нужного программного зайца. Хотя известно, что с некоторыми детьми этого самого зайца в нужные сроки ну никак не поймаешь.
2013_05_Bukatov_blok.indd 204 2013_05_Bukatov_blok.indd 204 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Если же учитель отважился вести урок в стиле, например, социо/игровой режиссуры, то при изучении темы, скажем, Сравнение математических величин, вдруг окажется, что Коля научился-таки слушать других, а Маруся наконец-то поняла, что ей давно пора начать подстраиваться к общему делу. Тогда каких соседу Сашке на том же самом уроке удалось сам смысл новой темы весьма неплохо ухватить…
И прекрасно Главное, что каждый из детей на том уроке жил не бессмысленно. И хотя деятельность каждого протекала в своём индивидуальном темпо/ритме, у всех она оказалась вполне насыщенной. Обратим особое внимание — насыщенной у каждого по-своему. А потому для каждого — полноценной. Именно наличие вовремя урока у каждого ученика этого впечатления наполненности жизни гарантирует эмоционально заряженное освоение (то есть индивидуальное понимание) данной учебной темы не только сметливым Сашком, но и окружающими его соседями. Правда, не сразу (как того очень хотелось бы любому из взрослых, а в каком-то более или менее ближайшем (или наоборот, отдалённом) будущем. Таков закон человеческой природы, на который учителям было бы глупо пенять…
Хотя от учителей приходится слышать почему же тогда у них в классе отличница Оля после первого же объяснения знает, как задачку решать, а вот её соседи решение той же самой задачки ну никак — целую четверть, хоть убей — в толк взять не могут В том-то и дело, что раз жизнь у Олиных соседей на уроках протекает не насыщенно, неполноценно (то есть их индивидуальные темпо/
ритмы вовремя урока оказываются угнетёнными, а то и вовсе придушенными или убитыми, то уж какой тут потенциал Учителю можно рассчитывать на результат эмоционально-интеллектуальной латентности только при условии, что ученик прожил урок не опустошённым. При этом мерилом смысла той самой насыщенности оказывается не мнение учителя, проводившего урока впечатление самого ученика.
2013_05_Bukatov_blok.indd 205 2013_05_Bukatov_blok.indd 205 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Если же учитель отважился вести урок в стиле, например, социо/игровой режиссуры, то при изучении темы, скажем, Сравнение математических величин, вдруг окажется, что Коля научился-таки слушать других, а Маруся наконец-то поняла, что ей давно пора начать подстраиваться к общему делу. Тогда каких соседу Сашке на том же самом уроке удалось сам смысл новой темы весьма неплохо ухватить…
И прекрасно Главное, что каждый из детей на том уроке жил не бессмысленно. И хотя деятельность каждого протекала в своём индивидуальном темпо/ритме, у всех она оказалась вполне насыщенной. Обратим особое внимание — насыщенной у каждого по-своему. А потому для каждого — полноценной. Именно наличие вовремя урока у каждого ученика этого впечатления наполненности жизни гарантирует эмоционально заряженное освоение (то есть индивидуальное понимание) данной учебной темы не только сметливым Сашком, но и окружающими его соседями. Правда, не сразу (как того очень хотелось бы любому из взрослых, а в каком-то более или менее ближайшем (или наоборот, отдалённом) будущем. Таков закон человеческой природы, на который учителям было бы глупо пенять…
Хотя от учителей приходится слышать почему же тогда у них в классе отличница Оля после первого же объяснения знает, как задачку решать, а вот её соседи решение той же самой задачки ну никак — целую четверть, хоть убей — в толк взять не могут В том-то и дело, что раз жизнь у Олиных соседей на уроках протекает не насыщенно, неполноценно (то есть их индивидуальные темпо/
ритмы вовремя урока оказываются угнетёнными, а то и вовсе придушенными или убитыми, то уж какой тут потенциал Учителю можно рассчитывать на результат эмоционально-интеллектуальной латентности только при условии, что ученик прожил урок не опустошённым. При этом мерилом смысла той самой насыщенности оказывается не мнение учителя, проводившего урока впечатление самого ученика.
2013_05_Bukatov_blok.indd 205 2013_05_Bukatov_blok.indd 205 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения Так как же тогда современному учителю свои уроки и планировать, и проводить И какие же условия (и как) ему создавать для личностного развития каждого —
«здесь-и-сейчас» — присутствующего ребёнка, чтобы каждый из них на одном и том же уроке поймал собственного зайчонка беленького ли, серенького ли, солнечного ли или какого-то другого?..
Учителю, озабоченному поиском творческих ответов на подобные профессиональные заморочки, можно посоветовать почаще заглядывать, например, в таблицу-
БАБОЧКУ.
«здесь-и-сейчас» — присутствующего ребёнка, чтобы каждый из них на одном и том же уроке поймал собственного зайчонка беленького ли, серенького ли, солнечного ли или какого-то другого?..
Учителю, озабоченному поиском творческих ответов на подобные профессиональные заморочки, можно посоветовать почаще заглядывать, например, в таблицу-
БАБОЧКУ.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Не бояться быть идиотом
Сразу подчеркнём, что попадать в идиотское положение обычно никто не любит. И учителя исключения не составляют. Для них едва лине худшей является ситуация, когда они неожиданно обнаруживают перед учениками своё незнание, неосведомлённость в том, что хорошо известно даже детям. Избегая всеми силами таких инцидентов, они иногда — к сожалению — своей работе очень даже вредят.
