ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1444
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Органы законодательной власти
субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ
олицетворяют народное представительство и осуществляют глав- ным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разде- ления властей, который закреплен во всех конституциях и уста- вах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотно-
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 731
шениях с исполнительной властью законодательные (представи- тельные) органы различных субъектов РФ неодинаковы.
Различия касаются и форм организации законодательного про- цесса, процедуры рассмотрения вопросов.
В некоторых регионах периодически возникают конфронта- ционные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену по- литической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее замет- ной, поскольку самые принципиальные вопросы государствен- ной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фунда- ментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.
Федеральные законодательные принципы. Эти принципы закре- плены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В За- коне установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единствен- ным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наимено- вание и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъ- екта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также ус- танавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Федеральным законом установлено, что не менее 50% депута- тов законодательного органа государственной власти субъек- та РФ (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат)
должны избираться по единому избирательному округу пропор- ционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в де- путаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответ- ствии с законодательством о выборах.
Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной посто- янной основе, устанавливается законодательным органом само- стоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного
732 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации органа избрано не менее двух третей от установленного числа де- путатов.
Право законодательной инициативы в законодательном орга- не субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного ор- гана), представительным органам местного самоуправления.
Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общест- венным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.
В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции,
не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией
(уставом) и законом субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа го- сударственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае роспуска указанного органа высшим должностным ли- цом или вступления в силу решения соответствующего суда.
Высшее должностное лицо вправе принять решение о досроч- ном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ,
федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а за- конодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Законодательный орган принимает конституцию (устав) и по- правки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодатель- ное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предме- там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Прези- дента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ
полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с за- конодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 733
Законом субъекта РФ утверждается бюджет и бюджеты вне- бюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего ис- полнительного органа государственной власти, устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления,
налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания,
порядок управления и распоряжения собственностью субъек- та РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов и др.
Если законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного преду- смотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и после истече- ния данного срока судом установлено, что в результате были соз- даны препятствия для реализации полномочий федеральных ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправле- ния, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ
выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.
Если же в течение трех месяцев после этого законодательный орган не принял в пределах своих полномочий меры по исполне- нию решений суда, Президент РФ вправе распустить этот орган власти. Полномочия прекращаются со дня вступления в силу ре- шения Президента. Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному органу или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать од- ного года со дня вступления в силу решения суда.
Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с феде- ральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 января
2002 г. признал неконституционным положение Конституции
Татарстана, согласно которому пассивным избирательным пра- вом на выборах в Госсовет Республики по административно-тер- риториальным избирательным округам обладают лишь постоян- но проживающие или работающие на территории округа лица.
734 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Решение Суда носит общеобязательный характер для всех анало- гичных норм в других субъектах РФ.
Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть де- путатом Государственной Думы или членом Совета Федерации
Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государ- ственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципаль- ные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются консти- туцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно- процессуальных или административно-процессуальных действий,
проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств,
переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных ме- роприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или ад- министративным делам, установленный федеральными законами.
Депутат не может быть привлечен к уголовной или админист- ративной ответственности за высказанное мнение, позицию, вы- раженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномо- чий. Данное положение не распространяется на случаи, когда де- путатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена фе- деральным законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля
2002 г. подтвердил свою прежнюю правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматри- вать освобождение его от уголовной и административной ответ-
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 735
ственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской
Федерации.
В то же время Суд указал на необходимость специальных га- рантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий, к числу которых относится публично-право- вой институт парламентской неприкосновенности, призванной оградить депутата от неправомерного вмешательства в его дея- тельность, от попыток оказать на него давление путем привлече- ния или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Конституционный Суд указал на общепризнан- ный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата,
в том числе по истечении сроков полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответствен- ности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голо- совании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Но запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответ- ственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно- и административно-процес- суального характера без согласия законодательного органа субъ- екта РФ не соответствует Конституции РФ.
Федеральный судебный контроль. Принципиальный и важный вопрос связан с возможностью федеральных судов, находящихся на территории того или иного субъекта РФ, отменять законы,
принятые законодательным органом этого субъекта РФ в случае их противоречия федеральному закону. Длительное время суды по протесту прокуроров объявляли такие законы недействитель- ными, т. е. утрачивающими силу с самого момента их принятия.