Вспомним, что иногда таили иная интересная и перспективная идея, возникшая в нашей голове, вдруг гаснет от мысли Ой, а как на это отреагирует администрация В бессмертной комедии Горе от ума была предложена замечательная формулировка, ставшая своеобразным
«лейблом» подобных личностных опасений Ах Боже мой Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Для рядового учителя леденящим душу жупелом является не только родная школьная или районно-городская администрация. У весьма многих есть зверь чуть лине страшнее. И имя ему — родители. Сколько учительских начинаний и задумок чахнут прямо на корню от одной только мысли Как бы родители чего не подумали
2013_05_Bukatov_blok.indd 206 2013_05_Bukatov_blok.indd 206 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Но уж если зашла речь о родителях, то отметим вот что. Как раз к тем самым учителям, которые на своих уроках идиотами быть не очень боятся — например, не то что не скрывают, а наоборот, с парадоксальной лёгкостью умудряются даже подчеркнуть какое-то своё незнание вовремя объяснения учебного материала, — именно к ним родители очень скоро начинают относиться с особой теплотой и благодарностью. Потому что они видят уроки именно этих предметников и оказываются у их детей наиболее любимыми. Дело в том, что когда учитель на уроке не кривя душой признаётся ученикам, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это так окрыляет детей Но чтобы учитель походу урока почаще решался на подобную отвагу, ему надо накапливать особый опыт как и самому, и вместе с классом заходить в область неведомого. И путеводителем-подсказкой ему вполне может стать таблица-БАБОЧКА.
3. О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ
Н
ачнём с того, что когда ученик говорит А, всё ясно — и машет рукой, это вовсе не значит, что он действительно всё понял. Равнодушное махание рукой к пониманию не ведёт и понимания не обеспечивает. А вот когда ученик, приставая не хуже банного листа, всё талдычит, что ему вот это и то непонятно и ждёт от учителя исчерпывающих объяснений, — тут взрослому есть чему порадоваться. Ведь подобное неравнодушие как рази есть (как было подмечено чуткими герменев- тами уже давным-давно) первая ступенька той самой лестницы, которая и позволяет человеку подниматься до самых заоблачных высот пониманий, толкований и интерпретаций Приложения От неравнодушного непонимания к индивидуальному толкованию
Образовательная деятельность учителя на школьном уроке сточки зрения классической герменевтики обязательно должна включать этап распознавания в ученике той точки, в которой гнездится его ученическое непонимание. Но непонимание не какое-нибудь, а неравнодушное Поэтому в своей практике эту точку — если в том возникает необходимость — учителям уместно обозначать как точку неравнодушного непонимания. Ну, а далее (по представлениям герменевтов как академического, таки социо/игрового толка) — учителю необходимо осуществить ту или иную соответствующую герменевтическую процедуру (или скорее даже каскад герменевтических процедур. Тогда в той точке, которая для нас была исходной, сможет зародиться понимание. Но окончательным оно, конечно, не будет. Скорее всего сначала оно предстанет как клубочек недопониманий, в котором одно может быть чуднее и(или) уникальнее другого. Так что ученику — обладателю этого чудесного клубка — будет из чего выбирать и над чем голову поломать. Зато в результате ему, скорее всего, не будет стыдно за своё личностное толкование (хотя бы первое время. Таким образом, по герменевтическим представлениям, учитель на своём уроке обязан, по сути дела, прямо как в крылатом выражении, из мухи (то бишь, точки неравнодушного непонимания) сделать слона (то бишь, личностное понимание И никак иначе, потому что по- другому толкового понимания не возникает О чём в унисон твердят все философы-герменевты — и зарубежные например, В. Дильтей или М. Хайдеггер), и отечественные (смотри работы М. О. Гершинзона или А. Ф. Лосева).
2013_05_Bukatov_blok.indd 208 2013_05_Bukatov_blok.indd 208 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Но уж если зашла речь о родителях, то отметим вот что. Как раз к тем самым учителям, которые на своих уроках идиотами быть не очень боятся — например, не то что не скрывают, а наоборот, с парадоксальной лёгкостью умудряются даже подчеркнуть какое-то своё незнание вовремя объяснения учебного материала, — именно к ним родители очень скоро начинают относиться с особой теплотой и благодарностью. Потому что они видят уроки именно этих предметников и оказываются у их детей наиболее любимыми. Дело в том, что когда учитель на уроке не кривя душой признаётся ученикам, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это так окрыляет детей Но чтобы учитель походу урока почаще решался на подобную отвагу, ему надо накапливать особый опыт как и самому, и вместе с классом заходить в область неведомого. И путеводителем-подсказкой ему вполне может стать таблица-БАБОЧКА.
3. О ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ
Н
ачнём с того, что когда ученик говорит А, всё ясно — и машет рукой, это вовсе не значит, что он действительно всё понял. Равнодушное махание рукой к пониманию не ведёт и понимания не обеспечивает. А вот когда ученик, приставая не хуже банного листа, всё талдычит, что ему вот это и то непонятно и ждёт от учителя исчерпывающих объяснений, — тут взрослому есть чему порадоваться. Ведь подобное неравнодушие как рази есть (как было подмечено чуткими герменев- тами уже давным-давно) первая ступенька той самой лестницы, которая и позволяет человеку подниматься до самых заоблачных высот пониманий, толкований и интерпретаций Приложения От неравнодушного непонимания к индивидуальному толкованию
Образовательная деятельность учителя на школьном уроке сточки зрения классической герменевтики обязательно должна включать этап распознавания в ученике той точки, в которой гнездится его ученическое непонимание. Но непонимание не какое-нибудь, а неравнодушное Поэтому в своей практике эту точку — если в том возникает необходимость — учителям уместно обозначать как точку неравнодушного непонимания. Ну, а далее (по представлениям герменевтов как академического, таки социо/игрового толка) — учителю необходимо осуществить ту или иную соответствующую герменевтическую процедуру (или скорее даже каскад герменевтических процедур. Тогда в той точке, которая для нас была исходной, сможет зародиться понимание. Но окончательным оно, конечно, не будет. Скорее всего сначала оно предстанет как клубочек недопониманий, в котором одно может быть чуднее и(или) уникальнее другого. Так что ученику — обладателю этого чудесного клубка — будет из чего выбирать и над чем голову поломать. Зато в результате ему, скорее всего, не будет стыдно за своё личностное толкование (хотя бы первое время. Таким образом, по герменевтическим представлениям, учитель на своём уроке обязан, по сути дела, прямо как в крылатом выражении, из мухи (то бишь, точки неравнодушного непонимания) сделать слона (то бишь, личностное понимание И никак иначе, потому что по- другому толкового понимания не возникает О чём в унисон твердят все философы-герменевты — и зарубежные например, В. Дильтей или М. Хайдеггер), и отечественные (смотри работы М. О. Гершинзона или А. Ф. Лосева).
2013_05_Bukatov_blok.indd 208 2013_05_Bukatov_blok.indd 208 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Завидная солидность слона или воздушная лёгкость бабочки?
А теперь особо отметим, что и сами герменевты, и их последователи могут по своей идеологической закваске сильно отличаться. Если у одних герменевтов закваска окажется академической, ток любой из понятийных процедур они будут относиться с особым пиететом (что, кстати, вполне объяснимо, ведь герменевтические процедуры впервые были предложены в V веке И не кем-нибудь, а самим Августином Блаженным. Если же закваска окажется социо/игровой (что с последней четверти XX века стало вполне возможным, то выросшие на ней герменев- тык своим понятийным процедурам будут относиться иначе, а именно гораздо спокойнее. Проиллюстрировать суть этого различия можно на сопоставлении образа слона и бабочки СЛОНА как олицетворения внушительной солидности и БАБОЧКИ как символа лёгкости и порхающей несерьёзности. Так вот, последователи академической герменевтики к предстоящим процедурам настроены относиться с благоговением как к наиграндиознейшему слону, обслуживание которого весьма трудоёмко и далеко не каждому по плечу. Тогда как последователи герменевтики социо/игровой в предстоящих процедурах склонны видеть нечто лёгонь- кое, ситуативно-изменчивое, но достаточно хрупкое — то есть нечто похожее на одну из тех милых бабочек, за которыми дети так любят гоняться под ласковыми лучами летнего солнышка. Теперь обратим внимание на то, что герменевт академического толка, если и придёт в школу, то для того, чтобы диктовать учителю, что тому нужно делать незамедлительно и неукоснительно. А герменевт социо/игрового толка, вместо того, чтобы что-то диктовать, начнёт провоцировать учительскую смекалку и интуицию. Это чтобы учитель именно в них находил указания, что же ему на своих уроках нужно делать и как поступать 209 2013_05_Bukatov_blok.indd 209 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Завидная солидность слона или воздушная лёгкость бабочки?
А теперь особо отметим, что и сами герменевты, и их последователи могут по своей идеологической закваске сильно отличаться. Если у одних герменевтов закваска окажется академической, ток любой из понятийных процедур они будут относиться с особым пиететом (что, кстати, вполне объяснимо, ведь герменевтические процедуры впервые были предложены в V веке И не кем-нибудь, а самим Августином Блаженным. Если же закваска окажется социо/игровой (что с последней четверти XX века стало вполне возможным, то выросшие на ней герменев- тык своим понятийным процедурам будут относиться иначе, а именно гораздо спокойнее. Проиллюстрировать суть этого различия можно на сопоставлении образа слона и бабочки СЛОНА как олицетворения внушительной солидности и БАБОЧКИ как символа лёгкости и порхающей несерьёзности. Так вот, последователи академической герменевтики к предстоящим процедурам настроены относиться с благоговением как к наиграндиознейшему слону, обслуживание которого весьма трудоёмко и далеко не каждому по плечу. Тогда как последователи герменевтики социо/игровой в предстоящих процедурах склонны видеть нечто лёгонь- кое, ситуативно-изменчивое, но достаточно хрупкое — то есть нечто похожее на одну из тех милых бабочек, за которыми дети так любят гоняться под ласковыми лучами летнего солнышка. Теперь обратим внимание на то, что герменевт академического толка, если и придёт в школу, то для того, чтобы диктовать учителю, что тому нужно делать незамедлительно и неукоснительно. А герменевт социо/игрового толка, вместо того, чтобы что-то диктовать, начнёт провоцировать учительскую смекалку и интуицию. Это чтобы учитель именно в них находил указания, что же ему на своих уроках нужно делать и как поступать 209 2013_05_Bukatov_blok.indd 209 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения И ещё одна немаловажная характеристика будет отличать приверженца социо/игровой герменевтики от истых последователей герменевтики академической. На вопрос кому же — учителю или ученику — придётся на школьном уроке искать исходные точки неравнодушного непонимания, чтобы потом попрочней обхватить их манжетою той или иной герменевтической процедуры (в видели мало- поворотливого, но солидного слона или в виде юркой, но пугливой бабочки) — приверженцы академической герменевтики дают ответ, который не совпадет с ответом последователей социо/игровой герменевтики.
Если отвечающий считает, что учитель (или более осторожно — учитель вместе с учеником, то он стоит на тропинке, ведущей в лагерь академистов. А вот если он считает, что ученик, то он, как это ни покажется странным, находится на тропинке, хоть и весьма причудливо вьющейся, но ведущей всё-таки в лагерь сторонников социо/
игровой педагогики. Как же так почему Учительская дилемма держать ли руку на пульсе или лучше свой нос не совать?