Конституционный Суд РФ рассматривал запрос по этому вопро- су и установил в постановлении от 11 апреля 2000 г., что суды не вправе объявлять законы субъектов РФ недействительными (это,
в частности, нарушает принцип разделения властей, ибо означает вторжение судебной власти в прерогативы парламента). В то же время было признано конституционным объявлять закон субъек- та РФ, противоречащий федеральному закону, недействующим,
т. е. не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законода- тельным органом субъекта РФ. При этом, естественно, сохраня- ется конституционное право соответствующих органов и лиц об-
736 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ращаться в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке конституционности федерального закона или закона субъек- та РФ.
Республики. Наиболее распространенными, общеупотреби- тельными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание,
Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Не- которые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал — парламент в Тыве, Народное
Собрание — Халньа Гулам — парламент в Ингушетии и др.). Кон- ституции закрепляют их как высшие законодательные и предста- вительные органы государственной власти.
Представительные органы в республиках избираются на осно- ве всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай- ном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право уча- ствовать в выборах и проживающий в республике. Сроки полно- мочий парламентов колеблются в пределах четырех-пяти лет.
Порядок избрания в законодательный орган иногда отклонял- ся от положений, установленных федеральными законами, что приводило к нарушению важнейшего принципа представитель- ной демократии: равенства голосов избирателей. Так, в Башкор- тостане Законом «О выборах депутатов Государственного Собра- ния» от 13 октября 1994 г. было предусмотрено, что для регистра- ции в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5% от общего числа избирателей округа, хотя по Федеральному закону максимальное число подписей не может превышать 2%. Этим же Законом Баш- кортостана была введена обязанность предоставления в окруж- ную избирательную комиссию списка из не менее 100 человек,
проголосовавших за выдвижение в кандидаты в депутаты, хотя
Федеральный закон этого не предусматривал.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 21 июня 1996 г. по делу о проверке положений Закона Республики Башкортостан на- помнил, что субъект РФ вправе наряду с основными гарантиями из- бирательных прав граждан, закрепленными Федеральным законом,
установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав, ука- зал, что, завысив требования, республиканский закон поставил граж- дан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъек-
субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ
олицетворяют народное представительство и осуществляют глав- ным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разде- ления властей, который закреплен во всех конституциях и уста- вах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотно-
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 731
шениях с исполнительной властью законодательные (представи- тельные) органы различных субъектов РФ неодинаковы.
Различия касаются и форм организации законодательного про- цесса, процедуры рассмотрения вопросов.
В некоторых регионах периодически возникают конфронта- ционные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену по- литической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее замет- ной, поскольку самые принципиальные вопросы государствен- ной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фунда- ментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.
Федеральные законодательные принципы. Эти принципы закре- плены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В За- коне установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единствен- ным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наимено- вание и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъ- екта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также ус- танавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.
Федеральным законом установлено, что не менее 50% депута- тов законодательного органа государственной власти субъек- та РФ (в двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта РФ не менее 50% депутатов одной из палат)
должны избираться по единому избирательному округу пропор- ционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в де- путаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответ- ствии с законодательством о выборах.
Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной посто- янной основе, устанавливается законодательным органом само- стоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного
732 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации органа избрано не менее двух третей от установленного числа де- путатов.
Право законодательной инициативы в законодательном орга- не субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного ор- гана), представительным органам местного самоуправления.
Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общест- венным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.
В случае отклонения высшим должностным лицом закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон, одобренный в ранее принятой редакции,
не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией
(уставом) и законом субъекта РФ.
Полномочия законодательного (представительного) органа го- сударственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае роспуска указанного органа высшим должностным ли- цом или вступления в силу решения соответствующего суда.
Высшее должностное лицо вправе принять решение о досроч- ном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ,
федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а за- конодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Законодательный орган принимает конституцию (устав) и по- правки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодатель- ное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предме- там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Прези- дента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ
полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с за- конодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 733
Законом субъекта РФ утверждается бюджет и бюджеты вне- бюджетных фондов и отчеты об их исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего ис- полнительного органа государственной власти, устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления,
налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания,
порядок управления и распоряжения собственностью субъек- та РФ, порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, утверждается структура исполнительных органов и др.
Если законодательный орган в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного преду- смотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда и после истече- ния данного срока судом установлено, что в результате были соз- даны препятствия для реализации полномочий федеральных ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправле- ния, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ
выносит предупреждение законодательному органу субъекта РФ.