Дело тут вот в чём. В самом начале урока найти в душах каждого из учеников некие точки неравнодушного непонимания учитель при всём желании и при всей своей замечательной квалификации никак не может. Ведь в классе столько учеников Разве мыслимо с каждым из них детально разобраться, для каждого определить индивидуально-конкретный подходи подобрать нужную индивидуальную деятельность Тут не только никакого урока, но и никаких мозгов не хватит, не то что у учителя, а даже у семи пядей во лбу академика. По большому счёту, школьного урока может не хватить на подобную возню даже с одним-единственным учеником (опыт возникшей моды на получение индивидуальных консультаций у какого-нибудь крутого психоаналитика яркое тому подтверждение. Поэтому учителя 210 2013_05_Bukatov_blok.indd 210 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Если отвечающий считает, что учитель (или более осторожно — учитель вместе с учеником, то он стоит на тропинке, ведущей в лагерь академистов. А вот если он считает, что ученик, то он, как это ни покажется странным, находится на тропинке, хоть и весьма причудливо вьющейся, но ведущей всё-таки в лагерь сторонников социо/
игровой педагогики. Как же так почему Учительская дилемма держать ли руку на пульсе или лучше свой нос не совать?
Дело тут вот в чём. В самом начале урока найти в душах каждого из учеников некие точки неравнодушного непонимания учитель при всём желании и при всей своей замечательной квалификации никак не может. Ведь в классе столько учеников Разве мыслимо с каждым из них детально разобраться, для каждого определить индивидуально-конкретный подходи подобрать нужную индивидуальную деятельность Тут не только никакого урока, но и никаких мозгов не хватит, не то что у учителя, а даже у семи пядей во лбу академика. По большому счёту, школьного урока может не хватить на подобную возню даже с одним-единственным учеником (опыт возникшей моды на получение индивидуальных консультаций у какого-нибудь крутого психоаналитика яркое тому подтверждение. Поэтому учителя 210 2013_05_Bukatov_blok.indd 210 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
«академисты» поступают следующим образом. Дома вечерком на глазок прикинут, какая именно исходная точка скорее всего может сработать у среднеарифметического ученика. (Особо отметим, что именно так поступают и авторы многих традиционных школьных методик, о чём свидетельствует использование ими в рекомендациях слова ученик в единственном числе, позволяющее авторам огульно приписывать всем своим рассуждениям универсально-собирательное значение. А наутро — закрыв глаза, вперёд! И никаких тебе индивидуальных подходов, никаких «здесь-и-сейчас»! Всё остаётся на бумаге в качестве благих намерений, тех самых, которые суровая реальность школьной повседневности вынуждает откладывать в долгий ящик»…
Всё это — расплата учителей за желание держать руку на пульсе, то есть быть в курсе всего происходящего на уроке. Зачем Чтобы вовремя вмешаться и своим ученикам в чём-то помочь (например, допущенную ими ошибку незамедлительно исправить, или о чём-то предусмотрительно напомнить, а потом за что-то обязательно похвалить (или поругать. И обратим особое внимание, что вмешаться не абы куда, а в святая святых — в самую сердцевину процесса индивидуального понимания (и/или усвоения) нового учебного материала Да ещё — каждого из учеников, сидящих перед учительским столом!..
Планы воистину наполеоновские. Поэтому и результат учительских попыток контролировать интеллектуальную пульсацию учеников получается довольно плачевным. Вот уж действительно Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Истовые сторонники социо/игровой педагогики поступают совсем по-другому. Они весьма серьёзно настраивают себя на то, чтобы свой учительский нос вовремя урока в души учеников то и дело не совать. Вместо этого, засучив рукава, буквально каждую минутку своего урока так обустраивать деятельность учеников, чтобы каждый из них был бы поглощён своими собственными ситуационно-деловыми открытиями.
2013_05_Bukatov_blok.indd 211 2013_05_Bukatov_blok.indd 211 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
«академисты» поступают следующим образом. Дома вечерком на глазок прикинут, какая именно исходная точка скорее всего может сработать у среднеарифметического ученика. (Особо отметим, что именно так поступают и авторы многих традиционных школьных методик, о чём свидетельствует использование ими в рекомендациях слова ученик в единственном числе, позволяющее авторам огульно приписывать всем своим рассуждениям универсально-собирательное значение. А наутро — закрыв глаза, вперёд! И никаких тебе индивидуальных подходов, никаких «здесь-и-сейчас»! Всё остаётся на бумаге в качестве благих намерений, тех самых, которые суровая реальность школьной повседневности вынуждает откладывать в долгий ящик»…
Всё это — расплата учителей за желание держать руку на пульсе, то есть быть в курсе всего происходящего на уроке. Зачем Чтобы вовремя вмешаться и своим ученикам в чём-то помочь (например, допущенную ими ошибку незамедлительно исправить, или о чём-то предусмотрительно напомнить, а потом за что-то обязательно похвалить (или поругать. И обратим особое внимание, что вмешаться не абы куда, а в святая святых — в самую сердцевину процесса индивидуального понимания (и/или усвоения) нового учебного материала Да ещё — каждого из учеников, сидящих перед учительским столом!..
Планы воистину наполеоновские. Поэтому и результат учительских попыток контролировать интеллектуальную пульсацию учеников получается довольно плачевным. Вот уж действительно Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Истовые сторонники социо/игровой педагогики поступают совсем по-другому. Они весьма серьёзно настраивают себя на то, чтобы свой учительский нос вовремя урока в души учеников то и дело не совать. Вместо этого, засучив рукава, буквально каждую минутку своего урока так обустраивать деятельность учеников, чтобы каждый из них был бы поглощён своими собственными ситуационно-деловыми открытиями.
2013_05_Bukatov_blok.indd 211 2013_05_Bukatov_blok.indd 211 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения Поэтому в социо/игровом стиле обучения есть такая заповедь о том, насколько урок получился насыщенными полноценным, нужно судить не по впечатлениям проведшего его учителя, а по впечатлениям самих детей, отсидевших весь этот урок. А их эмоции всегда хорошо видны и по выражению лиц, и по особенностям поведения. О личностных перспективах ученической деятельности
Вернёмся к нашей таблице. Все эти ухищрения с гнутыми рядами и дважды повторенными столбцами понадобились для того, чтобы учителя в этой табличке-БАБОЧКЕ могли находить самые что ни наесть актуальные для различных ситуаций своих уроков действенные прогнозы. Например, как станут пересекаться и взаимно влиять друг на друга те самые личностные перспективы деятельности, которые обязательно будут возникать в голове у каждого из учеников, усевшихся за своими партами на очередном уроке по расписанию.
Если учитель ориентируется в возможном разнообразии личностных перспектив ученической деятельности на конкретном уроке, то он более или менее уверенно будет прогнозировать, каким образом ему на предстоящем уроке, во-первых, личностные перспективы всех учеников наиболее удачно между собой поперекрещивать, а во-вторых, — что, пожалуй, для него будет даже главнее предыдущего — каких покрепче сдружить с новым материалом, предусмотренным школьной программой?
И получается, что учителю, который частенько заглядывает в таблицу-БАБОЧКУ, удобнее и легче решать, по какому из возможных путей ему сегодня стоит двигаться то ли по пути вечернего продумывания всех деталей ожидаемых результатов на предстоящем уроке, то ли по пути продумывания такой режиссуры урока, детали результатов которой будут по сути непредсказуемыми. То есть они будут зависеть от работы детей непосредственно вовремя проведения урока 212 2013_05_Bukatov_blok.indd 212 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Вернёмся к нашей таблице. Все эти ухищрения с гнутыми рядами и дважды повторенными столбцами понадобились для того, чтобы учителя в этой табличке-БАБОЧКЕ могли находить самые что ни наесть актуальные для различных ситуаций своих уроков действенные прогнозы. Например, как станут пересекаться и взаимно влиять друг на друга те самые личностные перспективы деятельности, которые обязательно будут возникать в голове у каждого из учеников, усевшихся за своими партами на очередном уроке по расписанию.
Если учитель ориентируется в возможном разнообразии личностных перспектив ученической деятельности на конкретном уроке, то он более или менее уверенно будет прогнозировать, каким образом ему на предстоящем уроке, во-первых, личностные перспективы всех учеников наиболее удачно между собой поперекрещивать, а во-вторых, — что, пожалуй, для него будет даже главнее предыдущего — каких покрепче сдружить с новым материалом, предусмотренным школьной программой?
И получается, что учителю, который частенько заглядывает в таблицу-БАБОЧКУ, удобнее и легче решать, по какому из возможных путей ему сегодня стоит двигаться то ли по пути вечернего продумывания всех деталей ожидаемых результатов на предстоящем уроке, то ли по пути продумывания такой режиссуры урока, детали результатов которой будут по сути непредсказуемыми. То есть они будут зависеть от работы детей непосредственно вовремя проведения урока 212 2013_05_Bukatov_blok.indd 212 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Как же понять, довольны они или нет?
Возможно, что с рекомендацией судить о прошедшем уроке по впечатлениям не учительским, а ученическим, кто-то из читателей не будет согласен, мысленно возражая, например, так Допустим, ученики пришли намой урок — ни рыба, ни мясо. Но вот 45 минут проходит, а они какими на него пришли, такими же и уходят. Но я-то старался Для них А они — ни тебе радости, ни недовольства. Ни по их лицам, ни по их поведению — ничегошеньки невидно. Как же мне тогда понять, довольны ли они уроком или нет Настойчиво повторим, что увлечённость, недовольство или равнодушие проявляются на лицах ив поведении школьников столь ярко, что отличить одно от другого никакого труда не составляет. И если ученики что до урока, что после него, — ни рыба, ни мясо, то, стало быть, они по уши увязли в трясине равнодушия. И прошедший урок для них не оказался исключением. А учительские старания тщетными оказались потому, что были либо недостаточно интенсивными, либо не туда направлены.
Подчеркнём, что ежедневное пребывание учеников в трясине равнодушия ничего хорошего для их дальнейшей жизни не сулит. Остаётся только надеяться, а вдруг у кого- то из школьных учителей совесть наконец-то проснётся. И хотя бы он один, засучив рукава, начнёт на своих уроках очищать от беспросветного формализма (не хуже Геракла в конюшнях царя Авгия) и учебные задания, и своё поведение, и собственную речь. Ведь в первую очередь именно учительский формализм (пусть порой даже и невольный со стороны школьного педагога) сеет в учениках апатию, индифферентность и более того — душевную чёрствость.
Справедливости ради отметим, что в процессе воспитания молодого поколения все эти ужасные состояния как то апатия, равнодушие обучаемых и т.п.) носят вполне локальный характер. К счастью или нет, но каждый день можно наблюдать, что у многих учеников от апатии
2013_05_Bukatov_blok.indd 213 2013_05_Bukatov_blok.indd 213 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Как же понять, довольны они или нет?
Возможно, что с рекомендацией судить о прошедшем уроке по впечатлениям не учительским, а ученическим, кто-то из читателей не будет согласен, мысленно возражая, например, так Допустим, ученики пришли намой урок — ни рыба, ни мясо. Но вот 45 минут проходит, а они какими на него пришли, такими же и уходят. Но я-то старался Для них А они — ни тебе радости, ни недовольства. Ни по их лицам, ни по их поведению — ничегошеньки невидно. Как же мне тогда понять, довольны ли они уроком или нет Настойчиво повторим, что увлечённость, недовольство или равнодушие проявляются на лицах ив поведении школьников столь ярко, что отличить одно от другого никакого труда не составляет. И если ученики что до урока, что после него, — ни рыба, ни мясо, то, стало быть, они по уши увязли в трясине равнодушия. И прошедший урок для них не оказался исключением. А учительские старания тщетными оказались потому, что были либо недостаточно интенсивными, либо не туда направлены.
Подчеркнём, что ежедневное пребывание учеников в трясине равнодушия ничего хорошего для их дальнейшей жизни не сулит. Остаётся только надеяться, а вдруг у кого- то из школьных учителей совесть наконец-то проснётся. И хотя бы он один, засучив рукава, начнёт на своих уроках очищать от беспросветного формализма (не хуже Геракла в конюшнях царя Авгия) и учебные задания, и своё поведение, и собственную речь. Ведь в первую очередь именно учительский формализм (пусть порой даже и невольный со стороны школьного педагога) сеет в учениках апатию, индифферентность и более того — душевную чёрствость.
Справедливости ради отметим, что в процессе воспитания молодого поколения все эти ужасные состояния как то апатия, равнодушие обучаемых и т.п.) носят вполне локальный характер. К счастью или нет, но каждый день можно наблюдать, что у многих учеников от апатии
2013_05_Bukatov_blok.indd 213 2013_05_Bukatov_blok.indd 213 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения не остаётся и следа, как только с концом уроков они выбегают за школьную ограду. Они преображаются самым что ни наесть чудесным образом. А вот сих чёрствостью дело обстоит сложнее. Шлейфе ещё долго и явственно будет тянуться за некоторыми из выпускников современных школ (создавая благоприятные условия для расцвета, например, той же армейской дедовщины. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ как один из секретов успешности обучения
М
ногие школьные методики предлагают учителю какие-то свои особые рецепты того, как ему на уроке обеспечить каждого ученика полноценно-деловой занятостью. Есть такой рецепт ив социо/игровой педагогике почаще организовывать на своих уроках работу малых групп.
Создаются эти группы, как правило, с помощью игровой жеребьёвки. Непредсказуемость результата объединения в малые группы для социо/игрового стиля обучения принципиальна, так как игровая случайность несёт в себе уникальную воспитательную — а точнее, психотерапевтическую функцию. Уникальный потенциал случайных по составу малых групп Незамысловатые детские считалочки гарантированно обеспечивают случайность выбора, которая устраивает большинство детей, помогая им легко и быстро сплотиться внутри получившихся групп. Сплочение это происходит как бы впопыхах, на скорую руку, что уже является весьма неплохим коммуникативным результатом. Поэтому учителю после того, как он с помощью игровых при-
ёмов обеспечит самозарождение в учениках деловой увлечённости, остаётся всего-то навсего не мешать дальнейшей взаимной возгонке, сопряжению и обогащению этой самой детской увлечённости.
2013_05_Bukatov_blok.indd 214 2013_05_Bukatov_blok.indd 214 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
М
ногие школьные методики предлагают учителю какие-то свои особые рецепты того, как ему на уроке обеспечить каждого ученика полноценно-деловой занятостью. Есть такой рецепт ив социо/игровой педагогике почаще организовывать на своих уроках работу малых групп.
Создаются эти группы, как правило, с помощью игровой жеребьёвки. Непредсказуемость результата объединения в малые группы для социо/игрового стиля обучения принципиальна, так как игровая случайность несёт в себе уникальную воспитательную — а точнее, психотерапевтическую функцию. Уникальный потенциал случайных по составу малых групп Незамысловатые детские считалочки гарантированно обеспечивают случайность выбора, которая устраивает большинство детей, помогая им легко и быстро сплотиться внутри получившихся групп. Сплочение это происходит как бы впопыхах, на скорую руку, что уже является весьма неплохим коммуникативным результатом. Поэтому учителю после того, как он с помощью игровых при-
ёмов обеспечит самозарождение в учениках деловой увлечённости, остаётся всего-то навсего не мешать дальнейшей взаимной возгонке, сопряжению и обогащению этой самой детской увлечённости.
2013_05_Bukatov_blok.indd 214 2013_05_Bukatov_blok.indd 214 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
Подчеркнём, что общая увлечённость класса стимулирует в каждой команде внутреннюю коммуникативность. Общение в малой группке становится всё более и более неформальным. Совместная деятельность группки учеников (даже если кто-то из них занят, казалось бы, только чем-то своим) позволяет им понимать друг друга с полуслова. А это, в свою очередь, создаёт весьма благоприятные условия для стихийного обмена информацией мнениями, установками, ситуационными открытиями, накопленными пониманиями, эмоциональными и поведенческими наработками. Правда, для стороннего наблюдателя (например, для учителя, ведущего урок) этот обмен оказывается весьма закрытым, непрозрачным, мало предсказуемыми практически неконтролируемым. Обычно это приводит некоторых учителей к мысли, что лучше обходить подобные ситуации стороной, от греха подальше. Раз свой нос сунуть нельзя, то и нечего вольницу устраивать вдруг они там малину разведут — начинает пугать себя иной учитель. И совершенно зря…
Учителям-перестраховщикам драмо/герменевти-
ческая бабочка помогает успокоиться. Потому что, как в горизонтальной маркировке (что находится в верхних и нижних колонтитулах, таки в маркировке вертикальной (что расположена на тёмном фоне, размещены подсказки учителю, какие варианты деловых перспектив могут заинтересовать (или уже заинтересовали) учеников входе их совместного выполнения в своих малых группах полученного задания. Особо подчеркнём, что система маркировки подталкивает учителя к тому, чтобы он на определённых этапах урока (а именно вовремя пиков увлечённости малых группок своей работой над заданием) начал налаживать между ними деловито-игровую коммуникативность. Тогда развитие процесса неформально-делового общения внутри группок ускоряется (или подстёгивается), наполняя жизнь каждого ученика на данном уроке эмоционально 215 2013_05_Bukatov_blok.indd 215 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Подчеркнём, что общая увлечённость класса стимулирует в каждой команде внутреннюю коммуникативность. Общение в малой группке становится всё более и более неформальным. Совместная деятельность группки учеников (даже если кто-то из них занят, казалось бы, только чем-то своим) позволяет им понимать друг друга с полуслова. А это, в свою очередь, создаёт весьма благоприятные условия для стихийного обмена информацией мнениями, установками, ситуационными открытиями, накопленными пониманиями, эмоциональными и поведенческими наработками. Правда, для стороннего наблюдателя (например, для учителя, ведущего урок) этот обмен оказывается весьма закрытым, непрозрачным, мало предсказуемыми практически неконтролируемым. Обычно это приводит некоторых учителей к мысли, что лучше обходить подобные ситуации стороной, от греха подальше. Раз свой нос сунуть нельзя, то и нечего вольницу устраивать вдруг они там малину разведут — начинает пугать себя иной учитель. И совершенно зря…
Учителям-перестраховщикам драмо/герменевти-
ческая бабочка помогает успокоиться. Потому что, как в горизонтальной маркировке (что находится в верхних и нижних колонтитулах, таки в маркировке вертикальной (что расположена на тёмном фоне, размещены подсказки учителю, какие варианты деловых перспектив могут заинтересовать (или уже заинтересовали) учеников входе их совместного выполнения в своих малых группах полученного задания. Особо подчеркнём, что система маркировки подталкивает учителя к тому, чтобы он на определённых этапах урока (а именно вовремя пиков увлечённости малых группок своей работой над заданием) начал налаживать между ними деловито-игровую коммуникативность. Тогда развитие процесса неформально-делового общения внутри группок ускоряется (или подстёгивается), наполняя жизнь каждого ученика на данном уроке эмоционально 215 2013_05_Bukatov_blok.indd 215 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
Приложения интеллектуальными впечатлениями насыщенности и полноценности проживаемых ситуаций Когда ученическая разношерстность
идёт всем на пользу
Ранее было сказано, что таблица-БАБОЧКА, помимо всего прочего, причудливо отражает возможные варианты ученических перспектив личной деятельности. Добавим, что вариативность эта становится для каждого из учеников наиболее актуальной, когда все они начинают на уроке работать в условиях малых групп.
Получается, что таблица может сподвигнуть учителя на изобретение для своего очередного урока такой режиссуры, которая погружала бы в деловую занятость непросто какого-то среднеарифметического ученика, а всех тех реальных и разношерстных детей, что учатся в конкретном классе. И начнётся такая режиссура с того, что на определённом этапе урока класс разойдётся по каким- то малым группкам (очередной раз подчеркнём: в строго
непредсказуемо-игровом порядке. Итак, вместо привычного фронтального задания классу для индивидуального выполнения (с последующим неизбежным отчитыванием нерадивых, нарушающих стройность фронтальной линии качественности современного обучения) социо/игровой стиль обучения предлагает учителю сначала объединить учеников в несколько малых группок, а затем каждой из них дать одно и тоже задание это чтобы ученикам было сподручно сравнивать, судить и делать комплексные выводы и об изучаемом материале, и друг о друге, и о самих себе. Подобная режиссура урока оказывается гораздо эффективней, чем проведение, например, фронтальной проверки со всеми обычно присущими ей дисциплинарными инсталляциями (как со стороны учителя, таки со стороны учеников, суровым (или истеричным) разбором допущенных ошибок и формальным (или тенденциозно заинтересованным) выявлением победителей.
2013_05_Bukatov_blok.indd 216 2013_05_Bukatov_blok.indd 216 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
идёт всем на пользу
Ранее было сказано, что таблица-БАБОЧКА, помимо всего прочего, причудливо отражает возможные варианты ученических перспектив личной деятельности. Добавим, что вариативность эта становится для каждого из учеников наиболее актуальной, когда все они начинают на уроке работать в условиях малых групп.
Получается, что таблица может сподвигнуть учителя на изобретение для своего очередного урока такой режиссуры, которая погружала бы в деловую занятость непросто какого-то среднеарифметического ученика, а всех тех реальных и разношерстных детей, что учатся в конкретном классе. И начнётся такая режиссура с того, что на определённом этапе урока класс разойдётся по каким- то малым группкам (очередной раз подчеркнём: в строго
непредсказуемо-игровом порядке. Итак, вместо привычного фронтального задания классу для индивидуального выполнения (с последующим неизбежным отчитыванием нерадивых, нарушающих стройность фронтальной линии качественности современного обучения) социо/игровой стиль обучения предлагает учителю сначала объединить учеников в несколько малых группок, а затем каждой из них дать одно и тоже задание это чтобы ученикам было сподручно сравнивать, судить и делать комплексные выводы и об изучаемом материале, и друг о друге, и о самих себе. Подобная режиссура урока оказывается гораздо эффективней, чем проведение, например, фронтальной проверки со всеми обычно присущими ей дисциплинарными инсталляциями (как со стороны учителя, таки со стороны учеников, суровым (или истеричным) разбором допущенных ошибок и формальным (или тенденциозно заинтересованным) выявлением победителей.
2013_05_Bukatov_blok.indd 216 2013_05_Bukatov_blok.indd 216 17.05.2013 16:35:04 17.05.2013 16:35:04
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
И заметьте, что работа малых группок случайного состава (особо подчеркнём, что случайной не только для учеников, но и для учителя, как и ученические впечатления о деловой насыщенности урока, не находятся в прямой зависимости от успеваемости самих этих учеников, от их ранее проявленных способностей и уже существовавших у них интересов (что для педагогики весьма важно. На таком уроке и слабый ученик может наконец-то вкусить радость победы и чувство окрыления от делового успеха группы. Да и сильного ученика могут ждать свои сюрпризы — например, неожиданная горечь поражения, которая для его личного опыта может оказаться весьма полезным приобретением. Как показывает опыт многих учителей, выбравших социо/игровой стиль обучения, ученическая разношерстность в классах просто-таки необходима, потому что именно она лучше всего приводит к появлению в классе тотальной эмоциональной установки на всестороннюю креативность.
Таблица-БАБОЧКА позволяет учителям не только внутренне подготовиться к тем предлагаемым обстоятельствам урока, о которых в методической литературе обычно предпочитают особо не распространяться, но и поворачивать их в выгодную для обучения сторону. Открывать же глаза на эти самые предлагаемые обстоятельства и считаться сними нам помогает герменевтика. Это она напоминает нам, что субъективность эффекта понимания с одной стороны неизбежна, ас другой непредсказуема — таково естество человека, с которым любому учителю лучше считаться как с самым главным определяющим обстоятельством своей профессиональной деятельности. Оно требует вести свои уроки так, чтобы любой из присутствующих детей, обнаружив свою точку непонимания, в любой момент занятия мог бы не только обогащаться каким-то личным открытием, но и свободно поделиться им со своими столь же неравнодушными соседями (при этом невольно сравнивая значимость своей находки, понимания и открытия со значи-
2013_05_Bukatov_blok.indd 217 2013_05_Bukatov_blok.indd 217 17.05.2013 16:35:05 17.05.2013 16:35:05
И заметьте, что работа малых группок случайного состава (особо подчеркнём, что случайной не только для учеников, но и для учителя, как и ученические впечатления о деловой насыщенности урока, не находятся в прямой зависимости от успеваемости самих этих учеников, от их ранее проявленных способностей и уже существовавших у них интересов (что для педагогики весьма важно. На таком уроке и слабый ученик может наконец-то вкусить радость победы и чувство окрыления от делового успеха группы. Да и сильного ученика могут ждать свои сюрпризы — например, неожиданная горечь поражения, которая для его личного опыта может оказаться весьма полезным приобретением. Как показывает опыт многих учителей, выбравших социо/игровой стиль обучения, ученическая разношерстность в классах просто-таки необходима, потому что именно она лучше всего приводит к появлению в классе тотальной эмоциональной установки на всестороннюю креативность.
Таблица-БАБОЧКА позволяет учителям не только внутренне подготовиться к тем предлагаемым обстоятельствам урока, о которых в методической литературе обычно предпочитают особо не распространяться, но и поворачивать их в выгодную для обучения сторону. Открывать же глаза на эти самые предлагаемые обстоятельства и считаться сними нам помогает герменевтика. Это она напоминает нам, что субъективность эффекта понимания с одной стороны неизбежна, ас другой непредсказуема — таково естество человека, с которым любому учителю лучше считаться как с самым главным определяющим обстоятельством своей профессиональной деятельности. Оно требует вести свои уроки так, чтобы любой из присутствующих детей, обнаружив свою точку непонимания, в любой момент занятия мог бы не только обогащаться каким-то личным открытием, но и свободно поделиться им со своими столь же неравнодушными соседями (при этом невольно сравнивая значимость своей находки, понимания и открытия со значи-
2013_05_Bukatov_blok.indd 217 2013_05_Bukatov_blok.indd 217 17.05.2013 16:35:05 17.05.2013 16:35:05
Приложения мостью соседских находок, пониманий и открытий. Это создаёт самые сказочные условия для продвижения каждого из учеников в свою собственную зону ближайшего развития (по Выготскому). Для того, чтобы подобные ситуации как можно чаще возникали в повседневности и начальной, и средней, и даже старшей школы (причём на уроках по любой из учебных дисциплин, и была создана драмо/герменев-
тическая БАБОЧКА. ПРОЦЕДУРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ
герменевтической цепочки понимания»
В социо/игровой герменевтике существует так называемая процедурная цепочка неких взаимосвязанных приёмов, приводящих клич- ностному пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. На БАБОЧКЕ эта цепочка воспроизведена дважды на правом крылышке и на левом.
Напомним, что верхние и нижние колонтитулы содержат герменевтическую маркировку. Расположенные друг над другом ячейки верхнего и нижнего колонтитулов как бы образуют обособленные звенья, которые своим следованием друг за другом близки к образу цепочки. И каждое звено-столбец этой цепочки имеет своё начало в верхнем колонтитуле) и своё завершение (в нижнем колонтитуле. В верхнем колонтитуле каждого из звеньев приведены ключевые слова, связанные с содержанием организуемой учителем соответствующей герменевтической процедуры или, что, пожалуй, будет точнее, — определённого звена герменевтической цепочки. А в нижних — ключевые слова, указующие на психолого-личностные приобретения, возникающие у учеников к концу данного звена процедурной цепочки 218 2013_05_Bukatov_blok.indd 218 17.05.2013 16:35:05 17.05.2013 16:35:05
тическая БАБОЧКА. ПРОЦЕДУРНАЯ ДРАМАТУРГИЯ
герменевтической цепочки понимания»
В социо/игровой герменевтике существует так называемая процедурная цепочка неких взаимосвязанных приёмов, приводящих клич- ностному пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. На БАБОЧКЕ эта цепочка воспроизведена дважды на правом крылышке и на левом.
Напомним, что верхние и нижние колонтитулы содержат герменевтическую маркировку. Расположенные друг над другом ячейки верхнего и нижнего колонтитулов как бы образуют обособленные звенья, которые своим следованием друг за другом близки к образу цепочки. И каждое звено-столбец этой цепочки имеет своё начало в верхнем колонтитуле) и своё завершение (в нижнем колонтитуле. В верхнем колонтитуле каждого из звеньев приведены ключевые слова, связанные с содержанием организуемой учителем соответствующей герменевтической процедуры или, что, пожалуй, будет точнее, — определённого звена герменевтической цепочки. А в нижних — ключевые слова, указующие на психолого-личностные приобретения, возникающие у учеников к концу данного звена процедурной цепочки 218 2013_05_Bukatov_blok.indd 218 17.05.2013 16:35:05 17.05.2013 16:35:05
О таблице-бабочке социо/игрового стиля обучения
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18