Если же в течение трех месяцев после этого законодательный орган не принял в пределах своих полномочий меры по исполне- нию решений суда, Президент РФ вправе распустить этот орган власти. Полномочия прекращаются со дня вступления в силу ре- шения Президента. Срок, в течение которого Президент вправе вынести предупреждение законодательному органу или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать од- ного года со дня вступления в силу решения суда.
Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с феде- ральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 января
2002 г. признал неконституционным положение Конституции
Татарстана, согласно которому пассивным избирательным пра- вом на выборах в Госсовет Республики по административно-тер- риториальным избирательным округам обладают лишь постоян- но проживающие или работающие на территории округа лица.
734 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации
Решение Суда носит общеобязательный характер для всех анало- гичных норм в других субъектах РФ.
Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть де- путатом Государственной Думы или членом Совета Федерации
Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государ- ственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципаль- ные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются консти- туцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно- процессуальных или административно-процессуальных действий,
проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств,
переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных ме- роприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или ад- министративным делам, установленный федеральными законами.
Депутат не может быть привлечен к уголовной или админист- ративной ответственности за высказанное мнение, позицию, вы- раженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномо- чий. Данное положение не распространяется на случаи, когда де- путатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена фе- деральным законом.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 апреля
2002 г. подтвердил свою прежнюю правовую позицию, согласно которой законодатель субъекта РФ, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматри- вать освобождение его от уголовной и административной ответ-
Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ 735
ственности, установленной федеральным законом, поскольку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской
Федерации.
В то же время Суд указал на необходимость специальных га- рантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий, к числу которых относится публично-право- вой институт парламентской неприкосновенности, призванной оградить депутата от неправомерного вмешательства в его дея- тельность, от попыток оказать на него давление путем привлече- ния или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Конституционный Суд указал на общепризнан- ный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата,
в том числе по истечении сроков полномочий. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответствен- ности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голо- совании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Но запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответ- ственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно- и административно-процес- суального характера без согласия законодательного органа субъ- екта РФ не соответствует Конституции РФ.
Федеральный судебный контроль. Принципиальный и важный вопрос связан с возможностью федеральных судов, находящихся на территории того или иного субъекта РФ, отменять законы,
принятые законодательным органом этого субъекта РФ в случае их противоречия федеральному закону. Длительное время суды по протесту прокуроров объявляли такие законы недействитель- ными, т. е. утрачивающими силу с самого момента их принятия.
Конституционный Суд РФ рассматривал запрос по этому вопро- су и установил в постановлении от 11 апреля 2000 г., что суды не вправе объявлять законы субъектов РФ недействительными (это,
в частности, нарушает принцип разделения властей, ибо означает вторжение судебной власти в прерогативы парламента). В то же время было признано конституционным объявлять закон субъек- та РФ, противоречащий федеральному закону, недействующим,
т. е. не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законода- тельным органом субъекта РФ. При этом, естественно, сохраня- ется конституционное право соответствующих органов и лиц об-
736 Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации ращаться в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке конституционности федерального закона или закона субъек- та РФ.
Республики. Наиболее распространенными, общеупотреби- тельными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание,
Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Не- которые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал — парламент в Тыве, Народное
Собрание — Халньа Гулам — парламент в Ингушетии и др.). Кон- ституции закрепляют их как высшие законодательные и предста- вительные органы государственной власти.
Представительные органы в республиках избираются на осно- ве всеобщего, равного и прямого избирательного права при тай- ном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право уча- ствовать в выборах и проживающий в республике. Сроки полно- мочий парламентов колеблются в пределах четырех-пяти лет.
Порядок избрания в законодательный орган иногда отклонял- ся от положений, установленных федеральными законами, что приводило к нарушению важнейшего принципа представитель- ной демократии: равенства голосов избирателей. Так, в Башкор- тостане Законом «О выборах депутатов Государственного Собра- ния» от 13 октября 1994 г. было предусмотрено, что для регистра- ции в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5% от общего числа избирателей округа, хотя по Федеральному закону максимальное число подписей не может превышать 2%. Этим же Законом Баш- кортостана была введена обязанность предоставления в окруж- ную избирательную комиссию списка из не менее 100 человек,
проголосовавших за выдвижение в кандидаты в депутаты, хотя
Федеральный закон этого не предусматривал.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 21 июня 1996 г. по делу о проверке положений Закона Республики Башкортостан на- помнил, что субъект РФ вправе наряду с основными гарантиями из- бирательных прав граждан, закрепленными Федеральным законом,
установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав, ука- зал, что, завысив требования, республиканский закон поставил граж- дан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъек-